Сын отцу верный друг и помощник
В системе рыночных отношений желание получить прибыль от «работающего» капитала – вполне естественное явление, это НОРМА. Еще инвестор отличается тем, что сам он не работает в производстве, в которое вкладывает свои избыточные капиталы. Но имеет право контролировать и курировать, проверять своих подопечных.
Когда же на развалившееся хозяйство приходят люди с намерением работать, дать работу другим, вложить имеющиеся у них средства и «подняться», то они вовсе не инвесторы. Получив разрешение властей и согласие местных жителей (это опять же НОРМА), эти энтузиасты приобретают, берут в аренду или в доверительное управление землю, недвижимость, предприятие, возглавляют или создают коллектив работников и поднимают деградирующее производство. Для таких в старину имелось название – инвеститоры, т.е. «введенные в статус, должность, во владение».
К сожалению, в нашем излишне «мягком» законодательстве нет ни терминов, ни правовых норм по инвеституре. Арендатор, управитель – вот и все, чем заканчиваются законодательные предписания относительно категории бизнесменов, которые вкладывают свои в новое производство которых надо бы отнести к классу инвеститоров.
Заметим разницу – ИНВЕСТОР просто вкладывает излишки своих капиталов в иные отрасли и предприятия для получения прибыли. ИНВЕСТИТОР тратит свои свободные средства на расширение своего бизнеса и в дальнейшем, просчитав риски, берет кредиты.
Путая и смешивая понятия и категории, местные власти, юристы применяют к правам и обязанностям инвеститоров толкования, относящиеся к инвесторам.
Потому, наверно, и испытывают моральные страдания и материальные затруднения люди, которые решились довериться идеальным расчетам и на практике столкнулись с сильным и бессмысленным противодействием. Именно такая ситуация сложилась в отношениях хозяйства «Агрокомплекс South» с населением села Парамоновка, администрацией канала «Иртыш – Караганда и властями Аксу.
Буыржан Ибрагимов уже свыкся с тем, что его, еще совсем молодого человека, величают по имени-отчеству. По окончании вуза он работал в Министерстве чрезвычайных ситуаций, имел спокойную, чистую и хорошо оплачиваемую работу по специальности, комфортнейшую квартиру буквально через дорогу от места работы. Жить бы дальше, трудиться, продвигаться по службе.
Но в один прекрасный день он принял серьезное, по-настоящему мужское решение и подал заявление об увольнении. Ой, как нелегко было! Решить – пара пустяков, решиться трудно! Все равно что тропической пальме взять и пересадиться из оранжереи в открытый грунт без акклиматизации.
МУЖСКОЕ РЕШЕНИЕ
Руководство, товарищи по работе были не на шутку поражены даже встревожены, когда узнали, что Бауыржан решил стать правой рукой отца в его бизнесе и возглавить агрокомплекс. Но поняли его и уважительно отнеслись к решению молодого коллеги и друга.
- Хорошо, - предупредил его начальник, - учти, мы тебя отпускаем с условием, что ты действительно займешься благородным трудом фермера, кормящего народ хлебом, мясом и картошкой.
Коллектив весело проводил Бауыржана в обратный путь на родину, а дома встретил его сдержанный и степенный отец.
- Для меня такая внезапная смена социальных и житейских обстоятельств не вопрос. Бывая дома, я все чаще видел, что отец прямо-таки разрывается между кирпичным производством и агрокомплексом.
Созваниваясь, сын интересовался делами, а отец отвечал с чуть-чуть невеселым юмором, что до обеда он директор завода стройматериалов, а после обеда – директор «Сауча» («Сауч», South – это название открытого Ибрагимовым-старшим аграрного подразделения, которое разместилось в Парамоновке).
И вопросов у Бауыржана становилось все меньше, пока они не свелись к одному ответу: я нужен отцу, ему без меня не обойтись.
Чувствовалось, что отец был рад. Он привез сына в деревню, показал хозяйство – склады, поля, технику, познакомил с людьми. Под конец «экскурсии» он привел Бауыржана в дом, где надо жить во время полеводческой страды (сева, сенокоса, жатвы и сбора картофеля).
Кстати, через некоторое время, когда Ибрагимов-младший довольно успешно отработал первый сезон в новой для себя роли управляющего агрокомплексом (в совхозной иерархии -заведующий отделением), он послал в Астану в адрес своих товарищей по работе в министерстве партию картофеля по отпускной цене (т.е., самой минимальной), чему там были несказанно рады вдвойне –во-первых, Бауыржан сдержал слово; во-вторых, всех оделил недорогой картошкой.
НА НОВОМ ПОПРИЩЕ
Начинать было не так уж и страшно. Ибрагимов-младший вырос в небольшом селе Мирном, которое больше было известно как второе отделение Павлодарской опытной станции по защите почв от эрозии
Первые шаги Бауыржана на новом поприще многим показались бы странными. В первый же день он занялся наведением порядка в документации. Опыт министерского работника подсказал ему, что это не только ценнейший источник информации о состоянии дел и возможность прогнозирования. Это еще и важнейший инструмент дисциплины, без которой нет налаженного производства и весомого результата.
Другой шаг он осуществил со свойственной ему аккуратностью и последовательностью. Собрав сотрудников, Бауыржан объявил, что всем придется подать заявления об увольнении и пройти (по закону!) отбор. С оценками не спешил, проводил собеседования в течение полугода.
Бауыржан, проведя своеобразный кастинг в начале свое работы в новом амплуа, отобрал самых надежных работников, на которых можно положиться. Это дало свои плоды. Отсеялись люди, не заинтересованные в производительной работе. Сейчас в «Сауче» 50 сотрудников, все оправдывают себя своей отдачей. За это и получают зарплату, социальную заботу.
В делах наступила ясность, стали отчетливо видны потоки вложений, затрат, возврата средств. И началась повседневные заботы, потекли рабочие будни, в которых нет ни праздников, ни выходных, ни «проходных».
Много внимания и сил стало отвлекаться на переписку с акиматом, разными инстанциями, на борьбу с предубеждением и предвзятостью властей и сельчан.
«САУЧ» ХОЗЯЙСТВО НЕ ПОДСОБНОЕ
Агрокомплекс – небольшое, но перспективное хозяйство. Токмагамбет Ибрагимов, заработав первые деньги на изготовлении и сбыте силикатного кирпича, решил расширить бизнес за счет аграрного подразделения. Он не первопроходец в этом – многие «раскрученные» предприниматели сегодня рискуют вкладывать свои доходы и прибыли в земледелие и животноводство. Вкладывают и по большей части выигрывают: сеют и жнут хлебные и кормовые культуры, держат скот и перерабатывают мясо, молоко, шкуры, шерсть…
Польза от этого многим людям, особенно безработным сельчанам.
Впрочем, только последние с пониманием отнеслись к тому, что у них в Парамоновке появились Ибрагимовы. Деятельные и энергичные по природе, они взяли в доверительное управление четыре насосные канала, обеспечили охрану, эксплуатацию и ремонт. На каждой по три работника – полгода они сторожат, полгода работают мотористами, подавая воду на поливные земли.
У Ибрагимовых из 1500 взятых в пользование земель картофельная плантация занимает всего 600 гектаров, и им с лихвой хватает воды от одной насосной. С остальных они обеспечивают подачу полива, как услугу мелким крестьянским хозяйствам. Владельцы этих КХ располагают небольшими площадями, до 40 га, «Фрегатов» у них нет.
Вот они и бегут в начале сезона к Ибрагимовым – помогите, дайте, осенью расплатимся… Приходит осень – большинство помалкивает, денге не отдает. Долги у них копятся. Один парамоновец имеет склад, отделенный забором от промбазы агрокомплекса, задолжал до 15 миллионов, но отдавать долги не собирается. Другие проявляют полное пренебрежение к закону – по деталям расхищают технику.
Схема отношений агрокомплекса с крестьянскими хозяйствами хороша только в идеале. «Сауч» оплачивает каналу потребление воды (до 3-4 миллионов тенге в сезон), а потом собирает оплату с парамоновских картофелеводов. У тех и урожаи неплохие, и прибыли есть, а у агрокомплекса – долги.
При этом все окружающие, вплоть до акимата Аксу, считают, что «Сауч» обязан опекать, благотворительствовать. Госслужбы порой распоряжаются имуществом предприятия, как своим. Однажды взяли и обязали направить технику в другой район для помощи в уборке урожая, хотя там полно своей, вполне исправной. Ослушаться нельзя, послали, и при этом за свой счет. И никто не возместил расходы, не оплатил пользование.
Как только «Сауч» предъявляет свои законные и справедливые претензии, начинаются крики, вопли и оскорбления –Ибрагимовы захватчики земли, рейдеры, чужаки… Пишутся жалобы в акимат и другие инстанции, они почему-то находят поддержку. Тот, что должен 15 миллионов, откровенно в глаза смеется – нет денег, сажайте меня.
ЯСНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Ибрагимовы сочли нужным запастись терпением. Люди еще не осознали, что в хозяйственных отношениях частных лиц нет места халяве, что не может и не должен тот, кто сам трудится, вкладывая деньги, содержать фактических альфонсов, не умеющих грамотно распорядиться своими пашнями и угодьями, заработанными деньгами.
Помнится, в начале 2006 года парамоновское население было на грани острейшего кризиса. Долгое время в Парамоновке все зависело от работы на орошаемых землях. Чтобы оплатить услуги канала, надо вводить в оборот 70 процентов этих земель. Полтора-два года назад объемы землепользования резко уменьшились.
И тут пришли Ибрагимовы. Они оплатили все долги (более 20 миллионов тенге), мелких крестьянских хозяйств взяли на обслуживание мощности насосных, урегулировали подачу воды и вопросы оплаты за это, – словом, показали пример рачительного, планомерного и даже просто умного ведения дел.
Этот пример расшевелил сельчан, и они включились в борьбу за улучшение своей жизни. Конечно, нашлось немало таких, кому это было не по нутру, кто надеялся на добрых дяденек и рассчитывал подольше пожить за чужой счет. Главным образом это не слишком прилежные люди, у которых дела идут ни шатко, ни валко и по причине собственной беспечности и нераспорядительности они влезли в большие долги.
Чтобы покончить с ролью вынужденно бескорыстных мирабов (распределителей воды), он предложил отцу отказаться от управления тремя насосными и оставить в своем ведении только одну и работать на себя. Пусть недальновидное окружение само берется за обслуживание насосных и платит за воду себе же в убыток.
У агрокомплекса «Сауч» ясная перспектива. Сейчас молодой управитель решает вопрос о приобретении дополнительной техники.
- У меня планов, как у президента страны, - смеется Бауыржан, а потом говорит серьезно. – Разумеется, я хочу развивать семейный бизнес. Мы будем расширять посевы овса, посадку картофеля, улучшать сенокосные угодья. Это значит, что надо осваивать 200 гектаров. Тащить на себе нахлебников мы не можем. Также нет у нас нужды доказывать, что мы имеем право жить и развиваться и не обязаны тратить время на поиск признания наших прав - они у нас закреплены юридически, подтверждены документально. Пора понять, что агрокомплекс «Сауч» - не какой-нибудь совковый подхоз при заводе, но активно хозяйствующий субъект.
Свидетельство о публикации №210121100411