Большая хоральная синагога

                «У нас в школе учится еврей.
                После уроков он встал
                на самокат и поехал в синагогу.»
                Вместо эпиграфа
В середине 19 века еврейская община Петербурга насчитывала более 10000 человек и играла большую роль в экономике всей России. В 1869 году Александр Второй согласился дать  разрешение на строительство большой хоральной синагоги. Подготовка к строительству заняла более 24 лет. Печально известный полицмейстер Трепов считал недопустимым расположение еврейского религиозного центра вблизи православных храмов, включая даже домовые церкви. Это условие было трудновыполнимым, поэтому еврейская община смогла купить земельный участок только после отставки Трепова. Местом будущей синагоги стала Мастерская улица дом 2, ныне Лермонтовский проспект. Это был нехороший район. Здесь находились тюрьмы, игорные дома, притоны и цирк с плохой репутацией. Интересно, что эта часть города по-прежнему тяготеет к саморазрушению, как будто у этого места есть свой неисправимо мрачный характер. Сейчас вокруг синагоги находятся музыкальные школы, училища, спортивный институт и Мариинский театр. Талантливая молодежь спешит на занятия, неся в футлярах скрипки или теннисные ракетки. В солнечную погоду затаенные пороки райончика не проявляются.  Но сегодня, когда третий день идет снег, и сюда не доехала уборочная техника, Лермонтовский проспект с упоением кутается в грязные непроходимые сугробы, возвращая себе непрезентабельный облик времен строительства большой синагоги.
Основную часть средств на строительство пожертвовали члены семьи барона Гинцбурга, первого председателя еврейской общины, а также другие меценаты. Они получали пожизненное место для молитв в синагоге с именными табличками, сохранившимися до сих пор. Но средств все равно не хватило, и была получена ссуда в коммерческом банке. Александр Второй, несмотря на свое лояльное отношение к еврейской общине, вынес резолюцию об уменьшении и удешевлении проекта.
Еврейская община демонстративно проявляла равнодушие к внешнему облику будущего здания, подчеркивая его внутренний смысл. Но архитектор Стасов, принявший активное участи в судьбе синагоги,  настоял на утверждении уникального проекта Шапошникова и Бахмана, выполненного в мавританском стиле. Правда, по начальной задумке, у здания должно было быть два купола высотой целых 65 метров.
Из комплекса зданий синагоги первой начала работу хоральная молельня. Семь лет еврейская община находилась в стесненных условиях, поскольку правительство запретило евреям производить богослужения на любой другой территории. Наконец,  торжественно открылась большая хоральная синагога на тысячу двести человек, потрясшая всех красотой убранства и несравненной акустикой. В вестибюле синагоги слова, сказанные шепотом, слышны за десять метров. Этот эффект достигается благодаря особой конструкции сводов потолка. Торжественное открытие состоялось 8 декабря 1893 года. Двери были открыты серебряным ключом и внутрь внесены семь свитков торы. Изначально вокруг здания стоял деревянный забор, и сооружение роскошной каменной ограды в 1908 году можно считать окончанием строительства синагоги. Рисунок центральных ворот ограды повторяет иллюстрации рукописи 10 века, найденной в средневековых архивах.
Богослужения велись даже после революции, до 1929 года, когда президиум ленсовета принял решение о закрытии синагоги. Но еврейская община уже через год добилась возобновления регулярных богослужений, обратившись в Центральный Комитет Партии. ЦК всячески поддерживал синагогу, хотя это и не афишировалось.
Богослужения не прекратились даже во время блокады. Следует добавить, что многие члены еврейской общины героически сражались на фронтах великой отечественной войны.
В 1979 году, перед Олимпиадой-80, советское правительство выделило средства на ремонт синагоги, как ценного туристического объекта.
Свой нынешний облик синагога приобрела благодаря грандиозной реставрации 2000-2003 годов, которая проводилась на средства спонсоров, о чем гласит надпись над входом.
Санкт-Петербургская большая хоральная синагога является второй по величине в Европе и самой большой в России.


Рецензии
"эта часть города по-прежнему тяготеет к саморазрушению" - трудно согласиться с этим. Территория вблизи театра - одна сплошная стройка, а это совсем рядом. В планах провести метро в этот район. Приметил одну вещь: почти каждый раз как бываю в этот районе, вижу специфическую публику в черном и шляпах с детьми. По моим соображениям они приобретают жилплощадь поближе к синагоге, а значит храм и община живут, и если не процветают, то развиваются точно.

Александр Фортовский   21.01.2013 15:17     Заявить о нарушении
Всё равно тяготеет, хоть метро, хоть не метро... А ортодоксальные семьи всегда там жили, еще до строительства синагоги. И, логично, сейчас живут.

Роберт Тальсон   21.01.2013 20:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.