Анкета ДШИ Гармония

Вопросы для Марины Эмильевны Косполовой, заданные читателями –
учащимися и родителями Детской Школы Искусств «Гармония», г. Тюмень. Ноябрь 2010 г. Перед творческой встречей.

1. Кто из поэтов Вас сейчас особенно интересует?
-  Испанская поэзия в переводах О.Г. Савича.
     2. Как надо? Быть не мещанами – а кем?
          - Честным испытателем жизни. По возможности – интеллигентом. Надо так, чтобы не лукавить перед собой.
     3. Когда на Вас находит желание писать?
          - Когда плачу.
     4. Есть мнение, что поэзия выражает то, чего не выразить никаким другим способом. Вы с этим согласны?
          - Да. У поэзии – совершенно особый язык. Это как новый – вечно новый – музыкальный инструмент. Сжатую мысль он позволяет выразить наиболее открыто и в то же время не приблизительно.
     5. Каков самый странный опыт вашего столкновения с читателем?
         - Мне исправляли один рассказ. Сделали очень много зачёркиваний карандашом, затем поставили «два». А мне уже было 48 лет. Потом все исправления стёрли и вернули рукопись в прежнем состоянии со словами: «Тогда это уже будет не Ваш рассказ».
     6. Самое странное место, в котором вам пришлось побывать?
        - Тюменский Театр Кукол и Масок.
     7. Самая странная вещь, которая с вами происходила?
         - Когда в ливень в закрытом Дворце Культуры имени Юрия Алексеевича Гагарина в Перми мне открыли двери, и отдельный стульчик в зрительный зал поставил для меня Директор (если я правильно поняла тогда) на концерт Андрея Александровича Миронова. Шел 1984-й год. Попасть на начавшийся концерт без билета было немыслимо.
    8. Какое самое непереводимое слово в вашем родном языке?
          - Жалость.
    9. Чью книгу вы хотели бы написать?
          - Свою.
   10. Расскажите, пожалуйста, как можно подробнее о том, как Вы стали писать, когда начинали; как это изменялось с годами (если менялось). Если вы в явной форме ставили себе какие-то задачи, то выполнены ли они и насколько?
         - Я стала писать в школе в средних классах. Читала много, и рифмовать было легко. Первый поэтический цикл, посвященный мальчику – первой любви – появился в 13 – 14 лет. Осознанно стала писать с 1980 года, уже студенткой, а серьезно пишу только второй год. Хотела написать книгу рассказов. Работаю над ней: из запланированных 15 написано около десяти. Работаю над своеобразной фольклорной тетрадью. Есть начатые документальные, краеведческие вещи. Пишу пьесу. Готовлю книгу.
  11. Есть ли область запретного в Вашем творчестве?
        - Да. Кроме романа о дочери и документальной книги о прабабушке, я избегаю писать о родных.
   12. Как эволюционируют ваши собственные интересы в области литературы и вообще в жизни, насколько прямо эта эволюция отражается в творчестве?
         - В детстве я любила книги о путешествиях и разведчиках. Я по два-три раза подряд перечитывала Жюля Верна, Майн Рида. В юности любила (и сейчас люблю) фантастику. Обожаю читать примечания. На мое творчество, безусловно, повлияли произведения театра абсурда и журналистика (отечественная) 1930-х годов, читанная всего лишь в нескольких журналах. Проза В. Катаева, Ю. Олеши. Ну и некоторых других писателей. Сейчас увлекаюсь творчеством Милорада Павича.
     13. Книга, которая подвигла вас стать писателем?
        - Записные книжки И. Ильфа и Е. Петрова. Отрывки из них я читала в трудные для меня времена.
     14. Всеми любимый хит, который Вы ненавидите?
        - «Арам-ца-ца».
     15. Какую музыку Вы сейчас постоянно слушаете?
        - Которую мне записал Друг: это и «Абба», и Ханс Циммер, и Стинг и другие очень красивые и глубокие вещи.
      16. Как поэты существуют экономически, проще говоря как поэты зарабатывают деньги?
        - Продают свои авторские права, добиваются переводов на другие языки, работают в журналистике, сотрудничают с радио.
      
 17. Представьте себе, что вам предстоит составить

 Антологию современной русской поэзии

на двадцать имен, кто бы в нее вошел.

         - 1) Юрий Левитанский (он был удивительным и нежным поэтом, его стихи честны, свежи и современны). 2) Белла Ахмадулина. 3) Яков Афанасьев. 4) Александр Галич (см. также пояснение к №1). 5) Юлий Ким. 6) Людмила Кайгородова. 7) Наталия Косполова. 8) Александр Башлачёв. 9) Евгения Кисловская (см. также пояснение к №1). 10) Леонид Филатов (см. также пояснение к №1). 11) Владимир Рецептер. 12) Валерий Новиков. 13) Андрей Тарханов. 14) Александр Городницкий. 15) Александр Дольский. 16) Эльдар Рязанов. 17) Евгений Евтушенко. 18) Андрей Дементьев. 19) Валентин Гафт. 20) Николай Шамсутдинов.

18. Современная русская поэзия интереснее современной русской прозы?
- Нет.
19. Что вы думаете о популярности и о волне интереса к сказкам, к волшебным историям?
     - Сказки и волшебные истории всегда притягивали креативных людей, а не закрытых, трусливых, зашоренных. Сейчас, похоже, волна крупных преобразований в науке и технике, и сказки вновь актуальны.
20. Вы думаете о себе как о сказочнике?
     - Я никогда не смогу быть такой замечательной сказительницей, какой была моя Бабушка – Аннэ Митрофановна Конькова, Член Союза Писателей.
Но и мимо такого увлекательного литературного опыта, как создание сказок, я, разумеется, пройти не смогла.
21. Кто для вас в детстве был важнее, Льюис или Толкиен или может кто-то еще?
    - В моем детстве книги Толкиена были мне еще недоступны. Пожалуй, Ю. Олеша.
22. У вас есть любимая сказка, если да, то какая?
     - «Три толстяка» Ю. Олеши.
23. О чем бы вы спросили самою себя, если бы были тинейджером, взахлеб читающей собственные книги.
    - А ты любишь кататься на аттракционах?
24. Велика ли дистанция между вами-человеком и вами-писателем?
    - Да. Как писатель – я свободна, счастлива, смела, включаю чувство юмора. Как человек – постоянно выбираюсь из проблем и комплексов и поэтому часто теряю саму себя.
25. Как Вы считаете какие функции у прозы, а какие у поэзии.
    - Проза изъясняется и не задерживает читателя, а неназойливо сопровождает его. Поэзия – это разговор один на один, она или берёт в плен, или ее вообще не воспринимают.
26. Как возникают мифы об авторе? Как миф преобразует человека (если он возникает при жизни автора)?
  - Чаще всего вследствие двух причин: недостатка информации или от избытка ее. Нередко авторы способствуют мифотворчеству вокруг своего имени. Миф может сделать человека другим, вплоть до полярного преобразования.
27. Хотите ли вы получить литературную премию и какая премия для вас была бы «желанной»?
   - Да. Та премия, где есть понятие «Слава» и нет понятия «Деньги».
28. Кто из современных российских писателей Вам интересен – может быть до такой степени, что вы готовы в каком-то смысле соотносить с их творчеством то, что вы делаете, чему-то учиться? Кого из европейских писателей вы числите своими учителями?
- а) Лев Боярский.
  б) Вторую часть вопроса хронологически расширяю: не в настоящем, а в прошлом нашла Учителя: Ханса Кристиана Андерсена.

29. Что было в начале – проза, поэзия или графика?
- Графика. Линия.
30. Над чем работаете сейчас? Много ли у вас нереализованных проектов, реализованных?
- Пишу роман. Есть несколько нереализованных проектов. Реализовано возвращение имени Е.Б. Алексеевой-Поповой.
31. Какой эпиграф Вы бы поставили к нашей встрече, если бы он был здесь уместен?
- Это мой Ex promt, сейчас написанный:

Зиму и осень примирить не легче,
Чем прозу и поэзию на встрече.
                М.Э. Косполова. 23 ноября 2010 года.

32. Какая книга для вас является главной?
   - Памятная книжка моей прабабушки.
33. Как бы Вы себя охарактеризовали: Марина Эмильевна – это…?
   - Марина Эмильевна – это неоткрытая планета.
34. Как вообще получилось, что вы оказались писателем?
   - Меня переделал Друг, который мне велел писать и составил для меня программу.
35. Какая историческая эпоха Вам наиболее близка?
   - XVII век.
36. Как Вы видите свое будущее произведение, возникает картинка или как, про что хочется рассказать?
   - Смутно вижу и слышу образы и голоса, которые ловлю и дополняю.
37. Кто является для вас моральным авторитетом?
  - Таких людей очень много. Это и мама, и Друг, и Татьяна Константиновна Лагунова и многие другие.
38. Самое сильное культурное потрясение?
 - Спектакль «Похороните меня за плинтусом» Учебного театра Кафедры режиссуры и актерского мастерства ТГАКИиСТ, 2009 г.
39. Кто Вам ближе во взглядах на мир?
   - Хиппи.
40. Общаетесь ли Вы с тюменскими писателями, поэтами, художниками, кто они? Хватает ли Вам культурного общения в Тюмени?
   - Да. Это очень интересные люди, но мы все встречаемся редко и мало.
41. Ваш любимый литературный герой, реальный герой.
   - Любимый литературный герой – Маленький принц. Реальный герой – Федерико Феллини.
42. Ваши любимые художники.
  - А. К. Саврасов, О. Ренуар.

43. У Вас много ипостасей: художник, поэт, писатель, научный сотрудник и т.д. Какая является доминирующей?
- Поэт.
44. Что держите под подушкой?
  - Желания.
45. Психологи говорят, что если человек уходит в мистицизм, то значит он боится жизни. В ваших произведениях много мистицизма, каких-то мистических совпадений. Чего Вы боитесь и собираетесь ли Вы расстаться со своими страхами?
 - Боюсь многого, но Друг убрал из меня несколько страхов.
Например, я всё еще боюсь высоты. Хочу быть смелой.
46. Зачем Вам псевдоним (Вайнблюм) и чем именно этот псевдоним Вас привлёк.
- Псевдонимы мне нужны для самовыражения. Винный цветок как нельзя лучше подходил для моей прежней влюбленности. Другие псевдонимы использовались в газете, если, например, рядом шли две моих заметки. Они были обусловлены местом прежнего или настоящего проживания или отношением к жизни.
47. Расскажите о своих родителях. Кто они. Как нужно воспитывать детей?
- Мама – Елизавета Валентиновна Гостева – заслуживает долгого рассказа. Она преподает фортепиано и руководит Тюменским Академическим Любительским хором имени В.А. Гостева.
Папа – Эмиль Иванович Косполов – референт в Думе ХМАО в г. Ханты-Мансийске.
Воспитывать детей надо, воспитывая себя.
48. Есть ли у Вас ученики?
 - У меня было несколько учеников.
49. Можно ли научиться писать стихи или это душевный порыв?
  - Научиться писать стихи можно, но без душевного порыва это будет математическое уравнение.
50. Почему одни пишут стихи, а другие хотят, да не могут, что это – дар или можно научиться, с чего начинать, как овладеть литературным мастерством?
   - Пишут стихи многие. Но не все звуки мы называем музыкой. Есть здесь доля подаренного природой, но не надо ее преувеличивать.
51. Чувствуете ли Вы себя взрослой? Какие события, истории повлияли на ваше взросление?
  - Я СОВЕРШЕННО не чувствую себя взрослой. Но когда я на семь лет уехала учиться и работать на Урал, я пыталась взрослеть.
52. Бывает ли Вам скучно и как спасаться от скуки?
   - В детстве я часто болела, мне было скучно, я разглядывала трещины на потолке и стенах, слушала радио и рисовала.
53. Что Вы порекомендуете прочесть обязательно в детстве.
   - В детстве надо читать «Динку» В. Осеевой, Рассказы Н. Носова, Сказки В. Бианки, «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Три толстяка» Ю. Олеши, Сказки Х.-К. Андерсена, Творчество С.Я. Маршака, Б. Заходера, В. Берестова и, как ни странно вам покажется, А.П. Гайдара.
54. Сообщали ли Вам о Вашей поэзии что-то, чего Вы сами не знали о ней?
   - Что она иногда напоминает В. Хлебникова и японскую поэзию и что сильная.
55. Хочется спросить вас о литературном ученичестве. Как оно осуществлялось, например, в вашем случае?
   - Я всё время читала, жила, писала и плакала. Мне часто некому было высказать свои чувства, и я доверяла их листу. Потом я ходила в литературные клубы, привыкла сочинять экспромты и стала участвовать в литературных конкурсах.
56. А насколько для вас сейчас важна литературная среда? Есть ли у вас потребность, скажем, пообщаться с теми же людьми, которые вас читают и которых читаете вы?
- Литературная среда мне необходима. Мне не хватает понимающих людей. Я очень благодарна Автору Рецензии № 6. Я читала ее с распахнутым сердцем. Я ее перечитывала. Она меня потрясла.
57. Вы говорили по-английски? Какими языками владеете?
   - Я пользуюсь словарем, когда пишу прозу, но краткое стихотворение пишу сразу, поправив затем, если нужно. И несколько фраз на других языках, которые пригождаются в жизни.
58. Очень многие русские поэты, особенно из старшего поколения, не знают иностранных языков в силу обстоятельств советской жизни и поневоле игнорируют иноязычную поэзию, по крайней мере след неочевиден. А у вас произошло какое-то взаимопроникновение? Влияния? А что вы скажете про пример Бродского?
  - В сердце И. Бродского поселилась вся Европа, оно стало огромным. Во все времена ностальгия для поэтов-изгнанников становилась постепенно из просто темы лейтмотивом жизни. Восхождением к вершине понимания всей трагичности бытия, обреченности Поэта Вообще стало одно из поздних стихотворений – «В горах».
59. Что Вы умеете и чего Вы не умеете как поэт, художник?
    - Я умею передавать впечатления. Я не умею копировать. Я умею создавать экспромты. Мне тяжело исполнять заказы.
60. Чему бы Вы хотели научиться?
       - Полёту. Полету и только полету. Свободному плаванью в Космосе. Я хочу быть счастливой, как Чайка по имени Джонатан Ливингстон.
61. Что вас вдохновляет?
     - Любовь, Музыка, Театр, Природа.
62. В каком возрасте вы начали и заинтересовались писательским делом? (литературой).
- В 13 лет.
63. Мы бы хотели чтобы вы нам разъяснили произведение «Танго с призраком». Мы не совсем поняли смысл.
- Два мальчика столкнулись с необъяснимыми событиями, но добрый характер помог им сохранить дружбу с приятелем.
64. Какие страны вы хотели бы посетить?
   - Чехию, Францию, Испанию, Италию, Ирландию (местечко Дроэда), Нидерланды и, конечно же, Новую Зеландию.
65. Вы закончили школу в 9 или 11 классе?
   - После 10 кл.
66. Есть ли у вас домашние животные? Если да, то какие?
   - Кот Барсик.
67. Какую еду вы предпочитаете?
     - Мороженое и персики.
68. Какой жанр литературы вы предпочитаете?
    - Фантастический роман и любовную прозу.
 69. Как вы считаете в чём смысл жизни? Что для вас является смыслом жизни?
 - В Пути. Для меня это – Путь навстречу Моей Звезде. Я должна ловить ее невидимые и очень далекие лучи. Если я поймаю их, я иду правильно.
  70. Вы будете продолжать писать в старости?
     - Да-да-да!
  71. Как часто появляются у Вас идеи к новым произведениям?
    - Редко. Например, посмотрю вверх на ветку дерева… Или мандарин в маслины упадет…
  72. Как вы думаете, есть ли загробный мир? Жизнь после смерти?
     - О! Нет! Есть нечто другое! И там чувствуют другие существа себя по-другому! И это никак не описывается на нашем языке! Но весточки изредка попадают… как пластиковые пакеты в океан…
  73. Что для вас вера в Бога?
     - Я разочарую большинство моих читателей, но отвечу честно: придерживаюсь атеистической позиции. Уважаю моих предков и почитаю их, и, поскольку они принадлежали к совершенно разным религиям (5 и более), то, соответственно, часть обрядов исполняю совершенно искренне.
  74. Кем вы хотели стать в детские годы?
     - Археологом, разведчиком, моряком, дрессировщиком, актрисой, путешественником.
   75. Как вы пишете свои произведения?
     - Я пишу иногда в пути, иногда ночами, но это всё по-разному – иногда не успеваю записывать придуманное.
    76. Есть ли у вас муж, дети? И если есть, помогают ли они вам в творчестве или же наоборот в какой-то степени мешают?
        - У меня есть любимая прекрасная дочь. Я и сама многому учусь у нее.
77. На вас каким-либо образом в детстве влияли родители? И имели ли они значение в вашем нынешнем увлечении поэзией?
   - Вся семья любила литературу, умение писать, излагать свои мысли ясно, красиво, необычно поощрялось.  Я росла как будущий писатель в условиях книжного изобилия.
23 ноября 2010 г.
               


Рецензии