Посредине ничего

Дорога, уходящая на Алакуртти, и далее на Саллу – отличается от большинства российских «сестер», но до европейского идеала ей далековато. В расчет не берется окружение: северная природа лишь на первый взгляд скупа, ее великолепие раскрывается при солнечном свете - спокойные пастельные тона превращаются в яркие, насыщенные.
Минуя третий пост, мы покидаем родину и приближаемся к финской границе. Проходим таможенный контроль, и оказываемся в другом государстве. До Саллы остается меньше получаса неторопливой езды.    

Лучше один раз увидеть…
Салла – небольшое поселение, в котором проживает около 4 000 финнов. По нашим меркам, это вовсе и не город, а какой-нибудь районный центр Средней полосы. Но в отличие от российской глубинки в финском муниципалитете компактно, уютно, чисто и красиво. Вот тебе и «ничего», да еще и «посредине»! Именно этими двумя словами переводится на русский название поселения.
Знакомство с финской гимназией предполагалось еще три года назад, когда в Мурманской области зародилась идея, реализовавшаяся в проект «Приграничная гимназия в Салле».

Что русского «бодрит», финнам невдомек!
Встретили нас с русским гостеприимством, но финской изюминкой: сытно накормили в гимназической столовой. А перед принятием пищи, мы расписались в специальной тетрадке, мол, были здесь и угощались, - учет и контроль везде и во всем! В столовой же встретились с российскими ребятами, которые вели себя непринужденно, как настоящие аборигены. Мне предложили фотоаппаратуру и сумку оставить в школьной раздевалке, на вопросительный взгляд Роза Владимировна улыбнулась: «Здесь ничего не крадут!» Подумала: и мы еще удивляемся, почему так живем?!
В 2009 году на обучение в гимназию Салла из Мурманского региона прибыло 12 человек. Финские педагоги удовлетворены подготовкой наших детей, хотя на первых порах всякое бывает! И дело даже не в языковом барьере. Отличие в культуре, традициях финского народа и в подходе к воспитанию детей.
Пообщавшись с нашими ребятами и финскими педагогами, услышала немало разных историй. Так, одна россиянка подружилась с двумя финскими гимназистами. И в бильярд вместе играли (игра разрешена в гимназии и даже пользуется популярностью среди учеников!), и в совместных конкурсах, состязаниях участвовали. Казалось бы, - друзья на век!
Однажды, увидев товарищей, девочка радостно поприветствовала их, но в ответ ничего не услышала. Она в недоумении! Оказалось, что у финнов так не принято – юноши, хотя и очень скромны, должны здороваться первыми. 
Еще об одном «международном» отличии рассказала финский воспитатель, подводя итог нашей встречи: «Российские дети более раскрепощенные…»   

Тяжело в учении…
Прозвенел звонок… Финские и русские дети разошлись по классам. Мы поднялись на второй этаж и прошли в просторный класс, опять же, особо не отличающийся от российских, но с некоторой поправкой: все ж таки более широкий и более комфортабельный. Урок математики. Предмет ведет молодой финский педагог, по общему мнению россиян, просто великолепный! Добродушный и строгий, мягкий и требовательный одновременно. Удивительно, но ребята и учитель понимают друг друга с полуслова! Дисциплина сложная – не всем по зубам. Урок ведется на английском языке. Затем вводится финский: отдельные слова, термины, обращения. Делается все, чтобы дети постепенно привыкали к финскому языку и понимали о чем идет речь.   
Еще одна проблема и еще одно отличие. Наши дети привыкли получать оценки ежедневно. В финских школах не сразу говорят о результатах. Психологический момент учитывает индивидуальность каждого и дает шанс подтянуть хвосты, если таковые имеются. Замечания делаются в деликатной форме, отрицательные оценки не выносятся на общее обозрение. И это при том что российское образование финские педагоги считают достойным. Полагают, что если ученик готовится к уроку каждый день, это дисциплинирует и вырабатывает ответственность. Некоторые моменты нашего образования им нравятся, а поэтому они берут их на вооружение.
Трудно ли нашим ребятам? Нелегко. Но тяжело в учении - легко в бою!
Заметим, что российские дети живут неподалеку от гимназии в муниципальном общежитии, которое, конечно же, сильно отличается от подобных учреждений России. Просторные спальные, игровая, душевые, туалетные комнаты, общая комната, кухня, где в выходные дни ребята готовят завтраки, обеды и ужины. А в особенные дни, например, дни рождения, еще и пирогами балуются (занимается выпечкой Роза Владимировна, кулинарные способности которой оценили уже и финские преподаватели)! 
За общежитием есть спортивная площадка. Даже за грибами удается сходить, благо лес рядом.
Все бы хорошо, все бы замечательно, если не считать, что дым Отечества все ж таки навевает грусть на юные сердца – нет, нет, да вспоминаются дом, уютные и такие родные лица мам, пап, бабушек и дедушек, братьев, сестер и друзей. Сама видела, как радовались ребята привезенным домашним гостинцам, даже от нетерпения руки потирали и на месте подпрыгивали. Но ностальгия не мешает, скорее, помогает, развивает самостоятельность. Приходит и умение из десятка путей найти единственный и правильный. Да и результаты первых, девяти, «прорубивших окно в Европу», - живой пример и образец.

К размышлению…
Первые девять добровольцев, закончивших гимназию в Салле в 2007-2008 годах сегодня уже студенты. Как сложилась их судьба?
Трое поступили в университет г. Рованиеми - РАМК (прикладной институт) на специальность «информационная технология». Они будут обучаться 4 года и получат степень бакалавра. Трое выпускников поступили в колледж г. Кемиярве. Им учиться три года. Один пробовал поступить в университет в Хельсинки на экономический факультет, сдал тестирование, но не прошел по конкурсу. Сейчас он учится в политехническом университете г. Санкт-Петербург.
Двое пробовали поступить в институт на юге Финляндии и хотели освоить профессию переводчика, но не прошли по конкурсу. Сейчас проходят обучение в Петрозаводском университете и в политехническом университете в г. Санкт-Петербург.


Рецензии
Понравилась мне Ваша интересная статья! Неплохо там учиться российским школьникам. Те кто поступили в местные вузы и колледжи, там и останутся жить...
Мозги постепенно утекают -вот что печально. А вообще нашим детям трудно -одни рюкзаки с учебниками таскать, словно камни наложены. Нужна реформа образования, планшеты в школах, а не учебники.
Всего доброго Вам, Оля!
С наступающим Новым годом.
20-й уже уходит потихоньку.
Пусть заветные мечты сбываются.

Татьяна Шмидт   19.12.2020 18:00     Заявить о нарушении
Согласна, Таня, что нужна реформа образования. Правда, сегодня в наших школах открываются различные профильные кабинеты цифровизации "Точки опоры", там такие мебель и оборудование (компьютеры, планшеты, 3D-принтеры и экраны), которые нам и не снились!;) Для маленьких россиян сегодня многое делается.
Спасибо за чтение, добрые слова и... новогодние поздравления!:)

Ольга Савва   21.12.2020 19:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.