От Урала до Байкала 2
Скорый поезд «Саратов - Улан-Удэ» набирал скорость. Уфа осталась позади. Мой путь лежал в Восточную Сибирь – в Иркутскую область, где живет моя любимая сестренка. Мы не виделись лет семь, и в очередной отпуск в золотую осень я взял билеты на поезд. Ехать надо было около трех суток.
Немного об Иркутской области. Расположена в южной части Сибири. Образовалась еще до войны – в 1937 г. Примыкает к жемчужине России и всей нашей планеты – глубокому и чистому озеру Байкал. В состав области входят Усть-Ордынский Бурятский национальный округ. Идет процесс объединения области и округа, на носу образование нового региона – Иркутского края. Мы уже имеем аналоги в современной истории страны.
Область покрыта лесами, много болот и рек. С давних времен здесь проживали лихие
разбойники, смелые охотники лесорубы. Казак Ермак и его последователи шли на восток расширяя границы Российской империи. Коренного населения – бурятов здесь осталось не так много; в конце прошлого века их проживало около 80 тысяч человек. И сейчас на слуху названия сел и городов таких как Алгатуй, Ичирма, Бодайбо и другие.
Большинство населения области потомки славянских народов – русские, украинцы, белорусы, а также татары, чуваши и другие народы. Основные реки области – Ангара и Лена. В них и Байкале иркутяне ловят ценные породы рыб – омуль, хариус, сиг, таймень. В лесах водятся пушные звери, копытные животные (изюбрь, лось, косуля) и боровая дичь.
Основные крупные города области – Иркутск, Ангарск, Братск, Усть-Илимск. После войны были построены известные ГЭС – Усть-Илимская, Братская. Известен и знаменитый Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Но его деятельность влияет на чистоту Байкала и стоит вопрос о перепрофилировании выпускаемой продукции (например, производить пиво и газированную воду).
Но вернемся к железной дороге. Мелькают за окном леса и поля родной страны. А у пассажиров свои заботы. Читают книги и журналы, играют в карты. Кое-кто разливает по рюмкам. Чай сейчас заваривают в стаканах: пакетик заварки плюс кипяток. Последнее постоянно имеется в титане, который греет проводница. Можно и перекусить быстро благодаря "фаст фуд" – быстрая еда. Т.е. использовать стаканчики с полуготовой продуктовой смесью фирм "Биг Бон", "Доширак", "Роллтон". На крупных узловых станциях пассажиры покупают в киосках копченную и соленую рыбу, пиво, булочки и т.п. Вот таков он нынешний сервис – есть почти все, что душа пожелает. Лишь бы в кошельке звенело.
Проезжая Омск и Новосибирск, замечаешь застывших навечно у перрона отреставрированные и покрашенные паровозы. Это они в войну тянули составы с тяжелой техникой и людьми на фронт. А в обратную сторону (на восток) – эвакуированные предприятия и раненых в боях солдат и офицеров Красной Армии.
В город на Енисее (Красноярск) прибыли поздно вечером. Еще полдня и наш поезд в райцентре Иркутской области Тулун. Навстречу бежит сестренка. Объятия, оживленные разговоры. Мы едем на автостанцию и ждем своего автобуса. Вот подъезжает наш "ПАЗик" и все рассаживаются по местам. Ехать километров 50. В пути подсаживаются с корзинами и ведрами любители тихой охоты – грибники. Одна подвыпившая дама поет одна за другой песни. Все улыбаются.
Но вот и Икей – типичное сибирское село. Кирпичных домов мало, большинство - деревянные. Дома нас встречают зять и племянник. Чуть позже садимся за стол пить чай.
Разговоры больше о том какова жизнь здесь и там, на Урале. Вот так я добрался до своей сестренки. За те десять дней, что побывал в Сибири, успел и отдохнуть и поработать.
Докапывали картошку у себя и у свекрови. Зять Александр на своем тракторе «ЮМЗ» вспахивал огород – собирали остатки урожая. Вечером мылись в бане. Хорошо потом
сидеть распаренным за столом, пробовать водку местного разлива и пить ароматный чай с вареньем!
На другой день утром после завтрака выхожу за калитку. В метрах 50-70 за обрывом протекает местная речка Икейка. Далее и везде леса. Да, природа здесь красивая. А как живут здесь люди? Как и везде в России при начинающем вовсю брать обороты капитализме: у кого-то густо, а у кого-то пусто. Местного колхоза больше нет, у леспромхоза работа сезонная, непостоянная. А лес вывозят другие, сторонние организации. О воспроизводстве и посадке молодых ёлочек и берез думают мало. Вот и ездят на работу икеевцы то в райцентр Тулун или по месяцам аж в сам Иркутск.
Дня через три-четыре приехал из областного центра старший брат зятя - Сергей и моя племянница Лена – студентка университета. Иркутянин оказался общительным и весёлым человеком, любителем охоты и рыбалки. За этим и приехал в родные места.
Вчетвером (я, зять, Сергей и местный старожил) выехали к вечеру на реку. Отъехали километров за 15-20 от села и встали лагерем. Разбились по парам (я – с зятем Сашей) и стали подниматься выше по реке. Резиновую лодку, ружья и прочие вещи тащили на себе.
Пробираясь по зарослям хорошо вспотели. Спускаем лодку на воду и гребём по течению. Справа и слева - густой лес. То и дело взлетают какие-то птицы в прибрежных зарослях. Подстрелили утку, но не успели подхватить её – уплыла по течению. Другим выстрелом свалили ондатру. Но шкурка у пушного зверька ещё не дошла до кондиции – зря потратили патроны. Доплыли до лагеря. Где – то через час-полчаса появились Сергей и Володя. Разводим костёр. Искры поднимаются к большому и звездному небу. Сидим у костра и слушаем байки своих товарищей. Едим сало, закопчённое на огне и запиваем бражкой. Что ёще надо человеку, выбравшемуся на природу? Если только добавить другие напитки и еды.
Мы с Сашей возвращаемся в Икей, оставив у реки своих друзей. Через две ночи мы встречаем их недалеко от села. Наши следопыты подстрелили двух уток и наловили рыбы. Утки - хорошо, да и рыба неплоха: щуки молодые, хариус, немного тайменя, много молодняка.
Подошел черед возвращаться домой. Ранним октябрьским утром мы втроём – я, Сергей и его жена на машине выехали в Тулун. Подъехали к железнодорожному вокзалу. Это современное двухэтажное здание с просторными залами. Внизу - буфет, киоски, билетная касса. А наверху – зал ожидания. Супруги возвращаются к себе в Иркутск. А я вошел в вагон скорого поезда «Владивосток – Харьков», получил у проводницы постель и лёг спать. Впереди меня ждала Уфа – столица моей республики, моя родная сторонушка…
Свидетельство о публикации №210121600610