Сказки Деда Панаса

Как Дед Панас лису уму-разуму учил.

Совсем тихо стало в деревне. Мягкие вечерние сумерки окутали всю округу, а во дворе Деда Панаса было все так же шумно и весело. Уже не только детвора, но и взрослые сидели за большим столом и ждали интересных рассказов и поучительных историй. За веселыми беседами да за сладким угощением быстро время летит, не догонишь.
-Расскажи нам, Дедушка Панас, перед сном еще одну сказку,-просила маленькая Софийка, ласково глядя на старого пасечника, и радостно прыгая от нетерпения.
-Ну, хорошо, расскажу,-ответил он, рассаживая всех своих гостей.-Будет вам еще одна история.
Было это однажды летом. Проверил я свою пасеку, да хотел было в поле идти. Вижу, лисица ко двору моему крадется.
-Это что же ты, негодница, задумала?!,-воскликнул я, и набросил на лису большой мешок. Принес я ее домой, из мешка достал, и стал думать, что же мне с ней делать. А лиса огляделась по сторонам, и говорит:
-Не сердись на меня, Дедушка Панас. Просто я мимо деревни вашей бежала, и решила в гости заглянуть. Ох, и хороши же у вас с бабушкой петушки да курочки! Вот бы и мне таких заполучить.
-Ну, ответил я рыжей плутовке,-это совсем просто. Нужно весной поле зерном засеять, да осенью урожай собрать.
-И будут у меня курочки?,-облизнулась лиса.
-Погоди ты! Рано еще!,-ответил я,-нужно циплят выкормить, пшеницей да водицей, ухаживать за ними, да растить, следить, чтобы хищные птицы или кот, или крысы их не унесли, а уж потом вырастут из них петушки да курочки, большие да красивые. Будут они тебя радовать, только сперва потрудиться нужно. Если хочешь, мы с бабкой тебя научим, как курочек да петушков выращивать.
-Вот еще,-лениво сказала лиса,-я лучше в лес подамся, может, зайца поймать повезет.
-Ну, как знаешь,-сказал я в ответ,-ладно уж, на первый раз я тебя прощу, да домой отпущу, только гляди, больше мне не попадайся, и сюда не возвращайся.
Отпустил я лису в лес, а она и не думала уходить.
-Дождусь-ка я, когда стемнеет,-думала она,-а потом залезу в курятник, да наберу петушков да курочек столько, сколько смогу унести.
Спряталась она возле пасеки и стала ночи ждать. Как только солнце скрылось за горизонтом и стало совсем темно, стала лиса к курятнику подкрадываться. Но она ведь не знала, что пес Бровко в своей конуре около курятника не дремал, а верно свою службу нес. Выскочил он из темноты, да на лису набросился, хвост ее пушистый в клочья ободрал. Вырвалась она со двора, да в лес убежала.
Прошло немного времени, и отправились мы с бабкой в лес за грибами. Встретили там свою старую знакомую, рыжую хитрую лису.
-Ну,-спросил я у лисички,-как тебе, по вкусу не заработанные петушки да курочки? Будешь теперь знать, как по чужим дворам лазить, да курятники разорять. Будет тебе наука.
-Я все поняла, дедушка,-жалобно сказала лиса,-не забыть мне вовек этой науки, до сих пор бока болят, а хвост, погляди, какой облезлый! А все твой пес Бровко виноват, всю шерсть из меня повыдергал.
-А ты не ходи по деревне, не воруй, да не обманывай честных людей. Тогда и тебя никто не тронет.
Больше лиса в курятник не лазила, надолго запомнилась ей прежняя наука, а все потому, что легкий хлеб никогда сладким не бывает. Вот такая случилась с лисой поучительная история:ей урок, а всем другим наука, чтобы трудиться, не лениться, и тогда никакой пес Бровко не будет страшен.


Дед Панас рассказывает историю о том, как звери лесные яблоню делили.
Пришла в деревню осень. Сады пестрели спелыми яблоками, под весом которых гнулись до земли уставшие ветви деревьев. Много деревьев в саду у старого Деда Панаса, да разве управится он один? Не те уже годы, и силы не те...Стали старики свой сад убирать, а тут и ребятишки почти со всей деревни на помощь подоспели. Быстро спорится работа, вот уж огромные плетеные корзины полны сладких хрустящих яблок, а бабушка Мария зовет всех к столу, ведь она напекла румяных пирожков с яблоками, а старый пасечник уже приготовил огромное блюдо, на котором были ароматные пчелиные соты, залитые душистым медом.
-Деда?,-спросила старика маленькая Марьяна,-а звери лесные тоже яблоки любят?
-Конечно,-серьезно ответил Дед Панас,-они тоже яблоки любят. Однажды они чуть не подрались из-за этого. Всякое бывает на свете.
-Ой, дедушка, милый, расскажи,-стали просить малыши, зная что сейчас обязательно начнется новая сказка.
-Ну ладно,-добродушно засмеялся старик,-вы хорошо потрудились, пора  и сказку послушать.
Росла на краю леса яблоня, большая да душистая. Всю весну она пышно цвела, и приходили звери на это диво лесное полюбоваться. А потом стали на красавице лесной яблочки дозревать, и к осени были они такими румяными да душистыми, ну, прямо как у нас в садах. Пришел как-то медведь к дереву и говорит:
-Вот какая яблонька выросла всем на удивленье! Как яблоки дозреют, я ее всю целиком в свою берлогу заберу.
А тут лиса мимо яблоньки бежала, как слова медведя услыхала, рассердилась:
-Ты что это удумал, косолапый? Растет себе деревце на славу, всем нам на радость, а ты его все целиком себе забрать хочешь?
-Я в этом лесу самый сильный!,-сердито проревел медведь,-а значит, все здесь мое!
-А я в этом лесу самая умная и самая хитрая,-ответила ему лиса,-а значит, давай дерево на двоих делить! Вон оно какое большое, с него не убудет.
-Ладно,-нехотя ответил медведь.
А тут откуда ни возьмись волк объявился.
-Что это вы тут спорите? Уж не за яблоню ли?
-А ты, серый, беги себе по добру по здорову,-зло прошипела лиса,-тебе яблоня и вовсе не нужна.
-Как это не нужна?,-возмутился волк,-я тоже в этом лесу живу, значит и мне частица этой яблони принадлежит.
Стали они ссориться да ругаться, драться да кусаться, каждый из них яблоньку в свою сторону тянет. Трясли ее, трясли, пока все яблоки не посыпались. И целая гора спелых хрустящих плодов на краю леса образовалась.
-И что нам теперь со всем этим делать?,-думали звери, почесывая головы, на которые яблоки падали.
-А ничего делать и не нужно,-сказал проходивший мимо ежик,-кому сколько яблок нужно, тот столько себе и возьмет. А деревце пусть растетсебе всему  лесу на радость.
Подумали звери и решили, что так тому и быть, а яблоки по норам да по гнездам своим растащили.
Больше они за яблоню не дрались, а каждый год с нее богатый урожай собирали, почти такой же, как в саду старого доброго пасечника, Деда Панаса.


Как январь с февралем поссорился.
Ох, и хорошо в деревне зимой. Декабрь землю и деревья инеем посеребрит, в небе туч нагонит, а в январе и того красивее:выпадет снег, и айда на санках кататься. А в феврале и того лучше:февральские морозы расстараются, речку толстым льдом покроют, на коньках кататься можно. Набегается детвора за день, в снежки наиграется,на коньках да на санках накатается, а потом к Деду Панасу всей веселой юрбой в гости прибежит. У него в хате тепло да уютно. Разместится ребятня, кто у теплой печки, а кто и на печке найдет местечко. Дед Панас их медом и пряниками угощает, да новую сказку рассказывает. А малыши пряники кушают, да интересную историю слушают.
Однажды зимой это было. Декабрь-месяц свой срок отслужил, да брату январю свое место уступил. А тот уж расстарался:окна домов волшебными узорами расписал, в лесах да деревнях снегу насыпал, даже для городских жителей немного снежку припас, чтобы и им скучать не пришлось. Ходит он везде, свои владения оглядывает, да работу свою нахваливает:
-Вот уж какой я! Все деревья белой шубой одел, на полях мягкий снежный ковер постелил, чтобы осенью люди добрый урожай собрали. Осталось только детворе щеки нарумянить, да за носы их пощипать, чтобы веселее им играть было.
Подошел и его срок. Пора февралю-месяцу место уступать.
-Ну что, братец-январь,-сказал февраль,-пора и мне за работу браться, метель да вьюгу на волю выпускать. Ты, январь, хоть и красивый месяц, а я все же посильнее буду.
-Ах, вот как!,-рассердился январь.-Тогда давай силами меряться. Поглядим, кто из нас сильней окажется.
Снял январь-месяц свои белые рукавицы, тряхнул ними как следует, и посыпался из тех рукавиц снежок, мягкий да пушистый. Вся земля вокруг еще белее стала.
А февраль-месяц как подул, как тряхнул своей седой бородой, налетели ветры холодные, намели сугробы великие, такие что ни неба ни земли не видать.
-Ах, так!,-воскликнул январь.-Ну, хорошо же! Вот покажу я сейчас, что еще я умею. Держись, братец февраль!
Снял январь свою шапку пушистую, да в сугроб кинул. И пошел мороз трескучий по всей округе, а февраль только смеется, да так, что ветки на деревьях вздрагивают. Развязал он свой кушак, да в небо закинул, и налетела вьюга, да метель такая, что от земли до небес ничего не видать.
А когда притомились они оба от своих стараний, да сели на пригорок отдохнуть, наступила тишина, только сосульки на крышах хат звенели.
-И чего это мы разбушевались?,-сказал январь, почесывая свою длинную седую бороду.-Давай, что ли , мириться, братец февраль?
-И то правда, братец январь!,-радостно воскликнул февраль-месяц,-чего нам с тобой ссориться? Погляди, чего мы с тобой натворили!
Огляделись они, а кругом снегу намело, да льда наморозило столько, что на три зимы хватило бы.
-Ничего,-сказал откуда-то появившийся март-месяц,-я все это быстро исправлю, а вы, братец январь и братец февраль, так крепко ссорились, что даже не заметили, что зиме конец приходит, и пора мне, марту-месяцу за дело браться.
-Эх!,-сказали братья зимние месяцы,-что ж, братец март, вот тебе посох, принимай владения. Ты хоть и моложе нас будешь, а свою работу знаешь, быстро лад наведешь. А нам отдохнуть пора, до следующей зимы сил набраться.
Больше братья месяцы никогда не спорили, каждый из них к нам в свое время приходит, да свои порядки наводит, земле на пользу, а нам, людям, на радость.


Рецензии