Что мне увидеть довелось

                ЧТО  МНЕ  УВИДЕТЬ  ДОВЕЛОСЬ

                - 1 –
    
     Все чаще, за последнее время, встречаются мне люди уставшие, задёрганные,
  делами замороченные, вроде бы зрячие, но ничего вокруг не замечающие. А если на что и обратят внимание, то только затем, чтоб в
  уме прикинуть: сколько это будет стоить? Где уж там разглядывать цветок размером со спичечную головку, птичку на ветке или букашку выползшую на асфальт. Даже если заговоришь с ними на эту тему, в лучшем
  случае посмотрят, как на чудака, а то и просто отмахнутся. "Не до того мне..." Начнут, загибая пальцы, перечислять, что им ещё нужно сделать,
  с кем переговорить, похлопотать, денег достать и прочее, и прочее. А в
  конце окинут презрительным взглядом и обронят, то ли позавидовав, то ли
  упрекнув в моей якобы легковесной жизни. "Мне бы твои заботы! Стоишь и
  козявок разглядываешь, а тут голова пухнет..." И опять посыпятся жалобы
  на трудную жизнь, на безденежье и нехватку времени, будто мне все земные
  блага кто-то на блюдечке подносит.
     Нет, я не спорю, не пытаюсь переубедить, просто в этом словесном
  потоке стараюсь найти зерно истины, ради чего столько сил и времени у
  человека уходит. Ищу и не нахожу. Тогда мне становится искренне жаль
  страдальца. Вот так, в делах и заботах летят денёчки, складываясь в
  годочки, а вспомнить будет нечего. Ведь, если вдуматься, то чтобы
  вспомнить, надо сперва хорошенько приглядеться, прочувствовать, так сказать - душою прикоснуться.
     "Суетно живём. От того и жизнь проходит мимо",
  - говорил когда-то мой дед, Федот Кононович. Что греха таить, над ним
  тоже иной раз посмеивались болтливые соседки. Он же заглядится на что-то
  и улыбается своим мыслям светло так, чисто дитя. Только теперь, когда
  пройден пятидесятилетний перевал, вновь обретаю некое трепетно-нежное
  чувство единения со всем созданным Творцом. И возникает такое ощущение,
  будто это чувство уже было, в том, далёком детстве. Вот и считаю его подарком Судьбы тому, в ком проснётся и прорастёт зерно необычайной нежности ко всему сущему, умению созерцать красоту пускай даже в придорожном
  кусте бузины, запылённом, но не потерявшем веру в хорошее, правильное, ради которого стоит жить. Неважно, в каком возрасте придёт к тебе это
  чувство. Главное, что оно пришло. А иначе жизнь будет похожа на возню
  подвальных крыс, в беготне да в перебранках за кусок побольше.
     И опять мне возразят. Дескать, красотами любуются люди богатые, у
  которых есть возможность путешествовать по заморским странам. А нам работать надо. И так во многих головах засела эта мысль, что великого
  труда стоит переубедить в обратном. Но я, всё-таки, отвечу. Работать
  надо, на то мы и люди. Только глядеть на окружающий мир нужно как можно шире. Вглядываясь открывать для себя что-то новое. Иной человек в
  цветочном горшке сумеет разглядеть больше, чем, погруженный в свои думы, в чаще лесной.
     Ну, да ладно. Что проку толковать с незрячим о красотах мира. Каждый
  сам себе господин. Мне бы самой суметь рассказать, что увидеть довелось.

                - 2 –

     Казалось бы проще и привычнее воробья в наших местах и птицы нет.
  Где человек там и воробей. Чириканье, как журчание воды, знакомо с самого раннего детства. Иной раз кажется, что удивить ему нас уже нечем.
  Только старики, хитровато улыбаясь, говорят:
     - Нашего воробья на мякине не проведёшь! Малая птица, а себе на уме.
  С оглядкой живёт.
     В городе не больно к ним приглядишься. Там все куда-то торопятся.
  И воробушки пугливые, близко не подпустят. А в садах - другое дело.
  В первый весенний день, когда я только открыла калитку, сидящие на
  ветках рябины воробушки встретили вопросом:
     - Чьо? Чьо?
     Дескать, всю зиму тут никого не было, а тут явилась и, прямо таки,
  бесцеремонно вторглась на нашу территорию.
     - Не сердитесь на меня, воробушки. Всем места хватит. Я вам не враг,
  а уж вы всегда были мне добрыми помощниками.
     С того памятного дня испуганного воробьиного "Чьо!" я больше не слыхала. У меня свои заботы и у них в скворечнике птенцы попискивают. Прокормить ненасытных сыновей и дочек тоже непросто.
     Однажды зашла ко мне в сад Татьяна Ивановна, моя добрая приятельница.
  Присела на скамейку и засмотрелась на хлопочущих воробушков.
     - Вот, ты посмотри, какие заботливые птички. Прыгают по вскопанной
  земле, чего-то там находят и деткам в клювиках несут. А я на грядке
  горох посеяла, так теперь от голубей покоя нет. Налетит целая стая и,
  где горошек из земли покажется, выдергивают прямо с семенем, и тут же
  склюют. Пугало в огороде поставила. А что толку? Они ему прямо на голову садятся. За эту неделю два раза уже горох подсаживала. Рассердилась
  и, чтоб спасти горошек, дуги из проволоки в землю повтыкала, а на них
  укрывной материал натянула. Так, вот, спасаюсь от этих дармоедов. Все
  птицы своим трудом живут, только голуби зимой и летом попрошайничают.
     - Верно, говоришь, Татьяна Ивановна. Избаловали люди красивых птиц.
  Приучили подачками кормиться. Французы называют голубей – летающими крысами. Но, согласись, какая чудная мелодия льётся из-под машущего крыла голубя. За эту музыку полёта я им все готова простить.
     - Нет и нет! Лучше пускай в мой сад серенькие воробушки прилетают,
чем эти холёные лентяи, - проворчала разобиженная женщина. - Теперь середина июня. Воробьёв заметно прибавилось. Наверно молодые из гнезд вылетели. В это самое время бабочек-капустниц несметные полчища летает. Тут
  только у садоводов-огородников на воробушков одна надежда. Белокрылыми
  красавицами они любоваться не станут. Прямо на лету их хватают. И Бог
  им в помощь! Иначе гусеницы нас без урожая оставят.

                - 3 -

     В прошлый выходной пригласила меня Раиса Семёновна на чай. Сидим мы,
  чаёк с мятой попиваем и смотрим, как за окном воробьиха воробьят кормит.
     - Я в тумбочке прибирала, - рассказывает соседка. - Пшено там, в баночке, с прошлого лета осталось. Вот я его высыпала на фанерку. Пускай
  птички склюют. О, гляди-гляди! Мамочка берёт в клюв зёрнышко и сынку в
  разинутый клювик кладёт. А тот, крайний воробьёнок, сам пробует клевать.
  Величиной детки почти, что с родителей, только неуклюжие ещё, - дивится
  говорливая хозяйка.
     - Семёновна, старую крупу лучше к зиме прибереги. Не балуй птиц.
  Пусть лучше вредителями питаются. Им полезно и нам подмога, вспомнив
  о голубях посоветовала я. - Ты послушай, что вчера приключилось. Полола
  я грядку. Распрямила спину, чтоб передохнуть минутку. Вдруг, перед самым моим носом, пролетел бронзовокрылый жук. Этих жуков летящими редко
  видеть удаётся. К тому же звук, который он издавал при взмахе крыльев,
  навёл меня на шутливую мысль: "Прямо таки не насекомое, а летающий
  бомбардировщик". Я ещё и мысли не успела закончить, как следом за ним,
  мимо моего лица пронёсся воробей. Сбил жука на землю и принялся клевать.
  Но, не тут-то было. Сложил жук крылья и превратился в зеленоватый орешек.
  И так, и этак катает его воробей, а расклевать не может.
     Стала я приглядываться к воробью. Обыкновенный полевой воробей с беленькими полосками на крыльях. Один из тех воробушков, что вывелись в
  нынешнем году, в скворечнике. "Интересные они птички и обычаи как у людей.
  Вырастили птенцов, а домик свой не покидают", - похвалила я пернатых
  соседей, но всё же прогнала молодого разбойника. Только наклонилась над
  грядкой, как подлетел тот же воробушек, схватил жука и, вместе с ним,
  взлетел на теплицу. А ещё через минуту жук камушком скатился по стеклянной крыше, и плюхнулся в ведро с водой. Пришлось идти спасать утопающего
  жука и прятать под клубничной листвой. Долго потом спасенный прикидывался мёртвым. А когда страх развеялся, пошёл пешком. Оно и правильно. Хоть
  медленно, но надёжно. Воробушек почирикал на заборе и улетел искать себе
  другую добычу.

                - 4 –

     Странно всё-таки рассуждают люди. Хоть и понимают, что в природе нет
  хороших или плохих среди животных и насекомых, у каждого своё предназначение, но всё же к каждому из них своё отношение. Если, к примеру, выпадет птенец из гнезда. Попискивает в траве гадкий малыш и все прохожие
  его жалеют, спасают от кошки, всячески помочь стараются. А представьте
  на его месте мышонка. Редкая женщина не взвизгнет при виде такого гостя.
  Но, если справедливо рассудить, то мышонок куда приятнее выглядит, чем  нескладный птенец. Так нет же отвергают бедолагу, ещё и запустить в него чем ни будь норовят.
     - Нет, мышонка я не испугаюсь, и обижать его не буду. Просто не смогу.
  Хоть и знаю, что грызуны для хозяйственной деятельности человека хуже
  напасти. Другое дело птицы. Правда, птица птице рознь. Наповадились
  этой весной вороны на нашей улице мыло воровать. Даже прикроешь чем-нибудь обмылок, отыщут и унесут. Может, не все вороны мылом промышляют,
  а какая-то одна приворовывает, только нам, садоводам, от этого не легче.
     - Смотри, Васильевна, сидит носатая красотка на коньке твоего домика.
  Наблюдает. На что-то уже нацелилась, - предупреждает меня соседка, Раиса
  Семёновна.
     - Пускай сидит. Меня ей не унести, а больше красть вроде бы нечего, -
  отшучиваюсь я. А вечером оказалось, что руки помыть нечем. Выбрала всё
  таки минутку и унесла розовое мыльце. На следующий день я его в своей
  же теплице, когда высаживала помидорную рассаду, из земли выкопала. Выходит, что она ещё и незакрытую тепличную дверь караулила. Маленькая воронья головка, а всё предусмотрела. В тот день и Семёновна размокшие
  обмылки на своих грядках находила.
     - Она от нас мыло попрятала. Наверно хочет, чтоб и мы ходили чёрные
  да грязные, - посмеивалась соседка.
     - Не такие уж они благодушные, - возражаю я. - Вчера мне врач из детской больницы про ворон рассказывала. Там, из окон процедурного кабинета
  баки мусорные видны. К этим бакам иногда старушка наведывается. Бутылки
  собирает. Видать пенсия маленькая. Так, вот, копается старушка палочкой
  в мусоре, а воронам показалось, что она посягнула на их территорию. Всей
  стаей накинулись на несчастную, и давай долбать клювами. Бедолага только
  руками лицо прикрывает, чтоб глаза не выклевали злобные птицы. Благо
  дворник на помощь подоспел. А старушке пришлось оказывать медицинскую
  помощь. А ещё говорят, что птицы пугливые...
     - А я сегодня автобус наш, садовский, ждала. Пирожок купила, села на
  скамейку и ем неспеша. Подлетела ко мне голубка. Я ей кусочек отломила
  и кинула на травку. А она, как барынька, и так, и этак на него поглядит.
  Клюнет, да ещё встряхивает за каждым разом. Видите ли, чтоб ничего не
  прилипло к нему. Вот и довыпендривалась. Сорока подлетела, схватила тот
  кусочек пирожка, прямо таки у голубки из-под носа, и улетела. Барынька
  и опомниться не успела. Стоит, оглядывается. "Что, - говорю ей, - проворонила?"
     - Скорее "просорочила".
     - Ага. Шустрые эти сороки. Не зря об этих птицах в народе дурная слава.
  Сорокой-воровкой обзывают. А где же наша певунья?- поменяла тему разговора соседка.
     - Прилетала уже сегодня. Пробежалась под смородиновыми кустами, нашла
  что-то съедобное и деткам понесла. Не до песен ей теперь.
     - И то верно. Красивая птичка, пусть бы побольше таких было. Поёт голосисто и сама, как игрушечка. У тебя, на яблоньке, на той веточке, что
  с моей стороны, всегда садится. Излюбленное место её. И поёт, и поёт
  голуба моя! А я стою и боюсь пошевелиться, чтоб не спугнуть такую красоту,
  - призналась Раиса Семёновна.
     - Я тоже люблю наблюдать за нею. Вроде воробушка, только без полосочек
  на крылышках. Это если сверху смотреть, когда она на подсохших грядках
  хлопочет. А на ветке уже по-другому смотрится. Грудка синенькая, а хвостиком передёрнет, там пёрышки рыжеватые. Будто горящие угольки сверху
  золой присыпанные. Ножки у неё тоненькие, длинненькие. Я в энциклопедию
  заглядывала. Варакушкой птичку зовут. И ещё там написано, что численность
  этих птиц сокращается.
     - Выходит, редкая птичка к нам залетела. А, что, места у нас хорошие,
  для гнездовий пригожие. Я тут многих из пернатого братства перевидала.
  Слушай! Что-то твоих трясогузок нынче не видать?
     - Почему? Наведываются иногда. Их гнездо под крышей веранды. Уже какой
  год там детишек своих растят. Заботливые родители. А птенчики сойдут с
  гнезда, назад уже не возвращаются. Так, прилетят в гости, посидят на крыше,
  помашут хвостиками и опять улетают. Тут, как их не хвали, а они птицы
  перелётные. Легко с обжитым местом прощаются. А наш воробей, хоть и простоват, но по всему видать домовитый. О! Гляди, Семёновна! Раньше воробушек
  на крышу веранды не посмел бы сесть, а теперь целою стайкою сидят, чирикают.
  Будто бабы на бревнышках семечки грызут.
     - Помощнички наши! Защитнички! Если б не они комары бы нас заели. Муху
  отгоню, а комара, даже подумать не успею, рука сама - хлоп и нет кровопивца. Вот зараза кусачая!.. Во, гляди-гляди Васильевна, наша певунья прилетела. На яблоньку села. Ишь, запела, запела голуба моя. Пой сердечко моё,   пой...

                26 июня 04 г.


Рецензии
Прекрасные зарисовки. Вы - тонкий, добрый, наблюдательный человек.Уважаю людей живущих в гармонии с людьми и природой. Удачи Вам во всём! С уважением - Сергей Петров.

Петров Сергей Петрович   24.06.2011 17:54     Заявить о нарушении
Я долго всматривалась в Вашу фотографию. Не так часто в наше время встретишь понастощему доброго человека. Лицо доброе, без бахвальства и высокомерия. Дай Вам Бог всего доброго!!!

Анна Боднарук   24.06.2011 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.