Здесь дышит живая история
Каждая поездка в Суджу незабываема, в этом небольшом старинном городке каждый камень напоминает о славном прошлом Курского края. И совсем не редкость – увидеть своими глазами какой-нибудь удивительный артефакт или прямо на улице услышать от случайного встречного красивую легенду об отчаянных робин гудах, тайных подземельях и несметных сокровищах, скрытых под современным асфальтом.
Хранилище древности.
Суджанский краеведческий музей расположен в старинном купеческом доме. Посетителей встречает радушная хозяйка - директор Людмила Михайловна Придубкова, которая знакомит с экспонатами, рассказывающими об истории города, начиная с глубокой древности.
- На месте нашего города люди жили со времен неолита, что подтверждают находки археологов. Есть предположение, что на территории Суджанского района размещалось знаменитое королевство антов, позднее тут поселились славяне-северяне. Найдено несколько кладов, относящихся к IY-YII и YIII-X векам, которые подтверждают эту версию. Город был основан в 1664 году на большой татарской дороге (сакме), на реках Суджа и Олешня как крепость, защищавшая Курский край от набегов кочевников Дикой степи с юга. Здесь стояли два казачьих полка – русский из Белгорода и украинский из Сум.
Название крепости произошло от двух татарских слов: «су» - вода и «джан» - место и переводится как «место, окруженное водой». Вокруг крепости было немало болот, и гусь в камышах, изображенный на первом гербе, вполне символичен. Со временем крепость расстроилась и стала купеческим городом, его население до революции насчитывало почти 22 тысячи человек, сейчас оно сократилось до семи. В Судже традиционно развита перерабатывающая промышленность, она считалась городом мастеров: гончаров, ковровщиц, кузнецов.
Перелистываем страницы истории, экспонаты музея рассказывают о революции, когда в городе находилось первое правительство Украины, о трагических страницах немецко-фашисткой оккупации, о выдающихся людях, прославивших край. В разные годы здесь жили художники Л.И. Соломатин, П.К. Лихин, актер М.С. Щепкин, авиаконструктор М. И. Гуревич, П.А. Заломов – прототип горьковского Павла Власова. Невозможно не задержаться надолго в залах, где хранятся произведения искусства: уникальные живописные полотна, гончарные изделия: этническая посуда – глэчики, игрушки, яркие суджанские ковры. Кажется, здесь остановилось само время, чтобы мы могли вдоволь налюбоваться его сокровищами.
Музыка в камне
Духовный центр города и всего района – Свято-Троицкий храм, белоснежные купола которого видны далеко окрест. Первое летописное упоминание о нем относится к 1664 году, когда посольство суджан отправилось к царю Алексею Тишайшему с просьбой о восстановлении после пожара крепости и о даровании ей статуса города. Высочайшее одобрение было получено, успеху посольства способствовало то, что его возглавил настоятель Троицкой церкви священник Иоанн Терлецкий. В 1778 году, когда Суджа входила в состав Слободской губернии с центром в Харькове, губернатор издал указ о сборе средств на строительство каменного храма.
В архиве сохранилась ведомость, где перечисляются имена меценатов – от городовых до уездных врачей. Строили всем миром и долго, 34 года. Освящение нового храма пришлось на самый разгар Отечественной войны 1812 года, когда французы стояли в московском Останкино. И в этом факте так узнается русский несгибаемый характер, русский патриотизм!
Любимый суджанами храм благополучно пережил XIX век и печально известные богоборчеством тридцатые годы XX-го столетия. В 1939 году без согласования с настоятелем и приходом контора «Заготзерно» заняла левый придел, но службы продолжались, церковная молитва не смолкала.
Во время немецкой оккупации в храме произошли трагические события. В Суджу пришел эшелон с раненными венграми, вышедшими из окружениия советских войск под Воронежем. Фашистское командование приняло предательское решение – не помогать союзникам. Они отняли эшелон и разместили тяжело раненных венгров в Троицком храме, который превратили в тюрьму. Тех, кто были легко ранены, поселили на квартирах. Как писал в объяснительной записке священник Иоанн Переверзев, в то время - настоятель, раненных военных в храме было около тысячи. Вооруженные и озлобленные, они понимали, что немцы их предали. Священник выносил сосуды для богослужений и чудотворную «Пряжевскую» икону Божией Матери с опаской за собственную жизнь, буквально переступая через раненных.
Перед отступлением немцы разыскивали венгров на квартирах и расстреливали. Русские с состраданием, по-христпиански отнеслись к раненым. Женщины с Подола приносили им похлебку, одна семья в селе Замостье спрятала в погребе несколько военных и тем спасла от гибели. Немцы взорвали вход на колокольню и несколькими фугасами подожгли храм, вокруг которого поставили оцепление. Три дня были слышны крики и стоны заживо сгоравших людей. Суджане просили пропустить их в церковь, чтобы хоть кого-то спасти, ведь там находились и арестованные коммунисты с семьями, и евреи. Но безуспешно.
Документальные подтверждения трагического события обнаружили в 1997 году во время ремонта водопроводной сети. Настоятель храма протоиерей Евгений Шестопалов, в прошлом поисковик, вместе с прихожанами начал раскопки, которые продолжаются до сих пор. Оказалось, что вокруг церкви и под ее полом находятся останки погибших, оружие, другие артефакты.
- Наш храм буквально стоит на крови и костях, - рассказывает отец Евгений. – Мы подняли останки 356 человек, перезахоронили их возле храма, установили памятник. Мы продолжаем раскопки под полом одного из приделов. Но чтобы снять весь пол, перезахоронить всех погибших, нужны значительные средства, которых нет.
Много лет в Троицком храме продолжается реставрация, отец Евгений мечтает вернуть ему первоначальный облик. Здание, построенное на песке искусными мастерами, в старину внутри и снаружи было украшено лепниной, воспроизводящей орнаменты суджанских ковров. Неслучайно церковную архитектуру называют музыкой в камне. Некоторые из ее причудливых мотивов удалось услышать в тот день.
Свидетельство о публикации №210121101098