Как стать патологоанатомом продолжение 4

Собаки Павлова

Когда мы успевали есть? Этот вопрос был задан выше.
Попробую попытаться на него ответить – на ходу. Да, мы что-то иногда кушали. Но очень редко.
Буфета хорошего в мед.институте не было. Например, когда мы приходили в политех, мы завидовали тамошним студентам – огромный прилавок, три или четыре буфетчицы, выбор пирожных, булочек, пирожков такой, что аж дух захватывает и никакой очереди. У нас был небольшой буфет, с очень сонной продавщицей и хоть пары были длинные, достояться до желаемого результата в виде булки, было практически невозможно. А если пара в другом корпусе, то мы даже не пытались.
Мы так привыкли к такому положению вещей, что о еде даже не вспоминали. В нашей группе нет, но в соседних, девчонки падали в голодные обмороки.
Иногда, нам все же удавалось купить пирожок в ларьке, который стоял возле старого корпуса «анатомки». Пирожки были тоненькие и прозрачные, но мы были счастливы и этим, однако из-за проблем со временем (мы вечно опаздывали) мы съедали его по дороге в кабинет и чаще всего дожевывали уже возле трупа.
Часто слышу страшилки о том, что студенты кушают в морге или возле трупа. Ах, какие страсти. Ах, какой ужас. Не от жизни хорошей это бывало с нами. Поверьте. Не позерство и бравада, заставляли нас одной рукой держать пирожок, а другой пинцетом лезть в труп, а голод и катастрофическая нехватка времени.

На втором курсе начался предмет физиологии, где мы проходили нормальные функции организма. При кафедре был виварий. Нам на собаках показывали различные опыты. Но занятие было трехчасовым и поставили его четвертой парой.
Что бы понять, что такое четвертая пара, скажу, что заканчивалась она
в полшестого вечера.
И тут новая тема – безусловные рефлексы. Тема о том, что есть вещи, которые от нас не зависят. Для проведения опытов - Собака Павлова с фистулой. Может кто-то не знает – поясню: в слюнную железу собаке вшивается крантик, из которого должна потечь слюна, если собаке показать что ни будь вкусненькое. Собаку с фистулой было очень жалко. Она горестно смотрела на нас в пять вечера, когда ее принесли нам для демонстрации.
Преподаватель торжественно вытащил сушку и подсунул ей под нос. Та понюхала и отвернулась. Слюны нет. Преподаватель опять и опять тычет в нос ей эту сушку, но ничего не происходит. И тогда, извиняющимся тоном он нам говорит:
- Простите, опыт не получается, потому, что вы уже четвертые за день - собака уже наелась.
Сушки - вот на что уставилась вся группа. Мы стояли и сглатывали слюну. Что значит опыт не получился? Очень даже получился. Только у нас фистул нет. Спасибо за наглядный урок. Только собака вызывала у нас, уже не жалось, а зависть. Зажрались они там, однако.


Другой показательный случай:
Впервые мы попали в морг патологической анатомии на третьем курсе, именно в тот, в котором я теперь работаю. Свежие трупы и те, что я описала выше, конечно же,
вещи разные. И вот мы впервые в настоящем морге. Все сгрудились вокруг преподавателя, а я как всегда верчу головой. И вдруг вижу, что на другом столе лежит ампутированная нога. Я подошла поближе. Из места ампутации торчала кость и вокруг мышцы. Вид свежего мяса, вдруг вызвал чувство страшного голода. У меня перед глазами мгновенно возникла сковородка и кусок отбивной на ней. Мне стало страшно и стыдно от своих мыслей. Я почувствовала, что я монстр.
- Любка, Любка, иди сюда. Смотри.
Любка повернулась, подошла, посмотрела на ногу и вдруг говорит:
- Блин, как жрать охота.
Ох. Слава богу. Я не одна такая. И угрызения совести прошли.

Привычка, приобретенная в институте есть, что попало, когда попало и где попало сохранилась до сих пор, вместе с этим сохранилось полное отсутствие брезгливости в еде. Я, например, и сейчас живу по принципу – все, что продается для съедения, можно съесть. И это не плохо. Зато мне не трудно угодить и ухаживая за мной, вполне можно ограничиться лагманной.
Но с едой лично у меня была связана еще одна проблема.
Стипендию я получала всегда, но жили мы бедно, и ее приходилось отдавать родителям. На еду мне выдавалось – 2 рубля на неделю.
Не ужасайтесь. По тогдашним ценам - не много, но достаточно.
Проездной был, и я ездили даром, пирожок 5 копеек, пирожное 22 копейки. Булка – 6- 8 копеек, стакан лимонада – 5 копеек. В принципе на эти деньги можно было жить. Но… перламутровая помада у цыган возле ЦУМа стоила 5 рублей, тени 5 рублей, тушь 5-10 рублей.
И я их покупала.
Зато этот опыт, нечеловеческой экономии, мне пригождается и по сей день.


Рецензии