Заметки на полях

1990 год… Баку… Город, ставший в 1972 году очередным местом службы моих родителей… Русские и евреи, азербайджанцы и армяне, грузины и аварцы, чеченцы и таты, населявшие наш небольшой дворик, жили единой семьей, в которой свадьбы и проводы в армию, похороны и болезни, рождение детей и новые покупки становились общей заботой… Мы уже получили назначение убыть к новому месту службы в Заполярье, но не успели. Жизнь, еще недавно казавшаяся безоблачной и многообещающей, буквально в одночасье взорвалась безумством средневековых погромов. Признаюсь честно: хотя мне на тот момент было уже почти 30 лет и моя работа требовала от меня железной выдержки, но в те жуткие январские дни в Баку я впервые поняла, что такое животный ужас. И если бы не моя дочь, Катерина, которой тогда было почти 5 лет и которую надо было спасать, я бы, наверное, просто впала бы в оцепенение от истошных криков, стонов, запаха крови, дурмана горящей плоти, треска ломаемых дверей.   

Душа моя искалечена навсегда и я не знаю, кто придумал клише «Время – лечит». Оно вовсе не лечит, но оно затушевывает мелочи, выделяя тем самым наиболее значимые моменты. А моментов таких в те дни было немало. Я и сейчас будто снова вижу, как сосед-азербайджанец Вагиф заслоняет собой какого-то забежавшего к нам во двор армянина от погромщиков, и принимает на себя всю ярость и безумие бандитов. Как русский алкаш дядя Семен, единственной ценностью для которого всегда была «чекушечка», вдруг отказывается снять с себя нательный крест и плюет в лицо ближайшему «боевику». Как прячут меня с дочкой в труповозке незнакомые мне то ли чеченцы, то ли таты. В январские дни 1990 года я увидела отчаянное мужество тех людей, от которых я этого вовсе не ожидала, и не менее отчаянное унижение тех, кто пытался ценой своего человеческого достоинства спасти собственную жизнь.

Именно тогда в последние (как мне казалось) минуты своей жизни я не в теории, а всем своим существом осознала, что во мне течет кровь русичей. Именно она и стала причиной моей «неполноценности» в глазах борцов за независимость Азербайджана. Нет, я не превратилась в шовинистку, - ведь, в конце концов, меня вывозили из пекла, рискуя собой и своими семьями, друзья-азербайджанцы. Но я, наконец, поняла национальную суть гордости своих прадедов – офицеров флота Российского, отказавшихся эмигрировать на Запад в смутные годы революции и гражданской войны. Россия всегда была для них и душой, и сердцем, а потому они сознательно обрекли себя на страшные испытания, оставшись со своим народом, ведь без своей страны, вне ее, мои деды свою жизнь не мыслили. Они никогда не смешивали Власть и Русь, чиновников и народ.

Ах, как легко охаять нам Россию!
И видеть только грязь,
               и слышать только стон,
И умиляться заграничной силе,
И сожалеть, что здесь, у нас, рожден,
И сетовать на Думу, президента,
На мафию, на смутные года …
Все это для Истории – моменты,
А вот Россия – это навсегда!

Это стихи моей дочери. Она написала их давно, когда ей было 12 лет. Недавно я обнаружила, что эти строчки «гуляют» по разным сайтам Интернета, переписанные с одной из литературных страничек. Огорчает то, что время от времени их цитируют люди, весь свой патриотизм сводящие к пресловутому: «Бей жидов, спасай Россию!»

Патриотизм – это нечто большее, чем просто крики «Я – русский!» и пренебрежение к инородцам. Это – СТЫД. Стыд за тягучий перегар с утра пораньше над российскими улицами; стыд за липкий мат, в котором буквально задыхаешься; стыд за наше пренебрежение к своему народу и готовность в любую минуту покинуть страну (как часто слышишь – «если бы у меня была возможность»); стыд за нашу безграмотную русскую речь, которую демонстрируют даже публичные люди; стыд за незнание собственных традиций, обычаев, обрядов; стыд за нашу убогую Веру в Бога, больше похожую на спекуляцию «Ты – мне; я – Тебе»; стыд за тех, кто убивает ветеранов Великой Отечественной войны из-за орденов и снимает на мобильники «горячие» кадры с мест трагедий, вместо того, чтобы помогать попавшим в беду своим согражданам.

Без этого стыда нет и не может быть патриотизма. Как и без понимания того, что выродки, взрывающие поезда и самолеты, устраивающие теракты в метро и на остановках, берущие в заложники детей и женщин, или толпой забивающие людей, отличающихся от них разрезом глаз или цветом кожи, давно потеряли право принадлежать к какой-либо нации!

А «русским», на мой взгляд, имеет право называться только тот, кто делает что-то конкретное для России, приносит пользу своим согражданам, гордится своей страной – как те же американцы или немцы – всегда, безо всяких оговорок, без спекуляции на тему властей (власти приходят и уходят, а Русь остается); всегда - через какие бы потрясения и испытания наша страна ни проходила, и при ее успехах, и при ее неудачах!

И, наконец, если ты считаешь себя русским – так жизнью своей яви тот образец, по которому другие народы могли бы с уважением говорить: «Он – русский!»


* фотография взята с сайта www.panarmenian.net


Рецензии
Дорогая, Оля, с большим интересом знакомлюсь с вашим творчеством, вернее - приобщаюсь к нему. Мне близко и понятно ваше понимание патриотизма. Это не просто слова. Сколько вам довелось испытать. Как важно то, что вы вынесли из этих испытаний. С уважением и вниманием, Наталья.

Наталья Кремлева   30.09.2023 09:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа!

Когда сегодня я встречаю озлобленных людей, переживших то, что пережила в свое время и я - погромы, гибель на глазах близких и друзей, потерю работы, жилья, всех документов, переезд в незнакомые места, безработицу - то невольно ловлю себя на мысли: мне, видимо, в отличие от этих сломленных и озлобленных, просто повезло находить и светлое в тех трагических обстоятельствах.

Я не разуверилась в людях, так как во всех моих бедствиях мне встречались потрясающие люди. Я не стала националисткой, так как в 90-х мне на помощь (безо всяких просьб с моей стороны) приходили люди самых разных национальностей, да и наша дружба детства и юности пережила все безумие тех лет и никакие границы и пограничные столбы нас разлучить не смогли и поныне, только - увы - смерть продолжает нас разлучать.

Я не обобщаю в одну кучу непорядочности и равнодушия всех чиновников: мне и тут везло - в самые критические минуты мне приходили на помощь достойные сотрудники администраций и управлений соцзащиты.

Поэтому я вышла из этих испытаний с самым главным - с верой в людей, независимо от их национальности, социального статуса и должностного положения. И - с Верой в Бога, так как пережила такие ситуации, спасение свое в которых кроме как чудом назвать не могу...

Хотя недавно один рецензент мне написал: это не Вам встречались хорошие люди на пути, это Вы сами притягиваете к себе таких людей своим отношением к жизни. Может, и так...

Ольга Анцупова   30.09.2023 09:54   Заявить о нарушении
Оля, обратила внимание, вы пишите - в то время вам на помощь приходили люди разных национальностей. это свидетельствует о том, что простым людям не нужен был этот раскол, раздел. Откуда-то сверху шло, навязывалось. С вниманием к вам, Наталья.

Наталья Кремлева   01.10.2023 05:54   Заявить о нарушении
К сожалению, Наташа, это не так. Конечно, легче всего было бы объяснить безумие 90-х в национальных республиках "верхами". И этим же объяснить разгул в это же время скинхедов, нацистов, неофашистов в России. Но все гораздо проще и прозаичнее. Национализм не насаживается "сверху" - он культивируется в семьях.

Никто "сверху" не может заставить человека презирать другого только за цвет кожи или разрез глаз, а уж тем более - убивать его, если в семье ребенка учили оценивать людей не по национальности, а по его конкретным делам.

И в эпоху СССР в некоторых семьях культивировалась идея «национального превосходства». Более того, уже тогда пытались обосновывать неизбежность будущего силового противостояния между нациями, ища его истоки в далекой истории: мол, кавказцы не должны любить русских из-за событий 1817-1864 гг, армяне не должны любить турок из-за резни 1915 года, Нагорный Карабах будет постоянным источником армяно-азербайджанской вражды, у ингушей и осетин имеется историческая неприязнь друг к другу, грузины и абхазцы тоже не ладят (и тоже исторически), такая же проблема у узбеков с киргизами, у турок-месхетинцев с узбеками и т.д., и т.п.

Но все эти разговоры носили настолько поверхностный характер, что на них никто тогда просто не обращал внимания: мы жили и трудились бок о бок, играли свадьбы по любви (а не по национальной принадлежности), селились по всей стране, а не расползались по своим «историческим территориям».

Но любой бытовой конфликт - будь то ссора соседей по лестничной площадке или детская драка во дворе, зачастую тут же приобретала национальный оттенок. Вот, например, не поделили девочку у нас в классе армянин и азербайджанец и тут же раздалось "Бей армян!" После школы набежали друзья мальчика-азербайджанца, подтянулись и друзья армянина. Вызывали милицию, разнимали дерущихся, потом - кого-то в больницу, кого-то в КПЗ, а двоих - на кладбище. И при чем тут власти, если эти дети с детства впитывали ненависть друг к другу?

Да и "национальные погромы" начались далеко не в 90-х. Я лично с этим понятием столкнулась в школе, когда узнала, что у моей одноклассницы-чеченки почти вся родня была живьем утоплена во время знаменитых казахско-чеченских погромов в 1951 году в Восточном Казахстане. Мои родственники пострадали в 1958 году во время обострения межнациональных отношений в Грозном. Были и другие подобные события.

Я уже не говорю о террористических актах. Таких, например, как серия взрывов в общественных местах в 1977 в Москве, которые осуществили армянские националисты Затикян и другие - члены "Национальной объединенной партии Армении". И никакого отношения власти Армянской ССР к этому не имели: не они воспитали с детства в этих людях ненависть к русским.

Так что, увы - легко по привычке все списывать на "верха", только вот впитываем мы жизненные ценности и приоритеты не из рук властей, а с молоком матери.

Жизнь, к сожалению, заново не переписать. Но погромы 90-х не просто сломали наши судьбы – они показали нам Зверя в Человеке. Проливали кровь друг друга, не щадя детей, женщин и стариков, узбеки и турки-месхетинцы (Ферганские погромы, 1989 год), узбеки и киргизы (Ошские события, 1990), происходили столкновения между грузинами и абхазами, между осетинами и ингушами, между титульными нациями бывших республик СССР и русскими.

Эти страшные события заставили нас тогда своими глазами увидеть, как в несколько секунд с соседей, коллег по работе, просто прохожих, облезает фальшивая шкура цивилизованности и сквозь «порядочное лицо» проступает звериный оскал оборотня, готового рвать вас на куски.

Казалось бы, какая мелочь: что тут такого страшного, если малыш-англичанин, ссорясь из-за игрушки с приятелем-пакистанцем, назовет того «пакис», а японский школьник бросит небрежно в адрес иностранных туристов «гайдзин»? Разве мир перевернется, если в Средней Азии русский услышит «аш-кулох», а азиат в России – «чучмек»? И война наверняка не разразится из-за того, что киргиз назовет казаха «сартом», а украинец бросит в лицо русскому «москаль»...

Однако когда наши дети уже с малых лет слышат унизительные прозвища, которыми старшие называют своих соседей другой национальности, неизбежно происходит деформация сознания, от которой до Теории расовой гигиены Альфреда Плётца совсем недалеко. А там, глядишь, и задымят снова трубы крематориев лагерей смерти, и очередной вождь очередной «высшей расы» объявит другие народы «недочеловеками».

Просто в 90-х жизнь еще раз доказала, что именно семейное воспитание дает самый надежный иммунитет всякой гадости.

Вспомните смертельные (в прямом смысле - смертельные) сражения на улицах России в 2004-м и позднее между фашистами и антифашистами (движение "антифа"). Сколько прекрасных людей тогда погибло! Русские националисты убили тогда в Санкт-Петербурге прекрасного ученого-этнографа Гиренко, в центре Москвы банда нацистов "Банда Льва Молоткова" подстерегла группу ребят-антифашистов и устроила резню и этих скорбных событий тогда были сотни!

Никто "сверху" в России не заставлял неофашистов и русских нацистов брить головы, наносить татуировки в виде свастики и эмблем СС и нападать на лиц нерусской национальности и тех, кто их защищал. Я лично в 2000-м буквально отбила от группы скинхедов запуганного нашего дворника из Азии. Так эти отморозки пообещали вырезать всю мою семью, а на мне выжечь слово "предатель".

вот такие вот дела...

Ольга Анцупова   01.10.2023 09:25   Заявить о нарушении
Оля, спасибо, за ваши пояснения. Вопрос не однозначен.
Были и раньше проявления национализма, но они не носили такой открытый, массовый и жестокий характер. Когда началась перестройка, политика гласности, запомнилось как в журнале Огонек постоянно писалось, что СССР - это карточный домик, который должен развалиться. Это что снизу шло? А как Югославию Развалили. Разжигание национальной розни один из верных способов развала и уничтожения государства. Гитлер тоже надеялся на национальную рознь.
У него не вышло, у других получилось.
И сейчас такая опасность есть для России. Даже мне писали о том, что будет означать победа Украины - развал России. Я им ответила - не дождетесь.

Наталья Кремлева   01.10.2023 09:43   Заявить о нарушении
Не дождутся! И под 100-летним татаро-монгольским игом Россия сохранила себя.

Соглашусь и с Вашими доводами отчасти, но думаю, и Вы с моим посылом о роли Семьи согласны тоже.

Ольга Анцупова   01.10.2023 10:29   Заявить о нарушении
Конечно, Ольга, и ваши доводы имеют основания. Здесь все переплелось в тугой узел.
Национальная вражда отличается наибольшей жестокостью и непримиримостью, и вы правы говоря, о том ее зверином оскале в 90-е годы. Политики обязаны были это учитывать. Сегодня все больше говорят о предательстве, 5 колонне, о политике Запада по уничтожению СССР.

Наталья Кремлева   02.10.2023 07:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 48 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.