Всё куплю-сказало злато, всё возьму-сказал булат

(Накануне судебного решения)

Сейчас я об «исторических спиралях», том, как повторяются сюжеты истории, и как большая, хорошая литература помогает это отследить.
Читаю Гёте. «Эгмонт».
Всё повторяется. Этот Эгмонт – и Ходорковский, и их судьбы – одно к одному.
Проследим аналогии.
Эгмонт – граф Брюссельский, богат, демократичен, любим народом. Свободный в поведении, лояльный к власти, но желающий, чтобы его родной Фландрией управляли не испанцы, а кто-то свой. Но козней не затевает, желает, чтобы всё делалось эволюционно, сам участвует в успокоении волнующегося народа, не любит католиков, против, чтобы они участвовали в управлении государством. Фландрией руководит наместница Маргарита Пармская, благоволящая к Эгмонту. У него есть любовница, Клэрхен, не мыслящая себя без любимого. Интриги, смута в народе заставляют испанского короля послать во Фландрию жестокого герцога Альбу. Тот обманом завлекает Эгмонта во дворец, полагая, что он – главный источник смуты, желающий освободить страну от власти испанцев, и доводит графа до казни.
 
Аналогии с МБХ: народ лояльно относится к Эгмонту; к Михаилу Ходорковскому тоже многие питали симпатию, кто – за что, но питали, и молодежь его любила, и те, кто хотел бы свободы, и спонсировал он много проектов. Даже сочувствовали его уходу от налогов – ведь эти налоги-то не народу шли, а в стабфонд, так что же нам переживать, что их укрывают.
ЮКОС сколько в нашем городе детских площадок пооткрывал, ёлок для детей, а заказы заводам, а поддержка институтов, а компьютеризация учебных заведений, в том числе – и в районах, где и телевизор-то – лишь с парой программ более-менее доступен. Одним словом, много добрых дел числятся за ЮКОСом в нашей области.
Второе – БМХ старался всё делать открыто, объяснял, почему он так делает, например, эта акция с продажей бензина, о которой я уже  писала на страницах Живого журнала http://lj.rossia.org/users/ptichka/...

Но к «Эгмонту».
В драме Оранский убеждает Эгмонта бежать, услышав о приближении Альбы, (как сделали в своё время Гусинский, Березовский), тот отвергает…
А Альба, через портрет, что даёт ему Маргарита, это чистый наш Первый министр: «Альба готов придраться к любой озорной выходке, давно всеми забытой, вспомнить о любой вспышке, давно усмирённой, оттого-то у короля перед глазами одни мятежи, восстания, безрассудства. По его мнению, здешние люди только и знают, что пожирать друг друга… Вот король и проникся жгучей ненавистью к этим несчастным, они внушают ему отвращение.., он думает лишь об огне и мече, вообразив, что только так укрощают людей». «Для того, кто привык повелевать, кто добился власти и каждый день держит в своих руках тысячи людских судеб, - сойти с престола всё равно, что сойти в могилу».
Или вот монолог самого Альбы о свободе народа: «Свобода! Прекрасное слово для того, кто правильно его понимает. Какой свободы они хотят? И что значит свобода свободнейшего? Поступать как должно – в этом король никому не помеха. Нет! Нет! Они не считают себя свободными, если не могут вредить себе и другим. Лучше, по-моему, отречься от престола, чем править таким народом. Когда нас теснят внешние враги, о которых ни один обыватель и не вспоминает, ибо он всецело поглощен ежедневными хлопотами, и королю потребуется содействие и защита, у нидерландцев немедленно начнётся междоусобица, а тем самым они сыграют на руку врагу. Поэтому-то и надо их теснить, надо воспитывать, как детей, … направлять к благим целям. Поверь мне, народ не стареет, не набирается ума, он навеки остаётся ребёнком».
 
(Не так ли себя ведут наши власти? Не такими ли «аргументами» они себя успокаивают, совершенно игнорируя и наши пикеты, и митинги, и «флеш-мобы»).

А потом идёт страстный диалог между Эгмонтом - радетелем за свою землю и народ- и царедворцем, временщиком (который из тех, кто «... на королевской службе служат самим себе». «Он лишь для себя хочет свободы, хочет удовлетворить любое своё желание, без помехи осуществлять любой свой замысел»).
Эгмонт: «Король решился на то, на что не следовало бы решаться ни одному властителю, - подорвать мощь своего народа, его дух, чувство собственного достоинства, унизить его, изничтожить – для того, чтобы удобнее было им управлять. Он хочет сгноить глубоко заложенное ядро его своеобразия, дабы этот народ осчастливить. Хочет втоптать в землю, дабы из него произросло нечто совсем другое. О, если он замыслил доброе дело, то на какой же путь его толкнули советчики. Народ не восстаёт против короля, а лишь препятствует ему идти по неверному пути…»
Альба: «Твой образ мыслей таков, что мы, по-видимому, ни до чего не договоримся. Ты уничижительно думаешь о короле, с презрением о его советчиках, сомневаешься в том, что всё это давно продумано, проверено взвешено…. Я требую повиновения не от народа – а от вас, первейших, благороднейших его представителей, совета и действий, которые станут порукой этого безусловного долга».

И вот Эгмонт накануне казни. И последние его мысли: «Человек думает, что сам творит свою жизнь, что им руководит собственная воля, а на деле сокровенные силы, в нём заложенные, неудержимо ведут его навстречу его судьбе».
 
Эгмонту посвящена драма Гёте и мощнейшая увертюра к ней Бетховена. А кто помнит герцога Альбу?


Рецензии