Рождественская история

Свекровь всегда говорила, что их семья - бездарная. Что она конкретно имела в виду, Наташа не знала, но соглашалась, что они могли бы жить и получше. Егор не работал, а ей одной тяжело было тянуть на себе всю семью. Много уходило на малыша, особенно лет до двух: игрушки, памперсы, одежда. Он из всего вырастал мгновенно. Никогда не думала Наташа, что на ребенка денег уходит больше, чем на взрослого. Свекровь им не помогала, таков был ее метод воспитания сына: посидит голодом, глядишь пойдет искать работу. А родителей у Наташи не было, они погибли во время землятрясения в Армении, куда уехали в тот злополучный год в отпуск к родственникам. Она сама была в летнем детском лагере, и потому осталась жива. Наташа стала забывать лица родителей, поэтому увеличила и вставила в рамку их фотографию. Когда Павлик впервые спросил о них, она ответила: это твои бабушка и дедушка, они уехали далеко-далеко и больше не вернутся. Ребенок никогда после не спрашивал о них.

Жилось трудно. Егор, постоянно раздраженный отсутствием денег, ворчал, что другие жены как-то находят высокооплачиваемую работу, а она морит их голодом со своей ничтожной зарплатой медсестры.

- А другие мужья не валяются днями на диване и не курят дорогие сигареты на "ничтожную зарплату" жены, - парировала Наташа. - Я и так дома почти не бываю. Хронически хочу спать, потому что подрабатываю в ночные смены, чтобы кормить дармоеда.

Но настоящая беда пришла в дом, когда впервые появился друг Егора, бывший одноклассник, а теперь наркоман. Слабовольный Егор быстро привык к наркотикам, и из дома исчезло все, что было более или менее ценного. Когда через четыре года он умер от передозировки, в доме остались только голые стены, стол, три табурета, старенький шкаф да черно-белый телевизор, который соседи собирались выбросить.

Павлику на Рождество должно было исполниться шесть лет. Несмотря на скудную в материальном плане жизнь, а может благодаря этому, ребенок был очень живой, с богатым воображением. Он любил придумывать красивые истории и рассказывать их маме и друзьям в детском саду. Воспитатели очень любили мальчика. Некоторые родители приносили для него одежду, обувь. Наташа сначала стеснялась брать ношеные вещи, но потом махнула рукой: не с моей нищетой гордиться!

И все-таки ей было тяжело. Стыдно было ходить из года в год в одних и тех же платьях, пальто, в чиненных-перечиненых сапогах и туфлях. Только огромные синие глаза и роскошные белокурые волосы украшали молодую женщину.

Приближалось Рождество. Перед Новым Годом она зашла к новому главному врачу больницы. После вступления в должность он знакомился с коллективом. Все, кто у него побывал, были приятно удивлены: хоть доктор был молод, но с твердыми медицинскими знаниями и умением найти подход к каждому сотруднику.

- Виктор Семенович, разрешите? Вы меня вызывали?

- Вы Тонеева Наталья? Только не вызывал, а приглашал. Хотел посмотреть на самую умелую и добрую медсестру. Больные вас любят. А их не обманешь, они хороших людей чувствуют. Вот и я теперь спокоен - глаза у вас не только красивые, но очень добрые. Скажите, а почему вы записались на дежурство на все праздничные дни? А как же семья, вы не хотите побыть с ними?

- Вся моя семья - шестилетний сын. Я - вдова. Родственников у меня нет. А если и есть, мне о них ничего не известно.

- А как же ребенок?

- Я договорилась с соседкой. Она хорошая женщина, пенсионерка. Я часто Павлика с ней оставляю. Она ему как бабушка.

- Но ведь это все равно чужая женщина. Ребенку, наверное, хочется на праздники побыть с мамой, верно? Да и маме с ним.

Наталья нахмурилась:

- К сожалению мое материальное положение не позволяет мне делать то, что хочется. Простите, это прямолинейно, но мне нужны деньги. Поэтому я часто беру праздничные дни и ночные смены. Зарплата у нас невелика, а другой профессии у меня нет. Да и работу я свою люблю. Простите, но меня ждут больные.

- Да-да, конечно. Идите. Рад был с вами познакомиться.

Долго он еще сидел, задумавшись. Жаль такую молодую, такую красивую женщину. А глазищи-то какие, прямо кусок неба!

- Что это я? Не хватало еще с первых дней заводить служебный роман. Стыдно, дорогой главный врач! Займись-ка своими прямыми обязанностями, а не заглядывайся на молоденьких вдов. - И он набрал номер телефона и пригласил для знакомства работников физиокабинета.

С новогоднего утренника Паша принес кулечек с конфетами. Всю дорогу он рассказывал о празднике.

- Было так здорово! Настоящий Дед Мороз и Снегурочка были. Жалко у меня не было костюма, всем, кто был в костюмах, давали мягкие игрушки. Но Дед Мороз не знал, что я настоящий принц, только без красивой одежды. Рубашка и шорты были костюмом, чтобы никто не догадался, что я принц. Зато я рассказал стихотворение, которое мы с тобой учили и Дед Мороз вот что мне дал! - Павлик достал из кармана мятую карамельку.

- Вот люди! - возмутилась Наташа. - У кого и так полно денег, что могут купить ребенку роскошный костюм, так их детям еще и игрушки. А тут ребенок неделю стихотворение учил, так ему карамельку сунули. Ладно, нищие и этому должны радоваться! - внутри у нее все кипело.

- Мамочка, не расстраивайся! Еще на Рождество придет Санта-Клаус и положит под подушку два подарка - с днем рождения и с Рождеством, Павлик! Вот мы порадуемся!

- Насмотрелся американских мультиков! Никто к тебе не придет. Нет никакого Санта Клауса!

- Мама, не говори так, я сам видел. Он ночью приходит.

- Хватит фантазировать! Если маме дадут зарплату к Новому году, то будет тебе подарок, а если нет, дожидайся своего Санта Клауса хоть до следующего Рождества. Нет его, не существует! - Она понимала, что не права, но не могла остановиться. - И никакой ты не принц. Нищий сын нищей матери! Наташа заплакала.

Ребенок смотрел на нее с жалостью и слезы текли по щекам. Он смущенно мял в руках карамельку, а потом бросил ее в сугроб.

Дома он был молчалив, как не пыталась мать развеселить его.

- Прости, сынок. Я от горя. Очень мне тяжело. Так хочется, чтобы у тебя все было, как у других детей: хороший телевизор, компьютер, игрушки, хорошая не поношеная одежда. И никак не получается.

- У меня хорошая мама. А Санта Клауса и Деда Мороза и правда нет. Мне тоже было обидно, когда не дали подарка. А еще я - не принц. Но я и не хочу быть принцем. Даже подарка на Рождество не хочу. Мы вот этот кулек с конфетами с утренника положим под подушку, хорошо?

Наталья обнимала сына и плакала. Плечи ее вздрагивали, слезы капали на шею Павлику, который обнял ее и прижимал крепко-крепко своими детскими ручонками.

Позже она позвонила на работу главному врачу.

- Простите, Виктор Семенович, если можно поменяйте расписание. Я хочу на Рождество быть с сыном. Я так его обидела. - И она глотая слезы, все рассказала этому чужому человеку, который непостижимым образом стал ей близким и родным. Ему не стыдно было рассказать все. И она говорила и говорила, и горечь словно вытекала из ее сердца, и становилось легко. Он понял ее. И хотя слов было сказано мало, Наташе стало ясно, что у нее появился настоящий друг, а не просто начальник.

В Рождественский Сочельник Наталья с сыном были дома. Квартира убрана чисто-чисто, старенькие занавески накрахмалены и выглажены. Единственная икона Божией Матери Казанская - как в лесу среди еловых веток. Небольшая елочка в углу украшена самодельными игрушками из бумаги, салфеток, картона. Сохранились и несколько старых стеклянных игрушек - шарики, сосульки, зверушки.

Пашка хлопотал вокруг елки. Ему нравилось быть главным.

- Мам, подай-ка бусы. Да не те, мы их ниже повесим. А звезду-то мы не догадались сделать. Ты вешай остальное, а я сделаю из картона и раскрашу.

Спать они легли вместе. Мать прижимала сына крепко, но нежно, чтобы не разбудить, и думала, каким он станет, когда вырастет. Она смотрела в окно, где самая яркая звезда мигала лучами, и вспоминала себя маленькой. Никогда они не жили богато, но на Рождество, Новый Год всегда была елка с подарками. Приходил Дед Мороз уже слегка навеселе, слушал ее песню или стихотворение и доставал из большущего мешка подарок. Потом она, конечно, узнала, что подарки, как и Деда Мороза заказывали родители. Ей стало жаль, что детство ушло, ушла волшебная сказка из ее жизни. Но еще больше ей было жаль Пашеньку. Как она мечтала, что он будет жить лучше. А получилось так, что уже во дворе его дразнят, не хотят с ним играть, а что будет в школе? Дети сейчас такие жестокие. Она вздохнула и снова посмотрела в окно. Звезды уже не было видно, наверное скрыли облака. Да-а-а. Утром Паша найдет под подушкой рождественскую открытку, шоколадку и "чупа-чупс" - все, что она могла себе позволить.

- Мама, с Рождеством! Ты что так долго спишь? Я уж давно проснулся, вон тебе хлеба на постном масле пожарил, чайник вскипятил. Вставай!

- С Рождеством, дорогой сыночек! И с днем рождения! Ты родился в один день со Христом, это самый дорогой подарок. А под подушкой ты ничего не находил? Твой Санта Клаус там ничего не оставил?

- Не надо, мама. Ты мне сама все рассказала. А за подарки спасибо, я "чупа-чупс" уже съел.

- Прости меня сынок, что так вышло, я совсем не хотела тебя огорчать.

В дверь позвонили. Звонок был настойчивым и долгим.

- С Рождеством Христовым! С днем рождения! А где у нас тут именинник? - На пороге стоял Виктор Семенович в костюме Санта-Клауса. - А вот и подарки. Принимай. И из мешка появились бинокль, радиоуправляемый автомобиль и к восторгу именинника настоящий живой щенок.

- А теперь все сядем и будем серьезно думать. Сначала я расскажу, кто такой на самом деле Санта Клаус. В давние времена жил святой Николай Чудотворец. Он очень любил людей и жалел их. И бывало так, что он тайком подбрасывал бедным мешочки с деньгами. Так вот, Санта Клаус в переводе на русский язык - святой Николай. Понятно? В память о нем взрослые люди одевают вот такие костюмы как на мне и разносят детям подарки. Разве это плохо, Павел?

- Что вы - это очень здорово! Святой Николай! Не просто какой-то Дед Мороз. Всем в садике и во дворе расскажу.

- Вот и прекрасно! Но у меня есть и предложение. Я предлагаю маме стать ее мужем, а тебе, Павлик - отцом. Квартира у меня просторная, места всем хватит. Как думаете? Я уже и детскую обставил. Компьютера у меня, конечно, нет, но это дело времени. Не молчите, пожалуйста. Я и так в этом костюме себя чувствую не совсем удобно.

- А вы в церкви с мамой будете венчаться? Тогда я согласен.

- Пашенька, как тебе не стыдно! Надо сначала подумать. Виктор, зачем вам такая обуза? Да и привыкли мы с сыном жить вдвоем.

- Привыкнем и втроем, - изрек мудрый Пашка.

- Устами младенца... Вобщем, доставайте бокалы. Взрослым - шампанское, детям - лимонад.

Наташа растерянно смотрела большими синими глазами на своего шефа, который так полюбился ей с первого взгляда, с первого слова, и близкие слезы снова потекли наружу.

Пашка взял под локоть Виктора Семеновича и шепнул ему на ухо: "Это называется любовь".


Рецензии
Вот уж воистину Рождественская сказка! Очень добрый и трогательный рассказ. Мне понравился. С уважением. Александр.

Александр Онищенко   10.12.2010 10:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! Довольна, что вам угодила!
С поклоном
Зинаида

Зинаида Санникова   11.12.2010 17:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.