Кто называл Иисуса Христом?
Ожидание Мессии было настолько сильным, что о всяком более-менее известном человеке тут же начинали ходить слухи, что вот он-то и есть Мессия (Христос). Евангелия сообщают, что, например, Иоанна Крестителя спрашивали: «не ты ли Христос?», на что он отвечал отрицательно. О том же спрашивали и Иисуса, и он тоже отрицал. Он ведь был не царского рода, отец его был плотник, а мать - пряха. К тому же они были галилеянами, а галилеян не считали за своих, из-за разницы как в языке, так и в вере. С тех пор евреи много раз предполагали, что вот, наконец, явился их Мессия. В 1938 году главный раввин Варшавы провозгласил Мессией Адольфа Гитлера. Но ожидания не сбылись: Мессия так до сих пор и не явился.
Однако христианская церковь утверждает, что еврейский Мессия (Христос) уже приходил, только евреи не признали его. И что этим Христом был Иисус, который и является родным сыном самого Бога.
Посмотрим, однако, кто, согласно евангелиям, называл Иисуса Христом и сыном
Бога?
Во-первых, это «духи нечистые» и «бесы»:
«И духи нечистые, когда видели его, падали пред ним и кричали: ты Сын Божий. Но он строго запрещал им». (Мк.,3:11)
«Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: ты Христос, сын Божий. А он запрещал им говорить, что он Христос». (Лк., 4:41) Следует обратить внимание на реакцию Иисуса: он запрещал бесам называть его Христом.
Кто такие эти «духи нечистые» и «бесы»? Это - посланцы Диавола, имя которого по-гречески переводится как «клеветник». Будучи нечистыми, они по своей природе не способны говорить правду; все, что они говорят, есть ложь. Поэтому, называя Иисуса Христом они не прославляли его, а наоборот оскорбляли.
Вторая категория - это люди, одержимые бесами, то есть, говоря медицинским языком, душевнобольные:
«Когда же вышел он на берег, встретил его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред ним и громким голосом сказал: что тебе до меня, Иисус, сын Бога Всевышнего? Умоляю тебя, не мучь меня». (Лк. 8:27)
«И когда он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что тебе до нас, Иисус, сын Божий? Пришел ты сюда прежде времени мучить нас». (Мф. 8: 28)
«Пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел он из лодки, тотчас встретил его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом...И, вскричав громким голосом, сказал: что тебе до меня, Иисус, сын Бога Всевышнего? Заклинаю тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди дух нечистый из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много». (Мк. 5:1)
Под гробами здесь следует понимать пещеры. Евреи хоронили своих мертвых в пещерах, поскольку обычную могилу в каменистой почве выкопать было невозможно. Поэтому «пещера» и «могила» по-еврейски обозначается одним словом. То есть речь идет об одичавших сумасшедших, изолированных от общества и живших в пещерах.
Однажды Иисуса назвал Христом его ученик Симон, прозванный за твердолобость «камнем», по-гречески Петром. Этот Симон - Петр не отличался умом и сообразительностью и из-за своей глупости неоднократно попадал в неловкие ситуации. Короткую версию той беседы приводит евангелист Лука:
«Он же (Иисус) спросил их (учеников): а вы за кого почитаете меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. Но он строго приказал им никому не говорить о сем...» (Лк., 9:20).
А вот та же история в более подробном изложении:
«Дорогою он спрашивал учеников своих: за кого почитают меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете меня? Петр сказал ему в ответ: ты - Христос... Он же, обратившись и взглянув на учеников своих, воспретил Петру, сказав: отойди от меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». (Мк., 8:27)
Иисус подчеркивал, что он пришел, чтобы сообщить людям истину, которую открыл ему Бог, чтобы через него был установлен новый завет (т.е. договор) между людьми и Богом, поскольку старый завет был нарушен, в первую очередь - по вине священников, извративших смысл учения Моисея. И поэтому он не хотел иметь ничего общего с ожиданием еврейского царя - Христа, т.е. с чисто человеческими политическими вопросами.
Настаивая на строгом соблюдении заповедей, Иисус считал кощунством приписывать Богу какого-то сына, ибо это было нарушением первой заповеди, и вообще требовал не бросаться необдуманно словами:
«И спросил его некто из начальствующих: учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог». (Лк. 18:18)
Итак, Христом его называли «нечистые духи», одержимые, т.е. душевнобольные, да твердолобый Симон, которого за это Иисус обругал сатаной, т.е. дьяволом - клеветником.
Была и еще одна категория людей, именовавших его Христом. Это были «старейшины, первосвященники, книжники», т.е. представители еврейского правящего класса и священства, против которых была направлена проповедь Иисуса, и которые желали его смерти. Услышав, что какие-то больные на улицах говорили о нем как о Христе, они пытались использовать это в качестве обвинения, потому что других преступлений за ним не числилось: «Многие лжесвидетельствовали на него, но свидетельства сии не были достаточны». (Мк. 14: 56) Иисус же отвечал им: «Не я называл себя Христом, это вы сами говорите и приписываете мне то, чего я не говорил»: «И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели его в свой синедрион (т.е. суд). И сказали: ты ли Христос? Скажи нам... Он отвечал им: ВЫ ГОВОРИТЕ, что я». (Лк. 22:67)
«И первосвященник сказал ему: заклинаю тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, сын Божий?» (Мф. 26:63)
«И поднялось все множество их, и повели его к Пилату, и начали обвинять его, говоря: мы нашли, что он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя себя Христом царем». (Лк.,23: 1)
Прокуратор Иудеи, римский чиновник Понтий Пилат, прославившийся своей жестокостью, тоже допытывался, не называл ли себя Иисус Христом, т.е. царем иудейским, что было для римлян равносильно государственной измене: «Пилат спросил его: ты царь Иудейский?» (Мк. 15:2)
Когда Иисус был осужден, причем обвинение было основано по большей части как раз на том, что он объявил себя Христом, т.е. царем иудейским, его отдали в руки римских солдат, которые глумились над ним и с издевкой называли его Христом: «Тогда плевали ему в лицо и заушали его; другие же ударяли его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил тебя?» (Мф. 26:67)
Кончилось тем, что его казнили на кресте, а над головой прибили табличку, на которой обозначалась его вина:
«И стоял народ, и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет себя самого, если он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над ним, подходя и поднося ему уксус и говоря: если ты царь Иудейский, спаси себя самого. И была над ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский». Один из повешенных злодеев злословил его и говорил: если ты Христос, спаси себя и нас». (Лк., 23:35)
Итак, Иисус не называл себя Христом и запрещал другим так его называть. Называли же его Христом злые духи, душевнобольные, невежды, уголовники, а также тюремщики, палачи и политические противники, словом, враги, предавшие его на казнь.
Поэтому, говоря об Иисусе как о Христе, надо хорошо подумать, к какой компании ты собираешься примкнуть.
Свидетельство о публикации №210121601403