Запах мысли

Если вы, читатель, любите фантастику, то наверняка уже заметили, что название этого рассказа я позаимствовал у Роберта Шекли. Для тех, кто не читал, скажу, что там человек в результате аварии попал на планету, где у животных не было зрения, зато они могли находить добычу , улавливая ее мысли. Человеку пришлось в крайне сжатые сроки научиться управлять своими мыслями, чтобы не стать жертвой их чревоугодия.  Я не буду пересказывать сюжет этого отличного рассказа с неожиданным финалом, хочу только заметить, что за подобными феноменами вовсе не надо улетать за десятки световых лет от нашей старушки-Земли.

Кто много общался с собаками, знают, что они отлично чувствуют, когда их боятся. Исходящий от человека страх часто бывает достаточным основанием, чтобы его покусать. Как мне однажды довелось убедиться, отсутствие страха, наоборот, мешает собаке расправиться с человеком, даже имея на это полное право.

Я тогда жил в геологическом поселке на Колыме.  Кратчайший путь на работу лежал через чужой двор, охраняемый  здоровенной овчаркой на цепи. Пройти можно было только по краю, вдоль забора, куда цепь не доставала. Тех, кто по неведению, рассеянности или просто по пьянке пересекал невидимую черту, собака жестоко трепала. Она не имела привычки лаять или рычать, просто бесшумно и стремительно выскакивала из будки, и если человек не успевал отскочить к забору, порванные брюки или пальто были наименьшей из возможных неприятностей. Жаловаться никто не пытался, хозяева имели полное право удлинить цепь и закрыть проход, а он был такой удобный!

Моя очередь настала, когда я, не помню по какой причине, шел в глубокой задумчивости, и, забыв об опасности, поперся прямо через двор. Летящую не меня оскаленную пасть я заметил только метрах в двух от себя, когда было уже поздно метаться. Испугаться я просто не успел, для этого надо было сначала вернуться из далеких миров, где в этот момент гостило мое сознание. Успел только инстинктивно выставить вперед руку. Мощные челюсти тут же сомкнулись на моем запястье, но как-то неуверенно и не очень сильно.  Желтые глаза с недоумением смотрели на меня снизу вверх, словно спрашивая: «ну и когда ты уже начнешь меня бояться?». А я, тоже взглядом, отвечал: «а с чего я должен бояться, если ты сразу не отъела мне руку, то и теперь, наверное, не станешь». Секунд двадцать мы стояли, изображая скульптурную группу «Пограничный пес Индус задерживает шпиона», потом собака отпустила руку, недовольно фыркнула и скрылась в будке.

Я понимаю, конечно, что для скептического ума это не доказательство наличия у собак телепатических способностей.  Все-таки напуганный человек ведет себя иначе, чем тот, кто не испытывает страха, как бы не пытался это скрыть , и собака вполне может уловить разницу в поведении. Но следующий случай, о котором я расскажу,  как мне кажется, не оставляет места для иного толкования.

На этот раз дело происходит в пригородном поселке под Питером. Дорога от моего дома к магазину проходит между домов с участками по 10 - 12 соток, обнесенных заборами из проволоки или штакетника. А за заборами живут собаки. Маленькие и большие, лохматые и гладкошерстные, на цепи и без нее. Одни - добрые, они просовывают носы между досками забора и принюхиваются к моей сумке на предмет довеска колбасы или, на худой  конец, сухарика.  Другие - злые, встречающие и провожающие меня  яростным лаем. Иные так заливаются, что впору поверить, что  они в самом деле испытывают ко мне лютую ненависть, а не отрабатывают свою миску с похлебкой.

А злейший мой  враг живет вот за этим зеленым забором, увитым вьюнком. Нет, это не волкодав или ротвейлер какой-нибудь, а лохматая белая собачонка, что-то вроде болонки или шпица. Под забором у нее несколько подкопов,  и она так хорошо прячется в кустах, что невозможно угадать, откуда она выскочит. А выскочит она непременно, если  ты зазевался и не принял мер предосторожности. Бесшумно подбежит сзади и цапнет за ногу, не то чтобы очень больно, но обидно до дрожи в руках, рычать хочется от бессильного гнева! А потом несется со всех но к своему лазу, заливаясь  возмущенным лаем, как будто это ты укусил ее за ногу, а не наоборот.

Если в последний момент, почуяв недоброе, успеешь обернуться и приготовиться к встрече, она с визгливым лаем будет сопровождать тебя до поворота, держась на таком расстоянии, что и пинка ей не дать, и не отвернуться, чтобы посмотреть на дорогу. Вот и приходится либо пятиться задом, либо идти, вывернув до предела шею. Можно нагнуться и сделать вид, будто поднимаешь что-то с земли, но этим ее не обманешь - она прекрасно знает, что ничего там нет, кроме травы и дорожной пыли.

Думаете, я не пытался отомстить гнусной  твари за все мои унижения? Напрасно вы так думаете. Сколько раз я проходил мимо зеленого забора с самым беспечным видом, коварно пряча в рукаве длинную хворостину или сжимая в кулаке камень! Хрен там! Мне ни разу не удавалось даже увидеть ее, когда я был вооружен.Видеть, что я иду не с пустыми руками, она не могла. Значит, она каким-то образом чуяла, что в этот раз я хочу, чтобы она выскочила из засады, и что в этом случае ее ожидают крупные неприятности.  Единственный случай, когда мне удалось наказать мерзкую собачонку, лишь подтверждает этот вывод.

Как-то весной я шел обычной дорогой  в прескверном настроении. Не помню, что было тому причиной, но шел я, как и в первом случае, глубоко задумавшись и отрешившись от окружающего мира. Где-то по дороге я зачерпнул в обочины горсть влажного снега и машинально катал в ладонях крепкий снежок.Знакомая боль в ноге и удаляющийся визгливый лай мгновенно вывели меня из транса. Я повернулся, одновременно в замахе отводя руку со снежком назад. Всю долго копившуюся жажду мести, все мое нынешнее дурное настроение вложил я в этот бросок, так что промаха я себе просто не простил бы.

Плотный комок снега в брызги разбился о затылок моей мучительницы, заставив ее совершить кувырок через голову и повысить голос до пронзительного ультразвукового визга.
Вы как хотите, но я вижу только одно объяснение роковой ошибки, которую совершила собачонка: она не уловила агрессивных мыслей у меня в голове, потому что их там и не было, и решила, что как всегда останется безнаказанной. Впрочем, не такой уж и роковой была для нее эта ошибка. Уже в следующий раз она опять пыталась меня укусить, так  что, похоже, я не нанес ей даже моральной травмы, не говоря уже о физической.

Зато на меня этот инцидент произвел самое благотворное психотерапевтическое действие. Все мои неурядицы сразу показались такими мелкими по сравнению с победой над заклятым врагом, и дурное настроение мгновенно улетучилось! Хотя, казалось бы, не Бог весть какое выдающееся событие - победить глупую собачонку, хоть и с телепатическими способностями.


Рецензии
Очень интересные размышления, видела в комментариях о запахе эмоций, думаю, что вы совершенно правы!Я сама больше люблю и понимаю кошек, но однажды пришлось пожить с 14 собаками (Одна дома, не считая 14 собак), и научилась гораздо лучше понимать их! Хороша, тема!
С теплом,

Людмила Колденкова   29.04.2023 01:01     Заявить о нарушении
Я думаю, что определённые мысли рождают определённые эмоции, а эмоции уж точно имеют запах.

Сергей Булыгинский   30.04.2023 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.