Мизинец

- Братья! Остановитесь! Что нам делить?!

Флавиус стоит на груде обломков, под самым Куполом. На рассеченной щеке запеклась кровь, покрытые грязью ладони вскинуты вверх в знаке не капитуляции, но примирения. Оружие валяется у него под ногами, и только это сдерживает пару десятков людей, у которых Флавиус сейчас на прицеле.

- Мы все дети Земли! У нас одна Родина, и да не разделят нас ни предрассудки, ни страх, ни эта малость!

Флавиус широко раскрывает правую ладонь. Крупный план: пять пальцев растопырены, как лучи. Левой рукой он достает из-за пояса внушительных размеров нож – огоньки прицелов тут же перемещаются на оружие, готовые разорвать кисть в клочья при первом же неосторожном движении.

- И я докажу, что мы с вами – едины!

Одним быстрым движением Флавиус вскидывает руку с ножом и отсекает себе мизинец на правой кисти. Все звуки стихают: не слышно ни стрельбы, ни криков раненых, ни грохота взрывов. Медленно переворачиваясь в воздухе, отрубленный палец падает вниз; сопровождаемый в полете рубиновыми каплями, срывающимися из изуродованной фаланги. Мизинец падает в пыль, нарушая тишину глухим мощным звуком, от которого, кажется, треснет сам Купол.

Общий план – и альфийцы, и бетианцы выходят из-за укрытий, оружие падает оземь, люди вскидывают руки в приветственном жесте – и кисти их рук – и пятипалые, и четырехпалые, напоминают россыпь звезд в глубинах космоса. Гремит торжественная музыка. Финал.

- Стоп! Снято! Очень хорошо! Репетиция окончена!

Широ Накамура оторвался от монитора, встал из режиссерского кресла и направился к середине павильона, имитирующего Центральную Площадь под Куполом. Грег – пожалуй, слишком юный для роли Флавиуса, но все же чем-то похожий на него – спустился с возвышения, растирая на ходу загримированную руку. Вымазанный в бутафорской крови, его мизинец на правой руке был целехонек. Нехитрая ловкость рук и спецэффекты сделали свое дело.

- Мой мальчик, это великолепно! – Широ протянул свою четырехпалую руку для рукопожатия, но Грег сделал вид, что не заметил ее.

- Я хорошо смотрелся?

- Идеально. Сам Флавиус гордился бы тобой! – Широ сомневался, что прославленный герой одобрил бы заносчивого пацана, ну да не это главное. Шоу должно пройти отменно, а другого такого шанса для четырехпалого режиссера могло и не представиться. Грег что-то буркнул в ответ и пошел смывать грим.

Вокруг собиралась массовка в запыленных комбинезонах защитного цвета – пятипалые альфийцы и четырехпалые бетианцы стояли совсем рядом, удивительным образом не смешиваясь. Память поколений, что ли?

- Эй, шеф! – окликнул Широ ассистент. – Куда это девать? – он сунул ему под нос раздавленный муляж окровавленного пальца. Похоже, кто-то – скорее всего, Грег - умудрился наступить на него.

- Выброси. У нас есть еще несколько муляжей для шоу. – Вот зачем нужны репетиции – и Широ настаивал на этом (хотя многие жители Станции считали, что реконструкция событий полувековой давности – далеко не самая первоочередная задача, стоящая перед ними).

«Посмотрел бы я на них», - пробормотал Широ, - «если бы этот олух раздавил чертов палец у всех на виду во время шоу, а не на финальной репетиции. Скандал! А виноватым оказался бы я!»

На выходе из павильона его уже ждали репортеры – Студия позаботилась об этом: не ради Широ, разумеется – уж больно хороший повод, чтобы доказать, зачем вообще нужна Студия.

- Мэнди Ли, «Новости Под Куполом». Что наши зрители увидят завтра на Центральной Площади? И чем лично для вас является День Примирения?

- Как и для всех жителей Станции, День Примирения – важнейшая веха в развитии нашей колонии. Посудите сами – преодолеть бездонные глубины космоса, донести свет человеческого разума в далекие миры, а затем передраться, как пауки в банке? Что может быть отвратительнее? Сегодняшняя молодежь уже не помнит, как наша Станция – возможно, последний островок разума во Вселенной - оказалась на волосок от гибели, и моя задача – напомнить им об этом.

Широ был уверен, что выглядит безупречно в объективе телекамер, но вот его рука… Он не испытывал никакого стеснения перед съемочной группой, когда его тонкие пальцы – по четыре на каждой руке – обхватывали специально разработанную для бетианцев камеру, или когда они порхали над операторским пультом. Но вот сейчас, когда он держал перед собой микрофон, его рука наверняка просто маячит на переднем плане, и все только на нее и смотрят. Проклятая клешня! Широ заставил себя улыбнуться и продолжил:

- Вы только подумайте – война прямо здесь, под Куполом! И вдруг – посреди хаоса, расовой вражды и непонимания – вперед выходит герой, и приносит в жертву то, что и стало формальной причиной раздора. Вы понимаете? Если бы не он, наши предки просто перебили бы друг друга!

- Почему именно вам доверили подготовку праздника?

Широ быстро бросил взгляд на руку журналистки. Так и есть. Пятипалая. «Ну давай, спроси в открытую: как это четырехпалому выскочке доверили режиссировать таким масштабным проектом?» - пронеслось у него в голове, но вслух сказал, разумеется, другое:

- Дело не во мне. Студия делает все возможное, чтобы сохранить хотя бы подобие тех культурных явлений, которые были так важны на Земле: новостные каналы, музыкальные концерты, театр – даже кинематограф! А я – лишь скромный сотрудник, которому доверили реализацию этой идеи…

Сам Широ, разумеется, был далеко не уверен в том, что получил этот проект исключительно благодаря своим заслугам – небольшим театральным постановкам на такие заезженные темы, как «Мирный труд на Станции», или «Прощание с Землей». Реконструкция сражений времен Войны под Куполом – совсем другое дело, и тут Широ признавал, что его назначение, по сути – популистский шаг, мол, у нас и четырехпалые на первых ролях! Что ж, он им докажет на что способен!

Вопросы продолжались, но настроение у Широ испортилось. Больше всего на свете ему хотелось сейчас спрятать руки в карманы…

***

- Папа, папа, что это?

- Это баррикады. За ними можно спрятаться во время боя!

- Там будут стрелять?

- Понарошку. Помнишь, что я тебе рассказывал? Это будет, как в кино. Тебе хорошо видно?

- Ага!

Марк Андерсон огляделся по сторонам. Центральную площадь сегодня было не узнать. Они как будто и вправду перенеслись на полвека назад – повсюду виднелись устаревшие машины и механизмы, по площади ходили люди в одежде первых колонистов – еще не износившаяся форма с Кораблей. Вокруг площади, напротив, возвышались современные трибуны – из тех, что собирают на время спортивных матчей. Марк пришел с дочкой заранее, чтобы занять места получше – ближе к началу представления тут будет тесновато. Все желающие, разумеется, увидят шоу прямо из своих отсеков, но увидеть всё своими глазами – совсем другое дело. Да и неподдельная атмосфера праздника захватывала – из динамиков раздавался «Марш Колонистов», а на больших экранах над площадью показывали фрагменты видеозаписей прошлых лет.

Вероника вся извертелась в ожидании начала. Она уже съела два тюбика с какой-то вкуснятиной, умудрившись испачкать перчатки, и вдоволь насмотрелась на декорации предстоящего сражения. Надо ее чем-то занять. Впрочем, повод для внеочередного урока у них прямо перед глазами.

- Вероника, расскажи, что учительница Иванова рассказывала о Дне Примирения?

- В этот день Герой Флавиус отрезал себе палец.

- А почему он это сделал?

-Чтобы помирить пятипалых с четырехпалыми.

- Надо говорить: «альфийцев» с «бетианцами». Ты помнишь, почему мы их так называем?

- Потому что так назывались космические корабли, которые построили на Земле: «Альфа» и «Бета». Когда на Земле случилась Большая Беда, люди отправились на Кораблях на ближайшую пригодную для жизни планету.

- И что с ними произошло?

- Корабль «Альфа» построили первым. Корабль долго-долго летел в глубинах космоса. – Вероника явно «включила» хорошо заученный урок. – Так долго, что все те, кто когда-то стартовал с Земли, состарились и умерли. Но их потомки добрались до цели. Дышать на планете было нельзя, как на Земле, поэтому люди и машины построили наш огромный Купол, и отсеки, где мы живем. Люди думали, что остались одни в космосе, и перестали ждать другой корабль. А он вдруг… прилетел!

«Прилетел…» - повторил про себя Марк. Спустя пятнадцать лет по исчислению Станции. К этому времени первые колонисты вполне обустроились под возведенным Куполом. У альфийцев сложился устоявшийся быт, система потребления ресурсов находилась в равновесии. И тут… гости.

- Что же случилось с «Бетой»? – спросил он вслух.

- На полпути у них случилась авария с этим… - Вероника на секунду задумалась. – С реактором! Они там все чуть не умерли! У них была… радиация! Но они всё починили, и полетели дальше…

- И как авария отразилась на экипаже «Беты»?

Вероника посмотрела на отца с укоризной, явно готовая к более сложным вопросам.

- У них стали рождаться дети с четырьмя пальцами… Без мизинца!

Мизинец... Какая малость, если подумать, однако к моменту прибытия «Беты» к пункту назначения на ее борту уже не осталось пятипалых людей – все младенцы рождались не просто с синдактилией – сросшимися пальцами – у них изменилось строение кистей и ступней: по четыре пальца вместо пяти…

- Ой, папа, смотри, начинается!

Свет над импровизированной сценой под Куполом погас, и зрители на трибунах разом притихли…

***

Грег стоял за кулисами и подглядывал через щелочку за зрителями. Сколько же их здесь собралось! Несколько тысяч, не меньше – ни одно другое зрелищное мероприятие Студии не собирало такой аудитории. И для него, Грега, в этом шоу уготована главная роль. Ну что ж… Он им покажет, на что способен.

То тут, то там в толпе Грег наметанным глазом выхватывал из толпы четырехпалых. Удивительно, как заметно отличались они от «нормальных людей», даже если их кисти нельзя было разглядеть издалека. Наверно, дело в походке, измененной из-за деформированных ступней. Или просто у них слегка настороженный, недоверчивый взгляд. Да, они все такие! Все, прилетевшие сюда на готовое, вывалившие из зараженного корабля со своим скарбом, занявшие рабочие места «старожилов», потеснившие пятипалых из обжитых отсеков. Лидеры Станции называли их обретенными братьями и сестрами, и призывали потесниться и отдать им всё самое необходимое, но Грег точно знал, что никакие они нам не братья и не сестры – уродливые мутанты, пришельцы, сбежавшие из своего чумного барака сюда, на чистую Станцию. От них просто разило чужеродностью. Грег родился много лет спустя после их прилета, но они ничуть не изменились за это время: даже их дети, играя на детской площадке, считали не до пяти или до десяти, а до четырех или восьми. Они иначе бросали мяч, иначе бегали… Грег увлеченно дразнил их в детстве, и даже показывал им оттопыренный мизинец – жест, который считался оскорбительным по отношению к четырехпалым. Доходило и до драк. Его ругали, и велели брать пример с Флавиуса Примирителя, но Грег не верил в эти легенды. Может, Флавиус и правда потерял палец в бою, но, скорее всего, мизинец ему попросту отстрелили эти проклятые уроды – а может, взяли в плен и отрезали, словно в насмешку. А потом, когда трусливые лидеры уступили четырехпалым и объявили смехотворное Перемирие, Флавиус подсуетился и придумал эту байку. И теперь четырехпалые повсюду, шныряют по Станции под Куполом, не ими построенным, как у себя дома. Они… - тут Грег сжал пальцы в кулаки так, что ногти впились в кожу – они даже начали создавать семьи и рождать потомство с пятипалыми: дети при этом наследовали либо человеческие гены, и были самыми обычными детьми, либо рождались такими же мутантами, причем четырехпалых рождалось большинство: доминантный ген. Еще немного, и они вообще вытеснят пятипалых, как вид. Когда Грег был совсем маленьким, его отец ушел из семьи – и к кому! К четырехпалой уродине! Ну что же… время расплаты пришло!

***

В центре импровизированной сцены зажегся круг света, и в него вступили двое: лидер Станции, и глава Студии. Марк заранее знал, о чем они будут говорить – о братстве народов, о Единой Цели, о стратегии перехода от выживания к развитию… Скорей бы уж начинали, а то Вероника уже заскучала…

Сцена осветилась тревожным, пульсирующим светом. Из клубов пара, окутывавших декорации искореженного корабля «Бета», вышли четырехпалые актеры, изображавшие прилетевших «бетианцев». Им навстречу выступили пятипалые колонисты…

- Как долог был путь! Не напрасно скитались мы в глубинах космоса!

- Здравствуйте, братья! Добро пожаловать в наш общий дом: на Станцию!

Обе группы смешались вместе, обнявшись. Из толпы раздались громкие возгласы: удивление, любопытство… Отвращение…

- Четыре пальца! Смотрите, у них по четыре пальца!

Марк спонтанно посмотрел на свои пальцы и рассеянно сосчитал их: раз, два, три, четыре, пять… А у Джулии – его возлюбленной Джулии, которая, увы, не пережила рождения Вероники, их было всегда на один меньше…

***

Широ Накамура смотрел на происходящее из глубины операторской кабины – его узкие кисти уверенно порхали над пультом, обеспечивая нужное освещение и звуковые эффекты. На сцене разыгрывалась сжатая версия того, что происходило в первые годы после высадки «бетианцев»: радость встречи, первые конфликты, непонимание, агрессия… И вот уже четырехпалые и пятипалые разбежались по разные стороны баррикад, раздались хлопки бутафорских выстрелов.

Широ улыбнулся. Шоу проходило просто отлично.

***

- Папа, папа, а почему они начали стрелять друг в друга? – Вероника смотрела на отца встревожено. Одно дело читать о войне в учебнике, и другое – видеть, как падают на сцене люди, а под ними растекаются лужи крови, пусть и искусственной…

- Увы, люди не смогли привыкнуть к своим различиям, озлобились и начали драться… Забились в противоположные отсеки Станции, а под Куполом вели кровопролитные сражения.

- А зачем?

- Это сложный вопрос, милая. Иногда людям кажется, что это самый правильный выход. Найти врага. Победить. Уничтожить.

Марк занервничал и посмотрел в сторону сцены. Когда же они закончат это бутафорское кровопролитие и перейдут к педагогически правильной кульминации?

***

Грег бежал вместе с остальными актерами из массовки. Вокруг всё гремело и пульсировало. Свет от прожекторов, освещавших пространство сцены, слепил глаза. В сплошной череде выстрелов на секунду наступило затишье, и Грег вышел вперед. Правой рукой он нащупал в кармане муляж окровавленного мизинца, который должен будет выронить из ладони через минуту. Нащупал… и оставил там.

- Братья! Остановитесь!

Он вскарабкался на груду искореженного металла в самом центре сцены. Четырехпалые статисты взяли его на прицел, высовываясь из укрытий, целясь сквозь оконные проемы, заходя и справа, и слева. Грег демонстративно отбросил в сторону оружие, и поднял руки вверх. Его фигура крупным планом отобразилась на экранах, развешенных над сценой.

- Что нам делить? Наши уютные отсеки, которые мы уже назвали домом? Наши рабочие места? Наши тающие ресурсы топлива и пищи? Наших женщин?

Широ в операторской кабине удивленно вскинул голову. Это не по тексту. Совсем не так, как на репетиции. А Грег продолжал:

- Мы все – дети Земли! Но вы – особенные дети! Не радиация сделала вас такими, я уверен. Грех кровосмешения на вашем гнилом проклятом корабле!

И тут Грег – теперь окончательно вышедший из роли – вытягивает вверх кисть правой руки, и показывает свой оттопыренный мизинец прямо в камеру.

Далеко в операторской будке Широ Накамура в панике хватается за голову.

Марк Андерсон закрывает дочери глаза рукой.

Над заполненными до отказа зрительскими трибунами прокатывается удивленный вздох, а затем на секунду воцаряется тишина.

А потом раздается первый крик.

***

Широ сорвал с головы наушники и что есть духу побежал к сцене. Кровь стучала в висках – он понимал, что с работой на Студии он теперь может распрощаться. Если его вообще не упекут на принудительные работы – ведь вся ответственность на нем. Чертов мальчишка! Узкие коридоры превратились в лабиринт, из которого Широ не смог сразу найти выход, а когда выбежал на открытое пространство сцены, то споткнулся о чье-то тело, и неуклюже упал на пол. Поднимаясь, он с удивлением посмотрел на собственные пальцы. Их заливала самая настоящая кровь.

Вокруг бушевало побоище – не срежиссированное, но стихийное и бесконтрольное, и оттого ужасное в своей естественности. Статисты и актеры двух противоборствующих сторон дрались уже по-настоящему: в ход шли и ножи, и игрушечное, но увесистое оружие, и любой тяжелый предмет, попавшийся под руку. Драка перекинулась и на трибуны: пятипалые кулаки находили своих четырехпалых жертв, и наоборот. Это безумие – начинать все сначала, когда все старые обиды забыты… Забыты? Теперь Широ был в этом не уверен…

- А вот и вы, маэстро! – совсем рядом произнес знакомый голос. Грег… Волосы всклокочены, униформа местами разорвана в клочья, на лице свежие и самые настоящие ссадины. И ухмылка во весь рот. – У меня есть кое-что для вас.

Грег схватил Широ за горло и встряхнул, как тряпичную куклу. Режиссер лишь схватился за эту неожиданно сильную и безжалостную руку своими тонкими пальцами, и захрипел, широко открыв рот.

- И я докажу вам, что мы с вами – едины! – с этими словами Грег засунул Широ в рот муляж окровавленного пальца и усилил хватку. В глазах у Широ потемнело, и последней его мыслью стало: «Это не по сценарию…»

***

Вокруг бушевал хаос. Все кричали, куда-то бежали, кто-то падал. Надсадно выла сирена. Марк лихорадочно озирался по сторонам, но Вероники нигде не было видно. Когда началась драка, его сбили с ног, а когда он поднялся, ее уже не было рядом.

- Вероника!!

Никого.

Марк бросился вниз по шатающимся ступеням, отмахиваясь от дерущихся людей, вцепившихся друг в друга…

- Вероника!!!

Вскинув голову, Марк неожиданно увидел свою дочь. На огромном экране над сценой.

***

- Мы все дети Земли!

Ее тонкий голосок прорезал гвалт и крики. Вероника нацепила на платье переносной микрофон, выпавший у кого-то из актеров, и каждое ее слово отчетливо слышалось во всех уголках Станции.

- У нас одна Родина…

Побоище прекратилось. Все головы повернулись в е сторону – освещенная прожекторами, стоя на возвышении посреди сцены, она казалась ангелом, сошедшим со звезд.

- …и да не разделят нас ни предрассудки, ни страх, ни эта малость!

Вероника стянула детские цветастые перчатки, столь неуместные на хорошо обогреваемой Станции, и вскинула вверх ладони, растопырив пальцы, как лучи. Ее маленький врожденный секрет, так тщательно оберегаемый папой. Уникальная аномалия – причудливая комбинация генов. Пять пальцев на правой руке. Четыре - на левой.

Вслед за девочкой, все люди на площади вскидывают руки вверх.

Будь Широ жив, он бы обязательно включил музыку в этот момент…

(с) Дмитрий Витер, 2010

Рассказ "Мизинец" занял 2-е место на Имхонет-конкурсе "Война будущего" (http://blog.imhonet.ru/community/1533/). Для конкурса текст был усечен до 15 тыс знаков: http://books.imhonet.ru/element/1136891/
Здесь приводится полный текст на 18+ тыс знаков.


Рецензии