Сюжет и фабула - 4
В 1921—30 литератор профессор Института истории искусств. Ю.Н. Тынянов выступает как литературовед и литературный критик, публикует книги «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921), «Проблема стихотворного языка» (1924), представляющую наиболее его проработанную теоретическую работу, сборник статей о литературном и кино, где пишет:
«Под фабулой обычно понимают фабульную схему. Правильнее считать фабулой — не схему, а всю фабульную наметку вещи. Сюжет же — это общая динамика вещи, которая складывается из взаимодействия между движением фабулы и движением — нарастанием и спадами стилевых масс. Фабула может быть просто загадана, а не дана; по развертывающемуся сюжету зритель может о ней только догадываться — и эта загадка будет еще большим сюжетным двигателем, чем та фабула, которая воочию развертывается перед зрителем. Фабула и сюжет эксцентричны по отношению друг к другу.»
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 324-325.
Вы что-нибудь поняли? Я – нет, хотя Тынянов очень авторитетный автор
В рвссуждении же о сюжете и фабуле, хочется снова вернуться к «магистральному» или, как нынче говорят – to the mainstream - к мейнстриму Шескспира. Мне представляется, что мейнстримом его творчества являются человеческие страсти:
Жажда власти – Макбет, Король Лир, Укрощение строптивой, Буря, Антоний и Клеопатра, все исторические Хроники
Ревность - Отелло, Гамлет, Сон в летнюю ночь,
Алчность – Венецианский купец
Всепоглощающая любовь – Ромео и Джульетта, Собака на сене, Сон в летнюю ночь, Конец – делу венец, Цимбелин
Отдельно стоят Комедия ошибок и Слуга двух господ – путаница на основе мнимого или действительного двойничества,а также - Два веронца, 12-ая ночь, Как вам это понравится.
Причём, именно в драматургии Шекспира фабула такова, что очень трудно вычленить сюжет, как правило, в одном произведении задействованы 3 сюжетные линии, как, например в комедии Сон в летнюю ночь
Но именно поэтому , что в основе шекспировских произведений лежат непреходящие, гипертрофированные человеческие страсти, - они так актуальны и сегодня, и не зря новаторы-режиссёры переносят шекспировские драмы и сюжеты в нынешнюю парадигму.
Свидетельство о публикации №210121201448
Фабула - это действия в произведении. Т.е. это совокупность художественного материала, который дает определенные действия. Скажем, в "Зов Ктулху" - это поездка на Рлъях, поездка в Норвегию, смерть деда главного героя. А сюжет - это литературная обработка этих событий.
Скажем, пересказ действий - это фабула, а смыслы и образы с этими действиями - сюжет.
Николай Честолюбивый 04.03.2023 07:32 Заявить о нарушении