Сэм

1.

Когда-то давно, ты просто сидел на подоконнике, смотрел на гуляющих детей за окном. Они мучили котенка. Ты молчал, без интереса взирая на глупую ребятню. Что вырастет из ребенка, который с детства не уважает природу? Ничего хорошего. Ты молчал, и чашка чая остывала рядом с тобой на столе.
Больше всего ты не любил жестокость. Именно поэтому судьбе было угодно сделать из тебя человека, старающегося помочь каждому. "Имя - определяет все" говорит ты. Но это не всегда было так. Иногда, имя являлось обузой тебе и другим, поэтому иногда люди меняли свои имена, беря те, что изначально им не предназначены.
Но ты любил свое имя, в отличие от меня.

Помню, на кухне горел свет. Ты читал какую-то интересную книгу и делал небольшие белые закладки в ней. Я стояла в створе двери с чашкой кофе и смотрела на тебя. Мне тогда грезилось, что прошло уже много лет. Мы вместе, в нашем большом доме. Вокруг сад, в нем играют дети. Наши дети.

- Я не думаю, что реально в нашей жизни нести ответственности за каждого. Это не рационально. Но рационально нести ответственность за ближнего своего. А всех все равно не спасти, как не пытайся.

Так говорил ты, и слова эти казались мне тогда такими весомыми, что их никто не мог растоптать, превращая в ничто.

- Много людей, каждый день ненавидят друг друга за мелочи, которых не понимают. Они не стремятся сделать кого-то лучше, они лишь хотят казаться лучшими на фоне других.

Философия никогда не была твоим коньком, но ты любил делиться своими размышлениями со мной. Гуманитарные науки призваны всесторонне развивать человека, а не делать так, что бы он оставался пассивным к миру.

- Мир не надо защищать. Его надо просто не портить.

Эти слова твои даже сейчас иногда звучат в моей голове, хотя уже давно пора их забыть. Но они не забываются. Почему-то. Они до сих пор важны для меня, хотя прошло уже много времени с того момента, как ты их сказал мне.

Время лишь часть отрезка жизнь каждого из нас.

...

2.

Мы никогда не были одиноки. Тем не менее, ты всегда говорил, что мы одиноки. Но даже в одиночестве есть свои плюсы.

- Одиночество - это длинный путь к счастью.

Одиночество, может много рассказать тем, кто хочет слушать. Это не болезнь, не данность, это просто путь, которые выбирают люди.

Ты говорил, что истоки одиночеств заложены в каждом, но многие страдают фобиями одинокости, боясь и презирая быть ни с кем.

- Одиночество нужно, что бы стать сильнее и выносливее. Из него мы выносим бесценный опыт мужества.

Каждый человек, всегда один на один с этим миром. Иногда даже подумать страшно, что в огромном мире с населением более пяти миллиардов человек, каждый, так или иначе, одинок. Непонимание - это тоже тип одиночества, где мы отказываемся от людей, которые могли бы нам помочь хотя бы на время не быть одинокими.

- Одиночество каждый выбирает для себя сам.

Иногда было грустно, когда ты уходил на работу, и я слушала пустоту, пытаясь понять и осмыслить твои слова, в которых, несомненно, было разумное зерно.

...

3.

Когда-то давно я любила смотреть, как ты пересаживал цветы из маленьких и тесных горшков в другие, более просторнее. Очень осторожно и нежно. Я никогда не мешала тебе. Просто наблюдала. Ты возился с ними, как с пациентами.

- Они тоже заслуживают заботы и нежности, как и люди, которые иногда не заслуживают даже взгляда в их сторону.

Каждый цветок, говорил ты, по-своему хорош и полезен. Нет бесполезных растений,  есть лишь неумение о них позаботится. Ты умел. За каждым был свой уход, своевременный и благой. Каждый из них был в твоих надежных руках.

- Милосердие делает из людей тварей божьих, которые заслуживают второго шанса. Каждый из людей, так или иначе, верит во второй шанс, и что кто-то сверху его ему даст. Ошибка? Заблуждение? Наивность?

Милосердие ничего не делает с человеком. Оно просто живет внутри. Оно дает не нам шанс, а мы с его помощью даем другим этот шанс. Не всегда правильно, не всегда осознанно. Но...

Милосердие не сделает из человека добродетеля, оно дает шанс быть, возможно, лучше, чем он есть, но не более.

- Милосердие, взращенное в сердце единожды, никогда невозможно затоптать сапогами тщеславия...

...

4.

Работа заставляет иногда людей не видеть дня. Это потребность. Но ты всегда ловил возможность увидеть день, помочь кому-то увидеть день. Ты многим помогал, вот так, не за спасибо, а за просто так. Ты не жил просто так, ты жил ради того, что бы помогать кому-то, кто даже спасибо не скажет.

- Добрые дела просто. Нужно лишь захотеть.

Добрые дела находили тебя, а злые обходили стороной. Ты всегда был для меня избранным. И я боялась того, что кто-то тебя заберет.

- Не бойся, просто нужно быть готовым к тому, что бы уйти. Нет никаких программ, просто есть судьба.

Твоя судьба была помогать людям. Бывает так, что ищешь свое предназначение, и не находишь. А оно у тебя под носом, и человек с чистой душой всегда подскажет тебе где его искать, какими путями к нему идти. Это и есть делать добрые дела. Не за "спасибо".

Однажды мы с тобой шли по улице. Было очень холодно, зима в разгаре. Я встретила тебя со смены. Ты был уставшим, смена вымотала и выжала все соки. Мы шли по улице и около магазина заметили небольшую коробку, а в ней сидел котенок. Серенькое промерзшее существо, брошенное кем-то.
Ты тогда взял его на руки.

- Не все люди обладают природным состраданием.

Масика ты принес домой. Отогрел, откормил и оставил у себя. Я тогда подумала, что этот невзрачный котенок слишком мал и слаб, что бы говорить спасибо. Но я ошиблась. Утром, я застала вас двоих сидящих у телевизора. Котенок прижимался к тебе, как к единственному человеку на земле.

Животные умеют благодарить. Наверное, они просто человечнее иногда. Преданнее.

А потом был тот вечер. Никогда его не забуду. Ты уехал на вызов. Обнял меня на прощание и масика. И всё...
Иногда люди в этом мир приходят, что бы делать добрые дела. И когда я смотрю на этого масика, я думаю о тебе. Ты его спас, и теперь, когда тебя нет, в этом котенке словно живет твоя душа. Когда Сэм смотрит на меня, я словно вижу в его глазах твою душу. Он словно ангел-хранитель оберегает меня, как бы оберегал меня ты.

В этом замечательном Сэме живешь ты.


23-10-2010 Конец.

Посвящается моему Другу и моему коту.


Рецензии