Немного про Бунина и вообще...

Иван Бунин.
Его я принималась читать несколько раз в жизни и бросала.
А тут пришла в гости приятельница и поделилась: «Читаю «Жизнь Арсеньева», просто зачитываюсь – не оторваться».
Думаю: «Может и я смогу?» И пошла в библиотеку. Вот дневниковые записи:

«Читаю «Жизнь Арсенева», мучаюсь – не мой писатель Иван Бунин. Замечательный, пейзажист, но характеры, люди – нет, скучно. Прочту страницу, завтра уже не помню. Герои и персонажи не запоминаются, не видны. А природа описывается так подробно, что устаешь читать. Умиление российским укладом, пренебрежение к простому люду, наблюдательность без малейшего намёка на протест… Тяжёлый труд простого люда поэтизируется, воспевается – так и должно быть.

Дочитала «Жизнь Арсеньева». Концентрированный мужской эгоцентризм: живи для меня. Женщина вплетена в жизнь мужчины наряду с окружающей средой и должна приносить только радость и праздник. Восприятие её как личности – исключается. Для себя потребность свободы и жизни, "как хочу". Её переживания – они лишние, разбираться, входить в них, соответствовать её желаниям, чем-то поступаться – это всё равно, что учитывать желания куста в саду.
Когда она (Лика), истерзанная таким отношением – замуж не берёт, три года живут сожителями, постоянно уходит-уезжает из дому, оставляя её в одиночестве и неведении, поводы для подозрений в изменах (не беспочвенные, потому что Арсеньев очень неравнодушен к женщине, не обязательно красивой, молодой. Его волнуют женские приметы – лодыжка, босая нога, грудь, шея, убранные волосы, духи), когда она срывается и уезжает, он приходит в неистовство, упорно желает её вернуть, обвиняет её в жестокости, мчится вдогонку. Не зная, что она уже умерла от пневмонии.
(Позже я уже прочитала про писателя Бунина, что у него почти все любови заканчивались смертью героини).
Тут я и «Анну Каренину» вспоминаю – у той с Вронским та же беда была – "будь в жизни мужчины, живи для него, твои переживания – вздор, не докучай". (Вот и из близкой мне семьи накануне свадьбы жених сказал невесте: «будь лучше меня!»)
Мужской эгоцентризм, кажется, свойственен именно российскому мужчине: "женщина – друг человека". А потом они маются – чего этим бабам не хватает. Почему они не довольны, что мы их только как друзей (как собак, лошадей) видим для себя, а ЧЕЛОВЕКИ – это только мы.

Вот фразы, что я в книге подчеркнула (понравившиеся места для памяти или характеризующие Арсеньева (Бунина, по существу):

«"Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...".
Вот так. То есть, писать, если пишется, надо. И надо "для одушевления" событий.

Ещё: «Исповедовали наши древнейшие пращуры учение "о чистом, непрерывном пути отца всякой жизни", переходящего от смертных родителей к смертным чадам их - жизнью бессмертной, "непрерывной", веру в то, что это волей Агни заповедано блюсти чистоту, непрерывность крови, породы, дабы не был "осквернен", то есть прерван этот "путь", и что с каждым рождением должна все более очищаться кровь рождающихся и возрастать их родство, близость с ним, единым отцом всего сущего». «…из поколения в поколение наказывали мои предки друг другу помнить и блюсти свою кровь: будь достоин во всем своего благородства». Не совсем точно сформулированное понимание: «ведь слишком скудно знание, приобретаемое нами за нашу личную краткую жизнь, - есть другое, бесконечно более богатое, то, с которым мы рождаемся». «Всё и все, кого любим мы, есть наша мука, - чего стоит один этот вечный страх потери любимого!»
А вот то, что и я чувствую: «Всюду была своя прелесть!» Жадное впитывание жизни. Может, это отличие всех, призванных писать? Вот и о Алексее Толстом у Варламова читала, как он жадно на вокзале смотрел на какого-то нищего.

Или вот про просыпание чувственности по отношению к женщине: «вдруг испытал что-то особенно сладостное и томящее: первый проблеск самого непонятного из всех человеческих чувств...»
Вот это мужское чувство к женщине – меня и озадачивает. Что это? Гормональный всплеск эмоций при виде самки? «Осеменить!» – требует природа. И любая женская деталь «поднимает» тот самый орган, кровь быстрее струится по кровеносным сосудам: потребуются большие физические силы, организм готовится к акту воспроизводства.

Или это что-то другое – тайная жажда совершенства, полноты ощущения блаженства, из которого мы были изгнаны?
Но почему от женщины, например, а не от цветка, дерева, реки. Почему не от зверя, птицы, а от женщины? Неужели самая сильная движущая сила – от желания своего продления в роде? Тогда как понять тех, кто этого продления не желает, а женщин всё же любит? Тот же Бунин – детей он не хотел, а на женщин, на всё женское делал стойку.
Что мучило его в женском? Только ли жажда наслаждения? Которое можно было получить и более лёгким путём, даже и без участия женщины. Но нет! Женщина необходима. Не как спутница или друг, не для общения, не для досуга. Нужна – как таковая, с её пяточками, руками, волосами.
Зачем?!
И опять же – только свежая, молодая, по крайней мере – не пожилая, увядшая. То есть – в детородном возрасте.
А если бы женщина могла рожать в любом возрасте, они бы как реагировали на пожилых? Или всё же нужна та, от которой идёт жизнь?
Дальше, считай, и не про Бунина. Дальше уже про «мы и они» («в волненье привела давно умолкнувшие чувства»).


Ведь и мы, женщины, тоже любим всё полное жизни, и к детям у нас отношение не только из-за их прелести (мужчинами почему-то не улавливаемой), но и как к развивающейся личности – мы умиляемся, когда это существо, ещё вчера бессмысленное и беззащитное, начинает реагировать на жизненные раздражения, как и надо или как оно может сейчас, а не требует нашей защиты от непонятного, как оно идёт в жизнь: улыбается бессмысленно, только потому, что ему в данное мгновение хорошо, хватается за пальцы или игрушку, познаёт свою ручку, реагирует на игрушку. И т.д., и т.д.
Мужчинам эта сторона жизни мало доступна, только очень малая их часть по-женски умиляется проявлению жизни в детях.
Похоже, женщины у мужчин вызывает те же чувства, как в женщинах – дети. И как мы стараемся продлить возраст узнавания, получая от детей полноту жизни, но кривимся, когда дети, взрослея, начинают проявлять непослушание и своенравие, так и мужчины хотели бы любоваться женщинами в пору, когда они не проявляют себя, как личности.
Им нужна только их прелесть, даже глупость и восхищение ими, мужчинами, как дети восхищаются нами, мамами. Как они тянутся к нам и ищут у нас защиты, пока слабы и не могут за себя постоять, так и мужчины хотят нас такими всегда. А когда мы проявляем себя как личности, они раздражаются и уже не желают быть с нами почаще и подольше.
Но мы, женщины, смиряемся с взрослением детей, заводим себе других, переносим на внуков свои потребности в детской любви и ощущении их прелести. Мужчины меняют женщин.
И как однодетные матери смиряются с взрослым дятятей, терпеливо сносят его характер, поступки, так одножёны – терпят до поры, до времени.
И если со временем у женщины есть шанс только разъединиться с раздражающим «кумиром» в пространстве, когда сын (дочь) вырастет, сохранив родство и приязнь, то у мужчин выход один – расстаться с бывшей возлюбленной, разорвать связь, очень часто без возможности даже встречаться, без приязни.

Вот тут сходство и заканчивается.
Женщина, когда дитя уходит, (а уходит именно дитя), понимает, что таков порядок, что это нужно для счастья ребёнка.
Мужчина может уйти только сам, и он глубоко поражается, когда это делает женщина, которая ему ещё нужна. Да даже если уже и не нужна, но его самолюбие и себялюбие не смиряется – женщина, так поступившая, идёт наперекор всему его представлению и желаниям. Она должна принадлежать ему, только он может ею распорядиться – оставить или разрешить уйти. И вдруг она уходит – без «согласования», без спросу! Мироздание рушится.
И как их с этой точки сдвинуть, что женщина такая же личность, ровно такая, такая же свободная в своих проявлениях? – Ничего не получается! Женщина – друг человека. И всё тут! А если начинает им не быть, то это – не женщина. «Безвыходней всего было то, что я не знал, куда она скрылась. Если бы не это, я бы превозмог всякий стыд, давно бы настиг её где-нибудь и какой угодно ценой вернул себе, - дикий поступок её был, несомненно, припадком безумия, раскаяться в котором ей мешает тоже только стыд».
Как Лике жилось с Арсеньевым (Варваре Пащенко с Буниным), вечно исчезающим из дома и не то, чтобы не понимающим, как он её мучит, а вообще – не думающем вообще о её самочувствии.
Только чтобы она ждала его дома по вечерам или из поездки и обеспечивала ему душевный комфорт – вот и всё, что ему от неё было нужно. Потому что даже физиологически он в любой момент мог её кем-то заменить, даже и не думая, что она догадывается и страдает от ревности, как страдал и он, видя, что она кому-то рада.
Конечно, он её «безумно» любил, иначе бы не сорвался вслед, не поехал, очертя голову, разыскивать, не бросился в дом её отца, зная, как там к нему, совратителю и безответственному (так ведь и не женился!) отнесутся.
Он не застрелился ни на другое утро, ни вовсе. Прожил без неё двадцать лет до написания этой книги. И самая большая часть его хроники посвящена этой любви.
Лику Бунин умертвил. Варвара Пащенко сбежала от Бунина к его другу. Бунин не мог позволить своей героине выжить, для этого он не был столь великодушен. Ему было не по воображению продлить жизнь героини. Но эта любовь – он снял с неё хорошие сливки: за роман «Жизнь Арсеньева» Бунин получил Нобелевскую премию.
И уже этим он был обязан годам жизни с Варварой Пащенко.

Читаю Бунинские рассказы «Тёмные аллеи». В комментариях говорится, что для Бунина любовь была сильнейшим оправданием жизни.
Но почему он так безжалостен к женщинам?
Взгляд на неё только с точки зрения потребности для мужика – как ему приятно её обнимать и прочее. Что потом – трава не расти.
Вот и думаю – мужчина, решившийся жениться, вообще-то, богоугоден. Он ответственен, безгрешен, выполняет тот самый завет – «передавать из рода в род». Он достоин большего уважения, чем тот, кто на женитьбу не решается, предпочитая получить от любви только «неизъяснимы наслаждения» и потом скрыться.
И как бы эти похитители радостей жизни не воспевали любовь и женские прелести, они воспевают свои золотые минуты, не понимая, что были похитителями этого золота – у них воспоминания и сожаления, что это было и не возвратно, а вот у женщин, оставленных ими или вынужденных с этими мужчинами расстаться, воспоминания-то не золотые. Да, была любовь, но как она закончилась-то паршиво – отставленная, брошенная, «надкушенная»."

Вместе с томиком Бунина в библиотеке взяла ещё и воспоминания Веры Муромцевой-Буниной: «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью». Она вела дневники, на их основе и эти книги написаны. «Жизнь Бунина» - почти вся повторяет «Жизнь Арсенева», только герой уже сам Иван Бунин. Заканчивается "Жизнь..." появлением рядом с Буниным Веры Муромцевой.
В «Беседах с памятью» - развитие их отношений, поездки в Палестину,в Египет. Заканчиваются «Беседы…» возвращением в Россию из этих поездок. И ещё фрагмент из дневника Веры Николаевны о днях, когда Бунинину была присуждена Нобелевская премия. Язык этих воспоминаний довольно беден, и ценность их – чисто информативная.

Посему вернусь к личности писателя и его отношениям с женщинами. Снова записи из дневника:
"Как же беспардонно он обращался со своими первыми жёнами. Пащенко он описал в «Жизни Арсенева». Отношения их.., - уже там я думала, – как его терпела эта любящая женщина. Он всё время её бросал и в то же время злился, когда она проявляла независимость.
А со второй женой (Анной Цакни) ещё лучше – он ушёл из церкви, где они венчались, с тестем, увлёкшись разговором. И когда за свадебным столом его упрекнули (представляю отчаяние невесты: «Ну, почему ты?..»), он психанул и ушёл вообще от гостей. Похоже, молодая так и не могла ему это забыть. (И вспоминается Пушкин, как он в первый же день после венчания ушёл к друзьям, и Натали просидела в слезах одна в снятой квартире. И сама я знаю случаи, когда почти так же поступали после свадьбы вчерашние «безумно влюблённые», оставив молодую жену и уйдя к друзьям продолжать проводы холостяцкой жизни).

Подобные мужчины абсолютно равнодушны к женским переживаниям. Женщины, в их понимании, нужны только для строго ограниченных целей – с ними спят, их следует ограничивать в желаниях, сторожить и не допускать самостоятельности. Их предназначение – рожать детей (Бунину и это было не нужно), вести дом, воспитывать детей, ублажать желания мужа, стоять на страже его карьеры и успеха, всяко этому способствовать и (в наше время) вносить свою лепту в семейный бюджет. И главное – никакой личной жизни и капризов. Переживать женщина, по мнению мужчин, не умеет так глубоко, как мужчина, а если умеет, то не должна этого показывать, чтобы не нервировать своего «господина».
В общем, мужчина – для высокого (или просто любого) поприща, а женщина – для ублажения мужчины.
Но вот когда женщина, не согласная на подобную расстановку ролей, покидает мужчину, тут и начинаются страсти. Бунин, после ухода от него Анны Цакни, делился с братом: «Описывать свои страдания отказываюсь, да и ни к чему… Давеча я лежал три часа в степи и рыдал, и кричал, ибо большей муки, большего отчаяния, оскорбления и внезапно по¬терянной любви, надежды… не переживал ни один человек… Как я люблю ее, тебе не представить… Дороже у меня никого нет».
Так же бурно и оскорблённо он переживал и «измену» Варвары Пащенко".

Ну, вот, дочитала мемуары о Бунине его жены.
Решила ещё немного почитать его самого. Есть у меня томик с его «Избранным». Несколько раз подступалась – никак не шло. Думаю: «Дай-ка ещё раз попробую. Там и «Деревня», о которой вот и в мемуарах, и в предисловии, мол, шедевр. И портреты Чехова и Толстого, и другие рассказы…"

Взялась. С предисловия, стихов и одолела первые четыре рассказа, вплоть до «Деревни».
Нет! Не йдёт!
Как сказано в предисловии – «словесный живописец».
Нет, я люблю сюжет! Он мастер описывать природу, ощущения, которые она даёт (ему даёт, меня эти описания оставляют равнодушной, я не могу ими проникнуться или представить все эти перламутровые облака. А когда могу, то вижу, что в натуре облака красивее, чем в описании.)
А стихи у него слабые, и нечего тут…
Описания отношений с женщинами только выказывают натуру эгоистичную, себялюбивую.
Вера в первые годы совместной жизни часто на него обижается: то оставит её одну в чужом месте, то возьмёт с собою родственника, хотя Вере не хочется, чтобы ещё кто-то с ними был, то уйдёт на целую ночь к кому-то, а она не знает – где он. И только желание сохранить лицо заставляет её писать: «Я ещё не знала, как сложно жить с творческим человеком».
Да бросьте вы эти «объяснения» для посторонних!
Не только творческие люди себя так ведут, а и очень обычные, но которые кроме себя, своих чувств и ощущений, – других знать не желают.
Она и проговаривается в одном месте, дескать, Бунин везде хотел говорить только о себе, сам, о том, что он хочет.
Как человек, Бунин мне ничуть не нравится. И хоть он и «знал» народ, да только понимал ли его? Может, потому и разозлился, что этот самый народ, взбунтовавшись своим далеко не поэтическим бытом, помешал жить ему, Бунину, как нравилось – богато и раздольно. В книге Муромцевой Бунина все любят. Сомневаюсь что-то.

…Так и не смогла я его полюбить, бросила чтение, даже его «Деревню» не одолела.
Меня он просто уморил своею «наблюдательностью», его словесная живопись раздражала, и я даже пропускала эти бесконечные описания окружающего ландшафта, мастерски запечатлённого, но тормозящего действие, отвлекающего, разжижающего весь текст. Забываешь персонажи, путаешь их, недоумеваешь – что это за человек, как он очутился в данном месте текста, зачем, что от него зависит в развитии сюжета?
Почему-то на чеховских персонажей порой злишься – ну до чего нескладные всё же, непонятные, - но их «видишь» во всей этой несостыковке с жизнью, понимаешь, как им трудно, разделяешь их тоску.
С Бунинскими персонажами не то – так они тебе безразличны! Бунин – не русский (хоть и всё время возвращается к своей любви к России и всему русскому) писатель. Души в нём русской (жалостливой, горькой, сожалеющей) нет. В нём только фиксация жизни. Авторская же позиция – отстранённая и злобоватая, раздражённая, брюзгливая, обличающая, а не жалеющая, то есть – не понимающая, плохо видящая душой.

P.S. В комментариях к этому эссе был упрёк, дескать, "Митину любовь" не читали и, договариваю, судите.
Нашла эту повесть и прочла. И вот что какое отношение к ней.
Густые, сплошные чувства. При чём они какие-то импрессионистские – впечатления от картин природы или любовных переживаний – навалом, безразборно, плохо представляемые, а часто и отторгаемые – вал цветов, запахов, звуков – то есть того, что идёт через рецепторы, но плохо поддающееся описанию. (Разве только в стихах – за счёт ритмов и ассоциаций).
Не люблю "реалистических" описаний природы, плохо вижу образы или вижу иначе, чем автор описывает.
Он восторжен, а я спешу прочесть (быстрее отделаться) этот фрагмент.
А в этой «Митиной любви» чувства у влюблённого так оголены и возбуждены, что описания захлёбываются и их слишком много. В конце Митя стреляется – от того, что это возбуждение заставляет его невыносимо страдать.
Даже сексуальный опыт (с какой-то деревенской шлюшкой) его разочаровывает – он ждал разрядки, а получил что-то гадкое.
И вот этого мужского переживания я понять не могу, сопереживать не могу.
Читатели-мужчины (в комментариях в прозе.ру на моё эссе о Бунине) эту повесть мне предлагали, как образец лирики и замечательной русской прозы. Ну, прочла, а моё отношение к этому писателю не изменилось – не люблю.
Пыталась хотя бы принять, много его и о нём читала из протеста: как так? Почему мне упорно не нравится Нобелевский лауреат?! Ну, ладно - как человек: среди литераторов "душек" трудно найти. Но его произведения-то!..
И для меня никто не написал что-то убедительное, чтобы я поняла Бунина и восприняла.
Глуха.
Вот не мой всё же это писатель.
Хотя, понятно, перо у него было искусным.
Но его восхищение природой ли, женским ли – я недоумеваю: ну что? Что в этом сумбуре из прелых листьев, солнечных пятен, серебряных полей, стеклянной травы... И что приятного в запахе навоза?
Восхищение всем женским (прелести женщины) мне понятны, но только формой восхищаться, а человека в женщине не видеть: этот невинный Митя охотно становится растлителем, как и сводник-староста.
Ненормальность какая-то - чего-то так хотеть от женщины, что когда не получил, то непременно стреляться!
Как-то я себя виноватой чувствую за эту легкомысленную Катю. А Митю почему-то не жалко. Ну, жалко, конечно - молодой и на тебе. Но вот его переживания - никак не проникнусь. Вертера было очень жалко, а этого озабоченного - нет.

P.P.S. И позже, читая один современный роман начала, застыла над словосочетанием: "Запах рая, который потерян".
А что, если и Бунин всю жизнь маялся вот этим ощущением - "потерянного рая". Что если все эти описания - несформулированная попытка вернуть себе хоть малую толику райского блаженства, поиск его в картинах ли природы, в женской прелести.
Как у Лермонтова:
"И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли".

И в "Митиной любови" эти бесплодные попытки на Митю и возложены - в его острых переживаниях и томлениях. А самоубийство - крайняя мера, чтобы прервать страдания от невозможности вернуть себе лично блаженство
"…безгрешных духов
Под кущами райских садов".

И вся мизантропия Ивана Бунина объясняется этими поисками рая, который потерян.


Рецензии
Эгоцентризм Бунина? Да, это есть. О нём написано у Г.Кузнецовой в "Грасском дневнике" и в записях В.Н.Буниной в совместных дневниках "Устами Буниных".
Безжалостность и потребительское отношение к женщине ( в жизни и в прозе)тоже есть, но у Вас, Нина, сие обвинение слишком резко заявлено. На мой взгляд, у Бунина все эти черты в пределах нормы. К тому же Вы сами подчеркнули, что великим и талантливым такие черты свойственны. Добавлю к вашему ряду безжалостных эксплуататоров женского тела ещё и Есенина. Почитайте воспоминания И.Одоевцевой "На берегах Сены". Там есть несколько страниц, посвящённых отношениям "Эсенина" (так его именовала А.Дункан) и Айседоры Дункан на фоне разгульной жизни поэта.

Мог бы ещё выдвинуть десяток-другой кандидатов в эгоцентристы из числа литературной братии, но это уже потянет на кандидатскую диссертацию, а мне не хотелось бы "засорять научное пространство" своими любительскими трудами.

И ещё о Бунине. Есть в совместных дневниках "Устами Буниных" запись от 28 сентября 1941 года:"Жизнью с Яном (Иваном) довольна. Начала бы снова жизнь, прожила бы так же. Лучшего спутника в жизни не хотела бы". Сие сказала Вера Николаевна.

А вот что записал Бунин 03.02.1941 там же: "Часто думаю с удивлением и горем, даже с ужасом (ибо не воротишь!) о той глупости, невнимательности, что была у меня в первые годы жизни во Франции (да и раньше), к женщине.
То дивное, несказанно прекрасное, нечто совершенно особенное во всём земном, что есть тело женщины, никогда не написано никем. Да и не только тело. Надо, надо попытаться. Пытался - выходит гадость, пошлость. Надо найти какие-то другие слова".

Самокритично, однако. Горькие сожаления о прошлом. Как нам известно, "другие слова" Бунин так и не нашёл. Не успел. Болезни одолели.

То, что Вы написали, Нина, прочитал с интересом. Спасибо. Подобные претензии к Бунину, а также другого рода критика, была всегда и будет ещё долго. Тем он и интересен, что пишет независимо, не подстраиваясь не под чьи вкусы. Оно ему надо? Написал, а дальше хоть трава не расти - хотите читайте, а хотите закройте. Он сам себе всегда знал цену и не нуждался в похвале.
Хотя всё, что о нём написано - и хорошее, и плохое - всё пойдёт ему в похвалу.

А с "мизантропией...Бунина" - это, пожалуй, перебор.

С уважением - А, Квиток

Александр Квиток   14.09.2013 18:40     Заявить о нарушении
Восприятие литературы у женщин и мужчин разное. Первые очень не любят писателей, рассматривающих женщину лишь как предмет для удовольствия (не обязательно сексуального, эстетического тоже или "организатора" комфортного быта). Поэтому Л. Толстого многие читательницы начинают принимать, когда им самим исполнится за 50. Ахматова, например, его называла злым старикашкой. Или взять Тютчева... Не могут простить ему позднюю любовницу в ущерб "родной жене". И т.д. Я читала Одоевцеву - обе её "на берегах" (Невы и Сены). Но там ведь и Бунина много. И у Одоевцевой Бунин очень симпатичный получился. А вот в дневниках Веры Муромцевой чувствуется большое женское смирение. Что я хотела сказать - есть писатели, которых принимают все, а есть - на принятие творчества которых сказывается гендерный фактор. Бунин, по-моему, из таких. Не припомню среди своих приятельниц, кому бы нравилось безоговорочно творчество Ивана Бунина. Да, мастер, да пишет хорошо, но какой же "противный"!

Нина Левина   14.09.2013 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.