Глава 14. Беда

     Беда подкралась незаметно. Я, как всегда, жила своей жизнью и не замечала в доме ничего. Или я плохо помню начало 1951 года. Почему-то продали корову. Муза мне недавно рассказала, что отцу тогда купили новую одежду. Он поехал в отпуск в Ленинград к брату Николаю и сестре Лидии. Из отпуска он не вернулся. Уволился с работы и написал маме, что когда устроится в Ленинграде, перевезёт нас туда.

     Вот тут-то и начались изменения в нашей жизни, которые я уже помню. Первая неприятность - нас выселили из нашей квартиры. Квартира принадлежала фабрике и понадобилась тому, кто пришёл на место отца. Так как отец обещал нас забрать, то нам выделили временную жилплощадь на Садовой улице дом 9. Дело было к лету, и нам дали летнюю комнату на втором этаже коттеджа без печки, плиты, туалета. Там поместилась кровать, стол, стулья, шкаф. Готовила мать на керогазе. В туалет ходили в ведро на площадке лестницы, и его надо было выносить, спускаясь по лестнице. Даже радио не было.

     Так прошло лето. Осенью пошли в школу. Ходить стало намного дальше, чем от прежнего дома. Мама всё время работала. Не помню, писал ли отец, присылал ли деньги. Наверное присылал. Мы жили надеждами. Ведь оставить нас в летней комнате на зиму было невозможно.

     Меня охватила тревога. Я поняла бедность нашего существования. Я пошла в 7-ой класс, но у мамы не было возможности купить мне одежду, и я пошла в школу в старой саржевой юбке и чёрной ношеной ковбойке, в чём ходила в 6-ом классе. Я не помню, что мы ели. Сглаживали мою печаль и тревогу школьные уроки, моя любовь к школе.

     Однажды я делала уроки в комнате. Мама была на работе, Муза в школе. Принесли письио от папы. Я его вскрыла и стала читать. Он писал, что неизлечимо болен, что у него рак. Чтобы мы не надеялись на него и оставались в Суоярви. У меня был шок. Я от страха заревела в голос, что папа смертельно болен, что он умрёт. Я так долго и так громко плакала, что соседи снизу сбегали к маме на работу. Прибежала мама, дала мне подзатыльник, чтобы я перестала орать. Прочла письмо и видимо что-то своё поняла. Приказала мне не реветь, никому ничего не говорить и ушла на работу.

     И тут всё началось. В один день я повзрослела, потому что мать была в полной растерянности. Она спрашивала у меня: что делать? Я посоветовала немедленно ехать к отцу, на месте разобраться и решить вместе. Адрес места работы отца - завод "Большевик", прописан был в общежитии завода. И я решительно настояла съездить к отцу. Мы поехали вдвоём, а Музу оставили одну. Она мне рассказывала, как ей было страшно по ночам и голодно.

     Приехали мы поездом в Ленинград к дяде Коле. Они жили в центре на Кирочной улице. Впервые я ехала в трамвае. Меня поразил в квартире какой-то особый запах, паркет. Всю жизнь до этого в жилье присутствовал в той или иной степени запах туалета, и мы к этому привыкли. А тут особый, городской запах. И ещё аромат вкусной пищи.

     Сейчас я удивляюсь моей маме. Как она сориентировалась в незнакомом городе, как мы нашли на Невской заставе завод, пришли в управление, потом в общежитие. И там нам сказали, что Аргамаков Аркадий Николаевич только прописан здесь, а живёт на Ивановской улице, и дали адрес. Мы туда. И вот входим мы в квартиру (коммунальную), открываем дверь в комнату, а там на кровати спит папа. Первое, что я получила от проснувшегося отца, это подзатыльник со словами: Зачем ты приехала? Видно ему больше всего было передо мной стыдно. Оказалось, что он здоров, работает, сошёлся с женщиной с этого завода, у неё ребёнок - мальчик. Само объяснение родителей не помню. У меня был шок.

     Мама пыталась образумить отца с помощью дяди Коли, тёти Лиды. Всё напрасно. Мама опять обратилась ко мне: Что делать, Маюшка? И я решительно сказала, что мы должны переехать в Ленинград и попытаться вернуть отца со временем. И как нам оставаться в Суоярви без жилья, без отца и ещё с таким позором. Отец вроде согласился. Снял комнату в Рыбацком, на Каляевской улице, и мы с мамой вернулись домой, чтобы собраться  и навсегда уехать в Ленинград.

     Я не помню, чтобы я сожалела об отъезде, не помню, как прощалась со своей любимой школой. У меня в душе была такая тревога за наше будущее, за отца и мать. И этот переезд  захватил меня всецело. Не помню подробностей, как мы собрались и поехали.

     В поезде к нам подошла молодая женщина. Она узнала меня. Это была моя первая учительница Александра Афанасьевна. Мы не виделись с первого класса. Надо же было такому случиться! И ещё чудесней то, что классным руководителем в новой школе станет учительница по имени Александра Афанасьевна! Круг замкнулся. Началась другая жизнь, новый виток в моей судьбе.

                (продолжение следует)


Рецензии