Орден Храма - ТНК и Всемирный банк Средневековья

REX LUPUS DEUS


Альбигойцев развеяли в пепел и прах.
Следом - рыцарям Храма гореть на кострах.
Дело ль Божией церкви гадать на костях:
Кто святее - Христос или папа?
И Петра ли апостола в этом вина
Что за гибелью рыцарства ясно видна
Вельзевула когтистая лапа?

Кирилл Ривель.


Чтобы хоть в какой-то мере осознать, что за силы, не описанные на страницах школьных и университетских учебников, оказывали решающее влияние на ход мировой истории, нам никак не обойтись без изучения истории ордена рыцарей Храма (храмовников или тамплиеров)/1/. Даже не вдаваясь в подробности вопроса эзотерической "традиции мудрости" нашего времени, ведущей, как с достаточным на то основанием утверждали основательница современной теософии Елена Петровна Блаватская, основатель современной антропософии Рудольф Штейнер, основатель современной ариософии барон Йорг Ланц фон Либенфельз и многие другие, через розенкрейцеров ("рыцарей Розы и Креста"), к катарам и храмовникам, следует признать, что рыцари Храма, благодаря своему влиянию и своей деятельности, несомненно, оказали на историю Запада, куда большее воздействие, и сформировали облик современного Западного мира в куда большей степени, чем многие прославленные императоры и короли, знаменитые битвы и войны - причем не только в период официального существования ордена Храма. Их воздействие является определяющим для нашей повседневной жизни (причем не в каком-то там эзотерическом, а в самом что ни на есть экзотерическом смысле). Именно орден Храма стал первой в истории транснациональной корпорацией. Именно рыцари Храма были первыми в истории Европы международными банкирами и крупными капиталистами, первыми кредиторами и заимодавцами всеевропейского масштаба, хотя мало кто из современных европейцев, выписывая банковский чек, осознает, что чек - изобретение рыцарей Храма.

История рыцарей Храма, и прежде всего - их тесные связи с исламскими тайными обществами, и прежде всего - с Каирской ложей, иными словами, с основанной халифом Хакимом Александрийской школой - первой в истории Великой ложей - и  с сектой низаритов-ассасинов невольно заставляют нас провести параллели со многими весьма актуальными процессами современности.

И, размышляя сегодня о феномене храмовничества и храмовников, невольно задаешься вопросом - не стояло ли за всем этим нечто иное, более могущественное и опасное для официальных устоев тогдашнего "Христианского мира" (в его традиционном для описываемого времени понимании)?

Небезынтересной представляется, к примеру, склонность тамплиеров к восточно-христианской (греко-православной) литургии. Молитва Господня ("Отче наш") также произносилась тамплиерами согласно канонам не католической, а православной церкви, то есть с сохранением заключительных слов: "Яко Твое есть Царство и сила и слава, во веки веков, аминь". В латинском переводе Библии (сделанном с греческого блаженным Иеронимом - так называемой Вульгате) и в римско-католическом богослужении эти заключительные слова опускались. Ведь папы римские настаивали на том, что и Царство, и сила и слава якобы переданы папе, как наследнику святого Петра - "первоапостолу", "князю апостолов" и "наместнику" ("викарию", то есть - ни много, ни мало! - заместителю) Бога на земле. Произнесение тамплиерами заключительных слов молитвы Господней означало отрицание этих притязаний римских пап, оставляя Царство, силу и славу во веки веков одному только Богу. Уже одно только это должно было сделать храмовников, как минимум, подозрительными в глазах римской инквизиции... 

Само начало истории храмовников представляется весьма загадочным и таинственным, причем происхождение их ордена кажется (вопреки широко распространенным традиционным представлениям) весьма слабо связанным с Крестовыми походами, хотя пропагандисты Ордена Воинства Храмового Креста (Ordo Militiae Crucis Templi) /2/, чей герб мы поместили в качестве иллюстрации в заголовке настоящей исторической миниатюры, и многих иных хранителей тамплиерских традиций утверждают обратное.

Как известно, в 1095 г. папа римский Урбан II призвал к Крестовому походу во имя освобождения Иерусалима от мусульманского ига и его возвращения христианам. Через четыре года, в 1099 г., Святой Град был освобожден в результате кровопролитной войны.

И тогда в Иерусалиме внезапно, как бы из ничего, появились девять бедных рыцарей, якобы направленных в Святой Град Бернаром Клервоским, аббатом (настоятелем) монастыря монашеского ордена цистерцианцев (известного также как "орден Сито"). Предводителем бедных рыцарей был Гуго (Юг) де Пайен, его заместителем - Бизоль де Сент-Омер, остальных звали: Юг I Шампанский (между прочим, сеньор Гуго де Пайена, являвшегося его ленником и вассалом), Андре де Монбар (по мнению ряда авторов, идентичный Андрею Юрьевичу Боголюбскому, будущему Великому князю Владимирскому, проведшему ряд лет в Святой Земле), Арчимбо де Сент-Эньон, Нивар де Мондидье, Годемар и Россаль /3/. Они именовали себя "бедными рыцарями (воинами) /4/ во Христе" или "бедным рыцарством (воинством) Христа и Храма Соломонова", а также "орденом в защиту паломников к Святому Гробу Господнему".

Они без приглашения явились во дворец первого короля Иерусалимского  Балдуина (Бодуэна) I (потомка франкского короля и основателя Священной Римской империи Карла Великого), старший брат которого, герцог Нижней Лотарингии Готфрид (Годфруа, Годефруа, Жоффруа, Жоффрей) Бульонский, двадцатью годами ранее освободил Иерусалим от мусульманского ига (но не пожелал возложить на себя корону нового королевства, дабы не царствовать в золотом венце там, где сам Царь Небесный - Иисус Христос - носил венец терновый). Король  Святого Града принял их так же сердечно, как и Патриарх Иерусалимский - наместник папы римского в Земле Воплощения. Бедные рыцари были расквартированы в одном из флигелей королевского дворца, причем (вероятно, не в силу простой случайности) именно в том флигеле, который стоял на освященной издревле земле, а именно - на фундаменте стен ветхо- и новозаветного Храма Соломонова (хотя в действительности первоначальный, построенный действительно при царе объединенного иудейско-израильского царства Соломоне бен Давиде, так называемый Первый, Иерусалимский Храм был в 586 г. до Р.Х. разрушен войсками нововавилонского халдейского царя Навуходоносора, а построенный на его месте после возвращения части ветхозаветных иудеев из вавилонского пленения под руководством Ездры, Неемии и Зоровавеля Второй Храм, расширенный и перестроенный при иудейском царе Ироде Великом, разрушенный римлянами при взятии Иерусалима в 70 г. п.Р.Х. может называться "Храмом Соломоновым" лишь условно).

В этом флигеле храмовники, согласно утверждениям позднейших летописцев братства Храма, прожили десять лет, занимаясь своей главной задачей - охраной паломников - и не принимая больше никого в ряды своего эксклюзивного карликового братства. От внимания современников не укрылись проводимые ими раскопки и активная строительная деятельность, развернутая бедными рыцарями среди развалин Храма, от которого к тому времени сохранилось немногим больше древнего, выложенного каменными плитами пола. Согласно позднейшим источникам, храмовники построили там конюшню на 2000 лошадей. Никому не пришло в голову, что девять рыцарей искали в руинах какую-то тайну, ради раскрытия которой их и направили в Святую Землю. Никто особенно не удивился, когда храмовники по прошествии нескольких лет открыли в своем флигеле... меняльную контору (или, говоря по-нашему, пункт обмена валюты), проявив в этом деле такие способности и сноровку, каких никто не ожидал от христианских монахов и воинов и которые не слишком-то вязались с первоначальным обетом нестяжания (то есть бедности), принятым бедными рыцарями Храма.

В общем, ранний период истории ордена Храма и их странная деятельность окутаны пеленой красноречивого молчания. Так, известный хронист Фульшер (Фульхерий) Шартрский, записывавший по повелению короля важнейшие события тех лет, на которые приходится основание ордена Храма, не посвятил Гуго де Пайену и его девяти рыцарям ни единой строчки своей летописи. Не сохранилось до наших дней и подтверждений каких бы то ни было действий храмовников этого первоначального периода, направленных на охрану паломников. Лишь по прошествии полувека хронист Вильгельм (Гильом) Тирский начал писать историю "pauperes commilitones Christi templique Salomonici" /5/, но и он в ней больше умалчивал, чем повествовал об их первоначальной деятельности. Тем не менее, известия о храбрых рыцарях Храма очень скоро дошли до Европы, князья Церкви стали возносить им хвалу, а один из них - упомянутый выше аббат Бернар Клервоский (причисленный впоследствии римско-католической церковью к лику святых) - объявил цели храмовников, вернувшихся в 1128 г. с богатой добычей во Францию через Рим, квинтэссенцией всех христианских ценностей и устремлений.

При поддержке аббата Бернара на церковном Соборе в Труа в 1129 г. братство девяти рыцарей было официально узаконено в качестве ордена храмовников, воинства (рыцарства) Христова, militia Christi, призванного объединить в своем уставе монастырскую дисциплину (включая обеты нестяжания, целомудрия и послушания), с фанатичной готовностью бороться с врагами Христа силой оружия. Согласно некоторым источникам, именно в Труа для них в качестве орденского облачения были введены белый плащ, белая ряса-туника и льняной веревочный пояс, снимать который храмовникам запрещалось (в знак постоянно соблюдения ими обета целомудрия). Впрочем, согласно другим источникам, они официально получили эту "униформу" (лат. habitus) позднее, в 1153 г. (хотя белый плащ и белый кафтан как облачение братьев-рыцарей и черное, серое либо бурое, то есть коричневое облачение иных категорий членов ордена Храма упоминаются именно в Уставе 1129 г.). Официально признанное на Соборе 1129 г. в Труа в качестве регулярного ордена римско-католической Церкви братство храмовников получило неслыханные дотоле привилегии: храмовники были освобождены от уплаты налогов и сборов (получив в то же время прав собирать их в пользу своего братства). Мало того! Они получили право выступать в качестве независимых заимодавцев. В своих имениях бедные рыцари пользовались всеми ленными правами. Они не подчинялись ни светскому, ни церковному правосудию, папской буллой им была гарантирована независимость от всех князей, королей и аббатов. Кроме того, им было дозволено иметь свои собственных духовников и, тем самым, сохранять в полной тайны все свои секреты. Результаты избрания ими главы ордена - Великого магистра - не нуждались ни в чьем утверждении. Таким образом, духовное главенство папы римского над орденом Храма существовало только на бумаге. Освобожденный от каких либо региональных ограничений, контроля и надзора, орден Храма стал первой наднациональной, сверхгосударственной и совершенно автономной (прежде всего, в экономическом отношении) организацией в истории христианского Запада.

В течение очень короткого времени орден Храма превратился в политическую, экономическую и финансовую силу высшего разряда. Храмовники стали банкирами всего Заморья (Переднего и Ближнего Востока) и всех королевских домов Европы,занимавших у тамплиеров порой колоссальные суммы (естественно, под проценты). Кроме того, филиалы ордена Храма в Европе и на Ближнем Востоке осуществляли (разумеется, не бесплатно) денежные переводы для купцов - сословия, попадавшего от храмовников во все большую зависимость. Парижская штаб-квартира храмовников - знаменитый замок "Тампль" ("Храм") - стал центром общеевропейской финансовой жизни, куда стекались все денежные потоки. Кое-кто из ревнителей христианской веры, вероятно, соблазнялся этим обстоятельством. Как же так - ведь Сам Христос изгнал торгующих из Храма, как Дома Молитвы, где не место торгашам и денежным менялам, а не кто иной как "бедные соратники Христа и Храма" превратили Храм в место торговли и отдачи денег в рост...

Но, несмотря на это обстоятельство, наиболее значительным финансовым достижением храмовников был как раз внесенный ими вклад в изменение отношения католической церкви к ростовщичеству. Ни одно из средневековых учреждений не способствовало становлению капитализма в большей степени чем орден тамплиеров. Однако, разумеется, достижения рыцарей Храма не ограничивались этими чисто экономическими аспектами, выходя далеко за их рамки (особенно если рассматривать тамплиеров в качестве хранителей древнейших традиций, зашифрованных, по мнению ряда исследователей, в барельефах кафедральных соборов французской провинции Иль-де-Франс).

Кроме того, орден Храма превратился в центр обмена новыми идеями, новыми измерениями познаниями и новыми науками. Он обладал монополией на лучшую и наиболее прогрессивную технологию и технику своего времени, стимулировал развитие землеустройства и землемерия, картографии, дорожного строительства, судостроения и мореплавания. Он обладал собственными портами и верфями, а также собственным флотом, корабли которого принадлежали к числу первых в Европе, оснащенных магнитными компасами.

Кроме того, храмовники содержали собственные больницы с собственными врачами, в том числе искусными хирургами. Очевидно, они уже в то далекое время обладали знаниями о целебных свойствах антибиотиков, поскольку использовали в своей врачебной практике экстракты плесени.

Авторитет тамплиеров казался порой абсолютно непререкаемым, а их политическое влияние почти безграничным. Практически на всех политических уровнях храмовники выступали в качестве общепризнанных официальных арбитров, играя роль дипломатов высшего ранга. В Англии магистра храмовников, рассматривавшегося в качестве главы всех тамошних филиалов церковных орденов, регулярно приглашали на заседания парламента. Нередко английские короли размещали свою резиденцию в лондонском доме ордена Храма. При подписании королем Иоанном Безземельным "Великой Хартии вольностей" (Magna Carta Libertatis) /6/ рядом с монархом стоял магистр тамплиеров Англии. Когда же Генрих III Английский осмелился в 1252 г. пригрозить конфискацией владений тамплиеров в своем королевстве, магистр ордена Храма в Англии заявил ему: "Что Вы говорите, о король? Да не произнесут Ваши уста столь недружелюбные и безумные слова. До тех пор, пока Вы творите дела справедливости, Вы будете править. Но если Вы будете попирать справедливость, то не будете долее королем". 

Иными словами, храмовники присвоили себе и своему ордену право, открыто заявить о котором не осмеливался тогда даже сам папа римский - по своему усмотрению возводить монархов на трон и свергать их с трона!

Поэтому не удивительно, что исключительные привилегии ордена Храма, его огромное богатство и - прежде всего - могущество создали ему немало врагов - в первую очередь, среди тех, кто во все большей степени попадал в зависимость от ордена, как, например, французский король Филипп IV. Он задолжал тамплиерам громадные суммы. Значительная часть французской территории была охвачена владениями ордена Храма (полученными им на правах лена или в качестве земельных пожалований). В конце концов король Филипп (одно время вынашивавший идею добиться от папы римского объединения ордена тамплиеров с орденом госпитальеров в один новый "орден рыцарей Иерусалима", который намеревался возглавить лично в качестве Великого магистра, отказавшись от короны Франции в пользу своего старшего сына, однако в реализации своих планов не преуспевший из-за сопротивления тамплиеров) был вынужден даже предоставить тамплиерам право контроля над финансами своего королевства.

Прямо напротив королевского дворца и Лувра гордо возвышались мощные башни расположенного за пределами города Парижа Тампля, над которым король Филипп не имел никакой власти. Именно за стенами Тампля гордый монарх Франции был вынужден укрыться от восстания возмущенных его злоупотреблениями  парижан в 1305 г. Похоже, он не простил приютившим его тамплиерам этого неслыханного унижения.

Именно перечисленные выше обстоятельства (лежащие, так сказать, на поверхности) и могли стать побудительными мотивами для Филиппа IV, которому, в конце концов, удалось разгромить орден Храма с помощью инквизиции и покорного французской монархии, переменчивого в своих решениях римского папы, официально упразднившего орден в 1312 г. Два года спустя были поджарены на медленном огне инквизиционного костра Великий магистр тамплиеров Жак де Молэ и Великий прецептор /7/ орденской провинции Нормандии Жоффрей (Жоффруа) де Шарне.

Но действительно ли только сребролюбие сделало короля Филиппа столь фанатичным врагом и гонителем тамплиеров? Факт отклонения тамплиерами просьбы Филиппа IV о приеме его в члены ордена Храма заставляет нас взглянуть на описанные выше события в несколько ином свете. Возможно, король Филипп стремился овладеть не только (и не столько) казной тамплиеров, но теми тайнами, которые были найдены Гуго де Пайеном и его восемью спутниками в руинах иерусалимского храма Соломонова?

Да и загадочное поведение самих храмовников в накануне и в ходе их ареста наводит на определенные размышления. Невольно создается впечатление, что рыцари Храма были явно озабочены чем-то гораздо более важным для них, чем их собственная жизнь и чем сохранение существования и казны их ордена. Как будто они стремились при всех обстоятельствах не допустить, чтобы стал достоянием гласности некий факт, тщательно скрываемый от непосвященных. Очевидно, храмовники были заранее осведомлены о запланированной королем Филиппом акции. Им было бы совсем нетрудно в кратчайший срок поднять на ноги целое войско, что заставило бы короля крепко призадуматься, или принять какие-либо иные контрмеры. Но произошло нечто прямо противоположное. При аресте тамплиеры не оказали воинам короля ни малейшего сопротивления. За несколько дней до начала арестов Великий магистр де Молэ приказал сжечь множество книг и документов ордена Храма. Кроме того, незадолго до ареста из Парижа был вывезен архив ордена, возможно, с целью переправить их в порт Ла Рошель, а оттуда - в Англию. По другим сведениям, архив был спрятан в подземной часовне в городке Жизор.

Эта часовня была обнаружена в 1946 г. французским рабочим по имени Роже Ломуа. Он сообщил мэру Жизора, что в этой часовне находилось девятнадцать каменных саркофагов и тридцать металлических сундуков. Ломуа пришлось ждать шестнадцать долгих лет, прежде чем он получил разрешение продолжать свои раскопки (под бдительным надзором тогдашнего французского министра культуры Андре Мальро). Однако, как Ломуа и опасался, саркофаги и сундуки к тому времени бесследно исчезли. Не случайным представляется также факт присылки в Жизор начале 1944 г., в период германской оккупации, из Берлина спецподразделения, получившего задание провести там раскопки.

В данной связи представляется достойным упоминания и еще одно обстоятельство. В то время как повсюду во Франции 13 октября 1307 г. и в последующие дни были арестованы все храмовники без исключения, тамплиерам орденского дома Безю близ селения Ренн-ле-Шато, родового гнезда одного из Великих магистров ордена Храма - Бертрана де Бланшфора, удалось каким-то образом избежать этой участи. Эта загадка осталась по сей день не разгаданной. Тем не менее, безошибочный инстинкт рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, очевидно, не подвел его, когда он направил своего "охотника за Граалем" оберштурмфюрера Отто Рана именно в район Ренн-де-Шато.

13 октября 1307 г. людьми короля Филиппа в Тампле не было обнаружено ни малейших следов не только легендарных сокровищ храмовников, но и ни одного документа, ни одного манускрипта. Даже пытки, стоившие жизни многим храмовникам, не исторгли из их уст ни одного признания, способного пролить свет на тайну ордена. Правда, они, включая даже Великого магистра Жака де Моле, признались почти во всех грехах, непотребстве, богохульстве и кощунстве, в которых их обвиняли - поклонении дьяволу, гомосексуализме, колдовстве, тайном мусульманстве, оплевывании Святого Креста в ходе тайных ритуалов и проч. Большинство этих обвинений представляются совершенно вздорными, хотя многие до сих пор считают, что "не бывает дыма без огня".

Представляется вполне вероятным, что внутри ордена Храма существовала группа, стремившаяся к тайным, основанным на строгой эзотерике целям, и история ордена Храма демонстрирует нам, что за всеми этими интригами, борьбой за власть, идеологическими конфликтами и религиозными распрями скрывались политические представления и цели - мечта о духовном объединении и единстве во имя господства и завоевания власти. Или, выражаясь современным языком - об установлении транснационального, сверхгосударственного капиталистического режима, которому не смогли бы противостоять никакие тормозящие или сдерживающие его социальные законы и никакие религиозные барьеры.

Однако время для того, что "папа" масонского "тамплиерства" генерал Альберт Пайк /8/ позднее именовал "чистым и истинным учением", еще не настало. Не в последнюю очередь потому, что цели храмовников противоречили исторически неизбежной тенденции политики централизации, проводимой отдельными государями тогдашнего мира и их отказа от идеалов христианского сообщества во имя построения собственных, национальных государств. Существовало немало причин, по которым орден Храма еще в те времена поневоле окутывали аурой таинственности и делали его подозрительным в глазах слишком многих. То, что храмовников порой считали колдунами, алхимиками и сатанистами, представляется вполне понятным, ибо высокопоставленные члены ордена, несомненно, обладали знаниями в области таких эзотерических (то есть скрытых от профанов, непосвященных, к которым относилось абсолютное большинство тогдашнего населения христианского мира!) наук, как астрология, евклидова геометрия, алхимия, нумерология, астрономия и т.д., с которыми они впервые соприкоснулись на Востоке и которые в тогдашней христианской Европе считались связанными с "чертовщиной".

Кроме того, храмовников постоянно обвиняли в том, что они больше думали о поддержании хороших отношений с мусульманскими владыками во имя своих собственных интересов, чем заботились об (узко понимаемых) интересах Христианского мира или боролись силой оружия с исламом и его приверженцами. Это стремление рыцарей Храма, в конце концов, завело их так далеко, что они не стеснялись даже на поле боя вступать в переговоры с мусульманами, а порой поднимали меч на членов других орденов - например, госпитальеров-иоаннитов, и даже (якобы) принимали иногда в свой орден рыцарей-мусульман!

Естественно, можно было бы отчасти объяснить все это, с учетом достаточно низкого культурного уровня тогдашней христианской Европы, мистической и интеллектуальной притягательностью духовной и материальной культуры Азии для рыцарей Запада. Ибо именно мусульмане (в первую очередь, арабы, но и тюрки) обладали в то время духовным наследием античности - утонченной философией, и вообще культурой, более высокой и развитой во всех отношениях. Поэтому совершенно не удивительно, если тот или иной храмовник усваивал те или иные идеи, представлявшиеся совершенно чуждыми верным чадам тогдашней христианской Церкви Запада. Что, однако, ни в коем случае не означает отречения рыцарей в белом облачении с красным "мученическим" крестом от Христианской веры.

Критика, которой постоянно подвергаются орден Храма и его члены в связи с обвинениями в вероотступничестве и сатанизма, ни в коей мере не может быть признана добросовестной. 

Так, из книги в книгу (начиная с изданных еще в начале прошлого века трудов Сергея Нилуса и Ипполита Лютостанского) кочует изображение "Бафомета" - идола, которому якобы тайно поклонялись тамплиеры. Он изображается в виде двуполого чудовища-андрогина с бычьей головой, козлиными рогами, крыльями, женской грудью, оплетенным двумя змеями кадуцеем вместо фаллоса, пылающим факелом на макушке и с пятиконечной звездой-пентаграммой во лбу. Между тем, это козлобородое чудище является плодом больного воображения французского масона-каббалиста Элифаса Леви (католического монаха-расстриги Альфонса Констана), жившего в середине XIX в. и не имевшего к историческому ордену Храма, основанному Гуго де Пайеном и его соратниками, никакого отношения. Не вдаваясь в эти "детали" и "не мудрствуя лукаво", последующие "конспирологи" тиражируют фальшивку, хотя из протоколов французских инквизиторов известно, что идол "Бафомета" представлял собой мужскую голову с длинной бородой (а не козла-андрогина со звездой во лбу; впрочем, эту пентаграмму иные "борцы с тамплиерством", не удосужившиеся ознакомиться даже с трудом Леви, Нилуса и Лютостанского, стали помещать "Бафомету" не на лоб, а на грудь /9/).

Недоброжелатели Ордена Храма утверждают, что Великий магистр храмовников Жак де Молэ взошел на костер и умер "нераскаянным грешником" /10/. Между тем, его последнее желание заключалось в том, чтобы его привязали к столбу лицом к Собору Парижской Богоматери, чтобы он до последнего мгновения своей земной жизни мог лицезреть Небесную Заступницу ордена Храма и Мать Спасителя Христа.

Враги Ордена Храма утверждают также, что де Молэ перед смертью "проклял" короля и папу, осудивших его на смерть. В действительности же он их не "проклял", а призвал на Божий суд (и они действительно в течение года последовали вслед за невинно осужденным в мир иной, к Престолу Всевышнего).

Vincit veritas /11/, как говорили древние римляне.             

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЯ

/1/Французское слово "Тампль" (от латинского "Темплум", templum) в переводе на русский язык означает "Храм" (ветхозаветный иерусалимский Храм Соломонов). Поэтому члены ордена Храма (Тампля) получили наименование храмовников (тамплиеров).

/2/Ordo Militiae Crucis Templi - Tempelherren-Orden, Deutsches Priorat e.V., Hrsg. vom O.M.C.T. Deutsches Priorat e.V., Wiesbaden o.J., Reprint Bremen 1981, S. 9.

/3/Имена первых рыцарей Храма дошли до нас в нескольких различных вариантах. Некоторые хронисты утверждали, что граф Шампанский Юг (Гуго) I присоединился к основанному Гуго де Пайеном братству лишь впоследствии.

/4/В описываемую эпоху решающее значение на поле боя приобрели тяжеловооруженные конные воины-рыцари, сведшие значение пехоты почти к нулю; поэтому латинское слово "милес" (miles), означавшее в древнеримскую эпоху "воин" вообще, стало синонимом слова "рыцарь" ("кавалер" - "тяжеловооруженный конный воин благородного происхождения"). Наряду с этим для обозначения рыцаря продолжал употребляться латинский термин "эквес" (eques), означавший в древнеримском лексиконе "всадник". 

/5/ "Бедные соратники Христа и Храма Соломонова" (лат.)- официальное название ордена Храма.

/6/ "Великая Хартия вольностей" - грамота, подписанная 15 июля 1215 г. английским королем Иоанном Безземельным (англ.: John Lackland) под давлением восставших князей Церкви, светских крупных феодалов (баронов), рыцарей и горожан, и ставшая одним из основополагающих конституционных актов Англии. Подписав хартию, король гарантировал соблюдение им прав "свободных сословий" (церкви, феодалов и купцов). Особо важное значение имела статья 39 "Великой Хартии", запрещавшая заключение в тюрьму, лишение имущества, объявление вне закона и изгнание свободных людей, иначе как по законному приговору равных (суд присяжных). Впоследствии хартия сыграла огромную роль в годы Английской буржуазной революции XVII в., будучи использованной парламентской оппозицией для обоснования права парламента контролировать действия королевской власти. 

/7/Прецептор (лат.: praeceptor) - управитель.

/8/Альберт Пайк (1809-1891) - американский юрист, публицист, поэт, антиклерикальный писатель, враг католической церкви, политический и военный деятель, защитник прав коренного индейского населения Америки. Генерал армии южан-конфедератов в годы Гражданской войны в США (1861-1865). Был послом Конфедерации при совете индейских племен и уполномоченным по делам индейских резерваций. Сформировал в годы Гражданской войны три кавалерийских полка из индейцев, сражавшихся на стороне южан. Один из основателей тайной антинегритянской и антикатолической расистской террористической организации Ку-Клукс-Клан (имевший с 1867 г. сан "Великого Дракона" Ордена рыцарей Ку-Клукс-Клана). Видный масон шотландского обряда. Автор фундаментального труда "Мораль и Догмa Древнего и Принятого шотландского обряда вольного каменщичества" (англ.: Mоrals and Dogma of the Ancient and Accepted Scotish Rite of Freemasonry). Переписывался с главой итальянских карбонариев, борцом за объединение Италии и врагом римско-католической церкви масоном и гарибальдийцем Джузеппе Мадзини (1805-1872), создателем тайных обществ "Молодая Италия", "Молодая Европа" и "Интернациональный союз народов". В годы своего пребывания в г. Мемфисе Пайк посещал тот же масонский "Храм", что и глава ("Имперский маг") Ку-Клукс-Клана, бывший генерал армии южан Натан Б. Форрест. В то же время Пайк поддерживал тесные контакты с главой иудейского масонского ордена "Б'най Брит" ("Сыны Завета") Абрахамом Фрэнклэндом - ярым расистом и противником уравнения негров в правах с белыми. Пайк был одним из двух деятелей Конфедерации южных штатов (вторым был главнокомандующий армией южан генерал Роберт Ли), удостоившихся посмертно статуи в столице США г. Вашингтоне. Последние годы жизни Пайк провел в стенах масонского "Храма" в г. Чарльстоне (где якобы хранился идол двуполого демона Бафомета, в поклонении которому инквизиторы обвиняли средневековых тамплиеров) В 1944 г. прах Альберта Пайка был перенесен из Вашингтона в штаб-квартиру ("Дом Храма") Южной юрисдикции масонства шотландского обряда. По утверждениям некоторых американских правых, Ку-Клукс-Клан с его террористическими методами сыграл провокационную роль, затруднив выживание белого меньшинства в США, поскольку своими бесчинствами дал либералам и левым повод создавать у белых "комплекс вины перед черными". В труде Пайка "Мораль и Догма..." (глава ХХХ, стр. 817) содержится утверждение: "(Тамплиеры думали так): мы установим равновесие во Вселенной и станем управлять хозяевами мира".

/9/Так, современный отечественный конспиролог П.В. Мультатули, ничтоже сумняшеся, утверждает в своем историческом исследовании "Свидетельствуя о Христе до смерти..." (Екатеринбург, 2008, стр. 593):

"Многие весьма высокопоставленные представители западноевропейской знати получили посвящение в тайные организации, цели которых были далеки от христианства. Эти тайные организации получили большое влияние в некоторых католических рыцарских орденах, например, в ордене тамплиеров, тайно поклонявшихся рогатому чудовищу Бафомету, на груди которого сиял кабалистический (каббалистический - В.А.) знак пентаграммы", хотя сам же приводит на черно-белой вклейке между страницами 384 и 385 своего труда заимствованное у Леви (а, скорее всего, у Нилуса или у Лютостанского) изображение "Бафомета" с подписью: "Пентаграмма на лбу (а отнюдь не на груди! - В.А.) идола тамплиеров").

/10/Тот же П.В. Мультатули в цитировавшемся нами выше исследовании утверждает (на стр. 621):

"13 августа 1792 года революционные власти Франции заключили семью короля Людовика XVI в старинный замок Тампль, который к тому времени уже находился на территории Парижа. Слово "temple" в переводе с французского означает "храм". До 1314 года это действительно был храм и одновременно замок ордена тамплиеров, того самого зловещего ордена храмовников, руководство которого было изобличено в дьяволопоклонстве и прочих мерзостях. Последний магистр ордена Яков де Моле (Жак де Молэ - В.А.), отказавшийся покаяться, был по постановлению королевского суда сожжен на костре, а король Филипп IV Красивый запретил орден тамплиеров на всей территории Франции (на самом деле король Филипп этого не делал; орден Храма был распущен папой римским, причем не только на территории Франции, а во всеевропейском масштабе, но не вследствие доказанности возводившихся на орден Храма обвинений, а в связи с возникшими вокруг него скандальными слухами, вследствие которых, по мнению папы, все равно "никто больше не захочет в оный орден вступить и в нем состоять" - В.А.). Перед смертью Моле проклял короля Филиппа IV и всю королевскую династию Капетингов, предсказав возмездие ее потомкам (в действительности Великий магистр ордена Храма никого не проклинал и никому не грозил возмездием, а, как уже говорилось выше, громогласно призвал короля и папу римского из пламени инквизиционного костра на суд Божий - В.А.). В 1792 году потомок Капетингов Людовик XVI и вся его семья были доставлены именно в большую башню Тампля, которая стала их темницей и т.д.".   

/11/ Истина побеждает.

ПРИЛОЖЕНИЕ

УСТАВ ОРДЕНА БЕДНЫХ СОРАТНИКОВ ХРИСТА И ХРАМА СОЛОМОНОВА (PAUPERES COMMILITONES CHRISTI TEMPLIQUE SALOMONICI)

Составлен Святым Бернаром Клервоским, настоятелем монастыря духовного Ордена цистерцианцев (Сито), утвержден на Церковном Соборе в городе Труа в 1129 г.

I О том, как надлежит внимать Богослужению

Вы, отказавшиеся от собственных желаний, и те, кто до конца сражаются вместе с вами ради спасения душ своих в рядах Великого Царя (Господа Иисуса Христа - В.А.) на конях и с оружием, старайтесь всегда с чистым и благочестивым чувством внимать заутреням, и всякому Священному (integrum) Богослужению, согласно каноническому установлению и обычаю учителей права (regularium doctorum) Святого Града (Иерусалима – В.А.).

Посему вам, досточтимые братья, весьма полезно, презрев блеск настоящей (земной – В.А.) жизни и страдания вашей плоти, навеки пренебречь сим бурным миром ради любви к Богу: итак, да не страшится никто после Богослужения идти на битву, но готовится к венцу (мученика - В.А.), причастившись Божественной трапезе (приняв Святое Причастие - В.А.) и оною насытившись, научившись Божественным правилам и в оных укрепившись.

II О том, чтобы читали Молитву Господню, если не могут слушать Богослужение.

Впрочем, если какой-либо брат, удалившись от Восточного христианства (negotio orientalis Christianitatis - имеются в виду владения крестоносцев на Востоке, в Святой Земле, то есть Палестине и Сирии, из которых может, по  делам Ордена Храма, отлучиться брат - В.А.) (что, мы не сомневаемся, будет случаться все чаще), по причине оного отсутствия не услышит Богослужения, то да читает он вместо Заутрени 13 Молитв Господних, и каждый час — по семь; вместо же Вечерни мы предписываем и единодушно утверждаем свободным голосованием (libera voce) девять (Молитв Господних – В.А). Ведь поелику сии братья были направлены для спасительного труда, не могут они в назначенный час поспеть к Богослужению. Но да не пренебрегают они, елико возможно, назначенным часом.

III Что следует совершать об усопших братьях.

Если же кто-либо из постоянных рыцарей (milites - латинское слово miles, то есть "воин", ко времени учреждения Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова, в связи с возрастанием роли в бою тяжелой конницы, стало означать "рыцарь", то есть "тяжеловооруженный конный воин благородного происхождения" - В.А.) Ордена (militum remanentium) предстанет (что неизбежно) смерти, не щадящей никого, то капелланам и клирикам вместе с вами мы повелеваем, с любовью совершая службу Верховному Священнику (summo sacerdoti, то есть Богу - В.А.), вознести торжественно и в чистоте духа должную службу и мессу за его (покойного рыцаря Ордена – В.А.) душу Христу.

Братья же, пребывающие там и проводящие ночи в молитвах за спасение умершего брата, да возносят за усопшего брата по сто молитв Господних вплоть до седьмого дня; с того дня, в который была возвещена кончина брата, и до седьмого дня да соблюдают (habeat) сто мужей братолюбиво совершенную чистоту (perfectionis integritatem). Еще же заклинаем Божеским и человеческим милосердием и приказываем пастырскою властью, чтобы каждый день, все, что полагается распределять между братьями для удовлетворения потребностей сей жизни в пище и питье, уделялось любому нищему до сорокового дня (со дня кончины брата по Ордену - В.А.).

Все же прочие пожертвования, кои добровольная нищета бедных рыцарей Христовых обыкла давать Господу в память успения брата, по случаю пасхального Празднества и прочих Праздников, мы вообще запрещаем.

IV О том, чтобы капелланы (священники - В.А.) имели только средства к существованию и одежду.

Прочие же пожертвования и все виды милостыни, какого бы рода они ни были, мы предписываем приносить капелланам либо лицам, временно замещающим их (aliis ad tempus manentibus), в общую казну Ордена (unitati capituli communis).

Итак, да имеют церковнослужители  только средства и плащ, соразмерные их власти, и да не жаждут  они иметь ничего сверх того, если только магистры по своему усмотрению им сего  не предоставят.

V Об усопших рыцарях, состоявших на временной службе.

Есть в Доме Божьем (in domo Dei) Храма Соломонова (то есть в Ордене Храма - В.А.) рыцари, по милосердию нашему временно (ad terminum) с нами пребывающие.

Посему просим вас с несказанным состраданием, предписываем и, наконец, строго приказываем, чтобы, если некая ужасная сила в сие время подведет кого-нибудь к последнему его дню, каждый бедный рыцарь Христов из любви к Богу и братского благочестия, наложил на себя семидневное воздержание ради души его.

VI Чтобы ни один из постоянных братьев Ордена не приносил обетов.

Мы предписываем, как было сказано выше, чтобы никто из постоянных братьев не приносил никаких обетов, кроме следования денно и нощно с чистым сердцем своему обету, дабы мог он в сем сравняться с мудрейшим из пророков: "Чашу спасения приму и в смерти своей буду подражать смерти Господа: ибо как Христос за меня положил душу Свою, так и я за братьев моих готов положить душу (мою - В.А.). Се истинное принесение обета, се жертва живая и Богу угодная.

VII О неумеренном бдении

То же, что нашему слуху поведал вернейший свидетель, а именно, что вы внимаете Богослужению в неумеренном бдении и не соблюдая меры в стоянии (в описываемое время не только православные христиане, но и римо-католики стояли во время Богослужения – В.А.), мы не только не предписываем, но даже порицаем: по окончании псалма "Приидите, возрадуемся Господеви..." (псалма 96 "Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему" - В.А.) - псалом c прокимном (invitatorio) и гимном, мы приказываем, чтобы воссели все — как сильные, так и немощные, во избежание соблазна.

Когда же вы воссядете, то по окончании каждого псалма, при возглашении "Слава Отцу…" ("Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков... Аминь" - В.А.), предписываем вам вставать для молитвы к алтарю из почтения к Святой Троице, а немощным — склонять главу. Также приказываем стоять при чтении Евангелия и "Тебе Бога хвалим…" и на всех "Хвалите" (Laudes), пока не кончится "Возблагодарим Господа…" и следовать тому же правилу на Утрене Святой Марии (имеется в виду Мариино стояние, так называется Утреня четверга пятой седмицы Великого Поста, когда чтится память Святой Приснодевы Марии – В.А.).

VIII О трапезе собрания (conventus)

Мы полагаем, что вы будете вкушать пищу вместе, в одной палате или, лучше сказать, трапезной, a если потребуется что необходимое, то вместо невежливых жестов (pro signorum ignorantia), следует испрашивать сие тихо, не возбуждая всеобщего внимания.

Так, всякий раз (omni tempore) то, что вам необходимо за трапезой, просите со всяческим смирением и почтительной покорностью, как говорит Апостол: "Вкушай хлеб твой в молчании", и да вдохновит вас псалмопевец (Святой царь Давид - В.А.), говоря: "Положил я печать на уста мои", то есть, "я решил не согрешать языком", то есть, "запечатал свои уста, дабы не сказать ничего дурного".

IX О чтении

Во время завтрака и обеда пусть читается Св. Писание. Если мы любим Господа, то должны внимательнейшим образом слушать Его спасительные слова и предписания. Чтец же Писания да требует от вас тишины.

X Об употреблении в пищу мяса

В продолжении седмицы, если не случается Рождество Господне, или Пасха, или праздник Св. Марии (Праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии - В.А.), или Всех Святых, да будет вам достаточно трижды вкушать мясо, поелику употребление в пищу мяса считается благопристойным (honorosa) способом развращения плоти.

Если же в среду (die Martis) случится пост такой, что употребление мяса запрещено, то на следующий день  да  будет вам добавлено его столько же. В воскресенье же всем постоянным рыцарям, а также капелланам пусть будет добавлено по два блюда в честь Святого Воскресения, благого и полезного.

Прочие же, то есть оруженосцы и клиенты (слуги Ордена – В.А.), сойдясь вместе, да пребывают в благодарение (cum gratiarum actione permaneant).

XI Как надлежит трапезовать рыцарям

Рыцарям надлежит вообще трапезовать по двое (duos et duos, то есть, вкушать пищу вдвоем из одной посуды - В.А.), дабы один всячески заботился о другом, дабы суровость жизни или тайное воздержание не примешивались (ne… intermisceatur) к общей трапезе (существует мнение, что данное требование изначально объяснялось нехваткой посуды в братстве храмовников – В.А.).

А также справедливо повелеваем, чтобы каждый рыцарь или брат имел для себя (получал для питья – В.А.) одну и ту же меру вина одной и той же крепости.

XII Чтобы в прочие дни подавалось два или три блюда из бобов

В прочие же дни, то есть на второй и четвертый день седмицы (secunda et quarta feria), а также по субботам, как мы полагаем, всем будет достаточно двух-трех блюд из бобов либо иной пищи, либо, к примеру, печеных приправ (овощного гарнира - В.А.); и повелеваем вести дело так, чтобы тот, кто не может наесться одним, насытился бы другим.

XIII Какую пищу следует вкушать по пятницам

Мы полагаем, что по  пятницам всей конгрегации (орденскому братству бедных соратников Христа и Храма Соломонова - В.А.) будет достаточно одноразовой постной пищи в воспоминание Страстей Господних, за исключением больных, ради их немощи, от праздника Всех Святых до Пасхи, если только не случится Рождество Господне или праздник Св. Марии (Успение Пресвятой Богородицы – В.А.) или апостолов. В прочее же время, если только не случится Великий пост, да трапезуют дважды.

XIV О том, чтобы после трапезы всегда возносили благодарственные молитвы

Строго предписываем всегда после завтрака и обеда, в церкви, если она есть неподалеку, если же ее нет, то в том же месте (в котором вкушалась пища - В.А.), со смиренным сердцем, как положено, приносить благодарность нашему Всевышнему Царю, Коий есть Христос. Мы повелеваем, чтобы по братской любви между слугами и нищими были распределены остатки нетронутых хлебов.

XV О том, чтобы десятая часть хлеба всегда раздавалась как милостыня.

Нищета заслуживает награды, коя есть Царство Небесное, нищим оно, без сомнения уготовано. Вам же, которым христианская вера о них истину возвестила, мы приказываем десятую часть всего хлеба ежедневно раздавать как милостыню.

XVI О том, чтобы сбор был отдан на усмотрение магистра.

Когда же солнце покинет Восток и спустится к Иберии (Испании, то есть, к западу - В.А.), вы должны, услышав условный знак, (ибо) таков обычай этой области, все прийти на Всенощную (Completa), но до того мы весьма советуем устроить общий сбор. Сей сбор мы поручаем распоряжению и усмотрению магистра, дабы, когда он пожелает, пили воду, а когда милостиво прикажет — некрепкое (возможно, разбавленное - В.А.) вино.

Однако же сие не должно приводить к излишнему пресыщению и совершаться с роскошеством, но достаточно умеренно. Поелику мы видим, что насытившиеся становятся даже отступниками (от Веры – В.А.).

XVII О том, чтобы по окончании Всенощной (Completa) соблюдалась тишина.

Итак, когда закончится Всенощная, надлежит идти на улицу. Братьям же, идущим со Всенощной, да не будет дозволено обращаться ко всем, если только кто не будет вынужден (к тому) необходимостью; то же, что он пожелает сказать своему оруженосцу, пусть говорит тихо.

Но поелику возможно, что в то время, как вы идете со Всенощной, возникнет величайшая (настоятельная – В.А.) необходимость обсудить военное дело, или состояние нашего Дома (domus, то есть Ордена - В.А.), и поелику оказалось, что дня вам для этого не хватило, то надлежит говорить (об этом – В.А.) либо самому магистру с некой частью братьев, либо тому, коему временно дана магистерская власть.

Так нам приказано поступать; к тому же сказано: "При многословии не миновать греха (Во многоглаголании несть спасения)", и в другом месте: "Жизнь и смерть зависят от языка". Во время же сего разговора мы вообще запрещаем балагурство, празднословие и шутки; когда же вы отходите ко сну, также повелеваем со смирением и благоговением чистоты читать молитву Господню, если кто-нибудь скажет что-либо глупое.

XVIII О том, чтобы уставшие не вставали к Утрени

Уставшим же рыцарям мы предписываем вставать к Утрени не так, как вам было объявлено, но да  отдыхают (acquiescere) они  с дозволения магистра либо того, кому это будет поручено магистром, и 13 раз пропоют установленные молитвы так, чтобы разум был согласен с устами, по следующим словам Пророка: "Пойте Господеви разумно" и другим (его словам – В.А.): "Пред очами ангелов воспою Тебе". Это мы вам единодушно предписываем. Сие же да будет всегда на усмотрение магистра.

XIX О том, чтобы среди братьев сохранялась общность имущества.

На боговдохновенной странице ("Деяний святых апостолов" - В.А.) читаем: "И каждому давалось, в чем кто имел нужду". Посему мы настаиваем на том, чтобы не было личного имущества, но должно созерцать непостоянство всего.

Если кто меньше нуждается, пусть возносит благодарение Богу и не омрачается, кто же нуждается, пусть смиряется ради своей немощи и не превозносится своим уничижением; и так все члены (Ордена - В.А.) пребудут в мире. Однако же мы воспрещаем, чтобы кому-либо было дозволено соблюдать неумеренное воздержание, но пусть все постоянно ведут совместную жизнь.

XX О качестве и виде одежды.

Мы повелеваем, чтобы одежды всегда были одного цвета, например, белого, или черного, или, скажем, бурого (burella). Итак, всем рыцарям, принесшим обет (professis; имеются в виду так называемые "профессы", или "обетные рыцари" - братья-рыцари, полноправные члены Ордена Храма - В.А.), мы предписываем белые одежды как летом, так и, по мере возможности, зимой, поелику тем, кои оставили темную жизнь позади, надлежит через чистую и светлую жизнь вернуться к своему Творцу.

Ибо что есть белизна, как не нетронутая чистота, се - чистота, спокойствие духа, здравие тела. Если какой-либо рыцарь не сохранит чистоту, то не сможет он ни вечного покоя достичь, ни Бога узреть, по свидетельству апостола Павла: "Мир имейте со всеми и чистоту, без коей никто не узрит Господа".

Но поелику одеяние такого рода не должно иметь излишней ценности, приводящей к надменности, то повелеваем иметь всем такие одежды, чтобы каждый мог спокойно сам одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться.

И пусть ответственный за сие распоряжение (ministerium) в неусыпной заботе старается избегать того, чтобы раздавать слишком длинные одеяния, или слишком короткие, но пусть раздает соразмерные одеяния тем, кто будет ими пользоваться, сообразно  размерам каждого.

Итак, каждый, получив новое одеяние, пусть тотчас же (in praesenti) сдает старое, которое должно быть помещено в хранилище, или же, если постановит брат, которому сие поручено, пусть отдает (старое платье - В.А.) оруженосцам либо клиентам, а иногда и в пользу нищих (pro pauperibus).

XXI О том, чтобы слуги не имели белых, то есть светлых, одеяний.

Все, что происходило в Божественном Ордене и среди принадлежащих к нему рыцарей Храма без распоряжения (sine discretione) и постановления Общего Капитула, мы категорически воспрещаем, и вообще предписываем считать это как бы особым пороком.

Ведь некогда имели слуги и оруженосцы белые одежды, отчего произошли великие несчастья. Ибо появились по ту сторону гор некие лжебратья, женатые (conjugati), и прочие, говорящие, что они от Храма, в то время как они от мира.

Оные такое бесчестье и столько ущерба причинили рыцарскому Ордену, и бывшие там (remanentes) клиенты (слуги Ордена Храма - В.А.) сделали так, что возникли многие соблазны из-за надменности. Да носят же они постоянно черное; но если не смогут найти таковые одеяния, да носят то, что можно найти в той провинции, где они проживают, или одноцветное, что сравнительно дешевле, а именно бурое (burella).

XXII О том, чтобы только постоянные воины имели белое.

Следовательно, никому не дозволено носить блестящие (белые – В.А.) плащи, или иметь белые кафтаны, кроме признанных (nominati) рыцарями Христа (братьев-рыцарей, принесших орденские обеты целомудрия, послушания и бедности - В.А.).

XXIII О том, чтобы пользовались шерстью агнцев.

Предписываем общим указом (communi consilio), чтобы ни один постоянный брат (frater remanens) никогда не имел меховой одежды или одеял, сделанных не из овечьего или бараньего меха.

XXIV О том, чтобы старое распределялось между оруженосцами.

Да относится  попечитель или распределитель тканей со всяческой заботой и внимательно к тому, чтобы честно и поровну раздавать старые вещи оруженосцам, клиентам, а порой и нищим.

XXV О том, чтобы тот, кто желает лучшего, получал худшее.

Если какой-либо постоянный брат в силу должности (ex debito) или из чувства гордыни возжелает красивого или лучшего, да получит он за такое желание непременно самое дешевое.

XXVI О том, чтобы сохранялись размер и качество одеяний.

Следует следить за тем, чтобы размер одеяний соответствовал размерам и длине тела. Да будет ответственным за это распределитель тканей.

XXVII О том, чтобы распределитель тканей в первую очередь следил за одинаковой длиной одежды.

Да следит попечитель с братским вниманием за тем, чтобы длина одежды, как было сказано выше, была одинакова, да не усмотрит чего (дурного - В.А.) глаз клеветников и недругов. Пусть также во всем вышеупомянутом со смирением помнит о Божеском воздаянии.

XXVIII Об излишних волосах.

Всем братьям, и в первую очередь постоянным (remanentes), следует иметь волосы, прибранные так, чтобы они всегда могли их правильно уложить и спереди, и сзади.

И да соблюдаются неукоснительно те же правила в отношении бород, усов и gremiоnibus (волос, растущих на лоне, то есть в паху, от латинского слова gremium, означающего "лоно" – В.А.), дабы не было в сем излишества или повода для шуток.

XXIX О шнурках (завязках, laqueis) и клювах (rostris; под "клювами" подразумеваются длинные заостренные носки башмаков, носимых светскими щеголями и именуемых по этой причине "клювастыми башмаками" - В.А.).

О шнурках (для башмаков - В.А.) и клювах (башмаков - В.А.) известно, что оные суть признак язычества. И коль скоро сие всеми признано мерзким, мы запрещаем их и налагаем вето, дабы тот, кто их не имеет, был их лишен и впредь. Прочим же временно служащим, мы не дозволяем иметь клювы (на башмаках - В.А.), завязки (шнурки), излишние (слишком длинные - В.А.) волосы и одежду непомерной длины, но совершенно запрещаем это.

Ведь служителям Всевышнего Творца необходима (благодатная - В.А.) защита как вовне, так и внутри, как свидетельствует Сказавший: "Будьте чисты, ибо Я чист" (видимо, неточная цитата из книги Левит 11:45 "Будьте святы, ибо Господь свят" - В.А.).

XXX О числе коней и оруженосцев.

Всякому из ваших рыцарей дозволено иметь трех коней, поелику великая бедность Божественного Ордена Храма Соломонова не позволяет сейчас иметь больше, если только не с позволения магистра.

XXXI О том, чтобы никто не бил верного оруженосца.

По той же причине всякому рыцарю дозволяем иметь лишь одного оруженосца.

Но если сей оруженосец будет верен и почтителен по отношению к рыцарю, то последнему не дозволено  бить его, если тот в чем-либо провинится.

XXXII О том, как надлежит принимать рыцарей на временную службу.

Всем рыцарям, желающим с чистым сердцем до определенного срока служить Иисусу Христу в сем Ордене, мы повелеваем честно покупать и коней, которые им потребны в ежедневных трудах, и оружие и то, что им вообще будет необходимо.

Затем же, соблюдая интересы обеих сторон, мы повелеваем хорошо (справедливо, добросовестно - В.А.) и по достоинствам (utile) оценивать коней. Итак, пусть цена значится в записи, дабы ее не забыть; и то, что рыцарю, или его коням, или его оруженосцу будет потребно, включая и конскую сбрую, из братской любви да будет оплачено из средств Ордена, учитывая возможности Ордена.

Если между тем рыцарь утратит своих коней во время какого-либо происшествия, связанного со службой, то пусть магистр, учитывая возможности Ордена, даст других. Когда же подойдет срок возвращения на родину, да пожертвует рыцарь из любви к Богу половину (Ордену – В.А.), другую же, если пожелает, возьмет из (имущества – В.А.) братской общины (Ордена Храма – В.А.).

XXXIII О том, чтобы никто не поступал (incedat) по собственному желанию.

Рыцарям, кои считают, что для них нет ничего более драгоценного, чем Христос, подобает беспрекословно соблюдать повиновение магистру ради своей службы, поелику они принесли обет, ради славы высшего блаженства, либо из страха пред Геенной (адским пламенем, уготованным грешникам - В.А.).

Следует же соблюдать его (обет – В.А.) так, чтобы, если что-либо будет приказано магистром, сие тут же было исполнено без промедления тем, кому приказал магистр, как если бы то было Божественным повелением (Divinitus imperaretur), да не знают они промедления в исполнении. Ведь о таковых Сама Истина (Господь - В.А.) изрекла: "Слухом ушей повиновался Мне".

XXXIV О том, позволено ли идти через селение без приказания магистра.

Итак, временных (hospitales) рыцарей (светских рыцарей - гостей Ордена Храма - В.А.), отрекшихся от собственной воли, и прочих, временно служащих, мы просим и строго им приказываем, чтобы без дозволения магистра, или того, кому это доверено, не осмеливались идти в селения, кроме как ночью ко Гробу (Господню для несения ночной караульной службы - В.А.), и к стоянкам (военным постам - В.А.), кои расположены в стенах Святого Града (Иерусалима – В.А.).

XXXV О том, дозволено ли кому-либо ходить в одиночку.

Путники да не дерзают пускаться в путь без охраны, то есть без рыцаря или постоянного брата (remanente), ни днем, ни ночью. В войске же, пусть ни один рыцарь, или оруженосец, или кто другой, после того, как они приняты на временную службу, не входит в чужую палатку ни для того, чтобы увидеть помещение других рыцарей, ни для того, чтобы с кем-либо поговорить, без приказа, как было сказано выше.

Итак, мы подтверждаем (нашим – В.А.) решением, чтобы в сем Ордене, учрежденном по воле Всевышнего, никто не воевал и не отдыхал по собственному желанию. Но согласно воле магистра пусть всегда поступает так, чтобы во всем подражать Господу, рекущему: "Я пришел не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня".

XXXVI О том, чтобы никто не требовал для себя того, что ему необходимо.

Сей обычай мы особливо приказываем записать среди прочего и со всяческим благоразумием предписываем воздерживаться от греха попрошайничества (quaerendi). Итак, ни один постоянный брат не должен открытым или частным образом (assignanter et nominatim) требовать коня или сбрую (equitaturam) или оружие. Но как же тогда?
Если его немощь, или немощь его коней, или тяжесть его оружия действительно будет признана такой, что она причиняет общий вред (то есть вредит всему Ордену Храма - В.А.), да придет он к магистру, или к тому, кому вверено управление (ministerium) вместо магистра, и с истинным и чистым доверием представит это ему. И вот тогда-то, по разумению магистра, или попечителя (procuratoris), пусть дело и решается.

XXXVII Об уздечках и шпорах.

Мы не желаем, чтобы  какое-либо золото или серебро, являющееся частной собственностью, появлялось на уздечках и нагрудниках, ни на шпорах, ни на стременах (strevis), и да не будет сие дозволено ни одному постоянному брату (remanenti).

Если же вследствие привязанности (caritative) будет сохранено старое снаряжение, золото и серебро следует закрасить так, чтобы блестящий цвет не казался другим проявлением надменности. Если же таким (блестящим - В.А.) окажется новое снаряжение, пусть магистр делает с таковым то, что посчитает нужным.

XXXVIII О том, чтобы не было покрова (tegimen) у копий и щитов.

Да не будет покрова (tegimen) на копьях и щитах и флажков (furelli) на копьях, поелику мы считаем сие не только не полезным, но даже и вредным (несмотря на данный запрет, сохранились изображения храмовников с украшенными орденским крестом флажками на копьях – В.А.).

XXXIX О дозволении магистру.

Магистру дозволено давать коней, или оружие кому угодно, и вообще кому угодно какую угодно вещь.

XL О власянице и суме

Сума и власяница не сообразуются с доспехами (firmatura); да будет предписано, чтобы рыцари не имели таковых без дозволения магистра, или того, кому будут поручены дела Ордена вместо него. В настоящей статье не имеются в виду попечители и живущие в различных провинциях, не подразумевается и сам магистр.

XLI О чтении писем.

Да не будет дозволено никоим образом никакому брату ни от родителей своих, ни от кого другого, ни получать, ни, в свою очередь, посылать (никому - В.А.) письма без дозволения магистра или попечителя (procuratoris). После же того, как брат получит позволение,  да будет письмо прочитано в присутствии магистра, если тому сие будет угодно.

Если же от родителей ему (брату - В.А.) будет что-либо прислано, да не смеет брать сие, прежде, чем о сем будет сообщено магистру. Сия статья не касается магистра и попечителей Ордена.

XLII О разговорах про свои грехи.

Поелику всякое праздное слово признано порождающим грех, то что скажут грешники о своих грехах, пав пред суровым Судьей (Господом Богом на Страшном Суде - В.А.)? Верно указывает пророк, что, если от хороших речей следует воздерживаться ради молчания, то тем более следует избегать дурных слов из-за наказания за грех.

Итак, мы проклинаем и с гневом воспрещаем, чтобы какой-либо постоянный брат дерзал вспоминать с братом своим или кем-либо иным те, лучше всего сказать, глупости, кои он в неумеренном количестве произносил в миру во время военной службы, и услаждения плоти с ничтожнейшими женщинами; и, если вдруг услышит, что кто-то говорит такое, то да заставит его замолчать, или же да идет как можно скорее послушной стопой оттуда и не отдает предателю драгоценный елей своего сердца.

XLIII О прошении (questu) и получении подарков.

Если какая-либо вещь без всякой просьбы (quaestu) будет подарена кому-либо из братьев, пусть он донесет об этом магистру или ответственному за трапезу (dapifero); если его друг или родитель не желает давать (брату что-либо - В.А.) иначе, как только для его личного пользования, то пусть он не берет сие, пока не получит (на то - В.А.) дозволения от своего магистра.

И тот, кому была дана вещь, да не досадует, если эта вещь будет передана другому: мало того, пусть он точно знает, что пойдет против Бога, если на сие разгневается. Изложенное выше правило не касается служащих, коим сия служба (ministerium) специально была поручена, и касается питания и запасов (conceditur de mala et sacco).

XLIV О конских торбах.

Полезно всякому неизменно придерживаться следующего нашего предписания: ни один брат вообще не должен изготавливать конские торбы  (мешки с овсом или иным фуражом, привязываемые к морде лошади во время кормежки– В.А.) изо льна (льняной ткани - В.А.) или шерсти (шерстяной ткани - В.А.). Никому не дозволено иметь их (мешки - В.А.) из чего бы то ни было, кроме профинеля (особой ткани из растительных, вероятно, конопляных, волокон, "профинелем" назывался и мешок, изготовленный из этой ткани; существует и толкование данной статьи устава храмовников, согласно которому речь идет не только о конских торбах, но и вообще о мешках для корма и провизии - В.А.) .

XLV О том, чтобы никто не дерзал обменивать или требовать.

Кроме того мы повелеваем, чтобы никто не пытался обменивать свое, брат с братом, без дозволения магистра, и что-либо требовать, если только не брат у брата, да и то, если это вещь малая, дешевая, небольшая.

XLVI О том, чтобы никто не охотился на птиц с ловчей птицей, и не приходил с ловчей птицей.

Мы единогласно повелеваем, чтобы никто впредь не дерзал охотиться на птиц с ловчей птицей. Ибо не подобает члену религиозного братства (religioni, то есть духовно-рыцарского Ордена- В.А.) быть настолько привязанным к мирским удовольствиям, но подобает слушать предписания Господа, часто предаваться молитве, каждодневно исповедовать грехи свои в слезах и с рыданием в молитве к Богу.

Итак, да не дерзнет никто из постоянных братьев уже по одной этой причине (hac principali causa) общаться (ire) с человеком, охотящимся с помощью ястреба или иной птицы,

XLVII О том, чтобы никто не стрелял зверя из лука или балисты (самострела - В.А.).

Подобает шествовать со всяким благочестием, в простоте, без смеха, смиренно, и говорить немногие, но разумные слова и не кричать.

Особливо добавляем и предписываем каждому брату, принесшему обет, чтобы он не дерзал в лесу стрелять из лука или балисты; и да не общается он с тем, кто сие совершает, разве только ради защиты его от неверных язычников.

Также, да не дерзает он голосить и улюлюкать с собакой; и да не бьет своего коня (подгоняя его - В.А.), из желания поймать дикого зверя.

XLVIII О том, чтобы всегда убивать львов.

Определено, что вам особливо доверено и вменено в обязанность полагать души за братьев ваших, а также стирать с лица земли неверных, кои всегда грозят Сыну Девы (Иисусу Христу Сыну Пресвятой Девы Марии - В.А.). О льве же читаем, что он бродит вокруг, ища, кого бы пожрать (1-е Послание Петра 5:8: "Будьте благоразумны, будьте бдительны: враг ваш, дьявол, подобно льву рыкающему, рыщет окрест вас, ища, кого поглотить" - В.А.); и рука его против всех, и руки всех против него (Книга Бытие 16:2: "руки его на всех, и руки всех на него" - В.А.).

XLIX О том, чтобы вы выслушивали решение о всяком деле, касающемся вас.

Нам ведомо, что гонители Святой Церкви неисчислимы и что они постоянно и с жестоким рвением спешат смутить тех, кто не любит судебного разбирательства (contentio).

Итак, да будет в результате рассмотрения собором вынесено ясное решение о том, что, если кто-нибудь в странах Восточного предела (Святой Земли - В.А.), или в каком-либо ином месте, возбудит против вас (судебное – В.А.) дело, мы предписываем вам выслушать решение верных и любящих истину судей; и предписываем неукоснительно исполнить то, что будет признано справедливым.

L О том, чтобы сей Устав соблюдался во всем.

И мы повелеваем, чтобы сей Устав постоянно соблюдался во всех обстоятельствах, какие бы вам ни выпали.

LI О том, что всем рыцарям, принесшим обет, дозволено иметь земли и людей.

Мы верим, что по Божественному промыслу, возник, на основе Священного Писания,  в Святой Земле сей новый род религиозного братства (religioni, то есть духовно-рыцарский Орден - В.А.), дабы вооруженное рыцарство присоединялось к сему братству, и, таким образом, разило врагов Креста, оставаясь безгрешным.

Итак, мы законным порядком повелеваем, чтобы вы,  хотя и называетесь рыцарями Христовыми, за выдающиеся успехи и особую честность (probitatis), сами имели дом, землю, людей и владели крестьянами, правя ими по справедливости; но особливо должно вам посвящать себя уставным обязанностям.

LII О том, чтобы о болящих была постоянная забота.

Прежде всего, надлежит постоянно заботиться о болящих братьях, чтобы им служили как Христу, постоянно памятуя о евангельском (речении – В.А.): "Я был болен, и вы посетили Меня". К ним надо относиться с любовью и терпением, поелику за сие без сомнения следует высшая награда (спасение души и райское блаженство – В.А.).

LIII О том, чтобы всегда давать необходимое болящим.

Попечителям же предписываем всяческое внимание и постоянную заботу о болящих, чтобы они давали им все, что только необходимо для их питания, честно и с любовью, согласно возможностям Ордена, например, мясо, дичь (volatilia) и прочее, пока те не станут здоровыми

LIV О том, чтобы никто не вызывал у другого гнев.

Следует весьма остерегаться того, чтобы кто-либо не попытался подвигнуть другого на гнев, поелику высочайшее милосердие любви к ближнему и Божественного братства одинаково охватывает как нищих, так и могущественных.

LV О том, как должно обходиться с женатыми братьями.

С женатыми братьями предписываем вам держать себя так, чтобы они, если просят благодеяния и участия вашего братства,  завещали часть своего имущества и все, что приобретут после вступления в Орден, после своей смерти, казне Ордена (unitati communis capituli), а до той поры да ведут они жизнь честную, да стараются делать добро братьям, но да носят лишь светлую одежду, а не белый плащ.

И буде женатый брат умрет раньше жены, да отойдет надлежащая часть (имущества усопшего – В.А.) братьям (членам Ордена – В.А.), другая же часть – супруге, для обеспечения ее жизни. Ведь мы почитаем несправедливым, чтобы такого рода братья оставались в одном Ордене с теми, кто посвятил свою чистоту Богу.

LVI О том, чтобы не было слишком много сестер.

Принимать слишком много сестер(в Орден – В.А.) опасно, поелику при участии женщины древний враг (дьявол – В.А.) многих сбил с праведного пути в Рай. Итак, любезные братья, дабы цветок невинности всегда пребывал в вас, никоим образом не позволено злоупотреблять сим обычаем.

LVII О том, чтобы братья Храма не общались с отлученными (excommunicatis).

Братья, надлежит остерегаться и опасаться того, чтобы кто-либо из рыцарей Христовых возжелал каким-либо образом связаться с отлученным (от Церкви - В.А.) человеком, частным образом или публично, либо допустить его к своим делам, дабы не подпасть, подобно тому, вечному проклятию (anathema maranatha - Анафема Маран Афа; в контексте слов  Св. апостола Павла слова "Маран-Афа", означающие по-арамейски буквально "Гряди, Господи!", употреблены, как отлучение не любящих Господа до Суда Божьего, когда грядет Господь и Сам вынесет им Суд - В.А.). Только в случае, если ему (брату – В.А.) будет приказано вступить с тем (отлученным – В.А.) в общение, и благосклонно участвовать в его делах, его поступки будут оправданы.

LVIII О том, как должно принимать светских рыцарей.

Если какой-либо рыцарь из бездны погибели (massa perditionis, то есть из погрязшего в смертных грехах внешнего мира – В.А.), или иной мирянин, желающий отречься от мира, восхочет избрать ваше общество и вашу жизнь, да удовлетворят его просьбу не сразу, но согласно словам (Св. апостола - В.А.) Павла: "Испытывайте духов, от Бога ли они", и да происходит его прием (в Орден – В.А.) так.

Да прочтут в его присутствии Устав; и если он сам охотно подчинится предписаниям представленного Устава, тогда, если магистру и братьям будет угодно, да возвестит он в чистоте души свое желание и просьбу всем, когда будут собраны братья. Затем, пусть испытательный срок полностью зависит от распоряжения и разумения магистра, согласно достоинству жизни просящего.

LIX О том, чтобы не все братья призывались на тайный совет.

Мы повелеваем, чтобы не всегда призывали на совет всех братьев,  но (лишь – В.А.) тех, которых магистр сочтет подходящими и полезными для совета. Если же он пожелает коснуться дел более важных (de maioribus), как например (ut est), о раздаче общей земли, или о самом Ордене (de ipso ordine), или о приеме брата, тогда, если магистру будет угодно, он может созвать все собрание; и после того, как будет выслушано мнение Общего капитула, да будет сделано то, что является лучшим и полезнейшим, по мнению магистра.

LX О том, что молиться надлежит в тишине.

Повелеваем, чтобы братья в согласии с нашим общим решением молились так, как того требует состояние их души и тела, стоя или сидя; но с великим благоговением, в простоте душевной и не громко, дабы один не беспокоил другого.

LXI О том, чтобы получить от сержантов клятву в верности.

Дошло до нас, что весьма многие, как клиенты, так и оруженосцы из различных провинций ради спасения души горят желанием до конца остаться в нашем Ордене.

Вам было бы полезно получить от них клятву в верности, дабы древний враг (дьявол - В.А.) во время их служения Богу не посеял в них чего-нибудь (дурного - В.А.) тайным и неподобающим способом, или не отвратил бы их от благого намерения (вступить в Орден Храма– В.А.).

LXII О том, чтобы отроки, пока они еще малы, не принимались в число братьев Храма.

Хотя правила Святых Отцов и дозволяют иметь отроков в конгрегации (религиозном братстве – В.А.), мы вовсе не желаем отягощать вас таковыми. Если же кто-либо желает посвятить своего сына, или родственника, навечно рыцарскому благочестию, да воспитывает его до того возраста, в котором тот с оружием в руках, подобно мужу (взрослому мужчине – В.А.), не возможет стирать с лица Святой Земли врагов Христовых; после чего да поставят его отец или родители, согласно Уставу,  среди братьев, и всем возвестят свою просьбу. Ибо лучше в детстве (ему – В.А.) не приносить обета, нежели, после того, как он станет мужем, исключать его, нарушая благочиние.

LXIII О том, чтобы всегда почитали стариков (состарившихся членов Ордена – В.А.).

Стариков же, по благочестивому разумению, следует ради их немощи поддерживать и любовно почитать; и да не будут они благой властью Устава никоим образом сурово лишены того, что потребно для их тела.

LXIV О братьях, странствующих по разным провинциям.

Да тщатся братья, кои отправлены (по орденским делам – В.А.) по разным провинциям, соблюдать Устав в отношении пищи, пития и прочего, насколько хватит сил, и пусть живут безупречно, дабы прочие хорошо свидетельствовали о них: да не оскверняют они дело благочестия ни словом, ни делом, но подают пример мудрости и добрых деяний и отраду всем, с кем они будут связаны.

Да будет тот, у кого они пожелают остановиться, украшен доброй славой, и пусть сей дом, по возможности, не будет лишен света сею ночью, дабы, не дай Бог (quod absit), темный враг не учинил убийства. Буде же рыцари прослышат о том, что где-то собираются не отлученные (от Церкви – В.А.), мы советуем, чтобы они шли туда, заботясь не столько о временной пользе, сколько о вечном спасении своих душ.

Тем же братьям в заморских областях, кои так нуждаются в пополнении (spe subvectionis ita directis), мы на сем соборе (hac conventione) приказываем принимать желающих навек присоединиться к рыцарскому Ордену, по следующему договору: да придут и тот (соискатель - В.А.), и другой (представитель Ордена - В.А.) к епископу той провинции (которая нуждается в пополнении вооруженных сил за счет новоприбывших добровольцев – В.А.), и пусть тот выслушает желание просящего.

Когда же сие будет исполнено,  да пошлет брат его (добровольца, желающего присоединиться к Ордену – В.А.) к магистру и к братьям, кои пребывают в Храме, что в Иерусалиме; и, буде жизнь его честна и достойна такого жребия, пусть он милостиво будет принят, если магистру и братьям это будет угодно. Если же он в это время умрет от труда и усталости, то да будет  выказана по отношению к нему вся доброта и братская любовь бедных Христовых рыцарей, как к одному из братьев.

LXV О том, чтобы средства одинаково распределялись между всеми.

Считаем также, что разумно и правильно было бы постановить (manutenendum), чтобы средства распределялись между всеми постоянными братьям (fratribus remanentibus) поровну, согласно имеющимся возможностям. Ведь частная собственность не полезна (для спасения души, так что не подобает члену духовно-рыцарского Ордена стремиться к накоплению ее в одних руках – В.А.), и необходимо помышлять о ее бренности.

LXVI О том, чтобы рыцари Храма имели десятины.

Нам ведомо, что, оставив преходящие богатства, вы подвергли себя добровольной бедности. И потому мы указали, что было бы справедливо, если бы вы, живущие совместной жизнью, имели десятину следующим образом.

Буде епископ Церкви, коему по справедливости причитается десятина, с любовью пожелает дать ее вам, то с, дозволения Общего Капитула, ему надлежит дать ее вам ее из тех десятин, кои на тот момент будут иметься у Церкви. Если же какой-либо мирянин до того порочным путем владел таковой десятиной как бы по наследству, но раскаялся в сем, да оставит он ее вам, но только с распоряжения начальства.

LXVII О легких и тяжких проступках.

Буде какой-либо брат в разговоре или во время воинской службы, или как-либо иначе, совершит какой-нибудь легкий проступок, пусть лучше он сам, нежели кто другой, расскажет о своем проступке магистру для (получения – В.А.) прощения. За легкие проступки, если они не будут постоянными, да получит он легкое наказание.

Если же при том, что он будет молчать, о его вине узнают через кого-либо другого, да  будет он подвергнут большему и более суровому наказанию и исправлению. Если же проступок будет тяжким, да будет он (виновный – В.А.) отлучен от братской близости и да не ест с братьями за одним и тем же столом, но получает подкрепление (сил телесных пищей и питьем – В.А.) в одиночестве. Лишь разумением и судом магистра определяется, будет ли он спасен в Судный День

LXVIII За какую вину брат более не считается таковым.

Прежде всего, надлежит заботиться о том, чтобы ни один брат, могущественный или не могущественный, слабый или сильный, возжелавший возвыситься и постепенно возгордившийся, оправдывающийся в своих проступках, не оставался безнаказанным; но буде он не захочет исправиться, да постигнет его более суровый приговор.

Буде же он не пожелает исправиться, невзирая на благочестивые увещевания и возносимые за него молитвы, но будет все больше и больше возноситься в своей гордыне, да будет он извержен из благочестивой паствы, по слову Апостола: "Изгоняйте злого из рядов ваших: надобно, чтобы из общества верных братьев была удалена больная овца".

Впрочем, да старается магистр, коему надлежит держать в руке посох и жезл (посох, которым он поддерживал бы немощь чужих сил, а также жезл, которым он из ревности о праведности поражал бы пороки провинившихся), по совету Патриарха (Иерусалимского – В.А.)  и по духовном размышлении, поступать так, чтобы не случилось по слову блаженного Максима, дабы либо излишнее попустительство в отношении наказания согрешившего, либо неумеренная суровость не смогли отвратить провинившегося от падения.

LXIX О том, что от Пасхального торжества до праздника Всех Святых дозволено носить одну льняную рубаху.

Между прочим, вследствие чрезмерно сильной жары в краях Востока, милостиво дозволяем, чтобы каждому от Пасхального празднества до праздника Всех Святых не в обязательном порядке (ex debito), а лишь по желанию (sola gratia) выдавалось по одной льняной рубахе, я имею в виду, тому, кто пожелает ею пользоваться. В прочее же время да носят все шерстяные рубахи.

LXX Сколько и какие ткани необходимы для ложа.

Мы общим решением предписываем, чтобы каждый спал на отдельной кровати, и не иначе, если только не случится величайшая нужда или необходимость. Да имеет всякий постельные принадлежности, ограниченные распоряжением магистра; мы полагаем, что всякому, скорее всего, хватит рясы (saccum), подушки и одеяла.

Кто же будет лишен одной из этих вещей, пусть имеет коврик (carpitam), и ему будет позволено в любое время пользоваться льняным покровом, то есть покрывалом. Одетые же пусть спят в рубахах и да спят всегда в штанах. И да будет у спящих братьев до самого утра (зажженный – В.А.) светильник.

LXXI О том, что следует избегать ропота.

Мы Божественным увещеванием предписываем вам избегать соперничества, зависти, недоброжелательности, ропота, сплетней, злословия и бежать их как некой чумы. И пусть каждый заботится в бодрствовании духа, о том, чтобы не обвинить или не осудить брата, и пусть обратит внимание на следующие слова Апостола: "Не будь обвинителем и доносчиком в народе".

Буде же кто узнает наверняка, что брат в чем-либо согрешил, пусть он, по завету Господа, в мирном и братском благочестии, уличит его с глазу на глаз (отсылка к Мф. 18,15: "Если же согрешит пред тобою брат твой, иди и исправь его с глазу на глаз" - В.А.). Буде же тот его не послушает, пусть он привлечет другого брата.

Но если тот не обратит внимания на обоих, пусть в собрании он будет публично обличен на глазах у всех. Ведь велика слепота тех, кои порочат других, и весьма велико несчастье тех, кои не остерегаются недоброжелательности: оттого погружаются они в древнее ничтожество отпавшего врага (дьявола, бывшего некогда ангелом, но возмутившегося и отпавшего от Бога - В.А.)

LXXII О том, чтобы избегали поцелуев каких бы то ни было женщин.

Мы считаем опасным для всякого благочестивого мужа обращать слишком большое внимание на женский лик; и потому да не возжелает никто из братьев поцелуя ни вдовицы, ни девицы, ни матери, ни сестры, ни тетки, ни какой другой женщины.

Итак, да избегает рыцарство Христово женских поцелуев, чрез кои часто люди подвергаются опасности, дабы смогло оно идти пред очами Господа с чистой совестью и непорочною жизнью.

Аминь.    

 


Рецензии