Узбекистан. Абалынь. Тетя Даша. Сватовство 1946

Мемуары моей мамы Петряковой/Умарбековой Галины Александровны 1929 г.р.

 Я не придала значения словам тети Даши. Однажды мама пошла раньше на дойку, ей надо было посыпать мякины под коров, чтобы они были сухими. А тетя Даша справилась с этой работой вчера вечером. Я еще не работала учетчиком тогда.
Убирали со стола после еды. Вдруг постучали. "Кого там черт принес? Войдите!"- крикнула тетя Даша. Человек рывком открывает дверь и стоит в проеме, не закрывая. Ему же с улицы ничего не видно в темноте, а мы видим его и рассмеялись. "Ест кито дом?"- на ломаном русском языке спросил, по всей видимости, узбек. "Да, уже доедаем дом, осталось только тебя вместе с дверью сожрать. Чего тебе надо?"- рассердилась тетя Даша. "Зачем такой злой? Я хороший слов буду сказать. Кидэ мама этот девищка?"- в темноте распознал, наконец, он нас. "Я мама, быстрей говори, что ты хочешь, ато я опаздываю на работу,"- подгоняла тетя Даша. "Я искал жена, ваща дэвищка минэ очен понравился. Мая папа дает минэ 2 верблюда, 10 баран, 2 мешок рис и многа другой вещи, а я даю все вам. Выдаещь минэ девищка?"— уже осмелел узбек. При последних словах тетя Даша уже искала глазами по сараю, что бы схватить потяжелее. Она увидела кочергу, которой мы подпирали дверь на ночь и, обрадованная, что вооружилась, подняла высоко кочергу и размахнулась на узбека со словами:"Ах ты! Чего захотел... Ему "девищку" подавай... Вот тебе девочка, а вот тебе назад твоих верблюдов, а вот баранов твоих, рис, получай!" - продолжала колотить узбека тетя Даша, то по голове, то по плечу, то по спине, пока он не вытерпел и не выбежал из сарая. "Пошел вон, собака, придешь еще, убью!"- не могла успокоиться тетя Даша, и побежала на работу.
Тетя Даша все время уговаривала маму, чтобы мама отдала меня тете Даше:"У тебя есть еще Лена (моя старшая сестра, оставшаяся на учебе в Ростове), а у меня нет детей. Ну, разреши Гале пожить со мной. Я для нее ничего не пожалею. Пусть она назовет меня мамой, и ты будешь в любое время к нам приходить. Я ей дам образование. Я ее многому научу. Ну, что ты ей можешь дать? Научить доить коров? Я по крайней мере работала у Турецкого посла на кухне. Я здесь не задержусь. Я поеду жить в Самарканд. Устроюсь в частный дом. И буду каждый день сыта сама и Галю прокормлю и зарплату чистую получу. А ты такая, что ее за 10 баранов отдашь узбекам, хорошо, что тебя не было, когда узбек ее сватал. Я их всех поразгоняю. Чтоб такая умная да красивая вышла замуж за чукмека, а я жила, и знаю, как прийдется, я даже думать не хочу, не то что говорить." Да, действительно, помню, когда прошел обмен денег, тетя Даша к остаткам денег прибавила зарплату, уволилась с работы и, пообещав писать мне письма, уехала в Самарканд.
Чуть не забыла, что трудовые книжки ей и маме совхоз имени Ленина выслал по требованию директора фермы Абалынь. Помню, как мама радовалась:"Галя, смотри, и документы и облигации, все прислали, вот спасибо Пай Арыкскому директору!"


Рецензии
Для тех мест, Галя была уже вполне взрослой.
Трудное время, трудная жизнь... И интересное описание событий.
Вдвойне интересно узнать о жизни среди других народов, где свои порядки и обычаи, где всё время приходилось думать над правильностью своих поступков.
Спасибо!

Татьяна Збиглей   09.01.2011 12:21     Заявить о нарушении