Виртуальная любовь
Виртуальная любовь.
Как относиться к ней? А отнестить как-то надо, потому что сколько ни игнорируй это явление, оно уже есть.
И поскольку мир есть система отношений (к чему-то, кому-то) и твоих в том числе, попробую кратко изследовать данный феномен, насколько хватит моего ограниченного ума.
Применю любимый мною прием - освободить изучаемое от уже успевших нарасти ракушек-мифов.
Миф первый. Нам кажется, что она появилась недавно.
Ничего подобного! Если подумать, то она появилась с тех пор, как человек отделил себя от остальных и создал абстрактные понятия. И называлась она не виртуальной, а идеальной любовью. Чувствуете, рифму, господа? Отношения в рамках идеальной любви, ее паттерн как раз и предполагал разделённость любящих в пространстве. Но не во времени. Ибо в поле любви этого понятия не существует. А вот что касается разделенности… Она, видимо, необходима. Но вот для чего?
Миф второй. Любви не нужна свобода. Действительно, зачем свобода любящему человеку? Он ведь только и мечтает (спит и видит) о том, чтобы воссоединиться с объектом своего чувства! Смею вас заверить: свобода любящему нужна - и для очень многого. И подозреваю, что многие с этим согласны. Только нужна не для того, к примеру, чтобы «отдыхать» от любимого человека, автору представляется это какой-то казуистикой или извращением самой сути любви. И не для того. чтобы сравнивать любимого с другими: «но, дорогая, как же я узнаю, что в мире нет прекраснее тебя?» - вопрошал в семидесятых советский поэт Василий Федоров. Но, к счастью, это его личная проблема. А не всех любящих.
Дело в том, что ничто мы не любим так, как сотворённое нами. Пигмалион не хочет умирать в каждом из нас - как творец прекрасного, уникального объекта, коего породил ты сам. Так вот любящему как воздух необходима определенная свобода – для творчества Образа любимой. Чтобы она сама, живая и имеющая кучу недостатков – бреющая не слишком прямые ноги, с немытой, давно не крашеной головой, с больными зубами, с желтыми пальцами от сигарет, с подкачанными силиконом отталкивающими выпуклостями, с привычками бросать грязные чашки на столе и не закрывать крышку унитаза и т.д. и т.п (уж не говорю о ее речах-интонациях спросонья-похмелья, ненормативной лексике, визгливых нотах или змеином шипении) – чтобы все эти признаки физического бытия не мешали творить этот великий, вечный, неповторимый, вдохновляющий и спасающий тебя Образ.
Такого рода виртуальная любовь была у Блока к Прекрасной Даме, у Гоголя – к не менее прекрасной Женщине из его сновидений, у Бальзака к Эвелине Ганской, у Тургенева – к Полине Виардо, у Петрарки - сами знаете к кому, причем он особенно хорошо творил, когда Беатриче умерла – то есть, повысила степень разделённости. И можно еще долго перечислять этот список Образов. Кто и где были бы эти великие мужи без своей виртуальной любви? Правда, средств таких технических у них не было, не приникали они к дисплею жадно-ждущим взором, но имелись, очевидно, иные формы общения и передачи посылов, те же письма, телепатия, сны. У Господа Бога инструментов много…
В конце концов, откуда нам знать, может быть, именно такая образотворящая любовь есть единственный способ вытаскивания себя самого за волосы? И ради этого Образа ты будешь терпимее и нежнее относиться к ближним? И даже к несносным монархам, олигархам, патриархам… Жалеть их за то, что у них нет такого Образа.
Кстати, любопытно, что здесь перед нами игра слов – «разделённая любовь» имеет двойное значение: кто-то ее разделил с тобой или вас разделили? И это понимание разделенной любви можно отнести к третьему мифу. Есть и другие, но пусть их поищет сам мой дорогой читатель.
Так что не будем спешить категорически осуждать виртуальные романы. Хотя, наверное, есть за что… От нее не родятся дети. Это плохо.
Однако не так всё просто. Будем наблюдать за этим Божьим «попущением», будем осознанны в процессе его развития, а вдруг он коснется и нас лично? Почему нет…
Ведь, как логически вытекает из всего вышесказанного (и этот анализ можно продолжать), виртуальная любовь суть стремление ее к Любви, то есть, к чувству с прописной буквы.
П.С. Уточнение, еще одно. Я отнюдь не призываю к ней - к этой форме Идеальной любви. Ни в коем случае. Вообще призывы не люблю. Я просто чуть-чуть побыла ее адвокатом (прокуроров и так хватает), расценивая виртуал как попытки приспособления Любви - чтобы выжить на этой планете. И планете вместе с ней...
Иллюстрация к прозаическим выкладкам:
Бог ничего не создаёт –
Он вдохновляет
Создать из плоти несуразной образ чудный -
Из плоти, спящей тяжело и беспробудно,
Взлетая, птица чудо-крылья распрямляет.
Бог ничего не создаёт,
Он просто дышит –
Небесным ветром над безбрежным океаном,
Он дышит вечностью и утренним туманом,
И в этом ритме сын свои полотна пишет.
Свидетельство о публикации №210120900688
Вызвала столько мыслей, что ни в какие рецензионные рамки их не впрессуешь. Поэтому, насколько у меня хватит способности, попытаюсь "озвучить" их в виде тезисов по абзацам.
Начиная писать о виртуальной любви (далее - В.Л.), Вы почему-то сразу же сузили тему до отношений мужчины и женщины, хотя сами же написали, что "мир есть система отношений (к чему-то, кому-то)".
Кроме того, сказав "А", (что В.Л. появилась с тех пор, как человек отделил себя от остальных и создал абстрактные понятия), на том и остановились. А разве Родина, Бог не абстрактные понятия? И может ли любовь к Богу быть не идеальной, или же, в современном произношении, не виртуальной?
Отсюда же вытекает вопрос, почему разделённость В.Л. ограничена только ОДНИМ пространством? Ведь Бог вне нашего пространства и времени.
Но, даже не забираясь так высоко, могу предположить, что границы гораздо шире пространственных. И, чтобы далеко не ходить, возьму, к примеру, себя.
Я с Вами никогда не встречался, не держал за руку, не смотрел в глаза...
Наша встреча произошла в информационном пространстве, причём в то время картинки в моём браузере были отключены (я только начинал осваивать Интернет). Но, тем не менее, после прочтения нескольких Ваших произведений, я ощутил необъяснимую симпатию к автору (переводя известную фразу на современный язык - любовь с первого байта).
Когда же я увидел, наконец, Ваше фото на странице, Ваша информационная матрица обрела виртуальный образ, и моя виртуальная любовь к Вам вышла на новый уровень, детализируясь и уплотняясь(обретая плоть).
Но ведь мы разделены не только пространством - я примерно догадываюсь сколько временнОго пространства разделяет меня "тутошнего" от той, что изображена на фото; я был очарован Вашими стихами десятилетней давности, которые мне удалось найти, и даже социальное пространство, которое разделяет нас, не может остудить мою любовь, конечно же, виртуальную...
М-да, и это я назвал тезисами... И всего лишь два абзаца!
Теперь о свободе.
Вы совершенно правы - любящему необходима как воздух определенная свобода – для творчества Образа любимой. Но это только половина дела.
Вторая половина - творчество своего Образа в ЕЁ глазах.
Образ жизни – к образу стихов
Подтянуть… Смогу ли я? А надо…
Вы думаете, что писали это о себе? Уверяю Вас, это написано обо мне.
Вы создали мой образ, судя по моим стихам, рассказам, переписке... Но я не совсем такой, причем со знаком "увы". Как написал в одном стихотворении:
я, увы, как надутый индюк -
перьев много, а тела мало...
Но для чего я "творю Идеальные Образы", если знаю, что мы никогда не встретимся, и никакой выгоды мне от этого нет и не будет?
А ответ тоже из двух половин.
Во первых, любой человек хочет (пусть даже подсознательно), чтобы его любили. И если даже не распускает, как павлин, для этого перья, все равно старается стать похожим на свой возвышенный образ (клинические случаи не в счёт). Поэтому, грубо говоря, идеализируя наши Образы в пространстве свободы, я даю хороший пинок для эволюции нас обоих.
Как происходит такая эволюция, рассказано в старой притче:
Один мужчина с уродливам лицом полюбил девушку, но чтобы не испугать её, надел искусно сделанную красивую маску. Она тоже полюбила его, а спустя много времени узнала, что он носит маску. Обидевшись, она потребовала, чтобы он открыл своё лицо, но когда он снял маску, оказалось, что со временем его лицо приняло форму маски...
Лицемерие и лицедейство - разные вещи.
Вот почему, вживаясь в свой Образ, который сам же и создал, я не чувствую греха - это бескорыстное лицедейство - мой Путь Развития.
Надеюсь, моя критика и умничание не очень Вас огорчила, и эмоциональный баланс (или сальдо?) всё же положительный.
К сожалению, не получилось у меня кратенько, а хотелось ещё и о писателях поговорить, и о детях виртуальных, и о Законах Любви Новой Эры...
Если Вы не расстроились, и я Вас не утомил, поговорим об этом другой раз.
С уважением и Виртуальной Любовью -
Геннадий Март 10.12.2010 01:40 Заявить о нарушении