Новатор в школе
Билась творческая мысль, искала! И подтверждением тому – выход в послед-
ние годы целой серии телевизионных встреч с педагогами-новаторами в
Останкине. Каждая встреча для меня была событием, чудесным открове-
нием, я радовался и повторял себе: ну наконец-то, наконец школа пробуж-
дается. И сколько возникало надежд, радужных мечтаний, вот бы поболь-
ше таких Ильиных, Шаталовых, Амонашвили. Никакая государственая офи-
циальная реформа школы не идёт в сравнение с теми изменениями, кото-
рые принесли эти истинные реформаторы. Представьте себе школу, в ко-
торой каждый из учителей обладал шаталовским мастерством преподава-
ния, темпераментом Ильина, глубоким проникновением в психику ребёнка
Амонашвили. Вот это была бы школа! Но увы, увы, всё не так просто. Даже
сегодня педагог-новатор в школе – большая редкость, и это вполне понят-
но. Новатора нельзя создать циркулярным распоряжением сверху, новатор
должен созреть.
В чём секрет новаторства? А секрет очень прост: отличное знание своего
предмета, виртуозное владение им, плюс творческий подход к его препода-
ванию, плюс хорошее знание детской психики. Всё это достигается года-
ми и годами труда в школе, труда упорного, вдумчивого, со страстью, с
желанием облегчить задачу обучения для ребят, сделать учёбу интересной,
увлекательной. Попав на урок к Шаталову, ни один из учеников не уйдёт
из класса, не усвоив по-настоящему темы занятия, и всё в рамках отведён-
ного времени, и даже со значительной экономией. Эффект солёного огур-
ца – так однажды определил свой метод этот педагог. Хочет огурец того
или не хочет, но, попав в банку с рассолом, он обречён на соление. Желает
ученик того или не желает, но, попав на урок к Шаталову, он обречён всё
усвоить, и усваивает с большим удовольствием.
И всё же тысячи и тысячи учителей, проработав в школе не одно десяти-
летие, так и не смогли переступить через ненужные, пустые циркуляры и
инструкции по методике преподавания, так и не решились выбраться из
пресловутого футляра. Сколько же человеческих судеб они могли изменить
к лучшему, пробудить в человеке творческое начало, зажечь его!.. Ведь
давно сказано: ученик - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, кото-
рый нужно… Вот именно, зажечь. А разве может учитель «Как бы чего не
вышло» зажечь ученика, если сам еле тлеет?
Самое страшное, что в школу приходят работать порой люди случайные,
равнодушные к своему делу и детям учителя. Да, они могут учить и им не
откажешь в знании предмета, но этого для школы всё-таки мало. Мысль
звучит уже довольно банально, но – школе нужна личность. Личность –
это прежде всего человек-творец, а не слепой исполнитель, человек со-
вести, а не лукавый приспособленец.
Новатору в современной школе нелегко, и тем более – если он в одино-
честве. В работу педколлектива такой человек вносит диссонанс, создаёт рез-
кий контраст, что особенно замечают дети и что большинством учителей
принимается недоброжелательно, а то и агрессивно. Новатора «клюют» и
шпыняют как изменника, разрушителя покоя и благоденствия, руковод-
ствуясь одним из перлов унтер-офицерской премудрости – лучше (учить)
безобразно, но однообразно. В большинстве случаев он сдаётся и прини-
мается работать по-старому или покидает школу. А мораль отсюда тако-
ва: новаторы, объединяйтесь, создавайте коллективы единомышленников и
вытесняйте старую школу со всеми её гнилыми потрохами, с её скукой,
формализмом и рутиной.
В школу приходит молодой учитель. Опыт преподавания у него ничто-
жен. Но школе нужны учителя новой формации сегодня, сейчас. Что же ему
делать? Копить десятилетиями опыт и созревать в новатора? Нет и нет. В
школу он должен прийти уже подготовленным, со своей системой взглядов,
со своим методом. Благо что первые новаторы оставили большое наслед-
ство. Пожалуйста, обогащайся, черпай, но не принимай как догму, творчес-
ки переосмыливай, привноси своё, личное, и дерзай. Однако подобное не-
мыслимо без перестройки работы в самих педагогических училищах и ин-
ститутах, без безошибочного отбора кандидатов в студенты, без новатор-
ства в преподавании в этих заведениях. Самый большой интерес к нова-
торству должны проявить именно они, вбирать всё лучшее, развивать и
распространять со своими выпускниками.
Хотелось бы обратить внимание вот на какое обстоятельство. Чем силь-
на негласная оппозиция среди некоторых учитилей старой формации нова-
торству, в чём видят они оправдание себе? Да-да, можно, считают они, вы-
учить, сделать хорошо успевающим даже самого трудного ученика, но за-
чем же лезть из кожи, что-то придумывать, пусть будут и двоечники, и
троечники, не всем же преуспевать, и в конце концов, если у нас все бу-
дут отличники и захотят в вузы , то кто же станет работать на производ-
стве, строить дома, убирать урожай, заниматься тяжелой и грязной рабо-
той; мы, можно сказать, защищаем интересы государства, а новаторы, глуп-
цы, не понимают этого. Право же, и смех и грех.
У людей, далёких от школы, порой складывается представление о педаго-
ге-новаторе как о каком-то несерьёзном человеке, который чуть ли не на
голове ходит перед классом, бегает, кипит, без меры жестикулирует, не
учитель, а шут гороховый. Такое превратное представление о новаторе вы-
годно его противникам. На самом же деле настоящий педагог-новатор мо-
жет при надобности так построить урок, что за всё время ему не придётся
даже раскрыть рта, а положительный эффект будет во много раз больше,
чем если бы другой учитель, не закрывая рта, весь урок «вдалбливал» мате-
риал. Приведу пример из своей жизни. В детстве я долго не мог научиться
ездить на велосипеде. Однажды один хороший человек, видя, как я муча-
юсь и как без толку мой приятель объясняет мне, что нужно делать, подо-
шел и сказал только одну фразу: куда падаешь, туда и руль поворачивай.
Уже через две минуты я ехал свободно сам, без всякой помощи. Сегодня по-
нимаю, почему мы с приятелем так много потратили времени и сил нап-
расно. Всё дело в руле. Руль не для того, чтобы за него держаться, а для
того, чтобы им работать. Это, однако, нужно было знать. Вот такой урок.
Метод новатора аналогичен: минимум средст – максимум эффекта. Сила и
мастерство новатора в его глубоких знаниях, помноженных на творческое
начало, в его высокой интеллектуальной культуре, в широком кругозоре, в
любви к своему делу.
Октябрь 1988 г.
Свидетельство о публикации №210121600937
Спасибо за статью.
Ирина Дорошенко 16.12.2010 16:47 Заявить о нарушении
Борис Гуляев-Бегом 18.12.2010 12:41 Заявить о нарушении