Берибасар

     Он был просто ужасен. Даже сейчас, по происшествии почти 40 лет,   я содрогаюсь, вспоминая  его звериный оскал.  Кличка у него была Берибасар.  Эта была кошмарная зверина, пес неизвестной мне породы и  охранял он соседский дом.  Табличка с известной фразой «Осторожно, злая собака!» отсутствовала, потому, как крепить ее было практически не на что. Калитки как таковой тоже не было, ее заменяли две кое-как и кое-чем скрепленные  доски и висели они буквально на честном слове. Впрочем, таблички и не требовалось, в нашем поселке и без нее  все хорошо были  осведомлены о нашем «соседе» звериного рода.  Забор, который разделял наши дворы, с трудом можно назвать забором, т.к. мужиков не было ни с одной стороны, ни с другой, и поставить его было некому. Мы жили дружной семьей, моя мама-вдова и четверо ее детей. Наши соседи, счастливые обладатели Берибасара - большая казахская семья,  в которой насчитывалось 11 детей, вечно беременная хозяйка и муж-кормилец. Спросите, а почему я написала, что мужиков в наших дворах не было? Да потому, что Талгат, высокий, крепкий мужчина, хозяином в семье не был.  Всю мужскую работу и не только мужскую за него делала его худенькая, постоянно пузатая и чумазая  как самовар, жена Ардак. Талгат приходил с работы (работал вахтером),   разваливался на кошме, уютно подложив под бок подушку, и молча взирал на свое вечно копошащее  семейство. В отличие от папы, семейка была очень трудолюбивая... Так вот, забором именовалось нечто, что было выложено, выставлено, скреплено и привязано. Тут были какие-то прутики, проволока, местами доски, местами плотный картон, все это тянулось  кривой линией, которая выполняла одну миссию - показать границу наших участков. Помню, я всегда с опаской подходила к нашему забору, потому что, достаточно было,  как следует надавить на него, и он плавно ложился на бок, во всей своей красе обнажая соседский двор. А там!… А там на  нас, ощерившись, внимательно  посматривал Берибасар.  ОН гипнотизировал меня своим взглядом, и я старалась никогда не поворачиваться к нему спиной. Так и ходила вечно пятясь. Мне в ту пору было 10-11 лет. И спроси меня кто-нибудь, что страшнее всего для меня на белом свете, я, ни секунды не задумываясь, сразу бы выпалила «Берибасар!». Этого волкодава (а именно так переводится его кличка) я боялась панически.
Прежде чем выйти на улицу, я осторожно приоткрывала калитку, чтобы удостовериться, что Берибасара  рядом нет. Этот псина имел наглую привычку срываться с цепи и постоянно сидел возле своей калитки, гордо подняв свою кудлатую голову и слегка рыча на прохожих. И тогда я долго ждала какую-либо старушку, чтобы  спрятаться за нее и аккуратно перейти на другую сторону улицы. Повторяя за старухой ее бормотание :«Неткен сумдык, ан!!!» (какой ужас, зверь!!!),  быстро доходила за угол дома и только тут вздыхала спокойно. Злясь на  себя за трусость, я в то же время в уме оправдывалась - ну как не бояться  этой страхолюдины? Чисто собака Баскервилей.
    В тот злополучный вечер я задержалась в школе, в театральном кружке шла репетиция нового спектакля. Разошлись,  когда уже вовсю стемнело. Фонарей в нашем далеком казахском поселке было, раз-два и обчелся.И как раз вот это самое "раз-два" светило не на нашей улице.  Я торопилась домой, не забывая поглядывать под ноги. Забежала за угол дома и облегченно вздохнула, а вот и наш дом. Почти пришла. Возле столба была яма,  и, памятуя о ней, я  легко перепрыгнула и... тотчас тишину ночи взорвали истошные  крики: мой звериный вой вперемешку с диким визгом  собаки. Я наступила на Берибасара! В доли секунды мы отскочили друг от друга и ринулись в разные стороны. Мой крик застрял в горле, я не то, чтобы кричать, я  уже боялась  и дышать, мчалась так стремительно, что и ветру было бы меня не догнать. Стрелой одолела два  квартала и там наконец-то сообразила, что собака то не бежит за мной, а наоборот убежала прочь от меня. Ноги меня не держали, сердечко ухнуло куда-то ниже пояса. Я присела на корточки, трясущими руками обхватила свои плечи и заревела. Ревела долго и всласть.
Тем временем мама  стала волноваться, пора бы этой артистке уже вернуться домой! Вышла на крыльцо. Прислушалась - тишина. Зашла за калитку и с удивлением увидела, как из-за  угла кирпичного дома с соседней улицы очумело выбежал Берибасар и со всей дури, не сбавляя скорости, ринулся прямо на свою калитку. Та сложилась пополам и рассыпалась на глазах изумленной мамы. Пес с разбегу махнул в свою будку и затих, жалобно поскуливая... Мама покачала головой и, зная о моей особой «любви» к этому псу, пошла мне навстречу. Меня она нашла случайно, услыхала мой рев и обеспокоенная подбежала ко мне.
- Что случилось,  доча?
Говорить я не могла, мотала головой, с выпученными от ужаса глазами и мычала. Кое-как успокоившись, я, заикаясь, ответила:
- Он меня загрызет. И съест.
- Кто???
- Берибасар. А я на него наступила.
   Я рассказала маме свою историю, а она, обхватила меня руками, прижала к себе и я с испугом заметила, как мелко-мелко дрожат ее плечи. Боже мой, значит, мама тоже боится сейчас за мою дальнейшую судьбу? Утирая слезы от смеха, мама протянула:
- Так вот в чем дело, а мне невдомек, что случилось с псом? Не бойся, он сам до смерти запуган. И  добавила:
- Это ж какое зрение нужно иметь, чтобы такую собаку не увидеть!
Так в обнимку дошли до нашей улицы, проходя мимо сломанной калитки, мама весело заметила: « Не калитка и была!»
   С тех пор, стоило только мне только выйти из дома, как пес тут же поджав хвост и тихо скуля, забивался в угол будки и не высовывался. Торжествовать победу мне не хотелось, потому что мой страх перед ним не улетучился, я всегда ждала от него какого-то подвоха, и жилось мне совсем неспокойно. Это, во-первых. А во-вторых, мне было очень жалко пса, могу себе представить, какую боль я ему причинила.
И вот как-то утром, я осторожно подошла к забору и тихо сказала, покашливая, чтобы убрать дрожь в голосе:
- Слышь, ты... образина... Ты это... извини меня, пожалуйста... Я не хотела.
«Образина» молчала. Впрочем, а что я хотела услышать? Так же осторожно вернулась домой.  Не знаю, проникся ли пес моим искренним извинением или тут что-то другое подействовало, но псина перестал шарахаться от меня. Увидев меня, только презрительно отворачивал голову и демонстративно закрывал глаза. На морде явственно у него читалось: «Да иди ты! Видеть тебя не могу». Ну что ж... Спасибо и на этом, как говорится...
   К окулисту мама меня все же сводила. И правильно сделала. Зрение у меня оказалось совсем неважное. Слух, кстати, тоже...














  картинка из интернета. Автор    http://pda.privet.ru/post/50575930


Рецензии
а я откровенно ржала, когда читала (приношу, конечно, свои извинения, но по-другому не скажешь...) и "образину" себе представляла отчетливо..))))

Надежда Зорина   02.05.2012 20:17     Заявить о нарушении
Ты-то вряд ли, а вот Боря, думаю, еще помнит бабулин двор, крыльцо и тех самых соседей...:-)) Страшнее той образины потом я ничего в жизни не видела.

Ирина Казалинская   03.05.2012 16:15   Заявить о нарушении
если честно, я от бабушкиного дома помню только ковер с лошадками, там еще волки были.. и каждую ночь мне снились кошмары, как энти самые волки энтих самых лошадок догоняли.. просыпалась в холодном поту... )))
нда.. детство золотое, сейчас бы мне такие "кошмары" вместо дум о "житие мое"..)

Надежда Зорина   23.05.2012 22:51   Заявить о нарушении
МОжет мне ковер тебе купить с лошадками и волками? Вдруг полегче станет? :-))

Ирина Казалинская   24.05.2012 06:07   Заявить о нарушении
))))) не... не поможет..)))

Надежда Зорина   24.05.2012 23:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.