Об артисте Владимире Горькове

                ПРЕДИСЛОВИЕ

К ФАНТАСМАГОРИИ ПО ПОЭМЕ НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ "МЁРТВЫЕ ДУШИ" ч.3
                ВЛАДИМИР ГОРЬКОВ.
               
Расскажу Вам, дорогие мои читатели, историю написания фантасмагории  по поэме Николая Васильевича Гоголя  «Мёртвые души» части 3.   
Эту историю поведал мне сам автор, мой друг,  которого, к сожалению, уже нет с нами. 
Имя его -  Владимир Николаевич Горьков.
Родился он 14 августа 1937 года в интеллигентной семье в небольшом волжском городке Плёс.
Со школьных лет Володя увлёкся театром.  По окончании школы решил поступать в Ленинградский  Институт Театра, Музыки и Кино (ЛИТМиК).
Мама его, учитель по профессии, не одобрила его выбор, заметив с улыбкой,  сказала: «Володя, глянь на себя в зеркало, ну какой из тебя актёр?» На что он, подумав, твёрдо ответил: «Мама, понимаешь,  я буду характерным актёром».
Володе посчастливилось учиться в актёрско-режиссёрском классе профессора Б.В. Зона. Учился он вместе с Львом Додиным (ныне главный режиссёр Малого Драматического театра Европы). А, вот  с Николаем Ивановым (ныне народный артист России, актёр ТЮЗа), они вместе писали сценарии на радио.    
Владимир Николаевич Горьков был талантливым, интересным человеком,  добрым и душевным. Играл на аккордеоне, хорошо пел, писал прозу и стихи.  Вот одно из них:
               
                Я видел Россию…

Я видел Россию. Россия чиста.
От безудержной пьянки,  до святого поста.
От церквей белоснежных,  до хоромов  цветных
Где огромнейший замок один на двоих.
Я видел Россию, где Россию гноят,
Где вместо водки дают нам яд.
Я видел Россию. На свете больше нет ничего.
Не убить, сапогами её не стоптать.
Ведь Россия нам – Родина, мать.
И никто не посмеет на неё посягнуть.
Светлый путь твой Россия –
Единственный путь!

Или  вот ещё одно:
          
       
                Ах, вы, люди…

Ах, вы, люди, люди русские!
Да для вас же все улицы узкие!
Да для Вас судьба не судьба!
Да для вас только «Нет! Или «Да»!
Ваша слава из пепла вставала.
И татарские стрелы ломала.
Да вам всё этого мало.
Мало вам Пушкина и Толстого,
И Гагарина, и Горькова.
И «гагаринское»  поехали… 
Сказано, не со смехом ли?
О, смешные вожди!  Слепых, 
Как вас била Россия поддых.
Била правдою, верным словом
Многопамятным, многоголовым.
И без боя брала всех в полон.
Люди русские!
За доброту вашу, за честь вашу
Низкий вам поклон!

По окончании института, был он принят в труппу прославленного Большого Драматического Театра им. «Горького».
«Режиссёры нам сейчас не нужны, - сказал Георгий Александрович Товстоногов Володе - А в актёры, пожалуйста».
Сначала  молодому актёру в театре  доверяли небольшие роли – вроде начальника патруля в спектакле «Океан» А. Штейна. Начальник (исп. Горьков) кричал своим матросам:
«Взять его!» - и те хватали пьяного офицера, которого играл Сергей Юрский.
Володя играл в спектаклях с Татьяной Дорониной, Евгением Лебедевым, Олегом Басилашвили, Николаем Трофимовым…
После смерти Товстоногова, Горьков вынужден был уйти из театра. Взял его к себе и зачислил в штат (это был 1972 год.) главный режиссёр Ленинградского радио Владимир Серафимович Ярмагаев в качестве режиссёра. Четверть века проработал Владимир Николаевич Горьков на радио.
«Работать радиорежиссёром  - для меня счастье!» - говорил Володя. За это время поставил он немало спектаклей русских классиков. Некоторые из них  звучат на радио и поныне.
Работая на радио, его одновременно приглашали сниматься и в кино. В фильме «Даурия» Горьков играл вместе  с замечательным актёром Василием Шукшиным.
А вот, что о нём говорил народный артист России Иван Иванович Краско:
«Оба мы прошли школу БДТ.  Горьков – человек, безусловно, одарённый, опытный, обладающий неуёмной энергией. С удовольствием вспоминаю, например, нашу совместную работу над спектаклем «Усвятские  шлемоносцы», где я играл Касьяна. 
По жизни большими друзьями били Владимир Горьков и Георгий Штиль, ныне актёр театра БДТ.  Часто и подолгу они бывали в экспедициях на съёмках фильмов.
На Ленфильме Владимир Николаевич  также снимался, все мы помним его, в сериале «Улицы разбитых фонарей», кинорежиссёр – Наумов Валерий Николаевич, где   Горьков играл  второстепенные роли.
Но как играл!?   И как,  потом, он сам говорил, что в съёмках ему не нужен был даже  грим, что  он играл самого себя. 
А ещё Володя рассказывал, как в молодые годы  на «Мосфильме» вместе с Лией Ахекжаковой снимался в комедии «Бродячий автобус», как поздно ночью, после съёмок,   весёлые и голодные шли они к Лии домой пить горячий чай с галетами.      
В перестроечные, сложные,  90-е  годы многих одарённых людей жизнь надломила и, его тоже, к сожалению, постигла эта учесть. Как-то он лежал в больнице и позже мне рассказал такую историю:   
«Очнулся я, мертвая тишина  и ни души вокруг. Поводил глазами вправо, влево и с ужасом подумал: «Умер  что ли, никак я  на том свете?» 
Истерично закричал: «Есть кто-нибудь?» 
Тут откуда ни возьмись передо мной выросли две фигуры в белых халатах. Приблизив  свои лица, с удивлением, посмотрели на меня и, один из них хриплым голосом промолвил:
«А мы уже хотели тебя везти  в покойницкую,  а ты, вона,  очухался». 
С этими словами на больничной каталке они вкатили меня в  просторную  палату.  В палате моя койка  была седьмой. 
Тут же в палату вошёл сухонький, седенький  доктор,  сказал:
«Ну-с, господин  артист, будем лечиться...
И начались серые будни. Лечение  шло успешно, но для полного выздоровления нужно было ещё время. Но,  оно, время, как назло,   тянулось медленно.
Однажды, проснувшись рано утром от странного сна, у меня  страшно болела  голова, на веки, будто кто поставил  пудовые  гири. Не открывая глаз, я мучительно стал вспоминать привидевшийся мне сон.  Вспомнил, что во сне ясно слышал голос Гоголя.
Гоголь изрёк:
«Сударь, я буду приходить к Вам каждую ночь, и диктовать свою 3 часть  «Мёртвых душ», которую я сжёг перед смертью, а Вы будете всё  запоминать и записывать».
Вспомнив сон, Володе  стало как-то не по себе. Испугался, а вдруг он   перенёсся в то время, почти на 200 лет назад и Николай Васильевич  действительно с ним ночью разговаривал.
С усилием открыл глаза и с радостью увидел обитателей своей палаты и подумал: «Надо же такому привидеться?»
Весь день Горьков ходил мрачный,  задумчивый, перебирая в памяти детали приснившегося  сна.  Теперь он, одновременно,  с нетерпением  ждал и  боялся предстоящей ночи.
В следующую ночь Гоголь действительно пришёл к нему снова и медленно стал нашёптывать: «Ну, любезные мои, пора нам ехать из этого города» – сказал Чичиков, обращаясь к Селифану и Петрушке.
«А и верно, батюшка, уж больно надоел  он нам, надоел так и хуже некуда. Едем…» 
В этот же день Горькова  навестил его давний   друг, литератор Владимир Холменко.  Володя  поделился своими переживаниями с другом и тот, выслушав,  дал ему добро, сказав, что всё это неспроста,   и что б Володя,  смело, брался за перо.
Горьков понял, что дела не шутейские;  надо  б но   записывать и теперь даже обрадовался, что  именно ему Николай Васильевич Гоголь доверил      столь важную миссию. Об этом он  ни кому больше не говорил, дабы не посчитали его сумасшедшим.
На следующий день Горьков  позвонил  дочери, и попросил принести ему старую портативную печатную машинку и бумагу для печатания. 
В этот же день, к  обеду,  в проёме  дверей палаты,   появилась дочь   Горькова - молодая, интересна
женщина с небольшим  чемоданчиком. Тут же к ней подскочил один больной,  поцеловав её красивые  пальчики, отчеканил:
«Имею честь! Поручик Ржевский. Разрешите Вам помочь?»  Выхватив из её рук печатную машинку, он лихо произнёс:
«Не изволите ли, барышня, с нами отобедать?» 
Посередине большой комнаты стоял  такой же большой, ни чем не покрытый, стол. На нём -  семь дымящихся тарелок с супом. 
«Поручик Ржевский»  быстро смахнул со стола костяшки домино и  предложил даме сесть. Она  вежливо отказалась и подсела на край кровати к отцу. 
Больные приступили к трапезе, а дочь Володи извлекла из пакета пачку жёлтых листочков. Это были рекламки  ОАО «Пекарь», где она  работала. 
В то время в  стране было плохо не только с туалетной бумагой, но и с печатной.
Обратная сторона рекламных листов  была совершенно чистой. Володя с нежностью погладил  чистую сторону листа,  мысленно представив уже написанные ночные гоголевские  строчки,  которые, вот уже несколько дней, не давали покоя его поседевшей  голове.
Больные улеглись на послеобеденный отдых, а  Володя поставил на тумбочку у окна печатную машинку «Москва» и  в  правом верхнем углу жёлтого листочка напечатал:

«Рукописи – не горят». 
               
                Михаил Булгаков.

И далее стал печатать:

И так, Гоголь являлся к нему каждую ночь, а Володя каждый день закладывал в каретку всё новые и новые жёлтые листочки.
И стучал, и стучал по маленьким круглым кнопочкам.
Наконец, словами:
«Молчание – было ему ответом!» - произведение  было закончено.   
Жёлтые листочки Володя аккуратно сложил в голубую папку, а позже и в долгий ящик домашнего комода.
Прошло два года.
11 июля 2004 года я отмечала свой Юбилей. Пригласила своих  детей, внуков, друзей,  в числе которых был и Володя. 
К этому времени я уже начала писать мемуары и даже напечатала первую свою книгу «Исповедь жены офицера». Дала почитать её Володе, Володя похвалил меня, сказал, что рассказы ему очень понравились и, чтоб я не останавливалась на достигнутом, только мне нужен хороший редактор. 
Благодаря нему, я поверила в свои силы, и за эти годы напечатала ещё три книги: «Возвращение в прошлое или пять дней в Париже», «Поздняя любовь» и «Рябиновая грусть». 
И даже,  к 9 мая,  к 65 годовщине Победы в ВОВ, в моём любимом городе на Неве  напечатали мои рассказы о войне. О войне рассказывала мне моя  мама, которую в пятнадцать лет,  немцы угнали в плен, сначала в Германию, а затем   во Францию. По окончании войны она вернулась в Россию  с дочкой Лилией, тобишь,  со мной, названной в честь города Лилль, что на севере Франции.
По этому поводу у меня есть такие стихи:

Я родилась в плену, во Франции.
У мамочки моей красавицы.
У тоненькой, почти девчушки,
Не наигравшейся,  ещё, в игрушки.
 
Отца своего не помню, его убили.
Фашисты. Такие нелюди были.
И остались от отца 
карие,  раскосые глаза.

И меня там нарекли
Красивым именем таким:
Лилия, Лилия- пленный цветок, 
Ребёнок, словно росток.

Говорили мамочке Надежде
Монашки в монастыре:
«Отдай девчушку, словно,
куклу, игрушку.
Зачем тебе она? 
Ведь ты ещё так молода».

Настал наш час. И вот Победа!
Уже не хочется
французского обеда.
Спешим в обмен на пленных,
Таких же,  несчастных, бедных.

Ах! Здравствуй, здравствуй!
Милая Россия!
Ах! Здравствуй бабушка  моя! Родня!
Теперь я ваша, ваша, ваша,
Ваша навсегда!

Искорёжена судьба
И дата моего рожденья.
Но, я ведь рождена.
На жизнь и на горенье!

 А напечатали мои рассказы, в этом, 2010 году, к дню Победы   в литературно-художественном альманахе  «Русское слово», рассказ «Старичок и старушка» и в журнале писателей России  «Невский  альманах»,  рассказ «Театр, цветы и конфеты». 
Для меня это самая большая награда.
И в этом же  году меня приняли в Союз Писателей «Многонациональный СПб».

Но, вернёмся к моему Юбилею.   
В подарок Володя  принёс мне  одну большую белую лилию (мои любимые цветы), голубую папку (ту самую), и прочитал стихи, посвящённые мне:   

«Лиля, Лиля,  Лилиан!
Добротою в океан,
Обаяньем, морем ласки.
Удивительные глазки.
Родилась она в Лилле.
И назвать её решили:
Лилей, как французский городок.
От немецких лагерей,
До российских  лагерей.
Всё прошла, всё миновала.
Ничего не растеряла.
А друзей приобрела.
Что хотела, то нашла.
Подрастают дети, внуки.
Не стареют её руки -
Символ женской красоты!
Будь всегда такою Ты!

Между прочим, эти великолепные, его стихи,  осенью  2004 года,  я рассказала в Париже во Франции  на встрече с  журналистами: Вячеславом  Духиным  и Вадимом   Глускером.   
Затем продолжил:
«Ты владеешь  компьютером,  пожалуйста,  доведи «это»  до ума», - и протянул мне  папку.    
Прошло ещё шесть лет.
Недавно, перебирая старые документы, я случайно, наткнулась на ту самую голубую папку и вспомнила  Володину просьбу.
Теперь, я много раз перечитывала жёлтые листочки, с трудом разбирая потёртый печатный текст, часто,  вместо букв пробитые  дырочки, и  неразборчивый почерк автора, приписанные слова ручкой, а то и целые предложения,  поверх печатных. 
День за днём  я набирала текст на мониторе.   
И вот работа завершена.
На  душе стало необычайно   легко, будто я закончила ещё одну главу своей  жизни.   
В память о Владимире Горькове и по его просьбе,  я посчитала  нужным  опубликовать его произведение. 
Скончался Владимир Николаевич Горьков 8 марта 2005 года. Похоронен в Павловске на кладбище при церкви Святой Великомученицы Екатерины над большим красивым обрывом.
Мы,  друзья, любим,  помним его и скорбим.
  Светлая память Артисту!!!
               
                Июль 2010г.


ФАНТАСМАГОРИЮ ПО ПОЭМЕ "МЁРТВЫЕ ДУШИ" Н. В. ГОГОЛЯ Ч.3
В. Н. ГОРЬКОВА ЧИТАЙТЕ НИЖЕ В СПИСКЕ.
               


Рецензии