Раздел1 Глава3 Поиск смысла существования

     На фото Солнце и протуберанец на Нем 6 декабря 2010 г.
     "Сила протуберанцев на Солнце в 2010 году возникли такой силы, которую ученные не наблюдали с момента изучения Солнца современными приборами. Время понимания происходящего, ПЕРЕХОД наступили, как время революции в философии, науке и истории. Революция в в осознании происходящего ведется в поисках смысла существования...
     Александр Жучков пишет о поисках данного смысла существования..."
                Константин Царенко http://www.proza.ru/avtor/tsarenko

     ЖУЧКОВ А.Г.

     ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТАЙНЕ
     или
     ОБ ОСНОВАХ ФИЛОСОФИИ ЕДИНСТВА


     г. Севастополь, Балаклава
     2006 год

     Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Глава 3. В ПОИСКАХ СМЫСЛА СУЩЕСТВОВАНИЯ
               
     Повсюду в жизни ищи смысл,
     Чем выше смысл, тем жизнь светлее.
     День, прожитый без смысла,  пуст.
               
                («Советы друга»)

     Вопрос о смысле существования или  смысле жизни1) человека имеет свою историческую и философскую традицию и относится к числу основных проблем, решаемых человечеством на протяжении всего периоде его существования.
     Корни этой проблемы уходят к истокам существования самого человечества, когда человек впервые стал осознавать себя как частицу мира, перед ним впервые встает вопрос: «Откуда и для чего весь этот мир? Кто я, что я в этом мире и для чего живу?» Ответы на эти вопросы определялись тем уровнем знаний, которыми человек обладал на данном этапе своего развития. По мере расширения этих знаний о себе и мире менялось и понимание человеком своего места в этом мире, смысл своего существования.
     Первобытный человек, в его понимании с позиции современной науки истории человечества, будучи близким, по своему развитию к животному миру, искал смысл своего существования исходя не из своих знаний о природе, а на основе знаний о самом себе и возможности существования.
     Такой же подход сохранялся (а порой и до настоящего времени сохраняется) в решении этой проблемы и в дальнейшем, когда смысл жизни определялся, как личностный феномен и искали его не вовне, а внутри человека, связывая с проблемой личности, тем самым отделяя человека от Мира, в котором он существует.
     Впервые эту мысль наиболее глубоко развил в своей этике И. Кант, полагавший, что человек есть для себя своя последняя цель. С его позиции, основой, образующей смысл жизни, является идея, принимающая вид нравственного закона, долга, доведенная до полноты понятия высшего блага, которое человеком внутренне переживается как возвышенное:
     «Это не что иное, как личность, то есть свобода и независимость от механизма всей при-роды».(44,стр.413-414.)
     Отрывая личность от природы, Кант вместе с тем стремится подчеркнуть единство человека с обществом:
     «Моральный закон свят. Человек, правда, не так уж свят, но человечество в его лице должно быть для него святым».(44,стр.414.)
     Позиция Канта была поддержана и развита в дальнейшей истории немецкой классической философии и уже в работах Г. Фихте указывается на то, что процесс развития человека не замыкается в самом индивиде, что личность, совершенствуясь, сама, совершенствует мир.
     Во взглядах Гегеля мы уже можем видеть, что он понимает смысл жизни как нечто надындивидуальное, связанное с диалектикой мирового процесса.
     В трудах классиков марксизма-ленинизма смысл жизни еще больше выносится за рамки личности, связывая его непосредственно с жизнью общества, с общественными интересами, пренебрегая при этом самой ценностью личности.
     Чтобы полнее понять необходимость познания смысла существования рассмотрим этот вопрос с проблемой смерти, в ее обычном понимании. Только осознав свою смертность (или ограниченность существования на Земле в данном состоянии), человек начинает задумываться о смысле своего существования, о цели своей жизни. Осознавая собственное бессилие противостоять смерти, человек, не находя выхода из данной ситуации, определяет свой смысл жизни, пытаясь скрыть за ним свой страх перед грядущей смертью. Одна только мысль о том, что наступление смерти означает для него конец его существования как биологического существа и связанного с этим прекращения всех других видов деятельности, вызывает у человека потребность попытаться найти смысл своего появ-ления в этом Мире, осознав который можно было бы скрыть за ним свой страх и свое бессилие перед смертью. Различное понимание проблемы смерти порождает и различное толкование смысла существования.  Ограничивая проблему смерти в пределах самого себя, человек пытается найти смысл жизни в самом себе. Рассматривая себя как частицу общества и изменив подход к проблеме смерти с этих позиций, человек стремится опреде-лить смысл своей жизни не только в себе самом, но и  ищет его в обществе. Чем дальше раздвигает человек рамки понимания своего существования, чем глубже его познание Мира, тем меньше его страх перед смертью. Но поиск более высокого смысла существо-вания требует все более глубоких знаний о том уровне понимания Мира, до понимания которого человек поднялся в каждый конкретный период своих исканий. И в то же время, поднимаясь, каждый раз до все более высокого уровня понимания Мира, человек все больше осознает себя как частицу какой-то неведомой большой системы, в состав которой он входит, и он уже стремится познать смысл существования самой этой системы.
     «Человек является и смыслом, и величайшей точкой творения», - говорит «Зохар». - ...Но это не относится к нашему выродившемуся человечеству».(2,стр. 330-331)
     Смысл существования любого объекта невозможно определить в полном объеме, не зная сущности той системы, в состав которой входит данный объект, ее строения, связей, действующих в ней закономерностей. Являясь частью этой системы, объект не только испытывает воздействие расположенных рядом объектов этой системы, но и общее воздействие всей системы, при этом сам объект также оказывает воздействие, как на близлежащие объекты, так и на всю систему, как бы велика она не была.
     Если считать, что сама система представляет собой воплощение случайности и непредсказуемости в будущем, то стоит ли искать смысл существования объектов, составляющих эту систему? Если общее не имеет смысла, может ли быть смысл у частного?
Вопрос поиска смысла жизни тесным образом связан с проблемой поиска смысла существования Земли, Солнечной системы, Галактики и всей Вселенной. В свою очередь ответить на эти вопросы можно лишь познав в достаточной степени строение, закономерности, механизм их проявления в этих системах. Чем глубже знания человека об этих системах, чем более правильно он понимает свое место в них, тем более глубоко можно познать смысл своей собственной жизни. Чем больше человек знает о своей роли в этом мире, понимает Единство Мира и свою ответственность за нынешнее существование, тем более критически он подходит (по крайней мере, должен подходить) к оценке своей жизни, к восприятию существующих вокруг ценностей. Он все больше убеждается в том, что материальная сторона его жизни - лишь важные, но не определяющие условия его. Они необходимы ему ровно на столько, на сколько он действительно не может обходиться без них.
     Если исходить из понимания жизни, как универсального или уникального явления Природы, где человек, как биологическое существо воплощает собой вершину ее эволюции, то смысл жизни будет иметь вполне конкретное значение, а место человека в нем будет определено на вершине иерархической лестницы эволюции. В этом случае смысл существования будет непосредственно связан с продолжением рода, приобретением определенных физических навыков, которые бы позволили обеспечить существование человека и его потомства. Отсюда на первый план выходят соответствующие потребности человека, но теряется его реальный космический смысл существования.
     Осознавая себя как существо психическое, на вышеупомянутый смысл жизни и потребности накладываются психологические, чувственные аспекты. Открытие социальной сущности человека еще более расширяет смысл жизни, вводя в него элементы социальной полезности, памяти потомков и др.
     Но осознав, что земные формы жизни и сам человек является лишь определенной ступенью существующих форм жизни, продолжающийся в дальнейшем еще множество ступеней, смысл жизни человека будет определяться совершенно иначе, еще глубже. Одно только осознание того, что сама земная жизнь человека - есть лишь этап в бесконечной спирали эволюции различных форм существования, в значительной мере снижает страх перед грядущей смертью и наполняет саму жизнь совершенно иным смыслом, ранее неведомым. И чем глубже знания человека о Мире, его Единстве, о своем реальном месте и роли в нем, тем более критически он должен подходить к своей жизни, к восприятию существующих вокруг ценностей. Он все более будет убеждаться в том, что материальная сторона его бытия  - есть лишь условия его существования, но не определяющая сам смысл и цель его существования.
     Что же мы сейчас знаем о мире, о Вселенной, ее строении, существующих в ней закономерностях, их проявлении, и, в конечном счете - о смысле ее существования?
     Существует множество представлений, гипотез, учений и теорий о возникновении Вселенной, ее строении, возникновении человека и его месте в этом мире,  подробный анализ которых занял бы достаточно много времени и потребовал бы написать отдельную книгу.  Остановимся лишь на наиболее распространенных взглядах.
     1. «Чем понятнее кажется нам Вселенная, тем очевиднее бессмысленность ее существования,»(37,стр.234.) - такова точка зрения известного физика-теоретика Стивена Вайнберга. Этой же точки зрения придерживаются и некоторые другие современные ученые, которые «приходят к выводу об отсутствии какой-либо видимой цели существования Вселенной, рассмат-ривая ее как грандиозное, но совершенно случайное событие».(37,стр.234).
     При подобном подходе, когда фактически отрицается смысл существования всей Вселенной, сама постановка вопроса о смысле существования человека, как ее части, кажется неуместной. Если Вселенная, пусть даже грандиозная, но все же случайность, к тому же еще и лишенная всякой цели, какого-либо смысла существования, то и жизнь какого-то отдельного человека и всего человечества не имеет никакого смысла. Если общее, состоящее из единичного, не имеет смысла и цели, то не имеет их и единичное. Система, возникшая случайно и не имеющая конкретного смысла и цели существования, непредсказуема и может также «случайно» прекратить свое существование, а вместе с ней прекратят свое существование и все входящие в нее объекты. Любая стабильная система может обладать как положительной, так и отрицательной целью (направленностью) или какой-то одной из них в отдельности, но именно наличием относительно определенной цели и характеризуется стабильность системы. Подчеркивая отсутствие смысла существования у всей Вселенной, мы придем к выводу, что все человечество, и каждый индивидуум не могут рассчитывать на какое-то возможное будущее, должны жить лишь сегодняшним днем, ибо завтра может уже и не быть, если Вселенная прекратит свое существование.
     2. Сторонники другой группы взглядов полагают, что Вселенная существует согласно каких-то Высших Законов, представляющих собой нечто вроде предначертанного абсолютного Плана. Но при упрощенном понимании этого «Плана» нет единства, ибо различен подход к определению его авторства. В этом и заложена причина не только различного толкования Закономерного или Планового подхода к определению сути Вселенной, но и постижения смысла ее существования.
     Одни видят в Плане естественное развитие Вселенной по законам, сокрытым в самой ее сути, где происходит периодическое и обязательное повторение циклов возникновения, развитие и гибель миров через определенные промежутки времени. Тем самым, исходя из некой фатальности существования, все что может или делает человек, лишено смысла, поскольку, что бы он ни творил, «Природа вернется в свое изначальное состояние». Другие считают, что План предначертан Творцом, или каким-то другим Высшим Началом, а мы лишь являемся пассивным творением этого Плана, не будучи в состоянии  как-то влиять на этот План. При этом смысл существования человека, как и в первом случае, не изменяется и не имеет ценности: «Человек лишь пассивная песчинка во Вселенной, а, не имея возможности влиять на нее, надо хоть получить какое-то удовольствие от своего существования».
     При  таком «плановом» понимании смысла существования Вселенной, когда все происходящее на Земле заранее абсолютно предопределено и не может быть хоть в чем-то изменено (иначе, какое же это тогда абсолютное?), сама постановка вопроса о смысле существования также может быть признана неуместной. Если этот План совершенен, абсолютен и мы, являясь сами воплощением этого Плана, можем лишь ему повиноваться, значит, мы не обладаем никакой свободой выбора.
     Ограничивая понимание сущности и смысла существования Вселенной строгими рамками Плана, пусть даже самого совершенного, но не допускающего возможности какого-либо влияния на  него, мы  тем  самым снимаем вопрос о смысле существования че-ловека в мире как ненужный, ибо все в мире, от самого нашего существования и до нашего поведения, подчинено этому безусловному Плану. Если в первом случае вопрос о смысле существования снимался из-за отсутствия цели существования самой Вселенной и ее составляющих, то во втором случае, когда цель существования абсолютно ограничена, заранее предопределена и независимо от нас существует и обеспечивается действующими в Мире Законами, где нет места нашей воли, говорить о смысле существования бессмысленно. Устранение значения волевых усилий и их роли лишает человека даже теоретической возможности полноценно взаимодействовать с Миром (воздействовать на него), устраняя и сам смысл существования индивида. Абсолютизация Плана превращает Мир и все в нем существующее разумного и волевого начала, уподобляя его простой механической совокупности.
    3. Последней рассматриваемой нами группой теорий, представляющих Вселенную как саморазвивающийся организм, где все ее составляющие способствуют дальнейшему совершенствованию всей системы, развиваясь при этом и сами, кажется, наконец-то, дается возможность увидеть смысл существования Вселенной и человека. Согласно этих теорий, Вселенная, состоящая из материи, порожденная ею и в нее же уходящая, движется как бы по спирали. Сама же материя является основой Вселенной, остается неизменной, неделимой, меняющей лишь формы ее организации, а, следовательно, человек, являясь одной из форм ее существования, не способен повлиять на нее: создать, изменить ее или уничтожить.  Возникает вопрос: «Каким же образом и за счет чего происходит совершенствование Вселенной, в чем оно заключается, если материя, создающая эту Вселенную, остается неизменной, даже входя в различные формы организации?» Существует ли в ней человек или нет, для Вселенной это не имеет никакого значения, т.к. он не способен повлиять на ту основу, из которой он состоит сам, а, следовательно, и его поведение, вместе с самим его существованием никак не влияют на Вселенную.
     Каждый из этих трех подходов, определяя пассивную роль человека в мире и невозможность его воздействия на мир, либо вообще снимает вопрос о необходимости и наличии смысла существования человека в мире, либо уводит его в непостижимую бесконечность.
     Кроме того, говоря о «плановости» или выше рассмотренной  «эволюционности» развития Вселенной, мы исходим из существования какого-то высшего состояния, которое является одновременно и начальной точкой и конечной целью развития. Но если такая цель существует, будучи определенной «Планом» или уходящей своим реальным смыслом в бесконечность, недоступной для человеческого понимания, то и при этом вопрос о смысле жизни остается без ответа. Если Вселенная достигает этой цели своего существования, став абсолютно совершенной, то зачем, для чего, почему и за счет чего она должна затем вновь переходить в менее совершенное состояние, без которого дальнейшее существование ее становится бессмысленным? Любая система, ограниченная строго определенной целью развития, достигнув ее и оказавшись не в состоянии дальше развиваться, либо вновь возвращается в менее совершенное состояние, подчеркивая бессмысленность имевшего развития, движения, без которой само существование системы оказывается невозможным, либо обречена на гибель. Если совершенство ведет к возврату к менее совершенному состоянию или вообще приводит к гибели всего Сущего, то для чего вообще тогда необходимо такое совершенствование и может ли быть у него смысл?
     Подобные рассуждения могут привести к следующему выводу: «Любой смысл жизни или существования, в абсолютном понимании, лишен всякого смысла» или иначе «Смысл жизни только тогда имеет содержание, когда он относителен».
     Данная постановка вопроса о наличии смысла существования или жизни означает определение какой-то реальной и доступной ныне конечной цели, к которой должно или стремится существования системы в целом или человека, входящего в эту систему. Определив такой смысл, а значит и конечную цель существования, мы будем вынуждены признать, что при ее достижении все дальнейшее существование становится бессмысленным, тем самым, подчеркивая бессмысленность и ныне определенной цели существования.
     Говоря обо всей Вселенной и понимая ее существование и цель как какое-то движение от одной точки развития до другой (от исходной до конечной), без наработок каких-либо новых накоплений, мы тем самым просто подчеркиваем изначальную бессмысленность ее существования, ибо, достигнув этой конечной точки после развития Вселенной уже невозможно само нынешнее существование Вселенной и всего в нее входящего и может быть расценено как бессмысленное.
     Все выше сказанное может поставить вопрос: «Стоит ли вообще искать смысл существования или смысл жизни?»
     При всех предыдущих подходах ответ может быть только отрицательным, а сама наша нынешняя жизнь все больше может быть расценена как бессмысленная, лишенная каких-либо ориентиров, целей и ценностей.
     Однако сама жизнь человека показывает, что он не может жить без каких-либо ценностей, без цели. Основа и система этих ценностей и целей может быть различной по содержанию, но само наличие этих ценностей и целей присутствует непременно. В качестве основных таких целей и ценностей выступает смысл и цель жизни, свобода и ценность самой жизни. Они существовали и существуют на всем протяжении существования человечества, меняя свое содержание по мере изменения представлений о мире, изменения понимания места и роли человека в этом мире.
     Содержание этих ценностей, и, прежде всего смысла существования или жизни, определяется той глубиной и уровнем знаний о мире, которыми обладает человек или человечество в целом на определенном этапе своего развития. Чем более глубокими знаниями обладает человек и человечество, тем дальше отодвигается тот предел, определяемый как конечная цель и смысл существования и жизни человека. Особенность современного периода существования человечества заключается в том, что оно практически исчерпало традиционное понимание смысла жизни в масштабах Земли, но еще не готово серьезно шагнуть на его поиски в Космос, хотя предпосылки для этого были и есть. Шагнув в Космос, человечество сможет определить более далекие рубежи понимания смысла своего существования.
     Но для этого человечеству необходимо, «как минимум», познать основы построения Вселенной, выявить действующие в ней Законы, понять механизм их проявления, всю сложную систему связей и изменений. Трудно предположить, что такое будет возможно в ближайшее время и что всего периода существования человечества в будущем окажется достаточным для этого, если исходить из существующего подхода к познанию.
     Одним из путей выхода из возникшего тупика в поисках смысла существования Вселенной и смысла жизни человека является понимание Бытия Вселенной не от какой-то начальной до конечной точки развития, а как более сложный, взаимосвязанный процесс, выходящий за рамки даже Вселенной, уходящий в Беспредельность2), в которую входят множество Вселенных. При этом необходимо иметь в виду, что после достижения определенного конечного уровня развития этот процесс переходит в совершенно иной, качественно новый уровень, с совершенно иной структурой, иными формами существования и содержания объектов. Если понимать схему развития Вселенной не в виде линии или замкнутого круга, а как спираль, уходящую в бесконечность, и в целом представляющую собой виток или спираль иной, более глобальной системы (Мироздание и др.), то любой этап существования такой Вселенной будет иметь всегда определенный смысл, цель. По мере движения по этим спиралям человечество сможет и должно всегда передвигать свой уровень понимания смысла своего существования все выше и выше, открывая для себя совершенно новые перспективы, о существовании которых сейчас оно сейчас еще и не догадывается.
     Одним из сложных моментов в осознании наличия высших смыслов существования является то, что согласно большинства различных представлений о Вселенной, она когда-то приходит в состояние, когда она приобретает изначальную форму бытия.
     В одних случаях это «Вселенная в точке», когда вся материя ранее существовавшей Вселенной приобретает максимальную плотность. Начало формирования (проявления) новой Вселенной в этом случае связывают с Вселенским Взрывом, когда происходит мгновенный разлет «точки» и изменение плотности материи. В качестве изначальной причины здесь признается достижение некоего критического состояния материи «в точке». Данная теория практически снимает вопрос о смысле существования человека, да и всей Вселенной, поскольку если процесс сжатия Вселенной «в точку» и следующий за этим Великий Взрыв (или расширение) зависит только от состояния материи, то человек и вся живая Природа, будучи не в состоянии влиять на эту материю, являющуюся изначальной, могут рассматриваться не более, как бессмысленное творение этой материи, как некое случайное ее сочетание.  Система, лишенная разумности, духовности, сознания, волевого момента ее составляющих может рассматриваться лишь как некое механическое бессмысленное построение (сложение или даже совокупность) неких таких же основ, ибо если нет руководящего духовного начала некоего сознания, то само построение системы и его возможные комбинации носят хаотический, случайный характер.
     В других теориях это период рассматривается как растворения всего Сущего до основ, когда сама материя ранее проявленной Вселенной прекращает существование в прежнем виде, переходя в уровень, именуемый непроявленным. Упрощенное понимание этого состояния с позиций материализма как полного распада Всего Сущего до уровня первооснов (неких неделимых элементов, которые определенный период существуют в таком виде), а затем вновь начинают организовываться, приводит к тому, что такой взгляд может рассматриваться как противоположность теории Великого Взрыва. Если последняя рассматривает изначальное состояние Вселенной в виде материи «в точке», которая в последующем разлетается во все стороны, то упрощенный материалистический взгляд на теорию растворения проявленного в непроявленное признает изначальным состояние растворенной, разряженной Вселенной. В ней все первоосновы находятся в не взаимосвязанном состоянии, а творение начинается с концентрации этих первооснов и их комбинирования в различные сочетания. Аналогично первой группы теорий, данная также не дает ответа на смысл существования Вселенной, поскольку все процессы творения в ней рассматриваются как механические, пусть даже на самом тонком уровне, лишенные какого-либо сознания. Там, где возникновение жизни рассматривается не как закономерный этап развития, а как исключение, случайность, искать смысл бесполезно.
Не дают ответа на этот вопрос и современные религиозные учения в их нынешнем толковании. Если высшим смыслом существования человека является достижение некоего высшего состояния, равного или близкого к состоянию божества, то дальнейшее существование Вселенной теряет всякий смысл, а следующая за этим гибель Вселенной лишает смысла и все предыдущее существование. Лишено смысла будет и новое возрождение Вселенной, поскольку простое повторение цикла приведет к тому же результату.
     Только тогда, когда возникновение и существование Вселенной будет иметь в основе разумное руководящее начало, способное наделить смыслом существование каждое творение и их совокупность, извлечь накопления из таких существований и на этой основе создать базу для следующего витка развития в новом воплощении, можно надеяться на существование некоего смысла. Это относится и к отдельно взятому творению, и ко всей Вселенной, и к более сложным космическим построениям, образующими Беспредельность.
     За примерами далеко ходить не надо. Каждый кирпич в построенном доме имеет свое назначение. Удалив лишь один кирпич сейчас, мы пока не потеряем дом в целом, поскольку его назначение может быть компенсировано другими. Но, удалив определенное количество кирпичей, дом рухнет. Аналогично можно рассматривать и клетку в живом организме, каждая из которых имеет свое предназначение, а, следовательно, обладает и смыслом существования. Как бы ни мала была роль одной клетки в организме, но потеря или гибель определенного их числа может вызвать заболевание или даже гибель всего организма.
     В Мире нет ничего случайного и любое творение имеет свое назначение, свой смысл, независимо от того, осознается он этим творением или нет. Но только человек, если говорить о живых организмах Земли, способен постигать смысл своего существования. И пусть этот смысл будет первоначально примитивен, но, познавая мир, приобретая все новые и новые знания о нем, человек постепенно будет наполнять смысл своего существования новым содержанием. То, что вчера казалось высшим смыслом, завтра может осознаваться лишь как значимое, но не определяющее. Через эту относительность человек может стремиться к постижению абсолютного.
     «Смысл жизни всегда относителен». Но это не означает, что не следует вообще искать смысл жизни. Все в мире имеет свою цель, свой смысл, свои закономерности, даже если они еще не осознаны или не проявлены. По мере того, как далеко и глубоко сможет человек заглянуть вперед, познав какие-то закономерности мира и определив на их основе смысл своего существования, так  будет ценен смысл жизни самого человека, таковым  будет понимание им ценности самой жизни, своей свободы и ответственности в этом мире.
     Сейчас, когда становится очевидным, что прежнее понимание смысла жизни, основанное на первичности материальной стороны жизни, ограниченное пониманием человечества только земными рамками, приводит к пониманию бессмысленности своего существования. Человечеству предстоит сделать шаг в Космос, познав свое место в нем, тем самым, открыв для себя совершенно иной, новый, более высокий и значимый смысл существования.
     Нашу Вселенную необходимо рассматривать как сложную систему, состоящую из различных подсистем, которые, в свою очередь, имеют собственные структурные и качественные характеристики. Человечество и человек являются лишь одними из многочисленных звеньев этого сложнейшего механизма, но как бы ни была кажущаяся малозначительность их роли по сравнению с масштабами Вселенной, они являются составной частью этой сложнейшей системы и способны оказывать влияние на Вселенную. Земля, яв-ляясь составляющей одной из многочисленных структур Вселенной, также, несмотря на свою кажущуюся ничтожность по сравнению с вселенскими масштабами, выполняет свою определенную функцию, испытывает на себе влияние Космоса и оказывая собственное воздействие на него. И если взаимодействия «Вселенная - Земля», «Вселенная  человечество», «Вселенная - человек» каждое в отдельности может считаться практически ничтожным, то, суммируясь с другими взаимодействиями, существующими в Мире, порождают то сложное взаимодействие, которым характеризуется любая развивающаяся система. Казалось бы, что изменится на Земле, а тем более во Вселенной, если уничтожить какого-то насекомого, цветок, птицу или человека, если они просто несоизмеримы с масштабами Вселенной? Но Вселенная, будучи единым, согласованным и сбалансированным построением, ощущает любые, даже столь незначительные изменения и ничто в ней не проходит бесследно. Об этом можно судить даже в рамках Земли, если рассматривать нынешнее состояние окружающей среды.
     Чтобы более правильно определить сейчас содержание смысла жизни, необходимо понимать механизм взаимодействия всех составляющих Вселенной, их основные закономерности, характеристики и нынешнее соотношение. Об этом мы поговорим в последующих главах. Сейчас же мы, забегая несколько вперед, можно сформулировать смысл существования человека и человечества как достижение Гармонии с Вселенной. Уровень понимания этого смысла может быть различным, начиная от простого сохранения окружающей среды и заканчивая гармоничным взаимодействием и сотрудничеством во всей Вселенной.
Отрывая себя от системы, в которую он входит, человек строит свое поведение и взаимоотношения с миром, исходя только из своих собственных взглядов и интересов, пренебрегая всеми остальными, в том числе и еще не познанными. Сама система, в которую входит человек, отвечает на такое поведение соответствующим воздействием на него, стремясь восстановить нарушенную гармонию. Как живой организм борется с болезнью и вирусами ее порождающими, так и Вселенная пытается отвечать на поведение человека.
По мере познания Мира, развития сознания человека, постижения им смысла своего существования, наполняя его все новым содержанием, будет меняться и его знание о мире, представление о происходящих в нем процессах и явлениях. В то же время, расширение знаний о мире также будет способствовать еще более глубокому познанию нового смысла существования. Человек, ограничивающий свое понимание о мире как существа биологического, обладает минимальным знанием о мире и на их основе формирует свой ограниченный смысл своего существования, присущий всем живым организмам. Осознав себя еще и как существо социальное, человек видит смысл своего существования уже не только в рамках биологических, но и понимает необходимость учета своего нового предназначения. Дальнейшее понимание сущности человека позволит понять его еще и как существо энергетическое, что открывает совершенно неведомые пока возможности его развития. И чем выше будут знания человека о своем месте в Мире, о процессах, происходящих в нем, в его психике, в сознании, чем глубже он будет понимать сущность механизма мышления, его возможности, тем более глубокий уровень понимания смысла существования будет ему открыт.
     Постигая каждый новый уровень понимания себя, человек будет открывать себя заново, открывать себя в мире и мир в себе, свое назначение в мире, свою ответственность и возможности участия в процессах Вселенского масштаба. Это же будет открывать для него и совершенно новые системы ценностей в жизни, новые цели, пути и способы их достижения, ранее неизвестные или не замечаемые им.
     Все это позволяет сказать, что поиск смысла существования человека необходим и чем более точно каждый раз человек будет познавать этот смысл, чем ближе будет приближаться к его более точному пониманию, познавая Мир, действующие в нем закономерности, тем больше он сможет совершенствоваться сам и тем более ответственно он будет относиться к своему поведению в жизни. Однако само по себе знание смысла существования еще не гарантирует его достижение. Важное место в жизни человека имеет обладание соответствующими знаниями о Мире, на основе которых можно не только правильно понимать происходящие в нем процессы и явления, но и определить тот уровень понимания, исходя из которого человек сможет правильно избрать более оптимальный путь для достижения высших целей. Знания могут способствовать осознанию реальных ценностей, являющихся своеобразными ориентирами в жизни, на основе которых возможно достижение необходимого поведения. Это будет возможным только при овладении человеком более высокими знаниями о Мире, о существующих в нем Законах, открытии пока неизвестных новых ценностей, в том числе и таких значимых, как вселенская ценность человеческой жизни, его свободы, воли и ответственности перед Миром.
Прежде чем обладать такими знаниями о мире, человек должен в достаточной степени изучить свою собственную жизнь, увидеть единство своей жизни с жизнью себе подобных, Земли и всей Вселенной, и именно это единство позволит ему познавать мир на примере собственной жизни, а собственную жизнь сверять с жизнью всей Вселенной.
     Нынешний этап познания человеком смысла существования характеризуется тем, что человек и все человечество находится на рубеже познания нового смысла своего существования. Большой объем научных данных, полученных различными отраслями науки, открытие новых закономерностей в мире - с одной стороны, и осознание полной несостоятельности всех ныне существующих «научно обоснованных» представлений о мире, равно как и многих философских и религиозных учений о мире в их современном толковании - с другой стороны, являются характерной чертой нынешнего поиска смысла жизни. Каждое новое научное открытие все больше подводит человечество к осознанию необходимости пересмотра всех существующих ранее взглядов на мир, на смысл своего существования, но пока еще не открывая каких-то новых перспектив в этом направлении. Современный этап постижения смысла жизни характерен также и тем, что, накапливая все новые и новые знания о мире и вместе с тем все больше убеждаясь в несостоятельности ныне существующих официально  пропагандируемых мировоззренческих учений, человечество подходит к осознанию необходимости выхода на качественно новый уровень понимания смысла своего существования, открывающих ему огромные перспективы внутреннего развития, ценность которых ему еще предстоит познать.

     Чтобы суметь познать этот новый уровень смысла жизни, необходимо не просто провозгласить его, но и дать более подробную информацию о новом понимании строения мира, происходящих в нем процессов, раскрыть их сущность и взаимосвязь. Каждая глава этой книги - это лишь приглашение для серьезного исследования Мира, на основе которого человечеству откроются пока еще неведомые горизонты познания и постижения более высокого смысла его существования.


Рецензии
Мы ищем смысл нашего существования в окружающем нас
физическом мире. Хотим жить дольше, здоровыми и богатыми.
Основным аспектом понимания смысла жизни человека
является прежде всего получение новых знаний, выходящих
за рамки существующей догмы чисто материального развития
и нашего благополучия. Пора людям понять что назначение
человека - есть космическое, через духовное совершенствование
и преображение. Главная суть Учения Христа состоит в том,
что наш физический мир является временным и мы должны
по мере развития своего сознания готовить себя к
переходу в тонкий мир, который является нашим истинным
Домом, откуда мы пришли и куда должны вернуться.
Об этом я пишу в статьях: "Качество жизни", "Размышления
о вечном" и в других.

Юрий Иванов 4   12.02.2013 16:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.