История маленького сайгака

Казахстан: погибла треть поголовья сайги – более 127 тысяч голов
Экологи страны вынуждены сообщить жуткие новости масштабов падежа скота в Казахстане. Сейчас эта цифра почти что достигла 130 тысяч голов. Практически треть от общего поголовья сайги, которые имеются в республики, погибло.

История маленького сайгака

Среди степей Сары Арки сайгаков мчатся табуны.
За ними вечно ходит страх, он их преследует в степях.
Сайгаки древнею тропой спешат скорей к себе домой.
Их ждет родимая земля, ни с кем любовь ту не деля.

За что Аллах их невзлюбил, такую участь подарил?
Всю жизнь бежать и убегать, покоя, счастья не видать?
И есть ли мир где в тех краях? Везде опасности и страх!
И хоть их помыслы чисты, разбиты вдребезги мечты.

Я маленький сайгачонок. Недавно убили мою маму. Теперь я не знаю,
как жить.
Я родился в мае, когда меняется погода, льют весенние затяжные дожди, а иногда выпадает снег. Люди это время называют: куралай. От обилия выпавших осадков зависит урожай. Детенышей сайги, родившихся в это время, люди тоже называют «куралай».
– Почему дети сайги рождаются в такие ненастные дни? – спросил я у мамы.
– Потому, что природа таким образом защищает новорожденных. Когда поднимается пыльная пурга, наши враги не чувствуют запаха новорожденного. Мамы в одиночестве выхаживают своих детенышей. Мы прячем их от волков и шакалов, и хищных птиц, которые высматривают свою добычу. Большие опасности подстерегают сайгаков каждый час, каждую минуту, каждую секунду.
Мама-сайга рассказала, что, когда я родился, было очень холодно, шёл снег, и она ослабела без еды и тепла. И тогда обессиленную сайгу с детёнышем нашёл егерь. Он долго выхаживал маму, пока она не выздоровела. Я благодарен человеку за то, что он спас нас. Поэтому я был уверен: человек сайге – друг!
Когда мы вернулись к своим родственникам, степь покрылась чудесной зеленой травой, которая была вкусной и сочной. Весной цветут алые маки, и чудесные ароматы распространяются по степи. Вожаки не любят эти запахи и уводят стадо подальше от них. Если долго находиться среди цветов, то кружится голова и начинаешь болеть.
Наше стадо постоянно перебирается с места на место в поисках еды. Даже, если еда в изобилии, мы должны убегать от волков и шакалов, которые незаметно подкрадываются и нападают на нас. Мы в вечном движении, и пробегаем десятки, сотни километров и нигде нет покоя.
Летом, чтобы полакомиться пшеницей, мы прячемся среди высоких колосков. Но потом, когда пшеница созревает, там появляются трактора и комбайны: начинают косить пшеницу.
Когда от хорошей еды у нас накапливается жир, на нас начинается охота. Кто нас убивает? Люди! Они преследуют нас на машинах и мотоциклах и не могут остановиться. Они охотятся за нами и с вертолета. Становятся, как звери, и стреляют, пока не уничтожат все стадо. Жестокость человека не знает границ.
Я спросил маму:
– Кто для сайги человек? Друг или враг?
 Мама ответила, что среди людей тоже есть хищники. Егерь занимается нашей безопасностью, он ловит браконьеров, не даёт им отстреливать нас. Только бедный егерь не может угнаться за дорогими джипами, на которых устраивается охота. В этой неравной борьбе иногда и егерь становится мишенью.
У сайгаков мало времени для общения из-за постоянного движения. Я любил привалы, где мы отдыхали и слушали рассказы старого вожака. Старики учили нас, как выжить в неравной борьбе с человеком.
Миллионы лет назад огромные стада сайги паслись в степи и казались живым океаном. Древние люди не имели современного оружия – они использовали луки и стрелы, и отстреливали по несколько животных, чтобы прокормиться. Природа была щедрой – степь могла накормить огромные стада сайгаков сочной травой.
В те времена не было ни государств, ни границ, животные мигрировали по всей земле и считали себя её хозяевами. Когда наступали холода, сайгаки убегали в жаркие страны. Старый вожак показывал нам земли, где паслись куланы и сайгаки вместе. Люди это место называют «Кулан Отпес» – здесь проходили куланы. Оно стало ребристым от оврагов. Говорят, раньше там был океан.
Прошли века. Человек обжил землю, установил границы и построил железные дороги. Почти уничтожены куланы, все меньше остается земли для пастбища сайгаков.
Недавно люди стреляли из вертолета, погубили почти все стадо. Я испугался и не знал куда спрятаться, и укрылся среди машин. Никто не видел и не слышал, как стучит мое сердечко. А мне казалось, что оно сотрясает все вокруг. Двуногие звери поднимали убитых сайгаков и бросали в страшную машину. Потом люди увидели меня, и тоже захотели убить и бросить с остальными.
Среди них оказался пожилой мужчина, он закричал:
– Хватит стрелять! – но никто не слышал его слов.
Тогда он закрыл меня собой и сказал:
– У вас есть дети? Посмотрите, какие у него испуганные глаза, как у ребенка, какие маленькие рожки! Если об этом узнают ваши дети, они не простят вас! Отпустите его. Может, судьба улыбнется и сайгачонок найдет свое стадо. А если он погибнет, то я буду знать, что не причастен к его гибели. Значит, такая у него несчастная судьба. Беги, малыш! Хотя я не уверен, что ты останешься жив. Вокруг так много хищников! Удачи тебе!
И я убежал. Мне повезло.

Дария Джумагельдинова,
г. Астана, Казахстан.


Рецензии
2016году был страшный мор сайгаков, погибло от неизвестной инфекции свыше 400 000тыс голов в Казахстанских степях. Может маленький сайгачонок остался жив! Очень хотелось бы. Спасибо вам Дария что вы дарите надежду людям, своими трогательными рассказами. С уважением Тамара.

Тамара Умбетова   04.05.2017 19:01     Заявить о нарушении
Спасибо Тамара! Мужчина который заставил его отпустить был мой муж.

Дария Джумагельдинова   04.05.2017 19:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.