Сказание о тайной тропе в Беловодье

     (Из сказочного сборника "Кукушечка")

     Это случилось в горах Алтая ещё не так давно, чтобы люди могли забыть имена тех, о ком здесь пойдёт речь. Попросите любого в этом краю рассказать историю охотника Темира и Вас примут, как доброго гостя и для начала усадят на расшитые шёлковыми нитями подушки, принесут ароматный травяной чай в расписной пиале и только потом поведут свой рассказ…

     А было всё так. Темир вырос в семье охотника. Его отец, Акай, брал с собой Темира на охоту, когда тому едва исполнилось пять лет. И мальчик, по началу, зажимал глаза ладошками, чтобы не видеть, как отец направляет стрелу в живое существо.  Но Акай приучал Темира не только к охоте, он хотел научить своего сына выживать в снежных горах даже в самую лютую пургу, он учил его не сдаваться.

     - Ты ещё мал, Темир, но и маленький человек не должен бояться трудностей. Ведь ребёнок ближе к природе, чем взрослый человек. Запоминай всё о чём, я говорю с тобой. И главное помни, жизнь охотника это – не пролитая кровь снежного барса, но путь к выживанию в горах.

     Тогда Темир ещё не всё понимал, о чём с ним говорил отец, но старался запомнить каждое слово. Мальчик знал, что потом, когда пройдёт положенный отрезок времени, он вспомнит самое главное. Однажды, когда отец сказал, что им придётся заночевать в горах и начал обустраивать примитивное убежище из двух волчьих шкур, которые привязал как заслон в углублении каменного склона горы, Темир посмотрел на вершину волшебной горы Белухи и ему почудилось, что там блеснул какой-то странный свет и не стал говорить об этом отцу. Он не знал, что заставило его умолчать, но как будто мысленно пообещал снежной вершине, что этот свет, до поры, будет их тайной.

     Так прошли годы. Темир вырос и стал взрослым юношей. Теперь он сам приносил в дом родителей добычу. В то утро он начал собираться в новый путь. Однако что-то тревожило его сердце. Он не раз выходил из дому и устремлял взор в сторону таинственной горы Белухи. Мать Термира по имени Тери, отправляя в путь своего единственного сына, каждый раз, волновалась за него.

     - Ты видишь, Темир, там – она показала рукой на горный выступ, - огромная снежная шапка нависла над равниной. Слишком большая. Не такая, как раньше. Если сорвётся, много будет беды. Осторожнее, сынок. – Она, помолчав, оглянулась на Темира. – А может останешься дома? Обойдутся твои заказчики шкуры без Ирбистю.

     - Ирбистю? О ком ты говоришь, матушка. Ведь я отправляюсь в горы за снежным барсом.

     - Я и говорю – Ирбистю. Разве ты забыл о священной самке белого барса, по имени Ирбистю, которая помнит тайную тропу в Беловодье? Неужели, Темир, ты не боишься убить её. Помнишь слова Акая? Не вставай на пути белого барса!

     При этих словах, в памяти Темира вспыхнул тот самый свет с вершины горы Белухи, который он увидел в детстве. А потом, улыбнувшись, он обнял мать.

     - Но я всё таки пойду за снежным барсом, матушка. Да и сказки всё это про Ирбистю.

     Так он отправился в путь. Однако сердце Темира не покидала тревога. Где-то в глубине души он чувствовал, что напрасно ослушался свою мать. Местные люди всегда уважали Тери за особый дар – умение чувствовать и во время подать нужный совет. Темир поднимался всё выше по склону священной горы. Он знал, что снежные барсы обитают вблизи горных рек. Он также знал, что это редкое животное очень осторожное, но настолько же умное и опасное.

     Солнце уже поднялось над снежной вершиной Белухи, и казалось, что она не белая, а золотая от яркого света, рассыпавшегося по нетронутым чистым снегам. Темир упрямо восходил всё выше и выше и так прошёл день. Тем временем Солнце благополучно и плавно перекатилось по небу над его головой, и начало медленно опускаться за горизонт на другом конце земли. Но пока оно ещё совсем не зашло, розовые блики неторопливо плыли по чистым горным снегам, не давая замёрзнуть храброму путнику, без всякой жалости отдавая ему от себя  последние крохи тепла.  Темир дыханием грел свои руки и слышал на сколько звонкой была тишина вокруг.

     В то самое мгновение Темир, почувствовал на себе чей-то взгляд. Он оглянулся, но никого не увидел. Однако, его не покидало чувство того, что не он охотится за добычей, а именно за ним след в след кто-то идёт и безотрывно смотрит в спину. Знаете, когда кто-то прячется неподалёку, каким-то чудесным образом чувствуешь поблизости тепло живого существа. Ночью Темир долго не мог заснуть. Он сидел при свете огня от костра, который развёл на каменном выступе и впервые за весь прошлый день почувствовал, что, наконец, он один. Тот, кто весь день тайно сопровождал его в горах, куда-то исчез. И странное чувство тревоги вошло в его сердце, что теперь он был один. А на утро всё повторилось снова. Однако Темир не привык сворачивать с пути.

     Но хотя он и был охотником, всё же в нём жило сердце доброго человека. И каждый раз, отправляясь на охоту, Темир чувствовал, что обязательно придёт тот день, когда впервые и уже навсегда он откажется от добычи. Должно что-то произойти! И это откроет ему тайну чистого света священной горы Белухи.

     Темир прислушался к тишине и совершенно ясно услышал слабое мяуканье. Постепенно приближаясь на голос и, постоянно оглядываясь по сторонам, он увидел в углублении между камней маленьких детёнышей снежного барса. Они забавно боролись друг с другом, иногда изображая угрожающее урчание. Не желая спугнуть их, Темир спрятался за большим камнем и стал наблюдать. Но и сейчас ему чудилось, что это не он наблюдает за маленькими существами, но наблюдают за ним.

     Так прошло время. И только когда он решился подойти ближе, перед ним возникла самка ирбиса*. Она стояла впереди своих малышей, которые вмиг, набросились на её пушистый хвост и стали с ним играть. Она слегка размахивала своим хвостом из стороны в сторону, дозволяя детёнышам охотиться за ним, но при этом спокойно, прямо смотрела в глаза Темира. Она ждала, когда он примет решение. Казалось, что она давно знала, какой он сделает выбор. Ни один охотник, идущий по следу законов природы не поднимет оружие на животное с выводком детёнышей. В тот миг он вспомнил главные слова, произнесённые много лет назад его отцом – Акаем о том, что только злое чёрное сердце способно погубить мать и её дитя.

     - Ирбистю? – Удивившись сам себе, спросил Темир. – Это ты?! – уверенно воскликнул он.

     И тогда Темир развязал свою дорожную сумку и достал из неё большой кусок сушёного мяса. Темир осторожно положил его перед собой на снег и сделал несколько шагов назад.

     - Возьми, это для тебя. Сейчас тебе еда нужнее, чем мне, - проговорил он.

     Ирбистю неторопливо, но уверенно подошла к еде и приняла угощение человека. Темир, присев, наблюдал за каждым её движением, однако, соблюдая осторожность. Подкрепившись, она присела и неожиданно замурчала, довольно прищурив свои глаза золотистого цвета. Она царственно выказывала своё удовольствие поведением человека, вставшего на её пути. Но не долго. Потом Ирбистю, потянувшись, поднялась и спокойно направилась в сторону  убежища.

     - Я должен идти дальше, Ирбистю, - произнёс Темир, словно надеялся, что барс поймёт его слова.

     И только он хотел вернуться на свой прежний путь по собственным следам, идущим в сторону равнины к горной реке, как услышал ясное рычание. В этом рычании не было угрозы. В голосе снежного барса Темир различил предупреждение. Но о чём хотела предупредить его Ирбистю?

     Она пошла своим путём и, оглядываясь на человека, звала за собой.

     - Прости, Ирбистю, но я всё же должен добыть шкуру ирбиса. Обещаю, что наш бой будет честным.

     А она всё равно звала Темира за собой. Она смотрела то на него, то в сторону вершины Белухи. И тогда Темир, понял, что, ослушавшись свою мать, уже, совершил ошибку. Теперь же, он должен последовать за сердцем матери снежного барса, потому что в жизни нет более верного пути, чем чувство материнского сердца.

    Ирбистю мягко и уверенно пробиралась между камней и снега к вершине горы. Со стороны казалось, что выступ смертельно опасен, но Ирбистю оглядывалась на Темира, и он понимал, что может ей доверять. Они восходили по тайной тропе, которой ещё ни разу не ступал Темир. О ней никогда не говорил и отец. По пути Темир чувствовал, как становилось всё теплее, и снег стал отдавать всё больше тепла. Темир даже не понял, как им удалось так быстро подняться на самую вершину священной Белухи. Но с этой удивительной высоты он увидел, как в радужном свете, с той стороны горы, появляется и исчезает призрачный город, увенчанный золотыми куполами и утопающий в розовых цветущих садах, окружённый самыми чистыми и прозрачными озёрами. Там, в удивительных садах живут люди и звери, и никто не встаёт на пути другого, потому что совершенная красота стала смыслом их жизни.

     - Так вот оно какое, Беловодье! Благодарю тебя, Ирбистю! И теперь я знаю, что тот свет в моём детстве, не был частью сна.

     Ирбистю величественно стояла над вершиной целого мира! Её серебристый мех сливался со снегом и небом, она была верным проводником человека в страну, о которой мечтают, которую ждут.

     В тот миг, Темир услышал вдалеке какой-то сильный гул. Снежный навес, о котором говорила Тери, всё же сорвался и, разогнавшись, с огромной силой накрыл часть равнины, куда собирался раньше отправиться Темир.

     - Ты спасла мне жизнь, Ирбистю! – воскликнул Темир.

     Но Ирбистю исчезла. Темир долго пытался отыскать её взглядом. Но ни чудесной страны, ни снежного барса уже не смог рассмотреть. Возвращаясь домой той тайной тропой, которой провела Темира Ирбистю, он легко смог найти путь назад, в тот мир людей, откуда он взошёл на вершину священной горы Белухи. Но теперь Темир был другим. Теперь он знал, что каждый шаг человека меняет в его жизни многое, а ещё он знал, - главное, чтобы сердце оставалось светлым.   
               


Рецензии
Не устаю восхищаться вашими мудрыми и такими утонченными сказками, Яна.

Елена Бауло   30.06.2012 19:29     Заявить о нарушении
Всегда рада Вашим визитам!!! Спасибо!!!

Яна Юрьева   04.07.2012 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.