19. Так и было продолжение

               
 В то время люди богатыми не были,  все жили примерно одинаково. Взрослые работали и придумывали, как прожить  безбедно на небольшую зарплату. Хотелось «и самим одеться  и девчонок одеть», как говорила мама. Да и холодильник с телевизором не помешали бы.
 
Дядя Костя к тому времени поменял работу, устроился  в ЖЭК сантехником, стал все чаще выпивать.
 В нашем дворе были выстроены  двухэтажные кирпичные сараи, на каждую квартиру приходилось по одному небольшому помещению.
 Наш сарайчик был внизу, мама придумала разводить там кроликов.  Купили   черного кролика  и серенькую крольчиху, сколотили для них  клетку, а мы с Олей должны были собирать траву, причем лучше всего  листья одуванчика.
 
Все лето мы их кормили,  а к осени появились крольчата. Но, по непонятной  причине, крольчиха начала поедать своих детей. Когда кроликов забили на мясо, мы с сестрой есть их не смогли , было жалко и  противно.
На следующий год мама решила развести кур. Купила цыплят, до глубокой осени держала их в сарае, а на зиму притащила, уже подросших, домой. На кухне, под окном, сделали для них клетку, и каждый день перед школой я должна была ее чистить, мыть и посыпать пол свежей золой из печки. Кормили их  купленной на базаре пшеницей,  или размоченным хлебом. Куры с удовольствием выбегали из клетки , с кудахтаньем носились по коридору , и загнать их обратно стоило  больших  трудов. Возни было много , зато теперь у нас появились свежие яйца.
 
На следующий год мы купили бревенчатый сарай , недалеко от нашего дома, утеплили его и тогда мама развернулась во всю. Цыплята выводились уже свои, и кур  в нашем хозяйстве насчитывалось  до трех десятков, а иногда и больше. Теперь мы были обеспечены и мясом.
 Когда утром я выходила их кормить, они  бежали со всех сторон и торопились за мной, а точнее, за тазиком с размоченным хлебом. Я высыпала его на землю и сидя на корточках, подзывала белую хохлатую курочку, мы все ее любили. Она доверчиво подходила и даже разрешала себя погладить по твердым перьям на спинке,  не убегала и терпеливо ждала, когда можно будет поесть. Ну, как после этого поверить , что «куры-дуры»?

Обязанностей по дому  у меня прибавилось. Дядя Костя приходил обедать домой и  до школы я должна была сварить простенький суп, сходить в магазин  и сделать уборку. 

Два раза в неделю, как было заведено, мы с Олей мыли полы. Занятие скучное и неблагодарное , и мы , как могли, его разнообразили. Чаще всего намыливали мокрые крашеные доски и катались босиком, как по льду, пока пол не становился чистым. Сестренке это особенно нравилось, ей хотелось помочь мне во всем ,но большую часть домашних дел я исполняла сама, так было быстрее, она до сих пор мне это вспоминает.

Мама на работе всегда была очень активной, вот и  сейчас она брала на себя общественные обязанности.
Несколько лет занималась подпиской на газеты и журналы на своем предприятии, а это кропотливое занятие, требующее  времени и внимания. Часто приходилось приносить  бумаги домой, заполнять квитанции. За это ей разрешалось подписываться на журнал с литературным приложением.

Так у нас появились свои книги, да еще какие! Это были  многотомные издания Чехова, Тургенева,  Конан- Дойля, Гюго ,Герцена, Ромен-Роллана. Я с нетерпением  ждала получения каждого тома, читала запоем. Жалко , времени не всегда хватало. Домашние дела  отодвинуть было нельзя, время для прогулок сокращать не хотелось, приходилось экономить его на приготовлении уроков.

В седьмом классе меня перевели учиться в новую  школу.
Оля уже подросла и собиралась идти в первый класс.
Как всегда,  маме было некогда , и первого сентября мы отправились с сестренкой вдвоем.
 
Школа только открывалась. Она была намного больше, город строился , люди приезжали и детей каждый год прибавлялось.
Взрослые говорили речи с высокого крыльца, благодарили строителей, а школьники  топтались внизу, в нетерпеливом ожидании. Наконец, ленточку у входа  перерезали ,и мы  толпой стали подниматься по лестнице.
Я поторопилась пристроить Олю к ее учительнице,  чтобы самой не потерять новых одноклассников. Позже, оказалось, что сестренка отстала и забрела в чужой класс, учительница помогла ей найти своих.
 
Школьная жизнь для Оли еще только начиналась. Впереди было много достижений и неудач, радостей и огорчений, школьной дружбы и первых любовных переживаний.
Их класс был очень сплоченным, дружным.  После окончания школы даже  составились супружеские пары,  многие остаются друзьями и до сих пор .

А вот жизнь у всех сложилась  по  разному.
Кто-то взлетел до высокой должности мэра, хотя и не подавал больших надежд  в  школе , а тот, кто считался лидером и чувствовал себя уверенно, не смог удержаться и скатился вниз. 
Школьная дружба поддерживает и дает силы , пока мы вместе и у всех одна дорога. Но, после школы пути расходятся ,каждый делает в жизни свой выбор и сам отвечает за него, и тут уж все зависит от  характера и воли каждого.

А наш  седьмой класс то  расформировывали, то соединяли но, в конце концов, тоже все утряслось, и я училась в этой школе до ее окончания.


Рецензии