Воспитание ребенка по К. Хорни

Карен Хорни (1885-1952) игра и взаимоотношения.
Психоаналитик, мать троих дочерей в детстве на себе испытала недостаток родительского внимания ("базальную тревожность"). Она была убеждена, что человек может меняться на протяжении всей своей жизни и освободиться от страха одиночества, беспомощности. Для того, чтобы вытесненная враждебность ребенка не порождала тревожность, прежде всего ему необходима  социальная помощь от родительского неустойчивого поведения, подавления, недостатка заботы и любви. Для учителя, педагога-психолога необходимо знание о фиксированных частях личности ребенка, о его 10 невротических потребностях:
 1) в любви и одобрении;
 2)в руководящем партнере;
 3) в четких ограничениях;
 4)во власти;
 5) в эксплуатировании других;
6)в общественном признании;
7)в восхищении собой;
8) в честолюбии;
 9)в самодостаточности и независимости;
10) в безупречности и неопровержимости.
В своей книге "Наши внутренние конфликты" (1945) Хорни разделила список из 10 потребностей на три основные категории:
1.Ориентацию на людей: уступчивый тип (зависимость, нерешительность и беспомощность."Если я уступлю, меня не тронут"
2.Ориентацию от людей:обособленный тип. "Мне все равно", "Если я отстранюсь,со мной будет всё в порядке"
3.Ориентацию против людей:враждебный тип (доминирование, враждебность, эксплуатация). " У меня есть власть, никто меня не тронет". "Что я буду от этого иметь?"
Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных потребностей, предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве.
По Хорни все эти стратегии находятся между собой в состоянии конфликта, как у здоровой, так и у невротической личности.
 Неврозы - (от греч. neuron - нерв) - психогенные нервно-психические расстройства вследствие воздействия психотравмирующих факторов -депрессия, неврастения, истерия, неврозы навязчивых состояний( М.И. Еникеев. Энциклопедия. с. 262).
Невротические расстройства - обратимые расстройства психики: 1. неврозы -как тяжелые и продолжительные состояния;
2. невротические реакции - как более легкие  и кратковременные и расстройства(Психоанализ. Овчаренко. с.471).
А.Бек выделял профили характерных личностных расстройств: Избегающая личность, Зависимая личность, Пассивно-агрессивная личность, Нарциссичекая  личность, Шизоидная личность, Обессивно-компульсивная личность, Параноидная личность, Антисоциальная личность,"Артистичнеская"(гистрионная) личность.
Ц.П.Короленко и Н.В. Дмитриева пишут об определении личностного  расстройства: "По DSM-4- TR 2000 года (АРА)  - личностное расстройство как  "длительный патерн внутреннего переживания и поведения, который  отчетливо отклоняется от ожиданий культуры индивидуума,  пронизывает его, не проявляет гибкости, имеет  свое начало в подростковом возрасте или раннем взрослом периоде, обнаруживает стабильность длительное время и приводит к дистрессу или нарушению (АРА, 1994). И далее:"Одной из причин развития личностных расстройств является неадекватная стратегия воспитания (основанная на авторитарном  принципе). У детей воспитывается полная подчиненность родителям, они не могут высказывать своё мнение и, тем более,отстаивать его в соответствии с принципом "родители всегда правы, потому, что они родители". Ребенок всегда не прав, потому, что он "ребенок". У детей воспитывается низкая самооценка и чувство стыда за себя: "Я плохой/плохая, и поэтому я плохо поступаю". В рамках этой модели не приветствуется проявление ребенком положительных эмоций, так как это рассматривается как признак эгоизма. Подобный стиль воспитания способствует развитию комплексов зависимости, депрессивных состояний.
Отрицательное воздействие оказывает пренебрегающее воспитание, когда ребенок не получает соответствующего его  психологическим потребностям  количества положительных эмоциональных стимулов со стороны людей, заботящихся о нём" [Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Личностные расстройства М.: "Питер" . 2010. с. 20].
Л.Хьелл. Д.Зиглер в своей книге Теории личности замечает, что  с точки зрения К. Хорни 10 невротических потребностей предназначены для уменьшения чувства тревоги и находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровой  личности конфликт не несёт в себе сильного эмоционального заряда, как у невротиков. Здоровому ребенку присуща большая гибкость, он способен менять  стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии  сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями (ориентация на людей, от людей , против людей) сообразно обстоятельствам. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет (поэтому ведет себя не эффективно при решении жизненных проблем [Л.Хьел. Д.Зиглер.Теории личности.М.: Питер, с.254-260].

 Ребенку не помогают справиться с чувством отверженности, враждебности и беспомощности неизбежными в жизни. Учителю и воспитателю в игре, нужно  научить ребенка легко заменять одну потребность другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Задача педагога-психолога, учителя в игровой ситуации обучить ребенка социальному взаимодействию (где необходимо быть уступчивым, а где и независимым, а где и лидером). Когда ребенок не в состоянии гибко выбрать из этих стратегий соответствующую случаю, он не сможет разрешать жизненные проблемы эффективно.Только если ребенок "сможет приобрести возможность учиться ответственности за возникающие в его жизни трудности, и на собственном опыте (хотя бы в игровой ситуации) понять её и использовать это понимание в своей жизни".


Тэги: Невротические потребности есть у каждого ребенка.Базальная тревога


Рецензии
Конечно зная О потребностях ребёнка можно своевременно помочь ему справляться с возникающими у него тревогами..чтобы они не проявились в его
взрослой жизни..

Таисия Кучина   15.12.2010 06:32     Заявить о нарушении