***

      Книга екклесиаста, или проповедника.               

 Все суета.

 «Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
Суета сует, сказал Екклесиаст суета сует, - все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем».
   Не обошли эту тему и современные поэты:

              Сказал Екклесиаст: "Все - суета и духа есть томленье".
              Иначе видит мир теперешнее поколенье.
             Оно не повторяет фразу всуе ту.
             Оно бросается в мирскую суету.
             Ему не ведомо ни лично, ни со слуха
             Про то, что есть какое-то томленье духа.
             Оно испытывает лишь томленье тела,
             Когда слоняется без мысли и без дела.
                А. Зиновьев.

Доказательство о том, что все проходит.
«Род приходит, и род уходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, от куда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи в труде; не может человек пересказать всего; не насытится око зрением; не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ни чего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят, вот это новое; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после».

То, что все проходит, заметила даже лиса, когда с нее сдирали шкуру. Наши ученые заметили: «Все проходит, но кое-что застревает».
                А если водкой от меня разит,
                То все проходит, так или иначе.
                Проходит даже слава. Sics Transit!
                А запах водки - он пройдет тем паче.

               Зло пребывает, несмотря на мудрость и знание.
«Я Екклесиаст, царем над Израилем в Иерусалиме. И предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудрость, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Выдел я все дела, какие делаются под солнцем. И вот, все суета и томление духа! Кривое не может сделаться прямым. И чего нет, того нельзя считать. Говорил я с сердцем моим так: вот я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это – томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, умножает скорбь».

Тщета земных наслаждений.
    «Сказал я в сердце моем: давай испытаю я тебя весельем. И насладись добром; но и это -  суета! О смехе сказал я: глупость! А о веселии: что оно делает? Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое, и между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей».Богатство и труд не дают длительного удовлетворения.«Я предпринял большие дела: построил себе дома, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи, и насадил в них всякие плодовитые деревья; сделал себе водоемы для орошения из иных рощей, произрастающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; так же крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех бывших прежде меня в Иерусалиме. Собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих  - И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Что бы глаза мои ни пожелали. Я не отказывал им; не возбранял сердцу моему никакого веселья; потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих; и это разные музыкальные орудия. было моею долею от всех трудов моих.И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я.

Здесь мы видим рассуждения зажравшегося деспота, у которого от перенасыщения наступает «томление духа». Если пить вино каждый  день, то само собой ясно, какое томление духа бывает с похмелья. Он рассуждает о том, что все это дело рук его, а на самом деле сам он кроме ложки и письки в руках ни чего не держал. Все его богатства создавались трудом обездоленных рабов и рабинь. Не сам он добывал золото в рудниках, не своими руками сажал сады и виноградники, не своими руками строил дома. Чтобы один разбогател, нужно чтобы обнищали тысячи. Это мы наблюдаем и в наше время, даже наши ученые заметили: «От богатства избавиться легче, чем от нищеты».

Мудрость лучше глупости, но и та и другая прейдут.
«И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо, что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано? И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою. У мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит во тьме. Но узнал я, что одна участь постигает их всех. И сказал я в сердце моем: и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым? И сказал я в сердце моем, что и это суета. Потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и, увы! Мудрый умирает наравне с глупым. И возненавидел я жизнь: потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем;
ибо все  - суета и томление духа! И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем; потому что должен оставить все человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый он будет или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это – суета.

И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем: потому что иной человек трудится мудро, со знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудящемуся в том, как бы част его. И это – суета и зло великое! Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? Потому что все дни его – скорби, скорби, и его труды – беспокойство; даже ночью сердце его не знает покоя. И это – суета! Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это  - от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?  Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицом Божиим. И это – суета и томление духа!» 

По этому поводу можно и поспорить с автором. Наши ученые заметили, что: «Если есть на свете Бог, то он явно покровительствует дуракам». Даже есть сказка, в которой описано как некий Иван поймал щуку, и вместо того чтобы ее зажарить он ее отпустил. За это щука превратила печку в транспортное средство. Может быть, даже не без Божией помощи. Есть даже поговорка: «Дуракам везет».

Временность человеческих дел.
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться и время умирать; время насаждать и время вырывать посаженное. Время убивать и время врачевать; время разрушать и время строить. Время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать; время разбрасывать камни и время собирать камни; время обнимать и время уклоняться от объятий; время искать и время терять; время сберегать и время бросать; время раздирать и время сшивать; время молчать и время говорить; время любить  и время ненавидеть; время войне и время миру.

Что пользы работающему от того, над чем он трудится? Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том. Все сделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. 

Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий. Познал я, что все, что делает Бог, пребывает во век; к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить; и Бог делает так, чтобы благоволили пред лицом Его.

     Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было; и Бог воззовет прошедшее.   
 
Еще выдел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своем: праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там. Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные: потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества пред скотом; потому что все – суета! Все идет в одно место; все произошло их праха, и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

Итак, увидел я, что нет ни чего лучше, как наслаждаться человеку делами своими; потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?»

Автор ошибается в том, что Бог может воззвать прошедшее. Если бы это было так, то Богу не пришлось бы устраивать всемирный потоп, он просто вернул бы прошлое и мог начать все с начала. Но после того как Бог устроил Большой взрыв, и Вселенная начала разбегаться даже самому Богу стало понятно, что начался необратимый процесс. Это то же самое как: «Фарш не возможно провернуть назад, и мясо из котлет не восстановишь».

На счет судов автор прав. Даже в наше время часто судят так, что хочется спросить у судьи: «Ты скажи-ка гадина, сколько тебе дадено». Как Бог судит, и наказывает, мы хорошо знаем из Библии. Бог всегда наказывает не тех, кого следовало бы наказать.

Жизнь жестока и не справедлива.
«И обратился я, и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут досель. А блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем. Видел я также, что всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа. Глупый сидит, сложив руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.  И обратился я, и увидел еще суету под солнцем. Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. Для кого же я тружусь, и лишаю душу мою блага? И это – суета и недоброе дело!

       Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого
нет, который поднял бы его. Также если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него. И нитка, втрое скрученная, не скоро порвется».

       Так и появилась поговорка: «С миру по нитке голому петля».

       «Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы. Ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным. Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того. Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им.  И это  суета и томление духа! Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают».
 
На счет того что если один упадет, то другой поможет подняться, не совсем правильно, во многих случаях упавшего могут добить или затоптать. Наши ученые заметили: «Нашедшего выход, затопчут первым». На счет согрева тоже не совсем верно, хорошо известно, что каждый тянет одеяло на себя. Человечество, правда, исправило этот недостаток, для этого пришлось изобрести двухместный спальный мешок. По поводу зависти автор прав на все сто. Это так называемая китайская болезнь «красных глаз». Заключается она в том что: «Пусть у меня не будет ни одной коровы, но что бы у соседа не было двух». К сожалению, эта болезнь распространилась очень широко. Лекарства от нее пока еще не изобрели. Замечание о том, что человек не отличается от животных тоже верно. Человек думает, что он животное умное. Животные на этот счет, скорее всего, думают иначе. Прав автор и по поводу несправедливости на земле. Иначе и быть не может, поскольку сам Господь, Бог еврейский сотрудничает с самим Сатаной так и должно быть. Но так принято считать, что все хорошее от Бога,  а плохое от Сатаны, и в этом заключается самое большое заблуждение в религии. Из Библии мы знаем, что Сатана всего лишь исполнитель Божией воли, но, тем не менее, обладает большими полномочиями и может действовать и самостоятельно.   

Тщета богатства. Предостережение от необдуманных слов.
Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немногие. Ибо как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. Когда даешь обет Богу, то спеши исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым; что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред ангелом Божиим: это  ошибка! Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих? Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, много суеты; но ты бойся Бога. Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ним еще высший, а над ним еще высший; превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Кто любит серебро, то не насытится серебром: и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!»

      Ученые заметили:  «Богатство лучше бедности хотя бы в финансовом отношении».

       «Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им, разве только смотреть своими глазами? Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках от него. Как пришел он нагим из утробы, таким и отходит, каким пришел, и ни чего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей».

Много умных мыслей мы находим в Екклесиасте, но прошли тысячелетия, и наука не стояла на месте. Менялись времена и понятия. Наши ученые заметили что: «Кто хорошо ест, тот хорошо спит. Лучше переспать, чем недоесть. На полный желудок думается тяжело, но лояльно. Каков стол, таков и стул. Сколько волка ни корми, а у ишака толще ».  Но в сытости есть и недостатки. Еще древние заметили что: «Сытое брюхо к учению глухо». Вот, наверное, голодный человек по этому такой изобретательный. А это тоже двигатель прогресса.

    По части  работы, ученые придумали десять заповедей.
   1. Ешь потей, работай зябни, на ходу немножко спи, нас толкнули мы упали, нас подняли мы пошли.
  2. Прежде чем что-то сделать, подумай, что можно сделать, чтобы вообще ни чего не делать.
   3.  Не оставляй на завтра то, что можешь сделать послезавтра.
   4. Получив задание, не торопись его выполнить, последует противоположное, и будешь все переделывать.
   5. Сделал дело, помалкивай, а то еще что ни будь подбросят.
   6. Не попадайся начальству на глаза в рабочее время.
   7. Не делай дома то, что можешь сделать на работе.
   8. Не покупай то, что можешь стянуть с работы.
   9. Работа не козлик, в лес не убежит.
  10. Кто тянет, на того и грузят.

  Весь смысл книги Екклесиаста в том, что не суетись и бойся Бога. Но самое главное, еще больше бойся женщин.

«Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие и глупости, невежества и безумия. И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы; добрый перед Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею».

Не зря наши ученые заметили, что: «Женщина начинает интересоваться Богом, когда Сатана перестает ей интересоваться». Вот и получается такое, «Шерше ле фам».

                Взглядом холодным окинь
                Нашу чудо-планету.
                Нету на ней богинь,
                Значит, и Бога нету.   

Как тут не вспомнить царя Соломона, у которого только жен было семьсот, не считая наложниц, и это без учета ротации.

И еще святая правда в том, как пишет Екклесиаст:
Есть такая суета на земле: «Праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это – суета».
 
      Вот потому, согласно Екклесиасту, старая проститутка и учит молодую: «Главное, не суетись под клиентом». 

     На темы навеянные Екклесиастом писали и современные поэты, Лаптев, например. Дадим ему слово:   

     И если тут тоска,
     То тысячу лет пространствуй,
     Не сможешь ты их отыскать,
     Все перерыв пространство.
     Есть разница в подходе нашем к делу.
     Болезни духа ты и те приписываешь телу.
     Я же всему иду наперекор.
     И, как болезнь души, лечу даже запор.
     Отвисли старые штаны  в заду, в коленях.
     Не в человеке дела суть,   но в поколеньях.
     В карманах тщусь  сыскать  от хлеба  крохи.
     Не люди сущность бытия,  а лишь  эпохи.
     Остановите суету!   Кончайте  споры!
     Сейчас я мир переверну.  И без  опоры.

Песни песней

 Авторство книги «Песни песней» церковники
приписывают царю Соломону. Некоторые ученые в этом сомневаются. Но, учитывая большой опыт царя Соломона в любовных вопросах, можно и согласиться с мнением тех, кто считает Соломона автором этой книги. Читая «Песни песней» мы видим, что в вопросах любви мир изменился мало. Те же проблемы волнуют людей, что и во времена Соломона.

 «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя. Искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: не выдали ли вы того, которого любит душа моя?  Но едва ли отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя; ухватилась за него и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей».

Такое мы наблюдаем и в наше время. Часто стража городская, то есть милиция, могут подсказать, где можно найти клиента. Но не всегда все так благополучно заканчивается. Бывает, что стража может и поколотить искательницу возлюбленного. И даже во времена Соломона такое случалось неоднократно.

«Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? я вымыла ноги мои; как же мне марать их? Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него. Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка. Отперла я возлюбленному моему, да возлюбленный мой повернулся и ушел.  Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне. Встретили меня стражи, обходящие город; избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало  стерегущие стены». Раз сняли покрывало, значит, и использовали.

Здесь мы видим случай, когда клиент пришел по объявлению, но товар ему не понравился. Клиент убежал, и возлюбленная сама пошла искать другого. Милиции тоже не всегда благосклонно относится к подобным искательницам, так же как и во времена Соломона.

 «О как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! О – кругление бедр твоих – как ожерелье, дело рук искусного художника. Живот твой – круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями; два сосца твои, как два козленка, двойни серны; Шея твоя как столп из слоновой кости: глаза твои озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой – башня Ливанская, обращенная к Дамаску. Голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями».

И так мы узнаем из Библии, какие женщины тогда были в моде.  Эталоном красоты считалось, большой круглый живот, округлые бедра, большие груди и башнеподобный нос. В наше время другая мода. Женщины из кожи вон лезут, чтобы уменьшить бедра и живот. Идут на любые жертвы, каких только способов не придумали, чтобы похудеть. В газетах полно объявлении по этому поводу. Если нравы остались прежние, то мода сильно изменилась. Когда мы смотрим на современные модели, то видим, что женщины настоящей там нет, осталась только одна вешалка. Конечно это дело вкуса. Тоже самое и с носами, если во времена Соломона большой башнеподобный нос считался эталоном красоты, то в наше время все на оборот. По поводу моды наши ученые заметили: «Мода, это такая болезнь, которая бистро проходит». Соломон не мог обойти стороной и такое явление как ревность.

«Положи меня, как печать на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта как преисподняя, ревность; стрелы ее – пламень весьма сильный».

Сам Соломон был очень ревнивый. Но, несмотря на великолепно организованную охрану гарема, случаи измены все-таки были. Даже Соломон, при своих гигантских сексуальных возможностях, не мог удовлетворить желание тысячи жен. Известно то, что хочет женщина, хочет сам Бог. Так что ни какая охрана не могла справиться с таким гаремом. И еще Соломон пишет о том, что любовь купить нельзя.

  «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением».

Здесь Соломон противоречит сам себе, поскольку он сам покупал себе жен и наложниц по мере необходимости и даже сверх того. Все ли жены Соломона его любили это большой вопрос. Вообще их об этом и не спрашивали. Наши ученые по этому поводу заметили: «Не все продается, но все покупается». Особо в наше время рыночных отношении. Даже сам Соломон пишет:
«Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты. Виноградник был у Соломона в Ваал-Гамоне; он отдал этот виноградник сторожам; каждый должен был доставлять за плоды его тысячу серебренников. А мой виноградник у меня при себе. Тысячу пусть тебе Соломон, а двести – стерегущим
плоды его».  Как видим, сам Соломон признает, что и стерегущим кое-что от сосцов тоже доставалось примерно пятая часть. С этим можно и согласиться.    


Рецензии
Вечные истины
не стираются от повторения!

Владимир Кокшаров   07.12.2010 08:10     Заявить о нарушении