Литературная жизнь в Павлодарском Прииртышье

Шевченковские дни, с 1 февраля по 5 марта 1939 г.
Месячник носил характер пропагандистской кампании, посвящался 125-летию со дня украинского поэта, Великого Кобзаря Тараса Григорьевича Шевченко. Для истории литературы Казахстана он был и остается значимой фигурой, так как отбывал ссылку-солдатчину в Мангыстау (Мангышлаке) в крепости, носившей потом его имя (г. Шевченко) и переименованной в конце ХХ века в Актау.
Бюро литературного кружка получило от властей задание и разработало подробный план месячника. В него включили повсеместное проведение вечеров (доклады плюс концерты), к этим вечерам подготовить  к демонстрации экспозиции с фотографиями, произведениями поэта и комментариями к ним; выступления по радиосети, литературные страницы в областных газетах; общегородское собрание – вечер памяти Т. Г. Шевченко в Павлодаре (за программу вечера отвечал весь литкружок; за доклад - член бюро литкружка, редактор майкаинской газеты Павел Нештенко; за концерт - художественный руководитель облказдрамтеатра Хадыр Хамзин).

О первом областном Слете писателей и акынов Павлодарской области (1-2 июня 1939 г.)
Сохранился протокол Слета, достаточно подробно отражающий ход событий. Присутствовало 38 человек. В президиум были избраны известный поэт, председатель Союза советских писателей Казахстана Жумагали Саин, председатель оргкомитета Президиума Верховного Совета Казахской ССР по Павлодарской области Жумасеитов, заведующий отделом агитации и пропаганды обкома КП(б) Казахстана Голубев и местные литераторы К. Омирбаев (встречаются варианты Омурбаев, Омербаев и Омарбаев), С. Анисимов, М. Редько)
В порядке (на повестке) дня стояли вопросы: доклад Ж. Саина «О состоянии и задачах советских писателей Казахстана, о молодых писательских кадрах» и выборы делегатов на 2-й съезд писателей Казахстана.
Ж. Саин в своем обширном выступлении рассказал о состоянии и задачах советской казахской литературы, о ее задачах в дальнейшем, о росте новых талантливых писательских кадров. Жумагали Саин отметил неудовлетворительную работу Союза советских писателей Казахстана с литературным молодняком, частности, в Павлодарской области. Он указал и на то, что в областных газетах (русской, казахской) наблюдается разобщенность; начинающие казахские писатели не печатаются в русской газете «Большевистский путь» и наоборот – русские в казахской. Существующие при этих редакция литературные кружки не могут сработаться, слиться.
Ж. Саин ясно изложил первостепенные и дальнейшие задачи молодых литераторов, поставив главной задачей учебу, работу над собой, над своими произведениями.
В 11 часов 2 июня Слет продолжил работу. В прениях первыми выступили делегаты слета Бекбергенов Они говорили о значении Октябрьской революции, раскрепостившей казахский народ и пробудившей народные таланты, о творчестве казахских писателей, о Джамбуле. Говоря о себе, ни рассказывали, как они учатся, пишут, отметив слабую помощь литературному молодняку со стороны редакций газет, областных  районных организаций. Бекбергенов особенно отметил, что между литкружками редакций газет «Большевистский путь» и «Кзыл ту» нет связи. В редакции «Кзыл ту» не принимают стихи и рассказы начинающих писателей, заявляя им что «вы в поэзии ничего не смыслите».
Рамазан Токтаров (позднее стал видным казахским писателем, в 2001 г. получил Государственную премию за книгу о творчестве М. Ауэзова): После Октябрьской революции выросла наша советская литература. Немало у нас выросло новых молодых талантов, есть они и в нашей области, но руководители областных и районных организаций мало обращают внимания на растущие молодые кадры. Союз писателей глухо и немо  относится к запросам молодых писателей. (эта ситуация осталась неизменной  и через 65 лет, в 2004 г).
Илья Маслов (стал заметным детским писателем, из Павлодара переехал в г. Владимир) отметил пренебрежительное отношение Союза советских писателей Казахстана и его журналов к молодым писателям. Он сам и  Корабаев посылали несколько стихотворений и рассказов Союзу писателей и его журналам, но оттуда не последовало никакого ответа.
Д. Ахметов и К. Омирбаев (оба из педучилща) отметили слабую работу литкружка при педучилище и редакции газеты «Кзыл Ту».
В прениях также выступили Макаков, Анисимов, Березовский, Боярский, Нурумжанов, Редько, Нештенко, Акишев, Кусаинов, Корабаев, Голубев (всего 17 человек).
Все говорили о расцвете советской литературы, о творческом росте писателей и всего советского народа, о замечательных книгах, созданных советскими писателями за последние годы. Вместе с тем все отметили и имеющиеся еще недостатки в советской литературе, особенно литературе казахской. Казахские писатели еще мало создали романов – основного жанра литературы. Особое внимание уделяли вопросу о работе с молодыми писателями республики и Павлодарской области. Лишь после специального решения Совнаркома Казахской ССР и ЦК КП(б)К о дальнейшем развитии искусства  и литературы в Казахстане, организации области и районов начали понемногу проводить работу по выявлению писательских кадров.
Не обошлось без противостояния. Участник слета К. Акишев обвинил всех в формализме, зажиме критики, включении в комиссию слета нежелательных лиц и в том, что список делегатов был определен заранее. Его поддержали Маканов и Копбаев, но обосновать свою критику не сумели и только грубили всем собравшимся.
Заключительное слово сказал Жумагали Саин, который признал критику выступавших по работе ССПК правильной. Затем он изложил основные задачи литературного молодняка и призвал всех начинающих писателей к творческой учебе и плодотворной работе.
Семену Анисимову (потом он стал видным русским поэтом Казахстана, сотрудничал с издательством «Жазушы» и журналом «Простор») поручили составить обращение ко всему литературному молодняку Павлодарской области.
Делегатами на 2-й съезд писателей Казахстана были рекомендованы Михаил Редько, Илья Маслов, Естай Беркимбаев, Семен Анисимов, Федор Боярский (собкор республиканской прессы, стал главным редактором газеты «Казахстанская правда», возглавлял одно из центральных издательств), Дуйсет Ахметов. Слет принял этот список единогласно и дополнил его именами К. Корабаева, К. Омарбаева и П. Нештенко.
В результате голосования делегатами были избраны шестеро: М. Редько, Е. Беркимбаев, С. Анисимов, Ф. Боярский, К. Омарбаев и П. Нештенко.

Командировка Аманжола Шамкенова
Для участия в межрайонном айтысе акынов секретарь Лебяжинской районной газеты «Ленин жолы» Аманжол Шамкенов был командирован в Майкарагайский мехлесопункт в апреле 1944 г. для знакомства с экономикой предприятия. В начале мая он уже приступил к написанию текста своего выступления на айтысе. Начало выступления должно было быть опубликовано в районной газете. Всем сельчанам рекомендовано обсудить и изжить недостатки в своей работе.

Юбилей Джамбула Джабаева
В день 100-летия поэта  6 июля 1946 г. было решено не проводить ас-тоев, чтобы сэкономить поголовье общественного скота и предложено было ограничиться проведением собраний с докладами и чтецкими концертами.

К областному айтысу акынов, 1945 г. (из справки зам. зав. агитационно-пропагандистским отделом ОК КП(б)К Кудайбергенова)
Перед организацией и проведением областного айтыса акынов специально установлено наличие акынов в области. Зарегистрировано 38 человек, не принимавших участие в айтысах. Среди них – молодые поэты, претендующие иметь печатные труды.
Аманжол Шамкенов – сборник, рукопись поэмы.
Дуйсет Ахметов – часто выступает на страницах областных газет.
Есентай Токтаров – поэт, пишущий давно, но труды его не видели света, кроме областных газет.
Абдугалиева К. – учитель сельской средней школы, сборник рассказов и стихов.
Таких всего 20, но с ними никакой работы не ведется. Среди них простые домбристы, композиторы, которые склонны больше всего заучивать готовые тексты, чем творчески работать над тематикой айтысов. Поэтому трудно было обнаружить среди них даровитых, способных талантов к айтысу. Надо бы иметь в области представителя из Союза писателей Казахстана. Это было бы большой помощью для наших начинающих поэтов и писателей, чтобы оформить их организационно. Но СПКаз не оказывает никакой помощи, даже не отвечает просьбам молодых писателей.
Все эти обстоятельства не позволяют нам организовать областной айтыс акынов, поскольку таких талантов нет. Есть большая возможность создать группу Союза писателей из молодых поэтов, писателей  вокруг них организовать силы народных акынов. Только бы иметь в области одного опытного литературного представителя от Союза писателей Казахстана.

Юбилейное торжество в честь 100-летия Абая 15 августа 1945 г.
Реализована такая программа действий:
1. Опубликованы в областных газетах три статьи «Жизненный путь Абая», «Абай – педагог и воспитатель казахских литераторов», «Абай и современная казахская литература».
2. В областных газетах выпущены литературные страницы из опубликованных отдельных произведений Абая и фрагментов произведений советских писателей о Абае.
3. Во всех школах проведены доклады и беседы о литературной деятельности Абая.
4. В краеведческом музее оформлена выставка произведений и материалов, освещающих путь Абая.
5. 15 августа состоялось торжественное заседание с докладом Сержанова «Абай – великий поэт и просветитель казахского народа».
6. Организован показ концертов из произведений Абая и других постановок.

Литературный конкурс, 1 марта – 5 мая 1946 г.
Павлодарское литературное объединение и редакции областных газет «Кзыл Ту» и «Большевистский путь» ко Дню печати объявили литературный конкурс с 1 марта – 5 мая 1946 г. на лучшие стихотворение, рассказ, очерк или выступление народных акынов.
Для премирования лучших произведений выделены 10 премий – 5 первых и 5 вторых, в т.ч. костюмы или отрезы на костюмы и денежные премии.
Произведения, направленные на конкурс посвящались героике Великой Отечественной войны, социалистическому строительству в городе и деревне в послевоенный период и борьбе за высокий урожай.
Авторы должны были обратить особое внимание на создание сюжета и новых образов в своих произведениях. Стихотворения не должны превышать150 стихотворных строк, рассказ и очерк – 300 газетных строк.
Произведения, написанные для литературного конкурса, принимались по адресу ул. Ленина, 89 (между ул. Толстого и Горького) в редакциях газет «Кзыл Ту» и «Большевистский путь». Работы, напечатанные на машинке, вкладывались в конверты без указания имен авторов. Потом вкладывался второй конверт, в котором автор помещал листок с указанием темы, своего адреса и полного имени. Второй конверт распечатывался после того, как жюри заканчивало анализ произведения. Все письма присылались до 20 апреля. Акыны могли подать свои заявки на участие в айтысе до 1 июня. Лучшие произведения предполагалось опубликовать в областных газетах.
(Через 20 лет был объявлен конкурс к 50-детию советской власти. Учреждены были семь премий, срок до 1 октября 1967 г., объем произведений не больше газетной страницы А2 формата).

Литературная жизнь Павлодарского Прииртышья в 1954 г. (по материалам газеты «Павлодарская правда»)
Осенью и зимой 1954 г. началась новая эпоха в жизни и развитии сельских и городских территорий Северо-Восточного Казахстана. Бывший Акмолинск стал центром новой административной единицы – столицей Целинного края и был переименован в. Целиноград. Началась организованная массовая миграция людей из регионов средней России, союзных республик. Большинство первоцелинников составляли молодые энтузиасты – рабочие и сельчане, выпускники вузов и техникумов.
Бескрайние степи Сары Арки наполнились гулом моторов, шумом строительства. Одновременно с ростом производства в индустрии происходили изменения в социальной сфере и культурной жизни. Этому способствовал приток населения из всех республик СССР. Первоцелинники расселялись по области, обзаводились семьями, налаживали быт и досуг.
Средоточием литературно-публицистической хроники, летописи событий тех лет стали областные и районные газеты. Благодаря им стала известна дата первой распашки залежей – 23-24 апреля 1954 г. Первую борозду провели по целинной земле Павлодарского Прииртышья комсомольцы-новоселы из Удмуртии, принятые механизаторами в четвертую бригаду машинно-тракторной станции имени 3-го Интернационала.
Рабочим жанром стали заметки и зарисовки о трудовых буднях строителей, механизаторов, полеводов, заводских рабочих – всех, чьим трудом поднималась целина в прямом и переносном смыслах. Наряду с ними активно используются вполне литературные формы – очерки, рассказы, рецензии фельетоны и стихи.
Очерк, как ведущая литературная форма публицистики, становится основным рубежом творческих устремлений павлодарских газетчиков. Листая страницы подшивки, видишь, как шаг за шагом растет значение жанра. Все авторы «Павлодарской правды» пробуют свои силы в создании очерков, в которых описываются сельские будни и проблемы индустриализации края.
Фельетонная рубрика была наиболее эксплуатируемой -  почти половина всех публикаций носила иронический, критический и сатирический характер. С их помощью высвечивались отсутствие инициативы, халатность и расхлябанность, нерациональность и бесхозяйственность, головотяпство и безответственность. Фельетон доступен не каждому автору, и поэтому на страницах газеты встречаются только три имени – И. Касацкий, П. Кочкин и Г. Кочетков.
Рецензии публикуются в среднем по 4-5 в месяц. Главным образом это аннотированные пересказы книг, кинофильмов, конспектное или тезисное изложение хода театральных спектаклей.
Стихотворная форма газетной публицистики всегда имела и имеет специфичные особенности. В первую очередь она жестко подчинена задачам информирования, смешанного с идеологическим, социально-педагогическим воздействием, и это снижает (порой обесценивает) художественную и духовную сторону лирики.
В подшивке «Павлодарской правды» за 1954 год опубликованы по одному стихотворению Джамбула, Жаяу Мусы и Тараса Шевченко и 14 принадлежат меру местных авторов-любителей. Тематика вполне соответствует злобе дня: знаменательные даты, трудовые достижения, славное прошлое Родины.

«Литературные среды», 1954 г.
Так называлась группа литераторов – профессионалов и любителей, - которую курировала в то время редакция «Павлодарской правды». Круг участников был очень широким. Объявления и отчеты о работе «Литературных сред» публиковались почти каждую неделю. Задачи и цели ставились серьезные – образовательные, пропагандистские, просветительские. Работа велась планомерно, по определенной системе. Стационарно, в «кабинетно-аудиторной» форме обсуждались произведения авторов, проводились диспуты и конференции; обязательными были «выходы в свет» - встречи с работниками искусства, рабочими, служащими и учащимися.
В повестках дня «Литературных сред» упоминаются имена Г. Кочеткова, И. Марьеты, И. Жилякова, В. Богданова, З. Малиновской, Л. Еленчука, В. Бурдакова, В. Панова. Каждого из обсуждаемых авторов рекомендовали к публикации в газете или давали возможность доработать произведения.
В литературной странице «Павлодарской правды» за 11 июля 1954 года после нескольких обсуждений были опубликованы стихи «Проснулась степь» Л. Еленчука, «Под знаменем мира» С. Анисимова, «Мама» В. Богданова, перевод из Жаяу Мусы Д. Приймака, отрывок из поэмы «Ольга» Г. Кочеткова и рассказ «Сельская повариха» В. Панова. В разное время были обсуждены и опубликованы рассказы «Взаимная выручка» Г. Кочеткова, «Инспектор» И. Жилякова, пьеса «Тихая заводь» В. Бурдакова.
До августа «Литературные среды» работали в статусе группы. В извещении, опубликованном 18 августа 1954 г., было проставлено слово «литературное объединение», пока безямянное.

Областное совещание начинающих писателей, осень 1954 г.
Сохранился план проведения этого совещания. Целью его, видимо, было продолжение работы областного литературного объединения, в которое зачислялись все местные литераторы – казахские, и русские. Председателем ЛИТО был тогда редактор газеты «Кзыл Ту» Кудышев. В президиум совещания избирались секретарь ОК КП Казахстана по пропаганде И. Цеков, секретарь ОК ЛКСМК по пропаганде Климов, член колхоза «Жана Жас» Баянаульского района Аухан Абенов, директор Чигириновской МТС Галкинского района В. Попов, рабочий промартели г. Павлодара Михмет Мустабиев, работник управления милиции Смирнов, учитель Майской средней школы Майского района Борангали Ырзабаев. Секретарями совещания были зав. Отделом культуры и быта Л. Александрова  сотрудник газеты «Кзыл Ту» З. Айтимов.
На совещании заслушали отчет редакторов областных газет Кудышева и Молотова о деятельности областного литературного объединения и доклад Малиновской «Заветы Максима Горького писателям». После выборов нового состава бюро ЛИТО работали секции прозы и поэзии. Казахские секции вели Нуршаихов и Исмаилов; русские – Панов и Малиновская.

Лето 1966 года. Павлодарскую область посетили поэты и прозаики Халижан Бекхожин, Сагингали Сеитов, Рахметолла Раимкулов, Сакен Жунусов, Калмукан Исабаев, Шона Смаханулы, Кадыр Мырзалиев, Александр Скворцов, Федор Моргун, Нутфолла Шакенов, Медеу Сарсекеев, Сергей Киселев, критик А. Лукашенко.
В. Семенов (редактор В. С. Молотов) в своей заметке  в «Звезде Прииртышья» за 12 августа описывает поездку поэтов и прозаиков Казахстана по хозяйства, селам и городам Павлодарской области. Они побывали в совхозе «Бескарагайском», познакомились жизнью и трудом овцеводов и лесников, разговаривали с аксакалами, читали стихи, рассказывали о своих творческих замыслах.
В районном центре Лебяжьем они встретились с кружком местных литераторов «Молодое перо», работавшем при редакции районной газеты. Потом бригада переправилась через Иртыш и проследовала через луга Майского и Ермаковского районов, село Беловку вдоль канала Иртыш-Караганда в Экибастуз и Баянаул.
По пути они увидели сенокосы со стогами, груды земли, вынутой из траншеи канала, технику, с помощью которой сооружался канал. Гидом по стройке был Калмукан Исабаев – он работал два года на ней, пешком несколько раз прошел вдоль трассы и написал о строительстве книгу, которая вышла в свет.
Потом одна группа поехала в совхоз «Александровский», где находится могила С. Торайгырова, там почтили память поэта и посетили его музей. Потом гости выступили в местном клубе и приветствовали местного автора, учителя Амангельды Кантарбаева.
В Экибастузе поэты и прозаики встретились с угольщиками прямо на их рабочем месте в 7 утра, до начала рабочей смены. «Труд и литературное творчество как бы пожали друг другу руки», - закончил автор свою заметку этакой публицистической метафорой.
Бригада пробыла в Павлодарской области целую неделю. В Павлодаре им показали тракторный завод. Встречи с тракторостроителями проходили в цехах.

Шефство над солдатами, 1973 г.
В этом году среди многих и прочих мероприятий, связанных с активизацией молодежи, культивировалось шефство в различных формах.
Планируя шефство над рядовым местного воинского контингента, комсомольские органы включили в мероприятия и выступления местных литераторов перед солдатами и офицерами. В соответствующей строке планов было указано: «Павлодарское отделение Союза писателей – провести 6 творческих встреч писателей и поэтов». Эти встречи провели В. Семерьянов и Д. Приймак.

Республиканское зональное совещание молодых писателей, Павлодар, 3 –7 марта 1975 г.
В этом совещании участвовали 55 молодых писателей из Восточно-Казахстанской, Джамбульской, Карагандинской, Кокчетавской, Кустанайской,  Северо-Казахстанской, Семипалатинской, Павлодарской, Тургайской и Целиноградской областей. Павлодарцам разрешили участвовать в полном составе обоих литобъединений – имени И. Байзакова и имени П. Васильева. В официальной делегации числилось 15 человек, потом состав увеличили до 35. От литературного объединения имени Павла Васильева были направлены С. Музалевский, В. Семерьянов, И. Минаков, Ж. Нуркенов, Л. Гришина, В. Бутов, Л. Гаврикова, В. Горбенко, М. Динерштейн, В. Куприн. (Любопытен профессиональный состав: два журналиста, капитан-речник, офицер МВД, два слесаря, три педагога, чертежница).
3 марта весь день приезжали гости, их принимали и размещали, знакомили с городом. 4 марта началась работа. Секретарь Союза писателей Казахстана Калбобек Турсункулов выступил с сообщением о литературном процессе в Казахстане, росте писательских рядов, достижениях маститых и молодых писателей; о задачах по выявлению и выращиванию новых талантов. С приветствием к участникам совещания обратился Халижан Бекхожин. После перерыва выступали руководители областных отделений и секций СП М. Сарсекеева, В. Гундарева, Н. Уразова и Ж. Бектурова по обширной теме «Образ рабочего человека в произведениях местных авторов».
После этого все побывали на тракторном заводе, а вечером попарно (поэт и прозаик) посетили рабочие и студенческие общежития, где состоялись творческие встречи.
5 марта состоялись творческие семинары, которыми руководили Олжас Сулейменов, Калбобек Турсункулов, Халижан Бекхожин, Аманжол Шамкенов, Сатимжан Санбаев, Жаппар Омирбеков, Валерий Антонов, Леонид Скалковский, Бердибек Сокпакбаев, Павел Щеголихин, Куандык Шангытбаев, Павел Косенко, Кабдеш Жумадилов, Виктор Толмачев и Медеу Сарсекеев.
Вечером того же дня в Доме культуры «Строитель» состоялся городской литературный вечер. 6 марта семинарская работа была продолжена, а потом всех выдающихся гостей пригласили на вечерний спектакль в театр имени А. П. Чехова.

Первые книжки и журнальные публикации. Попытки издавать свои сборники стали предприниматься еще в начале 1960-х гг. Общими усилиями при поддержке местных политических властей в 1963 г. вышел самодеятельный сборник стихов с пометкой «на правах рукописи», сверстанный и напечатанный в областной типографии имени Вс. Иванова. После этого большим событием для всей области стал выход в свет первой книги павлодарского прозаика Юрий Плотникова «Пятый тополь», изданной в Алма-Ате. После него была выпущена небольшая брошюра местного журналиста Генриха Довятаса.
В 1975-80 гг., после зонального совещания молодых писателей, прошедшего в Павлодаре (март 1975 г.), литобъединение вплотную подошло к перспективе издания отдельных сборников и участия в коллективных книжных публикациях. Теснее стали контакты с журналом «Простор», издательством «Жазушы». Давала себя знать не очень понятная инерция издателей, которые предпочитали иметь дело с «индивидуалами», не участвующими в разных объединениях и имеющими рекомендации Союза писателей.
На волне официальных инициатив, направленных на поддержку творческой активности первоцелинников, стали выходить «обоймы» тоненьких книжек-тетрадок в серии «Молодые голоса», и первым членом ЛИТО, издавшимся в этой серии, был актер театра имени А. П. Чехова Олег Афанасьев. Виктор Семерьянов был следующим – его первый сборник уже лежал в издательстве и готовился к выходу в свет. Дмитрий Приймак, прошедший все организационные формы и стадии от литкружков до литобъединения (он приехал в Павлодар в 1946 г., работал агрономом-озеленителем, потом перешел в историко-краеведческий музей; сразу стал посещать кружковые семинары и публиковаться в областной газете), сдал в издательство «Казахстан» подборку фольклорно-краеведческих материалов «Скалы и легенды Баянаула» и «Букет для всех». Готовились к выходу в свет первые детские книжки Ольги Григорьевой.
В журнале «Простор» появилась повесть Владимира Воронова о тракторной бригаде целинников. С очерками активно выступал Юрий Поминов. Появлялись документальные записки Валентина Филатова. К концу 1980 г.г. была опубликована повесть Людмилы Гришиной. Удалось опубликовать подборки стихов Татьяне Окольничьей, Жасулану Садыкову; регулярно печаталась в «Просторе» Лина Латышева.
В начале 1980 гг., когда на территории области стал создаваться гигантский топливно-промышленный комплекс, ударной стройкой был объявлен ЭТЭК. И пока «организованные» литераторы собирались с силами и готовили к публикациям свои стих и поэмы, Сергей Шевченко издал в Алма-Ате сборник своих историко-публицистические эссе об Экибастузе и небольшую повесть «На краю света» о рудознатце Косуме Пшенбаеве.
После долгого ожидания был издан первый сборник стихов В. Семерьянова, на который потом откликнулась аналитической рецензией Тамара Мадзигон в «Просторе». Трое павлодарцев попали в коллективный сборник «Ступеньки». Издали свои произведения для детей и были приняты в члены Союза писателей сельский журналист Мубарак Жаманбалинов и радиожурналист Есентай Ерботин. При содействии Лины Латышевой сдала свой сборник в издательство Любовь Гаврикова. Журнал «К новой жизни» напечатал публикаторский вариант повести Валерия Бутова «Не надо бить кривые зеркала».

Литературное объединение имени Павла Васильева в 1979 - 1989 г.
 В архиве бывшего обкома комсомола (ф. 53, опись 1, д. 80) сохранились два текстовых документа, содержащие информацию о ЛИТО имени П. Васильева, отметившего  свое 25-летие.
Первый изложен Виктором Семерьяновым, второй Линой Латышевой, которые в течение ряда лет друг за другом были председателями правления ЛИТО.
В. Г. Семерьянов в своем сообщении как бы подводит некоторые итоги. Литературное объединение имени П. Васильева создано в 1955 году на базе литкружка при областной газете. За 25 лет ЛИТО пережило ряд взлетов и падений, но деятельность его не прекращалась. Члены ЛИТО (главным образом поэты и стихотворцы) проводили творческие встречи с населением, читая людям свои стихи; публиковались в областной газете, имевшей регулярную литературную страницу; писали сценарии для областных торжеств.
Литературное объединение стало состоять из двух звеньев. В правление вошли председатель Виктор Семерьянов, бывший председатель Сергей Музалевский, Валерий Бутов и Лина Латышева.
(Лина Латышева приехала в Павлодар с мужем, художником Олегом Евдокимовым, участником выставки в Битцевском парке 1982 г., которую по указанию ЦК КПСС сносили бульдозером. Дело в секции повела по образу и подобию московской студии, сама писала сильные и добротные стихи, но научить своей технике не умела и предпочитала просто переделывать чужие стихи «под себя»).
Состав пополнился новыми силами, на этот раз уже своими, местными. До этого новички приезжали в область из других регионов СССР, многие писали профессионально, и павлодарские любители не выдерживали конкуренции с ними, отсеивались. Теперь же появилась возможность подняться на новую ступень, организовать для начинающих студийную подготовку. Правление ЛИТО приняло решение создать молодежную секцию «Всходы» и поставило во главе ее выпускницу московской двухгодичной Высшей литературной студии, студентку-заочницу Литературного института имени М. Горького, поэтессу Лину Латышеву. Как продолжение «Всходов», возникли городская группа «Старт» в Павлодаре и внутрирегиональное объединение «Пласты» в г. Экибастузе.
По новому плану на обсуждение представлялись готовые циклы и сборники (например, сборник Ольги Григорьевой «Пишу, как дышу»). Членов молодежной секции после обсуждения их сборников и подборок принимали в состав литобъединения. (Позже, когда председателем правления был избран Юрий Мостовой, всем членам ЛИТО были вручены удостоверения).
Областное отделение Союза писателей в Семипалатинске, возглавляемое прозаиком Медеу Сарсекеевым (автором художественной биографии академика К. Сатпаева в серии «Жизнь замечательных людей»), осуществляло кураторское руководство литературными объединениями в городах казахстанского Прииртышья, регулярно приглашало членов ЛИТО на свои семинары и мероприятия.
Областной Дом народного творчества, ставший потом научно-методическим центром, с 1978 по 1980 гг. провел три фестиваля авторской песни и поэзии, которые помогли выявить новых любителей литературного и песенного творчества, оценить и спрогнозировать дальнейшее развитие местного литературного процесса.
После 1980 г. Сергей Музалевский, Виктор Семерьянов, Валерий Бутов отошли от дел ЛИТО. Первый  занялся работой в клубе книголюбов «Фолиант», второй окончательно перешел на газетно-журнальную и литературную работу, третий готовил к изданию свои первые книги. Председателем была избрана Лина Латышева. Она заняла жесткую позицию по отношению к начинающим и поставила задачу перед всеми членами ЛИТО: выходить в творческой работе на профессиональный уровень, усилить самообразование. С молодежной секцией было поручено работать Виктору Носову. Студию для начинающих доверили Евгению Гребневу, у которого работа не слишком заладилась и потихоньку сошла на нет.
После избрания Юрия Мостового председателем ЛИТО стало снова однородным. Усилилась организационная сторона работы, восстановили способ работы, бытовавший при Сергее Музалевском.
Формы работы стали более разнообразными. Из новичков выделяли наиболее перспективных и закрепляли за ними более опытных литераторов, вели студийные занятия. Продолжили проведение вечеров поэзии в драмтеатре имени А.П. Чехова по прежней схеме – 1-е отделение читают актеры, второе сами авторы. Стали проводиться творческие вечера-портреты с выступлением самих героев-авторов; встречи бригад по 3-4 человека с населением. Общество «Знание», бюро кинопропаганды включали местных литераторов в свои лектории. Не прекращалось сотрудничество с местными композиторами, художниками; члены ЛИТО работали в разных творческих жюри; планировали выпуск рукописного журнала. Для повышения квалификации изучали мастерство Бориса Пастернака, Александра Блока, приемы применения поэтики, выработки и создания образов, фонетической инструментовки. Через комсомол несколько раз получили путевки для творческих командировок.
После проведения мероприятий, посвященных 70-лети. Павла Васильева встал вопрос как о музее поэта, так и вообще о литературном краеведении. В 1985 году после нескольких выступлений в печати председателя ЛИТО Юрия Мостового и некоторых членов литобъединения этот вопрос получил официальную поддержку. Эрнест Соколкин и Владимир Куприн провели историко-архивный поиск по газетным подшивкам, фондам музея, что позволило создать в историко-краеведческом музее литературный отдел. Первые эго экспозиции были оформлены в старом здании по ул. Ленина, в доме купца Сорокина. Позднее на их базе образовались и были открыты самостоятельные музей литературы и искусства и Дом-музей Павла Васильева.
После Юрия Мостового председателем был избран Валерий Бутов. При поддержке областного Советского фонда культуры, который тогда возглавляла Раиса Ганиева были выделены деньги на издание сборника «Литературный Павлодар». Дом культуры железнодорожников и библиотека № 12 в Павлодаре при активном участии сотрудников и членов ЛИТО с 1987 по 1989 годы проводились занятия и заседания творческого клуба «Вдохновение», возглавляемого Жанной Ягодиной. Клуб работал по хозрасчетной схеме, вечера были платными.
С 1990 года активность ЛИТО стала спадать. Валерий Бутов сложил с себя обязанности председателя. Многие члены литобъединения разъехались. Оставшийся актив возглавила Татьяна Окольничья. ЛИТО пережило все трудности безденежья, безработицы, снижения уровня жизни, и с 1995-97 года снова стало постепенно восстанавливаться. С 200 года по грантам акима области были изданы книги нескольких человек. Дом-музей Павла Васильева со дня своего открытия (с 1990 г.) не прерывал связи с литобъединением, благодаря которому был открыт. В течение 15 лет единственной трудностью в их отношениях было несходство позиций. Литобъединение нацелено прежде всего на развитие местного литературного процесса; задача Дома-музея – пропаганда биографии и творчества поэта, сбор и обобщение новых материалов о нем. Сошлись на том, что ЛИТО периодически собирается в горнице Дома-музея в те дни, когда тема занятий совпадает с тематикой работы Дома-музея, а также правление и члены литобъединения принимают участие во всех значимых и событийных мероприятиях, проводимых Домом-музеем.


Рецензии