Рецензия на Хроники Нарнии Покоритель зари

"Иисус пришел! В третий раз!"
м/ф "Южный парк"


"Сказка кончилась"
Оксана Панкеева


Всегда забавно смотреть, какими толпами на детские или "отроческие" (так назовем эту категорию, руководствуясь классификацией Льва Николаевича) фильмы и мультфильмы валят взрослые. Это просто уму непостижимо. Понятно еще, когда с детьми, но когда сами по себе... сразу видно, кто не хочет покидать такое благодатное детство. И я их понимаю, сам такой. Зайдя как-то в детский магазин в "Горизонте", Ростов-на-Дону, был потрясен, и понял, что детство наших детей будет совсем другим.
Если, конечно, обещанные инопланетяне на трех корабликах не прилетят на Землю в середине декабря 2012го года... нет, ну надо же, и сюда прокрались эти бредни...

Я все это к тому, что ленты для детей и чуть постарше пользуются гораздо большим спросом, у взрослых. А потом одни взрослые делают такие же ленты для других взрослых. Замкнутый круг. Мы ходим на эти фильмы и мультфильмы потому, что нам всего этого не хватает. Может никто и не видит, как мы плачем ночью, вспоминая о чудесных сказках и о том, как мы искренне в них верили, как хотели в них жить. Но наши мечты разбились о каменные стены реальности.
Так что нам осталось только кино.

"Покоритель зари"

Недавно я сходил в кино на "Рапунцель". Рецензию я написал, но потом подумал и не стал ее вывешивать. Это был...
"...экстаз в чистом виде!" (Shit-парад)
...и рассказывать об этом не было смысла, равно как я не написал про "Inception". Эти две картины не нуждаются в рецензиях, в них все так, как должно быть, и даже лучше. Воодушевленный таким успехом у моих чувств, я в приподнятом настроении шел сегодня, 12.12.10 в кинотеатр на "Хроники Нарнии: Покоритель зари". Смотреть пришлось в стерео, но это ничего, думал я. Даже интересно посмотреть, как сказочный мир обретет объем, пускай и иллюзорный.
Да, смотрел я цифровую версию, спасибо кинотеатру (реклама вырезана).

Итак, прошло сколько-то лет, Британия оправилась после начала войны, и набирает рекрутов в ряды вооруженных сил, чтоб окончательно разбить фашистов. Питер и Сьюзан Певенси уехали в Америку (не лучший выбор :D), а Эдмунд и Люси остались в Англии, но переехали от чУдного профессора к дяде, где живет их кузен Юстас (шутки про Алекса оставьте при себе). Кузен похож на Эдмунда из первого фильма, такой же Фома неверующий, гнусный, противный и вызывает неприязнь с самого первого появления.
"Все идет по пла-ану" (Егор Летов)
С ним спорят наши герои, и доспорились до того, что картина на стене ожила, сжалилась таким образом над Эдмундом и Люси, и, затопив комнату, недвусмысленно пригласила всех в Нарнию.
"Это дело - сугубо добровольное. Для тебя, Рогов, в первую очередь" (Убойная сила)
Принц Каспиан, ставший королем в пошлой части, рассекает по морям и океанам в поисках семи лордов, пропавших во времена правления его злого предшественника... дяди, кажется. Уже подзабыл. Никто не понимает, почему Нарния позвала двух Певенси, пока не становится известно о некоем зле в виде зеленого тумана. Остановить это зло можно, но лишь собрав семь мечей лордов, и положив их на стол льва Аслана.

После третьих "Пиратов Карибского моря" тема кораблей, казалось бы, закрыта, ибо сделать ничего круче и масштабнее не представлялось возможным. Вот здесь так же и произошло. Может быть, если бы Walden Media не поругались со студией Диснея, итог был бы другим, но этого нам уже не узнать, и придется оценивать полученный, а не предполагаемый результат.

Есть в морских приключениях свой неповторимый шарм, с которым не может сравнится никакое другое приключение. Особенно хорошо это ощущают те, кто не умеет плавать. От одного берега к другому в поисках приключений, клада, принцессы, неприятностей и всего, что только может представиться в воображении. В таких лентах очень тяжело сделать уклон в сторону персонажей, ибо качка склоняет нас к волнам и схваткам с пиратами, чудищами морских глубин... ну, вы знаете это так же, как и я. Ни за что не поверю, что вам не понравились вышеупомянутые "Пираты". Хотя там все не так, то есть уклон именно к героям, благо таких колоритных персонажей мы если и видели, то они были все равно слабее и бледнее, чем Джек Воробей с компанией. Студия Диснея знает и умеет это дело - развлечение публики.
"Двадцатый век Фокс" оступился.
Океан прекрасен, русалки из воды замечательны, корабль поистине сказочный, все до единого персонажи не вызывают отвращения, кроме откровенно плохих работорговцев, и даже Юстас исправляется ближе к концу ленты, но это мы могли понять сразу, как его увидели. Все же фильм для детей и чуть постарше.
И пускай все это не сравнится с сами понимаете чем и кем, но это ведь светлая сказка с тенями, а не оживший аттракцион. "Покоритель зари" бОльший фильм, нежели "Пираты...". Может, в этом его проблемы?

Лично мне приключения третьей "Нарнии" напомнили, как ни странно, книгу Рона Говарда "Конан-корсар", отчего-то громко называющуюся романом. Здесь приключения не столько ради спасения мира, хотя это главная сюжетная цель, а ради самих приключений. Каспиан не нуждается в "прокачке" характера, поэтому акцент сделан на Певенси и Юстасе. Люси хочет быть красива как Сьюзан (а согласитесь, Сьюзан прекрасна); Эдмунд все еще завидует старшему брату и не хочет быть в его тени; Юстас никак не может привыкнуть к тому, что он не прав, и что сказка вот она, и она живая, а не бред.
Но это было! Первое - во второй части, второе и третье - в первой и второй частях. Это не самоповтор, ибо здесь все немного иначе, и довольно взрослее, но увы. Увы и ах, это уже не так цепляет.

Есть интересные и неожиданные сюжетные повороты, но они неожиданны потому, что в этой сказке по имени Нарния свои законы, и мы их не знаем. Как в "Серенити", когда у капитана Рейнольдса вдруг (!) обнаруживается удаленный нервный узел, как раз там, "где надо". Понятно, что в фентези, в сказке иначе и не бывает, и что в книге все яснее и понятней, ибо там больше "экранного времени", больше можно рассказать, о переживаниях и мыслях героев, о догадках автора, о подсказках. А наше воображение все нарисует и дорисует что надо само.

И нашему воображению не мешает ни стерео-эффект, который здесь явно не требовался, да и редко заметен (ну, кроме тех моментов, когда намеренно снимаешь стерео-очки, чтобы убедиться, а где, собственно, объем?!). Ни откровенно плохой дубляж. Ни операторская работа, в которой видна невооруженным глазом работа британских "телесериальщиков". Помните ужасный, отвратительно снятый "Полиция Майами: отдел нравов" с Колином Фаррелом? Точно такая же операторская халтура.

Наконец, феерии чудесных существ в третьей ленте тоже нет. Мы понимаем и принимаем, что на корабле кентавру, например, негде разместиться, да и нафиг он там сдался, но два минотавра, пара незаметных фавнов, крыс Рипичип (Рикки-тики-чик, ага), одноногие "однотопы" и русалки - этого действительно мало для такого огромного мира, как Нарния. Даже дракон хилый. Помните масштабное месиво в первом фильме? Забудьте, здесь ничего такого не будет. Даже морской змей, и тот не спасает дело. Хотя он хорош. Но в одиночку не вытягивает. Плюс он страшноват.
И Тильды Суинтон мало. Да, ее загрызли в первом фильме, да, ее чуть-чуть во втором, но она, наравне со львом, символ "Хроник Нарнии".

Приходится вырастать, выходить из того возраста, когда волшебные сказки так притягательны, и в них веришь, и живешь ими. Тем больнее видеть, как отличная сказка скатывается до череды приключений, слабо сшитых "главным квестом". Порой ненужных приключений, как у Андрея Белянина, который реально осточертел.

Тем больнее понимать, что больше не хочешь новых "Хроник Нарнии". А хочешь взять диск "Принц Каспиан" и насладится тем, что уже ушло. Как впасть в детство с "Рапунцель", но с осознанием того, что ты взрослый, и по законам сказки, дорога в нее, в сказку, для тебя закрыта навсегда.

Тем больнее ставить 3+ из пяти. Мне действительно жаль.


Рецензии