Назад в критику или Роптание ягнят

Никак не смолкнут споры по поводу критики, и все это уже напоминает шекспировского "Макбета", в роли которого вполне мог бы выступить небезызвестный антагонист критической деятельности Салахитдин Муминов, выход которого из добровольного заточения уже восславлен хором уместных здесь по пьесе ведьм.

Возвращение всеми уважаемого Салахитдина Муминова к заждавшимся почитателям его таланта ознаменовалось появлением нового "смешного и забавного" рассказа "Возвращение из критики". Веселится и ликует весь народ, но я, памятуя о беспощадности друзей Салахитдина к врагам Салахитдина, равно как и о непримиримости самого Салахитдина, ни за что бы не написал ни слова по этому поводу, если бы не то обстоятельство, что "смешным и забавным" мне показалось совсем не то же самое, что восторженным читателям г-на Муминова.

Я прекрасно понимаю, что все ниже следующее непременно получит ярлык "критагрессии" и "перехода на личности", поэтому постараюсь объяснить свои мотивы. Как активный участник дискуссий по поводу критики, я обзавелся некоторым кругом собеседников, поддерживающих меня в каких-то вопросах либо, наоборот, стоящих на радикально противоположных позициях. Естественно, что я проявляю интерес к их публикациям, напрямую относящимся к предмету наших диспутов. Появление рассказа С.Муминова не могло оставить меня равнодушным, поскольку рассказ является прямым продолжением бесконечного спора о критике. Поэтому, согласитесь, причины отозваться критическим разбором на этот опус у меня были вполне обоснованные.

Теперь объясню, почему мой критический отзыв будет носить негативный характер. Как и у любого текста, у рассказа "Возвращение из критики" есть достоинства и недостатки. К достоинствам я бы отнес простоту и легкость языка, доступную образность, отсутствие очевидных ошибок – и на этом все. Если учесть, что простота языка и доступность – достоинства сомнительные, а отсутствие ошибок – просто обязательное требование к текстам филолога, получается, что хвалить рассказ не за что. Придется ругать, уж ничего не поделаешь, хотя и тут причин немного: банальность и самоповторение.

Начнем с первого. Банальность проявляется в рассказе в виде двух аксиом, упрятанных в тексте:

1) Критика – удел бесталанных литераторов: не сумел герой рассказа написать больше двух предложений, вот и подался в критики. Ничего нового этим С.Муминов не сказал: подобные обвинения бросаются критикам в первую очередь, и к ним все уже привыкли. Что еще может сказать автор в свое оправдание, если ему отказывают в таланте? Естественно, ответить тем же – и еще обосновать, почему: критикуешь? – значит, сам ни на что не способен. Банально, но действенно, чем и не преминул воспользоваться наш герой (непосредственно С.Муминов), оправданно рассчитывая на отклик в тысячах сердец.

2) Критика – признак самомнения, способ возвысится над другими, ощутить свою значимость, прямая дорога к горделивости и эгоцентризму. Тут тоже все из категории классических заблуждений, и эта аксиома ничуть не лучше предыдущей: раз критиками становятся только ущербные люди, значит, критика – способ преодолеть свои врожденные комплексы. Я, конечно, лицо заинтересованное, но все же питаю надежду, что для человека здравомыслящего подобная логика – не более чем курьез.

Теперь несколько слов о самоповторениях. Я уже месяц как знаком с творчеством уважаемого г-на Муминова, поэтому сюжет нового рассказа привел меня в умиление: настолько знакомая схема, что становится просто смешно. До этого я удосужился прочитать несколько рассказиков г-на Муминова и обнаружил, что все они как двое из ларца – одинаковы с лица. Последний шедевр – не исключение.

Схема эта проста:

Место действия – обязательно семья.
Конфликт – семья на грани развала из-за увлеченности одного из ее членов какой-нибудь (чаще - философской) идеей.
Развязка – отказ от увлечения и возвращение к нормальной жизни.

Наиболее полно эта схема реализована в миниатюре "Дорогая, мне уже не снится Шопенгауэр", хотя не все рассказы доходят до подобной развязки (например, нет ее в текстах "Жена и философия" или "Письмо Борхесу"), но суть от этого не меняется: все одни и те же образы и сюжетные ходы с минимальными вариациями. Вот и в последнем опусе г-на Муминова то же самое: семья – увлечение – конфликт – отказ от увлечения – возвращение к беззаботной жизни. Возможно, других сюжетов для Салахитдина Муминова просто не существует, но тогда зачем повторять все из рассказа в рассказ?

 В заключение, еще раз хочу подчеркнуть: этот отзыв не является проявлением агрессии в отношении лично Салахитдина Муминова (которого я все же склонен уважать как специалиста), а носит исключительно полемический характер. Ведь совершенно ясно и абсолютно прозрачно, зачем именно написал г-н Муминов свой новый рассказ, что и кому он хотел этим сказать. Поскольку я изначально с подобной позицией не согласен, то и молчать не считаю правильным. Если одной из конфликтующих сторон позволено выражать свое мнение о второй, то и вторая имеет право на ответ доступными ей способами. Критики все-таки не ягнята, молчать не станут:)

Б.К.   

   


Рецензии
Прекрасная написанная и безупречно аргументированная статья. Классический случай того, когда "критика" в разы лучше "первоисточника".
Меня лично статья С.Муминова "Возвращение из критики" навела на совершенно грустные размышления. Как то: если авторы, имеющие академическое образование в области филологии пишут в таком "банальном ключе", то что можно "требовать" от остальных авторов? Ответ прост, но он будет лежать немного в другой плоскости.
Для ответа на наш вопрос необходимо вспомнить о том, сколько замечательных литературных произведений есть на Проза.ру, написанных НЕ профессиональными авторами, и более того, не имеющими специального образования для занятия литературой... Как это им удалось? Отчего они так хорошо пишут? Другие вопросы, возникающие параллельно с первым.
Очевидный ответ. Талант. Он либо есть, либо его нет. Таланту нельзя научить, это врождённое, на уровне генетической обусловленности.
Вот когда "научение" накладывается на талант, результаты могут быть самыми невероятными. Когда "научение" накладывается на "пустое место", то имеем то, что имеем. И подобных случаев слишком много.
Следовательно, авторам, имеющим "искру божью" надо "работать со словом" в разных жанрах, развивать данные от природы способности, писать, размышлять и критиковать, понимая, что критика может быть как раз инструментом, при помощи которого возможно улучшать свои тексты, а не множить "словесные банальности" и обиды на критиков.
С уважением

Критика Текста   16.12.2010 10:46     Заявить о нарушении
Лора, самым верным, на мой взгляд, в ваших словах то, что критика может быть замечательным упражнением именно для авторов: разбирая чужие тексты, совершенствовать собственный стиль. Странно, что большинство авторов этого не понимают.

Причина, видимо, в том, что самая продуктиваня критика - все-таки иследующая недостатки, а писать о недостатках чужих текстов слишком рисковано: можно нарваться на агрессивное неприятие.

Всего,

Беспощадный Критик   17.12.2010 08:23   Заявить о нарушении
Что же делать? Критика была, есть и будет. Вне зависимости от того, нравится ли это куму-нибудь или нет. Это ещё называется - обратная связь с теми, кто прочитал "литературное произведение".

Критика Текста   17.12.2010 22:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.