Почему аборигены съели парфюмера?

Вам не приходило в голову, что поведение парижских оборванцев в финале "Парфюмера" напоминает неистовство толпы обезумевших "фанатов", которым в руки попала обожаемая ими рок-звезда?
Почитатели чуть-ли не разрывают кумира на фетиши, сувениры, чтобы дома потом бувально на них молиться.

В толпе обычно не принято размышлять, это - сборщище эгоцентриков, каждым из которых овладела чувственность, и никто, конечно не думает, что сама-то "звезда" есть прежде всего человек, а не идол, и желает сохранить свою целостность, неприкосновенность личности и саму жизнь.

Любовь - обожание, любовь-обожение без самой любви...Ведь духи, запаховая квинтессенция тела и не могли дать их владельцу человеческой любви сограждан. Способны были обеспечить ему только чрезмерную харизму, привлекательность или поклонение. Это даже не влюбление в себя, а скорее сверхэффект ароматерапии.
Результат такого действия - чистый эротизм вплоть до принятия предмета вожделения в свою плоть. Вместо "души запаха" Гринуй получил интенсивно-материальный концентрат влечения. Его и "полюбила" толпа - ультраматериально.

Самая близкая ассоциация, которую вызывает Зюскин своим "Парфюмером" - конечно В.Высоцкий с его немало нас повеселившей песней "Почему аборигены съели Кука?"
Есть там среди прочих и такая фраза (цитирую по памяти): "..еще предположение, что Кука съели из большого уважения. Что всех науськивал колдун, известный злюка: "А ну, робята, глодайте Кука. Кто уплетёт его без соли и без лука, тот сильным, смелым, добрым будет вроде Кука"
Кстати, подобная аргументация и подобный обычай - не выдумка Высоцкого. Да и в жизни нынешнего общества немало публичных особ становится жертвами своих сумасшедших фанатов. Слишком много "любви". Не нужно обожествлять человека.

А сама смерть...Кто этот Гринуэй? Гений выживания, вырощенный на почве мертвенного меркантилизма и античеловечности. Искатель "чистого искусства", полностью обращенный к себе и тем отлучаемый от мира.
Это больше чем простая аморальность. Не только человек, но и жизнь вообще не интересуют Гринуэя. Не занимает его и само искусство парфюмерии, духи и прочие пахнущие продукты - сами по себе только побочный, отданный на откуп миру результат его творчества.
Гринуэя интересует "душа" запаха, очищенная от всего живого. Первичная квинэссенция природного, которая давала бы над самой природой, ей подчиненной, полную власть. Чтобы добыть такую "душу", ее нужно отнять у живущего.
Потому главный герой Зюскинда убивает. Сначала цветы, потом молодых созревающих девушек. Заметьте, чтобы отнять у очаровательной девушки эротический "аппеаль", ее нужно предварительно умерщвить...Ведь отнимаемое - суть ее бытия. Но лишенный самого своего источника - жизни харизматический элексир становится смертельным напитком.

И в социально-моральном плане каннибалическое аппофеозо сюжета выглядит логичным. Если духи добыты ценой человеческих жизней, они и требуют от своего создателя отдать взамен свою...Поэтому автор лишает героя сознательности, а с ней и чувства меры. Конечно, обливая себя духами, он явно переборщил с дозой.
Кто носит в себе зло, всегда превышает меру вещей

Таким образом, урок "Парфюмера", как и других произведений такого рода - подарить читателю образ "чистого" познания, тот идеал, вершину перфекционизма, который в действенном мире не может быть реализван иначе, как отказом от всякой морали и отчуждением от живого мира
Ответом мира на такое поведение человека всегда становится поглощение его тела...Отчуждаясь от жизни другого, тем отказываемся и от своей. И земля пожирает мертвое.
Так гений выживания тем убивает сам себя


Рецензии
Уважаемый Дмитриев! Прочел статью с большим интересом. Вы -правы.
Все так. И пока нравственность на задворках -таков и будет конечный результат.
Удачи Вам.

Ибрагимов Лёма   12.12.2010 11:56     Заявить о нарушении