Одна рождественская ночь

А.Лактюхов.

«ОДНА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬ»
 изложение Гоголя.

ОТ АВТОРА:  Закончился последний день перед Рождеством,
На небе месяц заблистал,
Снег заискрился серебром,
Как только лунный свет упал.

И мир весь, чуда ожидая,
Как будто замер в тишине,
И в каждой хате свет мерцая,
Горит приветливо в окне.

Уже и казаки бывалые
Тайком от жен в шинок спешат,
А девки красят губки алые
И парубкам понравиться хотят.

Всю ночь все будут веселиться!
И будут петь, колядовать!
Лишь нечесть нынче шибко злится,
Ведь ей на утро пропадать.

(Черти с ведьмами танцуют. Танец заканчивается и все разбегаются, остается только один черт.)

ЧЕРТ: Кто задал мне вопрос – «Чем черт не шутит»?
Сейчас он на вопрос ответ получит!
Я заварю такую кутерьму,
Что станет тошно черту самому!
В начале – светлый месяц потушу!

(Плюет вверх, звук разбивающегося фонаря, свет гаснет. Черт вытирает глаз.)

За тем, на всех дорогах вьюгу закружу!

(Свистит и слышится завывание ветра.)

Устрою здесь, короче, беспредел!
Уже давно я этого хотел.

(Свистит второй раз, ветер усиливается.)

Я мелких пакостей побольше напущу,
Я кузнецу Вакуле отомщу,
За то, что он меня намалевал,
Как будто жаренный на углях я плясал!

(Свистит в третий раз, ветер переходит в ураган.
На черта падает дерево и сразу ураган стихает, лишь продолжает падать снег.)

Однако здесь становится опасно,
Похоже, я чуть-чуть перестарался…
Пусть тут пока снежок немного повалит,
А я пойду Солохе нанесу визит.

(Черт уходит. На дороге появляется Чуб.)

ЧУБ: Занесла метель – пурга,
Ни дороги, ни следа!
Думал в шинок загляну,
Так ветер с тропки меня сдул.
И куды теперь идти?
Растуды твою ети!
Все проделки супостата…
Стой!.. никак Солохи хата…
Точно! Так оно и есть!
И в ненастье толк знать есть!
Готов биться об заклад,
Хоть мильён разов подряд,
Что сынка ее, Вакулу,
Давно с хаты ветром сдуло.
К дочке он к моей, к Оксанке,
Уж давно намылил санки.
Загляну-ка я к вдовице,
Будет чем там поживиться.  (уходит)

(На сцене деревенская хата. Оксана, дочь Чуба,  прихорашивается перед
зеркалом и очень довольна тем, что там видит.)

ОКСАНА: Свет мой, зеркальце скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
И румяней, и белее? (смеется)

ВКУЛА: (входит)
Ты на свете всех милее,
И румяней, и белее.
Дай хоть раз тебя обнять,
Дай хоть раз поцеловать!

ОКСАНА: Разреши себя обнять,
Так полезешь целовать,
А потом чего попросишь?
Вам бы сразу все отдать.

ВАКУЛА: Ну, как с тобою говорить?
Не даешь и рта раскрыть!
И к себе не подпускаешь,
Видно мне не доверяешь.
Я ж к тебе со всей душой!
Будь, Оксана, мне женой.

ОКСАНА: Ишь, гляди, куда он гнет!
В чужих ульях сладок мед!..
Ладно, выйду за тебя,
Коль достанешь для меня
Черевички из столицы,
Да такие, чтоб царица
В них пройти не постыдилась.
Тогда я б в тебя влюбилась,
И пошла бы под венец.
А пока ступай, кузнец.
Мне пора идти гулять,
Время уж колядовать.

(Со смехом выбегает.)

ВАКУЛА: (один) Знать она меня не любит.
Никогда не приголубит.
Только пудрит мне мозги…
Ох, умру я от тоски!
Пойду для храбрости напьюсь,
Да и с горя утоплюсь. (уходит)

(Смена картины. Пока идеи перемена декораций, на сцене поют колядки.
Колядующие ушли, а на сцене остались Черт и Солоха.)

ЧЕРТ: Ах, прелестная Солоха,
До последнего, знать, вздоха
Буду я вас обожать!
Разрешите вас обнять…
(Обнимает.)
Ах, Солоха – чаровница,
Вы скромны, словно девица,
Разрешите, так сказать,
Ручку вам облобызать…
(Целует ручку.)
Ах, Солоха – ворожея,
Что за прелесть ваша… шея!
Воспылал я страстью пылкой,
Так что пар стоит в затылке!
(Тянет пятачок в поцелуе.)

СОЛОХА: (кокетливо) Вы – коварный обольститель,
Сердец женских похититель!
Ваши все слова – обман,
Вы известный интриган.
Вы же старый ловелас
И у вас не добрый глаз.
Все, что вы сказали – сказка,
Лишь меня вогнали в краску…
Вы врунишка и бездельник…
Но, приятный собеседник.
И за это вас прощаю,
Комплименты принимаю…
Ведь при всей моей фигуре
                Я же тонкая натура…
(Хватает черта за грудки и жестко целует. В это время раздается стук в дверь.)

ЧЕРТ: В двери кто-то постучался…
Черт возьми, вот я попался!
Мне от страха стало плохо…
Спрячь скорей меня, Солоха,

СОЛОХА: Вот она, любовь - злодейка!
На, мешок скорей одень-ка,
Да в тот угол становись.
И в мешке не шевелись.

(уходит открывать, черт прячется, входит Чуб)

ЧУБ: Мир вам, добрая хозяйка
Вот шел мимо, думал: дай-ка,
Я Солоху навещу,
О здоровье расспрошу.

СОЛОХА: Благодарствую, панове!
У меня здоровье в норме,
А как вы? Не захворали?
А то бабы тут болтали...
Впрочем... что ж вы тут стоите?
Прошу, в хату проходите.

ЧУБ: А… Вакулы дома нету?...

СОЛОХА: Что вы, он теперя до рассвета
Будет девок развлекать,
Молодежь ведь, что с них взять?

ЧУБ: Кххх... кх.... Вот и добре... стало быть…
          Хорошо б чего испить.

СОЛОХА: Что же я не догадалась
                Извиняйте, заболталась! (убегает за кулису)

ЧУБ: (один) Вона, как засуетилась,
          Как удачно все сложилось…

СОЛОХА: (выбегает с подносом)
Вот извольте, прошу пан
И горилка и стакан.
(Чуб ее хватает, обнимает)
Что ж такое вы творите?
Разве выпить не хотите?

ЧУБ: Знаешь, добрая Солоха
По тебе давно я сохну,
Ты вдова и я - вдовец,
Так давай же, наконец...

СОЛОХА: Прошу вас, меня пустить
Могу поднос я уронить.
Из-за вашей страсти пылкой,
Разольется вся горилка.
(освобождается и кокетливо уносит поднос)

ЧУБ: Пропадай моя душа,
          До чего же хороша!

(Чуб и Солоха поют дуэтом, приближаясь кокетливо друг к другу, как только они сблизились на неприличное расстояние, раздается стук в дверь).

ЧУБ: Мамочка моя родная!
Спрячь, Солоха, умоляю!
Ведь не дело, коль меня,
Кто застанет у тебя.
Сплетни мигом разлетятся,
Бабы любят потрепаться.

СОЛОХА: Что же, лезьте пан в мешок,
                И вставайте в уголок.

(входит Вакула и видно, что он сильно пьян)

СОЛОХА: Где ж ты так сынок, надрался?
                Видно в шинке разговлялся.
(Вакула издает звук похожий на рев)
Ну-ну, ну, не заводись
Раздевайся спать ложись.

ВАКУЛА: (указывает на мешки)
Что за барахло в углу?
Пойду в кузнецу снесу.

СОЛОХА: Там баранина и сало…
Я сама колядовала
До утра пусть там стоит,
Чай оно не повредит…

ВАКУЛА: (все осмыслив)
Тиха украинская ночь,
Но сало надо перепрятать!

(взваливает оба мешка на плечи и уносит. Солоха уходит за ним. На сцене снова колядки.  Выходит Вакула с мешками).

ОКСАНА: Ой, глядите-ка, Вакула!
Тебя ветром, что ль надуло?!
Что несешь в мешке, кузнец?
Пирожок, аль огурец?
Может, быть табак, да спички?
Аль невесте черевички? (все смеются)

ВАКУЛА: Ты смеешься надо мною,
Что ж, Оксана, Бог с тобою,
Бог один тебе судья,
Так живи же без меня.
(оставляет один мешок на сцене, со вторым плетется в угол)

ОКСАНА: Что он тут наговорил?
Знать горилки перепил.
Вот дурной! Пускай проспится!
Ну, вот как в него влюбиться?!
Девки! Глянь, какой мешок!
Там должно быть окорок!
Да коврижки с пирогом,
Поглядим одним глазком?
(развязывают мешок, оттуда кряхтя, вылезает Чуб, девки с визгом разбегаются)

ЧУБ: (один)   Как-то все неловко вышло....
Ух! Ядреный корень в дышло,
Еще Сократ затронул тему,
Из-за баб одни проблемы,
(чертыхаясь, уходит)

(На сцене один Вакула, он стоит на самом краю.)
    
ВАКУЛА:   Раз не любит ну и.... Бог с нею
Завяжу мешок на шею
Брошусь в прорубь с головой
Пусть поплачет надо мной.
Эх, холодная вода
Меня укроет навсегда!

ЧЕРТ: (из мешка) Эй, эй, эй! Сошел с ума?!
А нельзя ли без мешка?
Коли хочешь, так топись,
А от мешка ты отвяжись!

ВАКУЛА:  Что за шутки, что за черт!
Кто тут на меня орет?
Где ты ну? Куда сховался?
Покажись, коли назвался? (тишина)
Видно спьяну показалось
Ох, чего же ждать осталось?
А осталось мне одно:
Груз на шею и на дно!
(прилаживает мешок к шее)

ЧЕРТ: (из мешка)   Эй, Вакула, друг ты мой
Ты бы, взял бы груз другой
Ведь мешок то не тяжелый
И всплывет, пожалуй, скоро!

ВАКУЛА: (выпускает мешок)
Со мной не надо так шутить!
Мешок не может говорить!
(мешок быстренько отползает)
Если б было в мешке сало,
Разве сало б побежало?
Либо здесь нечиста сила,
Либо мне мозги сказило!
 (хватает мешок и достает оттуда черта)
Так и есть - в мешке чертяка
Ты же глянь, какая бяка!

ЧЕРТ:  Отпусти, добром прошу,
             А не то, как укушу!

ВАКУЛА:  Ах, ты, ж мерзкое отродье,
Что ли дать тебе по морде?
Или в прорубь обмакнуть?
Иль по ребрам тебя  пнуть?
Или крестное знаменье наложить?
Ну, собака, хочешь жить?

ЧЕРТ:  Не губи меня, Вакула,
Дашь по морде - свернешь скулу,
Пнешь по ребрам - все сломаешь,
Ну а в прорубь, сам же знаешь,
Раз макнешь, и я простыну,
Перекрестишь, вовсе сгину,
Отпустил бы ты меня,
Выкуп дам я за себя.

ВАКУЛА: Вот что. Ну-ка, образина,
Подставляй мне свою спину!

ЧЕРТ: Ты чего, кузнец, задумал?
            Ты чего?! Чего удумал?!!

ВАКУЛА:  (садится верхом)
Давай вези меня в столицу,
Во дворец к самой царице.

ЧЕРТ: Вот попал я, вот беда то!
Нечего ходить по бабам
Что ж, держись покрепче, друг,
             Держим курс на Петербург.

(Все закружилось, замелькало и стихло.)

КОНЕЦ 1 ДЕЙСТВИЯ.

ДЕЙСТВИЕ 2.

ОТ АВТОРА: Вот оно как оказывается,
Скоро сказка сказывается,
Да не скоро дела творятся.
И тут уж некуда деваться…
Но нам с вами торопиться не треба.
Поднял чертяка Вакулу до самого неба,
Сделал над Малороссией круг
И понес прямиком в Стольный град Петербург.
Шибче «Боинга» летели,
Наконец-то прилетели… (слышен грохот)
У самого Зимнего дворца свалились,
Нечего сказать – мягко приземлились.
В трону залу пробираются.
Кузнец на стены озирается…

(Вакула и черт пробираются на сцену)

ВАКУЛА: Ах, какая красотища!
Одних белил, считай на тыщу!
Шпалеров тыщи на три с гаком…
А пол! Ты глянь-ка, вскрыт весь лаком!
Да, нечего сказать, богата хата,
Но, не для нашего, вишь, брата…

ЧЕРТ: Ты что, совсем сдурел, кузнец?
 Не хата это, а дворец…

ВАКУЛА: А я про что тебе толкую?
Мне в жизнь не заработать на такую…

ЧЕРТ: Тьфу!  Вон туды иди сховайся
И царицу дожидайся
А я пошел, мене пора
Время мало до утра

ВАКУЛА:    (хватает черта за хвост)
Погоди, бесово племя,
Уходить еще не время,
Я ж тебе, нечистый сил,
За проезд не заплатил.

ЧЕРТ: Ну, давай скорей плати,
 Только хвост мне отпусти.

ВАКУЛА: Погоди, идут сюда,
Расплачуся опосля...

(Выходят фрейлины.)

ВАКУЛА: (Черту)
Ты стой тута, мне царице
Нужно в ножки поклониться.

ЧЕРТ: Стой! Деревня! Та девица
Вовсе, братец, не царица,
Это фрейлина ее...

ВАКУЛА: Вот, гляди ж ты е-мое!
А вон тот, что за мужик?

ЧЕРТ: То царицын фаворит...

(затем выходит царица)

ЧЕРТ: Вот теперь идет она -
 Государыня сама...

(Вакула бросается к ней в ноги)

ВАКУЛА: Ой, вы матушка - царица,
Не извольте рассердиться,
Растолкуй мене сначала
Где штиблеты покупала?
Супермаркет этот где?
И в какой они цене?
За рубли, аль за доллары,
Продают у вас товары?
Понимаешь, - для жены
Черевички мне нужны!

ЦАРИЦА: Мы не носим «ширпотреб»
Других таких в помине нет!
Ни в одной стране в Европе,
Ни в одном заморском шопе,
На рынке, или в бутике,
Не найти, кузнец, тебе
Черевичек как у нас,
Нам их сшили на заказ.
Но тебе, уж так и быть,
Могу пару подарить!

(Царица улыбается, делает жест рукой и фаворит выносит туфельки, отдает их Вакуле)

ВАКУЛА: Я теперь тебя, царица,
                Вот на месте провалиться,
                Никогда не позабуду,
                А забуду - гадом буду!
(вытягивает черта)
Теперь вези меня домой,
Мой коняка вороной!

ЦАРИЦА: Какой забавный мужичок…

ФАВОРИТ: Ненормальный. Дурачок.
                Деревенщина. Нахал…

ЦАРИЦА: Напрасно ты его так обозвал…
Вот если б все мужчины взялись,
Как он для жен бы постарались,
Тогда, готова я поклясться всем,
Не стало б с демографией проблем.

ФАВОРИТ: Я разве что не так сказал?..

ЦАРИЦА: Да ладно. Господа, начнем же бал!

(Бал начинается и постепенно декорации дворца сменяет декорация хутора, а вместо светских дам и кавалеров, появляются девушки и парубки с колядками.)

ДЕВУШКИ: Оксана, что с тобой твориться?
Ты не хочешь веселиться,
Не хочешь ты в снежки играть,
Не хочешь петь и танцевать?

ОКСАНА: Что-то кузнеца не видно,
                Мне становится обидно, -
                Никто ко мне не пристает,
                Никто замуж не зовет...

ПАРУБКИ: Брось! Проспится и придет!
                Ну, пошли пугать народ!

(Все, кроме Оксаны убегают. Тут раздается свист падающего самолета, и появляются Вакула и черт)

ОКСАНА: Вакула!

ВАКУЛА: Оксана!

ЧЕРТ: Отпусти ж мой хвост, кузнец!
           Измотал меня в конец!

ВАКУЛА: Ах ты, черт! Совсем забыл,
                Я ж тебе не заплатил.

ЧЕРТ: Да уж ладно, должен будешь,
            Теперь меня не позабудешь!

ВАКУЛА:  Нет, без расплаты мне тебя
                Отпустить никак нельзя.

(Вакула берет хворостинку и лупцует черта)

ЧЕРТ: (когда его порют)
Вот и делай добро после этого людям,
Я ему подогнал черевички на блюде
Ну а он мне за это как отплатил?
Хворостиной по заду меня отлупил! (убегает)

ВАКУЛА: (после наполненной паузы, спохватился)
Я ж надыбыл черевички для тебя,
Ну, теперь-то хоть полюбишь ты меня?

ОКСАНА: Ох, какой же ты, Вакулушка, смешной,
                Я без них согласна быть твоей женой!

(только молодые целоваться, выходит Чуб)

ЧУБ: А ну-ка стой! Погодь, кузнец!
Больно прыток, молодец.
Без отцовского согласья,
Лезешь к дочке целоваться.

ВАКУЛА: Дядько Чуб, не думай худо,
Сильно мне Оксана люба.
В жены мне ее отдай,
Нет? - так сразу убивай!

ЧУБ: Кх...кх... Ну... а дочь моя .... Согласна?

ОКСАНА: Согласна.

ЧУБ: Коли так, тогда прекрасно!
Я тогда не возражаю,
Вас на брак благословляю!

(выходят все участники представления)

ОТ АВТОРА: Вот к заутренней колокола зазвонили.
О Святом Рождестве возвестили
Молодых в тот же день обвенчали
И неделю на свадьбе гуляли
Так нашел свое счастье кузнец
Получился счастливый конец!

ЧЕРТ: (выскакивает)
Нет, это еще не конец!
Растоптан! Унижен! Оскорблен!
Меня с позором вышвырнули вон!
Но улучу удачный я момент
И всем тогда устрою хэпи энд!

(Вакула дает ему пинка и тот улетает)

ВАКУЛА: От чего всегда злиться нечистая сила?
                От того, что никого никогда не любила!
                Но козни черта нипочем,
                Тем, кто по уши влюблен!


ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ!


Рецензии