Роль спирта

           Роль спирта в эпоху построения коммунизма

     В раньшее время с помощью бутылки (так условно называли 0.5 литра водки), а ещё лучше 100 миллилитрами  спирта,  решались и ускорялись решения многих бытовых и производственных проблем.
     Для изготовления различных реактивов, обезжиривания химической посуды и других подобных целей ЦЗЛ отпускали значительное количество очищенного этилового спирта (ректификата), иногда называемого медицинским или питьевым. В последствии ректификат заменили гидролизным спиртом, не отличающимся по составу от первого. В ежегодных заявках на этот продукт при помощи различных ухищрений (этому можно посвятить отдельный рассказ) удавалось заявить значительно большее количество этого продукта, чем расходовалось на непосредственные нужды. Короче, для «левых» целей оставалось не менее 70% получаемого спирта. Чтобы достать машину для перевозки оборудования, срочно изготовить какую-нибудь деталь для лабораторного прибора вместо поломанной, чтобы получить справку, подписать расчёт экономического эффекта по внедрённому изобретению и т.д. и т.п. (всего не перечислить) спирт был незаменимым  средством в решении таких проблем.
     Вот один из примеров. Как-то мы получили новые микроскопы фирмы Цейс, ГДР. До этого работали на стареньких, ещё пригодных к эксплуатации МИМ-6 и МИМ-7. В институте, где работала Ира, и таких не было. Теоретически, конечно, можно было передать микроскоп им на законных основаниях. Но для этого их министерство должно было попросить наше, чтобы передать им приборы. Затем наше министерство запрашивает завод о согласии передать приборы институту. Представляете, какая волокита! А главное – опасность. В министерстве есть отдел оборудования, который разнаряжает новую всегда дефицитную технику по предприятиям. Там скажут: «Ага, вы раздаёте приборы на сторону, значит ваши заявки завышены», и на следующий год мы уже не получим требуемое количество новых микроскопов. С помощью спирта проблема решается значительно проще. Составляется акт на списание микроскопа в утиль за его непригодностью. Обходишь всех членов уважаемой комиссии (главный механик, главный энергетик и ещё несколько главных) и собираешь их подписи под актом. Для этого спирт не требуется. Во-первых, они ничего не понимают в работе микроскопов, а во-вторых, они так загружены работой, что и не думают идти и смотреть на списываемый прибор. А вот, чтобы прошло списание через бухгалтерию, к утверждённому акту должна быть приложена справка от копрового  цеха о сдаче микроскопа в металлолом. И здесь за 100 миллилитров спирта получаешь такую справку. Таким образом, на ириной кафедре в  Запорожском Индустриальном Институте появился микроскоп МИМ-6. Аналогичным методом я снабжал приборами друзей из других организаций. Чтобы сохранить старое оборудование для использования в качестве запасных частей во всех цехах применяют указанную схему списания.
      Проведение в цехах интересных экспериментов без спиртовой поддержи было весьма затруднительно. Однажды, чтобы проверить одну гипотезу необходимо было устроить для горячего (выше 10000С) 3-х тонного слитка, только что извлечённого после разливки из изложницы, душ Шарко, т.е. поливать его сильной струёй холодной воды из пожарного брандспойта. Официально такой опыт никто бы, конечно, не разрешил. Помогал спирт также в проведении диссертационных исследований – мне, например, удалось добыть и распустить на пробы около десятка промышленных слитков дорогой быстрорежущей стали.
      Я использовал спирт для приготовления тинктур (настоек) из лечебных растительных трав, а также для бальзамов, представляющих собой смесь не менее 20  видов настоек. В народе такая смесь получила название «мининзоновка» и пользовалась успехом не менее чем бальзам Биттнера. (подробнее см. воспоминание «Моё самолечение»)
     Львиная доля спирта, не использованная по прямому назначению, уходила на удовлетворение населения, имеющего тягу к употреблению алкоголя во внутрь организма. Каждая спиртоносная лаборатория (металлографическая, рентгенофизическая, спектральная) имела своих постоянных клиентов. Последние каким-то непостижимым чутьём узнавали, когда мы получаем спирт, и уже у дверей лаборатории встречали  заветную колбу. Единожды, проявив слабость и отпустив страждущему толику спирта, попадаешь в зависимость и  становишься его постоянным данником. Как-то я категорически по просьбе жены моего друга не выдал требуемое, так он в течение нескольких месяцев со мной не разговаривал. Спирт всегда сопровождал нас во время ежегодных выездов на колхозные поля - я всегда брал с собой одну бутылку из - под шампанского. Заинтересованные лица всегда следили, чтобы я не забыл об этом.  В колхоз нас всегда торжественно провожала вся ЦЗЛ. Колхоз за нами присылал бортовые машины с лавками. Однажды, когда мы уже заполнили весь кузов, клиенты убедились, что бутылка в моём рюкзаке и водитель уже завёл двигатель, из входа в ЦЗЛ выбежала секретарша начальника с указанием снять меня с машины, т.к. начался очередной аврал, и без меня, видите ли завод мог остановиться. Я с рюкзаком слезаю с машины, и последняя, набирая скорость, удаляется от ЦЗЛ. И вдруг, когда машина уже проехала метров 100, из кузова раздался душераздирающий крик: Б-У-Т-Ы-Л-К-УУУУУ…. Брали мы спирт также в туристические походы. Как в колхозе, так в одном из походов, бутылка спирта помогла нам подтвердить, что Бог существует (см. мои воспоминания «Четыре шестёрки» и «А Бог всё-таки есть»).
     Особенно трудное время было для любителей возлияний в период, длившийся почти пол. года, когда прекратили выдавать для технических целей ректификат, а с гидролизным спиртом ещё не всё было ясно – толи это этиловй, толи метиловый, или вообще может быть - яд. Поэтому мы в это время в  реактивах для травления шлифов и обезжиривания последних пользовались денатуратом отвратительно синего цвета в пол. литровых закупоренных бутылках  который  отпускали нам в неограниченном количестве. В это время, как по волшебной палочке среди жён, тёщ, родителей и других родственников моих «клиентов» вспыхнула эпидемия радикулитов, артритов, тяжёлых простуд, и потянулся ко мне народ за бутылкой денатурата с целью «облегчить страдания заболевших родственников от названных болезней путём растирания денатуратом». Слесарь Коля Кондрашёв рассказывал, как они употребляли это зелье – сделав большой глоток, тут же закусывали солёным огурцом, держа кусок огурца пальцем в горле, чтобы предотвратить всё содержание желудка от обратного извержения. К счастью, никто от этого не заболел и не ослеп. В настоящее время большое количество наших граждан гибнет от некачественной водки, так называемого самопала. Для изготовления такой водки могут применить вместо этилового метиловый спирт.

Краткая справка.  (Выдержки из БСЭ):
Этиловый спирт. Этанол, винный спирт, С2Н5ОН; бесцветная подвижная жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом. Пищевой спирт-сырец освобождают от примесей ректификацией.
Метиловый спирт. Метанол, древесный спирт, СН3ОН,  бесцветная жидкость с запахом,
подобным запаху этилового спирта. Метиловый спирт – яд, действующий на нервную и сосудистую систему. Приём внутрь 5-10 мл приводит к тяжёлому отравлению, а 30 мл и более – к смертельному исходу.
Денатурированный спирт. Этиловый спирт-сырец, к которому добавлены неприятного запаха или вкуса вещества, растворимые в спирте. Добавляют обычно также красители, придающие сине-фиолетовую окраску. Денатурированный спирт обязательно снабжают этикеткой «яд».

     Из приведенных данных, опубликованных в энциклопедии, очевидно, что, не смотря на предупреждающую этикетку, денатурат не так уж и страшен (в чём убедились его многочисленные потребители; даже один из наших родственников к нему успешно прикладывался). В энциклопедии не расшифровывается и не объясняется природа  ядовитости денатурата. Кроме того, никакими правилами техники безопасности не предусмотрено хранение денатурата в особых недоступных условиях. Тогда как, метиловый спирт предписывается хранить изолированно в особых надёжно охраняемых помещениях. Для приготовления некоторых травителей мы применяли и метиловый спирт. Хранили его в сейфе отдельно от этилового спирта с угрожающими надписями на этикетках. Отдел техники безопасности строго следил за выполнением правил хранения метанола.
         Однажды произошло «ужасное» ЧП: в доставленном в ЦЗЛ спирте недоставало около одного литра этого продукта. Расследование ни к чему не привело: грузчики честнейшие две женщины были вне подозрения, отпали всякие вероятные и невероятные версии. В конце концов, решили, что видимо, произошла ошибка, когда отпускали спирт со склада. Однако в следующем месяце ЧП повторилось. И снова не удалось выявить похитителя спирта, т.е. уже наблюдается какая-то система. На третий месяц сам Богданченко начальник химической лаборатории решил заняться этой проблемой – он лично присутствовал при  получении спирта на складе  и перевозке в ЦЗЛ, и….вы будете смеяться, недостача в третий раз повторилась. Всё… тупик! Так продолжалось ещё несколько месяцев. Некоторые местные детективы, не верящие в потусторонние силы, всё-таки попытались найти воров. Они проанализировали весь путь доставки спирта на место.
     Спирт и другие расходуемые материалы привозили со склада сперва на подводе, запряжённой лошадью (до середины 60-х годов на заводе был конный двор. Об этом мне напомнило выражение одной сотрудницы, запечатлённое в моей записной книжке: «Инна, а когда у нас лошадь с недели?». Помню даже, что водителя кобылы звали Мусием Павловичем), а затем - на грузовой машине. Все материалы, в том числе спирт, получали два грузчика. На этом этапе похищение исключено – грузчики следили за отпуском спирта на складе и находились на машине при доставке в ЦЗЛ. Машина подъезжала во двор ЦЗЛ и все материалы, в том числе спирт, перегружали в грузовой лифт, предварительно открыв дверь лифта специальным ключом. Лифт имел два хода-выхода - со стороны двора и со стороны коридора на первом этаже. При загрузке лифта со стороны двора вторая дверь в коридоре заперта на ключ. Закрыв наружную дверь после загрузки материалов, грузчик через механическую мастерскую переходит в коридор ЦЗЛ. При этом спирт находится в лифте, и похитить его оттуда практически невозможно, т.к. как во дворе, так и в коридоре в это время всегда много людей. Подойдя к лифту в коридоре, грузчик при помощи кнопки отправляет лифт на третий последний этаж ЦЗЛ, где располагается химическая лаборатория. Затем по лестнице сам направляется наверх и открывает лифт. И тут у детективов возникло предположение, что спирт пропадает где-то на этом этапе. И вот, не смотря на то, что лифт грузовой и перевозить людей в нём запрещено, при очередном подъёме спирта на третий этаж в лифте находился один из доморощенных «детективов». Кабина грузового лифта довольно неприхотливая, даже без потолка. Когда лифт с детективом приближался к 3-му этажу в проёме  верха лифта со стороны чердака промелькнула голова одного из ЦЗЛ-овских слесарей. Увидев в лифте человека, похититель быстро скрылся. Так была раскрыта одна из загадочных тайн прошлого века – пока грузчик по лестнице поднимался на третий этаж, один из слесарей при помощи второго быстро через верхний проём  с чердака спускался в лифт и отливал из бутыли со спиртом около литра горячительного напитка. Ребята, конечно, во всём признались, но, учитывая их изобретательность, их не очень строго наказали.


Рецензии