Толока
(по рассказу В.Б. от 11.11.2006г.)
«Толока! Толока!» Где-то внутри меня появлялся и нарастал, а потом угасал, и вновь появлялся, крик. Именно крик: «Толока! Толока!». Я стоял среди развален мазанки, в украинской деревне где столетиями жили мои предки. Стены осыпались, окна исчезли, кровли не существовало, а балки перекрытия переломившись от гнилости, провалились и напоминали начало игры в бирюльки. И с ужасом я высчитал – прошло всего 40 лет.
Кто-то кричал: «Толока! Толока!». Я открыл глаза и сразу вспомнил – сегодня Толока. Весь вчерашний день село гудело, готовилось к предстоящим двум дням веселой работы – всем селом строить новый дом. За два дня поднимались стены, дом перекрывался и покрывался крышей. Дальше хозяева сами вставляли окна, двери и перетирали и белили стены. Сам факт – дом поднимался за два дня!
Для детворы летом были три праздника – Толока, свадьба и похороны. Такого обилия вкусного и конфет в другие дни не бывает. Самый ожидаемый –Толока.
На улицу, перед будущим домом, вытаскивали огромный казан – это начало сбора. Собирались селом охотно и без опозданий. Везли глину, солому, бревна, шифер. Начинали месить, стучать, тащить, кричать, смеяться. Детвора была везде - тоже со всеми месила, стучала, тащила, кричала и громче всех смеялась. Ближе к обеду, которого не было, когда вокруг стен дома становилось тесно, женщины начинали готовиться к ужину. Вот тут и наступал для детвора самый сладкий момент. Лучших посыльных, чем мы - не найти. Вода, дрова, подай-принеси – красота! И первый вкусный кусочек наш и причастность к важному событию, и радость, что люди могут так красиво жить и быть такими щедрыми, открытыми, на шутку – шутка, на смех-смехом, и везде работа в радость, без халтуры, без ехидства, иначе праздник испортишь – это все понимали и этого не хотели. Все созидали, даже если этого слова и не знали, но всем хотелось это делать.
Ближе к ночи хозяева звали всех к столу. Выпивали не много, завтра надо заканчивать дом, но закусывали хорошо.
- « И откуда Федор у тебя силы взялись? Пять минут назад еле доплелся до стола! А, смотри, как работает ложкой! Да, это не рубанок, этим инструментом надо владеть в совершенстве! Иначе мимо рта пронесешь!»
- « А ты не трать силы, Ванек, береги орудие своего труда, иначе нечем будет почтовые марки клеить! С работы могут уволить!»
Прошло сорок лет. Я стою со своим отцом у развалин этого дома. Почти всех сильных мужчин и женщин, строивших этот дом нет, они рядом, на кладбище. Да и деревни почти нет, поуезжали. А дом – как эхо. «Толока…Толока…».
Мне вспомнился рассказ, услышанный в 1994 году, в разгар «национального самосознания». У молдаван тоже есть такой обычай – строить селом кому-то дом. Называется –Клакэ. Так вот молодой человек со своей мамой целый день работали на постройке дома. Вечером, когда всем поливали из кувшина и подавали полотенце перед обеденным столом он обратился к своей маме на украинском и тут же получил от хозяйки замечание, что он в молдавском доме и на молдавской земле и пусть говорит на молдавском. Мать ответила: « Когда мы целый день помогали, ты не вспоминала о нашей национальности, теперь пришло время вспомнить?». Она отдала полотенце, поблагодарила за гостеприимство и вместе с сыном ушла. У них праздника не получилось.
С.А. Ревуцкий
Кишинев
Свидетельство о публикации №210120801291