Веер Кондрата

Веер Кондрата.

С моим другом и одноклассником Юрой Смирновым мы встретились в Москве. Я приехал в отпуск из ГСВГ, Юра служил в Москве, он летчик – истребитель, участвовал в арабо-израильской войне, воевал на МИГе-23-м, полковник, теперь на руководящей работе в центральном аппарате ВВС.
Слушай, а не хочешь поехать в Монино на авиа-шоу?
  - Юра, я об этом давно мечтал, но все как-то не к случаю было. С удовольствием съездил бы!
И вот мы в Монино, авиа-шоу впечатляет. Группа реактивных истребителей проносится над зрителями и взмывает вверх, почти вертикально, разлетаясь в разные стороны в виде веера, высоко в небе каждый самолет делает «петлю» и машины снова сближаются, уходя строем за пределы видимости зрителей. В небе некоторое время еще остаются инверсионные, следы. Публика в восторге аплодирует.
Веер Кондрата – сообщает Юрий. А что это?  - Так называется эта фигура группового пилотажа по имени ее разработчика генерала Кондрата, мы в академии проходили.
Здорово, главное красиво, эффектно! – восторгаюсь я.
На авиационных шоу эта фигура применяется почти всегда. Она не очень сложная, но действительно красивая и выглядит эффектно,  добавляет Юра.
Я тогда и предположить себе не мог, что по прошествии времени, Герой Советского Союза летчик – истребитель, участник боевых действий в семи военных конфликтах и крупных войнах человек – легенда генерал майор Кондрат Емельян Филаретович расскажет мне о том, как им была придумана и продемонстрирована на военном параде в Хабаровске эта групповая фигура высшего пилотажа. И наблюдал ее  ни кто нибудь, а сам легендарный герой гражданской войны маршал Блюхер.

                ***

Майор Кондрат к счастью, по своему боевому везению и благодаря конечно, высокому профессионализму, вернулся из пекла гражданской войны в Испании живым и невредимым. Орденоносец, получивший боевой опыт, закалившийся в горниле войны, грамотный офицер – руководитель, здесь на дальнем востоке не задолго до событий на озере Хасан, был назначен на должность командира авиационного истребительного полка.
Совсем недавно полк перевооружился. Теперь летчики осваивали новые истребители И-16,  которые совмещали в себе относительно высокие скоростные данные и отличную маневренность, но требовали от пилотов более серьезной выучки в пилотировании самолета. Боевая учеба шла полным ходом, ожидались крупные учения, завершиться которые должны были, по сложившейся уже традиции, военным парадом участников. На парад приглашались все советские и партийные руководители дальнего востока, гости из Москвы и других военных округов страны, а также представители общественности Хабаровска и Владивостока.
Командующий Отдельной Дальневосточной Армией, маршал Советского Союза Василий Константинович Блюхер, был не только выдающимся военачальником, и волевым командиром. Он совмещал в себе еще и качества добродушного гостеприимного и хлебосольного человека широкой русской души. Все крупные учения, по заведенному им порядку заканчивались не просто военным парадом, но также обязательным приемом и банкетом в доме офицеров хабаровского гарнизона с обильным застольем, чествованием и награждением отличившихся, празднованием до позднего вечера.
Блюхер был новатором военного дела, активно поддерживал и развивал в армии все новое, особенно любил технику, танки и авиацию, в связи с чем, танкисты и летчики в его армии были на особом счету. Он лично знал всех командиров до полкового звена включительно и даже многих командиров  танковых батальонов и авиационных эскадрилий.
Конечно, командир истребительного авиационного полка, герой «Испании», не мог пройти мимо внимания Василия Константиновича, хотя и был назначен на эту должность совсем недавно.
Однако майору Кондрату было суждено стать еще и любимцем Блюхера и восседать на банкетах по правую от него руку.  «Виной» тому стала разработанная Кондратом фигура группового пилотажа истребителей, предназначенная для штурмовых ударов с последующим выходом из под огня противника.  Впоследствии эта фигура получила название «Веер Кондрата». Впервые продемонстрировать эту фигуру  командир полка решил на военном параде в Хабаровске.
Очередные Армейские учения, с массированным применением танков и авиации прошли вполне успешно. Парад проходил «на подъеме» У всех было приподнятое праздничное настроение. На трибунах вместе с военными было много женщин – членов семей и служащих, гостей, стояла отличная погода, небо было ясным, безоблачным.
Самолеты зашли со стороны солнца в тыл трибунам, заявив о себе нарастающим рокотом моторов. Все оглянулись назад, увидели, как на трибуны на малой высоте заходят десяток истребителей. Они стремительно приближались - машина к машине, практически крыло в крыло. Самолеты пронеслись над трибунами «бреющим» полетом, так, что головные уборы зрителей полетали им под ноги.
Все ожидали, что самолеты так и уйдут ровным фронтальным строем, но они вдруг взмыли вертикально вверх и рассыпались в разные стороны, подобно огромному вееру. Высоко в небе машины сделали петлю и снова сблизившись, ушли плотным строем за пределы видимости.
Трибуны взорвались восторженными криками и аплодисментами. Эффект был потрясающим. Ничего подобного раньше никто не видел.
На аэродром вернулись без проблем, все прошло гладко и чисто, -  рассказывает Емельян Филаретович. 
Не успел выпрыгнуть из машины,  как ко мне подбежал посыльный. Товарищ майор, Вас к телефону. Получил приказ срочно прибыть в штаб Армии на прием к командующему. Конечно, волновался, ведь лично с Василием Константиновичем Блюхером встречаться еще не приходилось, а  только когда представляли по поводу назначения на должность командира полка.
Товарищ маршал Советского Союза, майор Кондрат по Вашему приказанию прибыл.
Маршал встал, вышел навстречу. Ну, здравствуй сокол, порадовал, удивил! Сам придумал, или кто подсказал?
Общая идея моя, в деталях разрабатывали всем штабом полка, много конкретных предложений в процессе отработки и тренировок поступило от командиров эскадрилий, звеньев и просто летного состава. Короче труд коллективный всего полка.
А не задумывался о том, что раде эффектной фигуры пришлось и горючее жечь и летное время тратить, не лучше ли было как обычно, пройти строем над трибунами без этого вашего «веера», а летчиков боевому применению поучить?
Так точно, товарищ командующий, думали, именно поэтому «веер» и отрабатывали.
– Не понял, как это?
Все очень просто, товарищ командующий, - «веер» необходим для быстрого выхода истребителей из под огня противника сразу после нанесения штурмового удара. Фигура не просто эффектный парадный маневр, а боевой тактический прием в штурмовой операции. Удар следует наносить массировано, поэтому необходим плотный строй при заходе на цель. Далее необходимо как можно быстрее рассредоточиться и уйти на высоту, оторваться от эффективного огня противника. А далее необходимо снова, уже на высоте сблизиться, чтобы всей группой противостоять возможной атаке истребителей противника или для нанесения повторного удара.  «Веер» как раз и обеспечивает решение этих задач.
Блюхер внимательно посмотрел мне в глаза, как бы оценивая, минутку помолчал, потом крепко обнял. - Молодцы ребята!
Сегодня на банкете будешь сидеть справа от меня. Отныне это твое место. Василий Константинович лукаво улыбнулся, - пока не проштрафишься, конечно.
Но, товарищ командующий…
 - Ни каких но, все, свободен.

                ***

А вскоре был «Хасан». Наши истребители штурмовали позиции японцев и успешно выходили из под огня благодаря тактическому приему – «веер Кондрата», который полностью себя оправдал и не раз еще применялся нашими авиагруппами, пока не появились бронированные «ИЛ-ы», которым этот маневр был уже ни к чему.
Так «веер Кондрата» стал показательной фигурой группового пилотажа, которая применяется, практически на всех авиа-шоу и по сей день.

                Киев. Декабрь 210г.


Рецензии