Заметки о детской литературе

Я часто слышу от друзей и родственников: «Почему бы тебе не писать для детей? Ты так интересно рассказываешь всякие истории из своего детства, из детства своих детей, внуков».
А я отвечаю: «Эти семейные истории и их с интересом слушают, потому что знают героев этих рассказов. Внучки, слушая рассказ про свою маму, представляют её маленькой, если я рассказываю про свою бабушку, они знают её по фотографиям и тоже фантазируют – какая же она была. А будут ли эти рассказы интересны другим, не знакомым с нами, людям?»

Но вопросы - Что значит писать для детей?  Чем отличается литература для детей от нашей, взрослой, литературы? – не дают мне покоя. Я «пошла» на несколько литературных сайтов, почитала, что же там представлено в качестве детской литературы и была очень разочарована. Среди огромного количества произведений «для детей» я с трудом находила рассказы, стихи, сказки, которые я бы хотела прочитать своим внучкам. Есть великолепные произведения, но их так мало. Многие рассказы (да и стихи) написаны неизвестно для кого. Как можно рассказывать истории из жизни детей так, что детям это не интересно, не понятно, а взрослые… Что же взрослые будут писать, а потом читать эти рассказы друг другу? Но это же детская литература, то есть для детей!

 И я провела небольшое исследование, сделала ряд выводов. Может быть, это кому-нибудь пригодится.
И так…
ФУНКЦИИ. Оказывается, литературоведение давным-давно выделило основные функции литературы для детей. (Напомню: функция – это, во-первых, роль, которая выполняется субъектом или объектом в определенной сфере деятельности. Можно сказать, что функция – это то, за что отвечает субъект или объект в данном   случае).

1.Развлекательная функция. Не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать и т.д.
Но излишняя назидательность, всегда идет не на пользу художественной ценности произведения. В лучших произведениях для детей мораль, как в народных сказках, «нигде открыто не высказывается, но вытекает из самой ткани повествования» (В.Пропп).

2.Эстетическая функция детской литературы: книга должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. А взрослый должен стать посредником, проводником  между ребёнком и настоящим искусством. Пример такого тонкого и эмоционального посредничества великолепно показал Д. Самойлов в стихотворении «Из детства»:
Я – маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег...»
Я слушаю песню и плачу,
Рыдание в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.

3.И, конечно, познавательная функция детской литературы. В отношении художественной литературы познавательная функция имеет два аспекта:
- во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те или иные знания (например, природоведение в сказках В.Бианки);
- во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке.

4.Компенсаторная функция играет огромную роль в восприятии художественной литературы.  По тому, какие книги предпочитает человек, прекрасно видно, чего ему не хватает в реальной действительности. «Дети, а затем подростки и молодежь, стремясь преодолеть обыденность окружающей жизни, тоскуя о чуде, выбирают сначала волшебные сказки, затем фэнтези и фантастику. Женщины, замученные бытом, детьми и семьей, читая женские любовные романы, идентифицируют себя с героиней, удовлетворяют мечту о «прекрасном принце», ярком и счастливом финале (несмотря на шаблонность сюжета, образов, и т.д.). Таким образом, за счет литературы человек добирает недостающее в жизни и тем самым также обогащает ее!» (Цитата)

5.Огромна роль иллюстраций в детской книге. Но это разговор особый, отдельный.

Теперь несколько слов о психологических особенностях детской литературы.
1.Это идентификация – отождествление себя с литературным героем. (см. компенсаторную функцию)
2.Это эскапизм – уход в воображаемый мир книги.

Я не касаюсь темы разделения детской литературы по возрасту детей, это тема очень сложная и рассматривать её могут психологи и учителя.

Теперь, оценивая произведение для детей, я могу (хотя бы схематично), определить, насколько этот рассказ будет интересен ребёнку, выполняет ли он хотя бы часть своей задачи – заинтересовать ребёнка и чему-нибудь научить.

Может быть, и на литературных сайтах обратят внимание на истинную ценность произведений для детей и рецензенты, редакторы, жюри, будут их оценивать не по обычному шаблону «нравится – не нравится", а по каким-то другим параметрам?

Нельзя забывать и об обратном процессе: читая детскую литературу, взрослые начинают лучше понимать детей, их проблемы и интересы. «Иногда она помогает взрослым отыскать в себе забытого ребенка» (М. Бородицкая).

В заключении, хочу привести интересную выдержку из статьи (интернет), которая мне очень понравилась:
«На мой взгляд, специфика детского произведения кроется не только в форме, но прежде всего в содержании, в особом отражении действительности. Для детей “предметы те же, что и для взрослых” (В. Г. Белинский), но подход к явлениям действительности в силу особенностей детского миропонимания избирательный: что ближе детскому внутреннему миру—видится им крупным планом, что интересно взрослому, но менее близко душе ребенка, видится как бы на отдалении.
Детский писатель изображает ту же действительность, что и “взрослый”, но на первый план выдвигает то, что ребенок видит крупно. Изменение угла зрения на действительность приводит к смещению акцентов в содержании произведения, возникает и необходимость в особых стилевых приемах.
Детскому писателю мало знать эстетические представления детей, их психологию, особенности детского мировосприятия на различных возрастных этапах, мало обладать “памятью детства”. От него требуются высокое художественное мастерство и естественная способность во взрослом состоянии, глубоко познав мир, каждый раз видеть его под углом зрения ребенка, но при этом не оставаться в плену детского мировосприятия, а быть всегда впереди него, чтобы вести читателя за собой».

Р.S. Для меня образцами рассказов для детей (старший дошкольный и младший школьный возраст)были и остаются:
В. Осеева "Синие листья"
В. Сухомлинский "Стыдно перед соловушкой"
В. Голявкин "Кому что удивительно"
и т. п.


Рецензии
Интересные мысли и выдержки о детской литературе. Меня тоже заинтересовало - что же читают сейчас подростки? Попала на один сайт, где в изобилии были представлены и современные книги, и советская дет.худож.литература. Даже не пришлось долго анализировать и сравнивать - в советское время книги больше говорили о дружбе, природе, ответственности, современные книги для детей среднего и старшего возраста - магия, вампиры, ужасы ("Большая книга ужасов") и... про любовь. Есть замечательная писательница Людмила Матвеева, которая начала писать еще в 60-е. С ее книг я и начала исследовать современную дет.литературу. Есть отдельные серии для девочек - там про влюбленности, отношения со сверстниками. О любви.
Подросткам нравится, пишут хорошие отзывы. Значит, им нужна эта тема. Если вспомнить свои школьные годы и свои влюбленности, то лично мне нужны были такие книги - правда, в библиотеках их не было. А ведь подростку очень важно знать психологию отношений, как себя вести, как правильно поступить - в таких вот сложных ситуациях, когда чувствуешь себя некрасивой, неуклюжей и в то же время о ком-то вздыхаешь и хочешь понравиться. Не читать же подросткам взрослые романы 18+ (тем более, что они хромают, как морально, так и по качеству). А кто-то должен говорить с ними на эти темы - при чем не с колокольни нашего взрослого опыта. Дети (13-14 лет) видят всё чище, чем взрослые. Поэтому, действительно, надо чувствовать их мир, вспоминать себя в таком возрасте, собственные ощущения и проблемы.
Спасибо за статью, была очень полезной.))

Наталия Черн   22.04.2021 11:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.