Рождение легенды. Часть1

"ЗЕМЛЯ НАША ВЕЛИКА И ОБИЛЬНА, А ПОРЯДКА В НЕЙ НЕТ. ПРИХОДИТЕ КНЯЖИТЬ И ВЛАДЕТЬ НАМИ..."
 Из "Повести временных лет."

                Варяги в Новгороде.

За всю историю развития цивилизации ни один народ не призывал другой народ княжить и владеть собой. Почему же русские призвали варягов. Почему благородные германцы не только не ассимилировали славян, но и забыв свой родной, поголовно перешли на славянский.

 В других странах всё происходило по другому. На землях полабских славян, в Пруссии,  Австрии, Прибалтике бароны как-то смогли сохранить свой язык, а местное население не всегда. Чехи немцев не призывали. Те сами пришли. Только кровопролитные войны смогли приостановить вытеснение чешского. Франкоязычные нормандские бароны и их потомки более 100 лет говорили на французском языке в столице Англии, на диалекте, который и в Париже уже к тому времени забыли. Все завоеватели(венгры, турки и др) говорили на родном языке, а подданные как-то приспосабливались.

Почему же на Руси правящая верхушка так быстро и безболезненно отказалась от родного языка в пользу подданных. Как же повезло России, что Рюрик и его потомки оказались такими гуманистами и филантропами. В других вопросах они, однако, не были так щепетильны. Можно вспомнить, как Святая Ольга расправилась с убийцами своего мужа князя Игоря. Здесь она больше полагалась не на христианскую веру, а на варяжские традиции и на варяжские идеалы чести.

Ну бог с ней, с Ольгой. Она всё же не из рода Рюрика, а всего лишь жена. Но Ольгин внук и тоже святой - Владимир Святой (Красное Солнышко), из рода Рюрика, ради власти братьев своих не пожалел. Правда и братья его не очень жалели. Здесь кто кого. Время тогда было такое. Даже бдагородные Рюриковичи ничего не могли поделать. Можно вспомнить Ярослава Мудрого. Тоже с родными братьями как-то не так получалось, не очень по-благородному. Можно долго вспоминать о благородстве потомков Рюрика...

 Почему же Рюрик и его потомки, так по-доброму отнеслись к Руси, и как жители Руси могли довериться иноземцам? Поехали в Скандинавию и попросили: "Ну, возьмите же нас, кто нибудь !!!" Видно уж очень наболело, а своих таких умных, честных и рассудительных не было. Деревня. Где найдёшь?

Смешно думать, что Рюрика кто-то позвал. Сам пришёл. Пришёл он не государство создавть, а грабить созданное другими. И надо думать, что варяжская дружина пришла не на пустые земли, а на богатые и процветающие. Если бы хотели кого-то облагоденствовать, то можно было бы государство построить на необжитых землях. И народ к цивилизации там бы приобщали, и города строили и династии создавли. Нет же. Их призвали, или они пришли, в самый процветающий город самого оживлённого в Восточной Европе пути.

 И вели себя варяги на Руси так же, как и в Западнй Европе и Северной Африке. Только разграбить старинный город бывшей Римской Империи, где столетиями скапливались различные ценности, от церковной утвари до украшений богатых горожан, - это одно дело, а грабить земли Русских промысловиков, где основную ценность составляло бегающее по лесам зверьё, - это совсем другое.
 
  Город Новгород в те времена был своеобразной биржей-отстойником, маленькой верхушкой большого айсберга или головой огромного спрута. Новгородцы, как и все жители Приильменья, не могли похвастаться развитым сельским хозяйством. Новгорд не являлся фабрикой промышленных товаров. Основной статьёй дохода Новгородской Руси были промысловая охота, бортничество, рыболовство и соляные копи.

Но северная часть Руси страдала от недостатка зерна и других сельхозпродуктов. Новгородцы, как и многие другие жители Приильменья, стали посредниками между хлебным Югов (Низом) и промысловым Севером. Любая новгородская усадьба была копией-слепком самого Новгорода, только в уменьшенных размерах. Это было, своего рода, посольство лесной боярской вотчины в торговом городе.

Она была и складом, и магазином, и гостиницей для приезжих торговцев-прмысловиков. В ней собирались большие и маленькие дружины для сопровождения торговых экспедиций и для дальних военных походов. Здесь заключались союзы и устраивались разборки между группировками, которые нередко выносились и на улицы города. По сути, каждая боярская усадьба представляла из себя отдельное государство. И в  городе проживала только небольшая часть подданных этих минигосударств. Остальные занимались охотой, торговлей, промыслами и грабежами. Большая часть товаров хранилась не в городе, а в различных тайниках на необъятных лесных прсторах под охраной тайных и явных соглядатаев. В случае приближающейся опастности из города вывозились и остатки нераспроданного товара.

  Грабители-варяги пришли в уже сформированное торгово-промысловое государство.

 Вот только огромные территории помешали варягам одним взмахом меча забрать все богатства этого государства в свои загребущие ручки. В глухом лесу небольшая варяжская дружина запросто могла угодить в засаду; а водить огромное войско по лесу, в поисках закопанных сокровищ, было бессмысленно.  Такая же ситуация была и с городом. Малыми силами город штурмовать бесполезно, да и подмога в любой момент могла подойти, а грабить пустые боярские усадьбы большим войском, не выгодно. Чем варяжский князь будет расплачиваться с дружиной?

 Искушённые в набегах вряги приняли единственно-правильное для себя решение: заблокировали торговые пути. Впоследствии так делали и киевские, и суздальские и московские князья. Где они перекрыли дороги: у Ладоги, возле Новгорода или в верховьях Днепра? Не важно. А может быть и там и там. Новгород не мог существовать без торговли, и новгородцы согласились платиь дань. Это была типичная для того времени ситуация. Откупались от захватчиков и европейские города. Постоянно кому-то платило дань богатейшее государство того времени  -  Византия. Откупалась Византия и от Олега.

Так что никакого божьего промысла на вечные времена в согласии новгородцев платиь дань варягам не было. Всё было посвящено сиюминутным политическим интересам. На тот момент заключение союза с варягами было выгодно обеим сторонам. Варяжский князь без особых усилий и потерь получал дань, которую он мог потратить на усиление авторитета среди своих соплеменников. При подготовке набегов на южно-русские земли Новгород становился базой, где концентрировались военные силы варягов. После походов, успешных и не очень, варяги здесь продавали награбленное и зализывали раны.

  Как это может показаться не странно, но союз с варяжским князем был выгоден и новгородцам. Он охранял Новгород от набегов других варягов. Именем варяжского князя новгородцы могли припугнуть жителей подвластных Новгороду земель и пригородов. Новгордцы были не против поучаствовать и в набегах варяжского князя на другие города. По своему менталитету большинство новгородцев мало чем отличались от пришлых варягов, и они охотно вставали под стяги варяжских , а потом и Киевских князей, получая при этом полагаемую им часть добычи. Пришлые варяги часто присоединялись к походам новгородских дружин и ватаг на север, восток, Волгу и т. д. 

Но при этом, русичи-новгородцы не отожевствляли себя с варягами, как впрочем и с другими славянами. Не случайно в византийских хрониках, при перечислении народов, учавствующих в походах киевских князей на Византию, отдельно называются и варяги, и русичи, и славяне. Новгородцы не только не отожествляли себя с варягами, но и никогда не отдавали им власть. Да, они платили дань сначало варягам, потом Киеву, Суздалю, Москве. Они призывли к себе князей, но не как властителей, а как военных наёмников. Если князь их чем-то не устраивал, то "указывали ему путь". Только поэтому новгородцы сохранили и свой язык и свою независимость.

Так кому же понадобилась легенда о призвании варягов на Русь? Только не новгородцам. Они даже московских Рюриковичей, как-то не очень призывали. Те чаще сами приходили. А московские братья-славяне не покушались не на язык, не на веру Новгорода. Но их не призывали. А князья и цари за это топили новгородцев в Волхове. Для того чтобы признать потомков Рюрика своими правителями Новгородской Руси потребовалось более 700 лет. На этом закончилась история Великого Новгорода, как столицы Великого государства. Заканчивалась и история правителей-Рюриковичей. Такие совпадения иначе, как роком судьбы, не назовёшь.

Часть 2. <a href = http://www.proza.ru/2010/12/24/370> <a/>


Рецензии
Помнится, через Киев - град проходила дорога "из варяг в греки". Князя взяли из "варяг", а религию из "греки"... Киевляне мыслили себя как связующее звено между севером и югом, поэтому и допустили такую толерантность. Скорее всего, истинных "варяг" не было. Князь Рюрик был, вероятно, новгородец. Старинные летописи подчас неверно переводили, поэтому могла быть элементарная ошибка в определении место рождения князя Рюрика.

Николай Панов   23.01.2015 11:47     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.