Эссе на В. Нарбикова План первого лица и второго

    Удивительно, что совершенно случайно глазам предоставляется то, чего они, оказывается, давно ждали и даже уже заждались. Они начинают читать, строчка за строчкой, и не слипаться от скуки и уныния (коими веет от многих «не тех» книг), а ускоряться в желании узнать, что же там дальше еще такого удивительного мог выдумать автор.
    «Той» очередной книгой явился для меня рассказ Валерии Нарбиковой «План первого лица и второго». Она - наша современница, об этом я догадывалась, даже заподозрив в ней подростка, но развеяла сомнения высоким уровнем интеллекта и грамотности. Как оказалось, женщина возраста моей мамы, пишет то, что интересно и волнительно для меня. Почему бы нам интенсивнее не изучать наших современников, когда они живые, вот тут, в соседнем городе, в онлайн, живые, творящие. Ведь наша современность спустя время станет для потомков древностью, которую они будут раскапывать, удивляясь стандартными фразами: «Писали же люди раньше, сколько мыслей, смысла и т.д.» Будут раскладывать ее по частям и изучать, как мы сейчас делаем с Ф.Кафкой или Б.Вианом. Этих авторов я обозначила неспроста, т.к. при прочтении я чувствовала некую общность между рассказом Нарбиковой, «Процессом» и «Замком» Кафки и «Пеной дней» Виана, а именно, завораживающую нелогичность, как в построении всего произведения, так и отдельных абзацев, мыслей, предложений. Нереальность происходящего, когда нет привычных суждений и рамок, когда мозгу, уму не за что ухватиться, нет привычных зацепок, все ново, шатко и тем привлекательно. Кажется, что произведение пронизано произволом и  беспорядочностью, но на самом деле там все закономерно.
    Любовь, описываемая В.Нарбиковой странная и необычная. Те, кто на деле знаком с подобной любовью, книг не читают. Те, кто читает, такой любви, скорее всего не знают, читают и удивляются тому, что такое вообще возможно. Это мое субъективное мнение, в принципе, как и все эссе. Интересно, что автора натолкнуло на мысль, описываемую в книге? Но я более чем уверена, что стандартная критика или хвала для «Плана первого лица и второго» не подходит. Нужна такая же нелогичная оценка, только судить-то страшно, в виду тотального непонимания, хотя прочтено уже ни раз. Радует, что процесс чтения доставляет удовольствие.
    Советую читать всем, кто хочет впасть в состояние шаткости ума, в атмосферу ирреальности происходящего, чтобы понимать используемые автором метафоры, поражаться четкости сравнений, воспринимать концовку на свой лад. Что касается меня, то я планирую прочесть еще ее книги, книги человека, закончившего Литературный Институт, но противостоящего всем правилам и устоявшимся догмам русского языка и литературы. Интересно, надоест ли мне ее стиль  и надоест ли вообще? И если надоест, не будет ли это означать, что я перестала понимать ее язык, для усвоения которого нужно тщательно пережевывать, а потом еще и переваривать, т.е. думать и соображать, в совокупности с получаемой радостью от чтения.


Рецензии