Самарканд. Саша Крольман. Грусть. Весна 1949 год

Мемуары моей мамы.
Глава 13.

   Шло время, а я все думала, люблю я Рафика, или нет. Я вспоминала Сашу и клятву, что мы друг другу дали, и ругала себя:"Вот дура. Зачем же я давала клятву, зачем обнадеживала? Он далеко от меня, кончит учебу, его направят на работу на завод "Ростсельмаш" делать комбайны, а меня направят в узбекский район. Разве он приедет ко мне? А разве я к нему поеду?" И в голову мою лезли мысли одна хуже другой. Я стала чаще вспоминать Сашу с отрицательной стороны. Вспомнила игру в мяч на площадке в Степной. Девочки решили подзадорить Сашу при мне, что, мол, он скажет. Карташова Алла была старше нас, сделала вид, буд-то она не знает, с кем Саша дружит:" Интересно, с какой Галей Саша дружит, не с той, что хорошо играет в мяча?" Саша услышал :"Это ты про меня, про ту Галю, что живет в доме, покрашенном синим, как гроб? Ха-ха-ха, не смешите меня." Мне так не понравился его ответ. У той Гали хоть синий дом, да есть, а у меня и того нет. Ведь он приезжал в наш совхоз, видел, что мы живем в бараке. Мне показалось, что он кому нибудь может и про меня такое сказать, например, да у Петряковой совсем нет дома, живет в каком-то бараке...
   И еще вспомнился вечер в саду (на квартире у тети Ани был сад). Он просил меня спеть, что я знаю, что люблю. Светила луна, мы сидели на траве. Я спела песню "На дубу зеленом, да над тем простором." "А теперь ты спой,"-сказала я Саше. Он спел песню из кинофильма:"Пусть все говорят, что это ложь, но хочу, друзья, я вам признаться, я люблю любить и развлекаться.." Мне не понравилось содержание этой песни и я попросила его спеть что-нибудь другое. Он запел :"Мы ехали на лодочке, а брови, как обводочки"...И эта песня показалась вульгарной. Я ему сказала, что я тоже знаю вульгарные песни, но я их не пою. "Ну какую, ну спой," - пристал ко мне Саша. "Да ты ее слышал, наверно. Вот такие там слова:"У Ванюши тут кровь разыгралась, стал Наташу к себе прижимать, а Наташа сквозь слезы шептала, Ваня, Ваня, не трогай меня. Такие песни я стесняюсь петь даже тебе. Такие песни нам не подходят. Нам надо еще подрасти, а не думать об этом." Он помолчал, подумал и сказал:"Может ты и права, но ведь мои песни все поют школьники". "Вот и плохо, что мы берем пример со всех плохих школьников, а хороших то и нет," - сказала я. "Так выходит, что и я плохой?" - подскочил Саша. "Да, если будешь петь такие песни и дальше," - и, чтобы замять плохой конец нашей встречи, я поднялась, зевнула и сказала:"Ну, мне пора, а то хозяйка расскажет маме, что я до утра сижу с тобой в саду. Лучше бы ты мне рассказал стих:"Вместо гуски драй петух". Мы оба рассмеялись и побежали до крыльца. Я юркнула в коридор, а он побежал домой. Тетя Аня:"Кхе-кхе, а что так рано, Галочка?" "Да настроение плохое, Саша не знает ни одной хорошей песни," - укладываясь в постель пожаловалась я.
   А еще одно плохое отношение к девочкам я вспомнила. Это было как раз после получения фотокарточки нашего всего 6-го Б класса. Все рассматривали фото и высказывались. Кто-то, залезший на деревья, хвастался, вот, мол, я какой. Латышка Вельта сказала, что Крольман смеется вовсю, а Саша говорит:"А Петрякова тоже смеется," и я удивилась, что он так громко сказал, чтобы все слышали, что мы с ним одинаковы во всем. Но, кто то сказал, что Альбина Ронис такая печальная. Она хорошо одевалась и тут она в матроске с краю на траве сидит рядом с Любой Богатыренко. Я сказала, какая она красивая, хорошенькая. "Кто? Альбина... хорошая? Ничего себе нашли хорошую, да она в 14 лет аборт уже сделала от капитана..." - рявкнул во всеуслышание Саша и зашел в класс. Этого я не ожидала. Мне не верилось, что это сказал мой друг Саша. Переспросить было неудобно, даже стыдно. Ну, откуда он знает? Даже девочки латышки, живущие с Альбиной в одном колхозе никогда ничего плохого о ней не говорили. А тут в Степной, мальчик Саша знает о ней такой ужас. "Какой несдержанный," - ужасалась я про себя. Конечно же у Саши мать работает в больнице, сестра его все новости в районе знает, значит Саша от них все это достоверно знал и не вытерпел, ляпнул. Все переглядывались, шептались, бросали на Альбину удивленные взгляды. Но Альбина ничего не сказала, промолчала, сделала вид, буд то ничего не слышала. Такое Сашино поведение больно ударило меня по моему самолюбию. "Боже мой! Саша, ты с ума сошел, разве так можно ранить человека, какое твое дело до девочки?" -понеслось у меня в голове, но я ничего не могла сказать, потому что все смотрели то на Сашу, то на Альбину, то на меня, будто бы хотели сказать:"А что, Галя, хороший ли твой друг Саша?"
   Это все произошло после нашего разговора, что я скоро уеду жить с мамой в другое место, на что он с обидой высказался:"Да? Ну все. Как Анька Сидячко уехала и уже заимела нового дружка, так и ты, найдешь другого парня и забудешь меня. Знаю я вас девченок..." Буд-то он имел девченок; кроме меня он ни с кем и не дружил. И вот сорвал зло на Альбине. Мне не нравилась такая его ревность.
   Чем же Саша лучше Рафика, думала я. Все они одинаковы. Надо быть с Рафиком осторожней. Уже за полтора года я привыкла к нему, и он ни разу нахально меня не обижал, я верила, что он вытерпит не трогать меня до свадьбы. Исподволь он не раз говорил, что отец хочет меня увидеть, но, учитывая, что он учит 2-х сыновей, прежде, чем женить старшего сына (Рафика), он поставил свои условия. Я не знала, какие условия, но думала, что это касается только Рафика.


Рецензии