Художественная галерея в учебном заведении!
Да, такое не часто увидишь. Конечно, в вузах Санкт-Петербурга наличием музея вряд ли кого удивишь. Заходишь в здание 12 коллегий, и тут же сразу видишь вход в музей великого химика, автора рецептуры любимого сорокаградусного напитка россиян и гостей страны – Дмитрия Ивановича Менделеева. Горный институт потрясает и покоряет тебя сразу и навсегда не только полами из самоцветов, которые по красоте могут сравниться разве что с мраморными стенами дворца в Версале, но и музеем с уникальной по красоте коллекцией минералов от обычного песчаника до драгоценных камней и интересной экспозицией по палеонтологии. А между этими двумя старейшими вузами России, расположенными на набережной Невы, напротив памятника Крузенштерну находится первое учебное заведение России – Морской кадетский корпус Петра Великого.
Морской кадетский корпус – это закрытый вуз, в котором учится будущее пополнение морского флота России, сюда не заглянешь, проходя мимо по набережной: нужен не только пропуск, но и сопровождающее лицо из числа курсантов, несущих сегодня вахту. На площадке перед лестницей между двумя пушками и установленным бюстом Петра I – пост, где застыл часовой под знаменем Морского корпуса. Сопровождающий курсант проводил «авроровский десант» на второй этаж в мастерскую художника Игоря Павловича Пшеничного, воспевшего в своих работах отечественный флот. Он и был нашим гидом по галерее.
История появления картин в Морском кадетском корпусе восходит к середине ХIХ века, когда в ознаменование100-летия училища император Николай I наряду с такими раритетами, как флаги пленённых кораблей, в 1854 году подарил училищу и большую картину Синопского сражения, прародительницу картинной галереи. Дар шефа училища – Великого князя Алексея Александровича – это картина битвы брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями.
Не остался в стороне Иван Константинович Айвазовский, великий певец морской стихии, презентовавший корпусу полотно, посвящённое победе русского флота в Чесменском бою, с дарственной надписью «Приношение Морскому корпусу от профессора И.К. Айвазовского». Позже Николай II оставил свою память в Морском кадетском корпусе, подарив ему ещё одну картину живописца: «Смотр Черноморского флота на Севастопольском рейде». С 1920 г. она находится в коллекции Центрального военно-морского музея. Не только мгновения битв запечатлены в музейных фондах, но там представлен также цикл портретов флотоводцев и мореплавателей, окончивших за три столетия морской корпус. Коллекция живописи до конца ХIХ столетия находилась в разных помещениях. В 30-е годы ХХ века картины вернулись в здание корпуса, где в это время находилось Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. Историческое название Морского корпуса им. Петра Великого ему вернули в 2001 году. При очередном ремонте здания в 90-е годы было принято решение о создании в училище художественной галереи. 116 картин, акварелей, рисунков, две трети которых – это бесценные подлинники работ Боголюбова, Круговихина, французского художника Пьера Жана Волэра, Гросса, Блинова и Блинкова, не говоря уже о всемирно известном маринисте Айвазовском,– яркое свидетельство уникальности данного собрания.
Интересна история создания и появления в коллекции двух картин французского художника Волэра в 1771 году. Художник реалист, ученик Клода-Жозе Верне, работавший вместе с ним над циклом картин «Порты Франции», много лет жил в Италии и видел в Неаполе корабли Российского флота. По заказу графа А.Г. Орлова он написал две картины «Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года» и «Уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте в ночь на 26 июня 1770 года», в которых, можно сказать с исторической точностью, воспроизведены события этого победного сражения от взрыва флагманских кораблей «Евстафий» и «Реал-Мустафа» в первой картине до изображения участвовавших в сражении кораблей–во второй: линкоры «Европа», «Ростислав» и др.. Картины представляют не только художественную ценность, но и историческую, поскольку художник был очевидцем сражения, наблюдая за ним на одном из русских кораблей. Айвазовский же на своём «приношении» Морскому корпусу объединил оба этапа сражения в единое целое: на переднем плане остовы флагманских кораблей, а на заднем плане – горящие корабли турецкой флотилии.
Мне показались интересными некоторые названия боевых кораблей, как например «Не тронь меня» или «Надежда благополучия». Не правда ли оригинально, особенно первое? Широко представлены в экспозиции и картины выпускников Кадетского морского корпуса, ставших впоследствии профессиональными художниками. Первым среди них, следуя хронологии, следует отметить Алексея Петровича Боголюбова, который по личному указанию Николая I написал серию акварелей с видами морских портов и крепостей, а в 1846 году создал панораму севастопольского рейда. Даже уйдя в отставку, он остаётся «приписанным» к морскому флоту в качестве художника. Императоры заботились о сохранении истории отечественного флота. Александр II поручает ему написать историю флота Петра Великого в картинах. За серию картин о Крымской войне Боголюбову присваивают звание академика.
В экспозиции представлены панорамы портов, написанных и другими художниками, например, К.В. Круговихиным. С его работами произошла криминальная история: один из «поклонников» его 28 мая 2002 года таланта похитил из галереи одно из двух полотен, экспонируемых в галерее корпуса: "Ревель" и "Кронштадт ", которые были оценены специалистами в 45 тысяч долларов каждая. Прихватил он и подлинную работу Боголюбова, а также копию с работы Айвазовского. Заведующая сектором изобразительного фонда Военно-морского музея Вера Морозова так отозвалась о произошедшем:"Константин Круговихин является одним из первых художников-маринистов. В Российских фондах сохранилось всего четыре его работы. Дело в том, что многие картины этого талантливого художника еще при жизни были распроданы в частные коллекции. А эти две – "Кронштадт. Вид с Большого рейда" и "Ревель" – Круговихин в свое время подарил Морскому кадетскому корпусу". Забудем Герострата, не будем называть имя курсанта, совершившего кражу, он своё получил. Главное, что картины вернулись на свои места в галерее и хочется надеяться, что навсегда. Правда, вернулись они в таком виде, что потребовалась тщательная и весьма кропотливая их реставрация, произведённая художниками реставрационных мастерских Русского музея и Академии художеств.
А экскурсия продолжалась. Василий Васильевич Верещагин так же учился в кадетском корпусе, «сверхчеловек», как назвал его Репин, художник о котором Крамской сказал, что он «…больше, чем художник», человек трагической судьбы, погибший вместе с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым 31 марта 1904 года на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине под Порт-Артуром. Кто не знает его потрясающих по силе картин «Панихида» и «Апофеоз войны»? Живопись Верещагина украшает ведущие художественные музеи мира. В галерее картин Верещагина нет. А вот он сам присутствует как персонаж на одной из картин Боголюбова, как бы наблюдая за жизнью корпуса глазами художника.
Иван Константинович Айвазовский. Его работы не нуждаются в представлении. Его полотна, как и музей в родном городе мариниста – Феодосии общеизвестны. Слова не требуются, нужно только постоять перед картинами, молча посмотреть. Как гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Продолжаем осмотр. Малоизвестный эпизод истории взаимоотношений царской России с Америкой. В 1867 году американский монитор «Миантономо» бросил якоря на Большом Кронштадтском рейде. Эта встреча с американскими моряками запечатлена на картине А. Коптева. Визит вежливости в благодарность за то, что в 1863 году, в период гражданской войны Севера и Юга в Штатах, к американским берегам подошли две эскадры – одна тихоокеанского флота, вторая – атлантического, под командованием А.А. Попова и С. С. Лесковского, что способствовало сохранению целостности США.
Картины художников – маринистов советского времени также представлены в коллекции. В последние десятилетия картинная галерея пополнилась и картинами нашего гида, Игоря Павловича Пшеничного, почти через полтора века принявшего символическую эстафету от А.П. Боголюбова и художников-маринистов прошлого. Потомственный военный моряк, ещё со времени учёбы в Краснодарской художественной школы взявший кисть в руки, офицер, почти 30 лет прослуживший на Тихоокеанском и Северных флотах, участник художественных выставок с 1970 года, ученик заслуженного художника РФ И.В. Коляскина и народного художника СССР Ю.М. Непринцева, с 1994 работает в Морском корпусе Петра Великого. Автор картины «300 лет Отечественного флота», на которой впервые представлены основные исторические деятели флота. 205 персонажей! Правда, эта картина хранится в Центральном Военно-морском музее Петербурга. Художник- историограф отечественного флота создал групповой портрет и выпускников Морского кадетского корпуса (184 персонажа!), заслуженный работник культуры Российской Федерации, член союза писателей России – вот кто был нашим гидом по этой уникальной галерее.
Заканчиваем осмотр в зале, где представлены картины Игоря Павловича Пшеничного. От души благодарим его за интересный рассказ о единственной в своём роде галерее с негасимым чувством гордости за историю страны, за Санкт-Петербург, за талант русского человека, за преемственность традиций. Когда мы прощались с И.П. Пшеничным, мне вспомнились слова писателя -демократа Николая Григорьевича Чернышевского: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма». Сейчас, когда слово «патриотизм» звучит анахронизмом, практически выпав из современного лексикона, вместе с такими словами, как «совесть», «честь», «достоинство» и др., было особенно приятно восстановить в памяти тот пласт культуры и служения отечеству, с которым удалось встретиться в уникальной картинной галерее Морского корпуса Петра Великого.
Санкт-Петербург,
Ноябрь 2010 г.
Свидетельство о публикации №210120801257