Зайчики

(Опубликовано в другой редакции тому назад около года издательством "1 Сентября" под названием "Вспышка, свет, тени" . А я хочу в этой редакции, хотя их название лучше моего. А по правде сказать, так и не знаю, чего хочу).

                ***

      
Коля Медведев, бывший чемпион, а теперь детский тренер по вольной борьбе, Коля Медведев, всемирно известный спортивный фотохудожник,  мой добрый приятель Коля Медведев счастливо улыбался мне от уха до уха. Он походил на  медведя, которому подарили малинник размером с футбольное поле. Только Коля умеет так улыбаться и так радоваться людям без всякой причины, ей-богу, - больше никто.  Но в этот раз Коля улыбался слишком широко и его радость была чрезмерной, отчаянной, что ли!... Я подумал:
-   У парня что-то стряслось.
Я вопросительно поднял правую бровь. На нашем языке это значило: я вижу, как у тебя всё хреново, но не лезу. Хочешь — скажи.
-   Я чуть не женился второй раз, - пожаловался Коля.
Стало проясняться. Я спросил:
-   Она передумала, ты передумал?
Коля в упор посмотрел на меня, в его глазах был укор.
-   Я не сказал, что мы вообще думали жениться. Я сказал только, что чуть не женился второй раз. Я не думал...мне хотелось. Там нечего было ловить, ноль шансов. Но очень хотелось. Но ровно ноль.
    Я не стал больше ни о чем спрашивать Колю, тут уже и бровь подымать — слишком много. В таких случаях Коля говорит,  обаятельно имитируя эстонский акцент :
-   Эти горячие  эстонские парни сегодня что-то очень разговорились.
После этой ритуальной фразы надоедать Коле бесполезно.
Я не стал.
Но я понял, что с Колей стряслось что-то серьезное. Другого выбора у меня не было, как терпеливо по крохам, по случайно оброненным фразам пытаться реконструировать Колину, если можно так сказать, Love story.
Я написал так, как будто Коля Медведев сам рассказывает мне всё нижеизложенное. Но это только приём.  Не больше того. Но и не меньше того.
Вот текст.


Часть первая — история несчастья Коли Медведева

Первая жена была ничего, неплохая, тоже спортсменка, красивая женщина, а жизнь у нас как-то не получалась. Нет, не подумай, никаких скандалов-то особенно и не было, так по мелочи, когда вдруг дома вместе оказывались. А больше в разъездах: то она, то я, то оба. Прожили так больше десяти лет, детей не завели, вроде живём, вроде нет — невнятное что-то такое!.. На меня хандра нашла. Из большого спорта пора было уходить, а куда идти? Подался я выступать в боях без правил. Сначала ничего, мир посмотрел, себя показал не с худшей стороны. Деньги завелись более-менее. Но жить этим было нельзя.  Не по мне. Скотство это! Тогда занялся я всерьёз фотографией. Я ещё в школе фотографировал, а тут совсем погрузился. Купил камеру экстра-класса и всю приблуду к ней. Денег угрохал немерянно, книг набрал, навыписывал журналов. Упёрся, сел, выучил ремесло, снимаю, довожу до ума — не то, слабо!.. Нет куража - нет снимка.  И от удачи, конечно, зависит. Но удача идет к куражу. Тут появились цифровые камеры, сначала дрянь одна, слабенькие, а потом — да! Я компьютер освоил, даже эту программу с противным названием «фотошоп» - и её тоже. Пошел в интернет, там форумы есть, где фотографы тусуются. Наши, русские, хорошие есть и зарубежные тоже. Английский я знал на уровне как из менеджера свою премию вытрясти, а тут пришлось подучить. Ну, выучил — там тусуюсь, здесь — тоска — куража нет... Фотографии мои, правда, стали продаваться потихоньку. В спорте, в борьбе особенно, я-то чувствовал момент и заранее знал, как кадр взять. Жить стал на эти деньги — не было уже нужды на ринге пацанам кости ломать. Вроде всё устраивается, я к жене: давай станем жить, детей заведём пока не поздно ещё. Она аж отшатнулась! Нет говорит, - не хочу! И выясняется, что она себе мужчину нашла и хочет со мной разводиться. Пришёл её мужчина ко мне объясняться. А что объясняться-то? Я же не скажу человеку: «бери себе, мне не нужно!» Он же в ней что-то себе нашёл. Ну, я косую физиономию состроил, де, сожалею ужасно, но, как современный человек, жену не убью и его бить не буду, - словом, претензий не имею. Он мне, кажется, не поверил. Наверное она ему про мои бои без правил рассказывала и что я мизантроп и вообще замаскировавшийся бука. Нет, не сильно вникали мы в жизнь друг дружки. И я про неё ничего не знал, и она про меня не то думала.  Ну, вот, ушла жена. Вроде и не было её, а всё-таки была. Совсем пусто стало.  И тут я про себя понял, что я так устроен, что хочу семью, детей, что мне надо кого-то пасти, заботиться о ком-то.  Может, у кого по-другому, а у меня так.
И спохватился я тут: а лет-то мне сколько! Вон, люди, кто побыстрее, в мои годы уже внуков имеют! А выгляжу как? Нос сломанный во всех местах и во все стороны сразу повёрнут... Уши — посмотри на мои уши — кто только эти уши не отрывал! А брови, а нижняя губа — всё посчитать можно, сколько раз доктор сшивал хорошо и сколько раз — на скорую руку. Говорят, что шрамы украшают мужчину, но всему есть мера. Я перебрал...
Словом, я в панике! Поверишь, даже брачное объявление хотел дать. Потом прошелся по всем своим бывшим подружкам — набегался!.. Провожу с женщиной время приятно — хорошая женщина, чего еще надо? - а нет, не то, - было у меня уже «никак» - зачем еще раз! Может, думаю, это я от того, что мне мозги поотшибали?  Может и так, но не все же отшибли...Я же с людьми общаюсь. У некоторых все при себе, а как скажет что-нибудь, так, думаешь, лучше бы язык себе откусил. Знаешь, отчаялся я, даже курить пробовал, но мне не понравилось.  Сигарета, это, чтобы на несколько минут отключиться от жизни. Зачем, думаю, прятаться. Живёшь — живи, а нет, так и не притворяйся!
Вот и и живу-веселюсь: работаю,, книжки читаю, в интернете прогуливаюсь. Однажды  зашёл на свой фотографический форум, на русский, а там фотография чёрно-белая - новогодний утренник в школе.  Снимок слабенький, любительский, а повесили его, думаю, ради прикола — уж очень характерные лица у детей.  Дети вокруг елки, держаться за руки и все в маскарадных костюмах. В центре кадра мальчик и девочка в костюмах зайчиков, за руки не держаться, а девочка даже спрятала руку за спину. Сердитая, губу закусила и смотрит исподлобья. Мальчик и того пуще: лицо просто зверское, вот, нарочно такую физиономию  не состроищь. Такие злые зайцы получились. Беленькие с ушками. И тут я вспоминаю, что меня тоже в начальной школе на утренник зайчиком нарядили и как я от этого бесился, потому что хотел быть рыцарем. Только бабушка — бабушка меня растила — у подружек бэушный заячий костюм взяла,  потому что жили мы скудно на одну её пенсию. Не знаю, как я в эту заячью шкуру влез. Костюм тут же кое-где по швам и разошёлся. Ни топнуть, ни хлопнуть, ни присесть. Стыдно мне было, злился я. Ладно!
Пригляделся к фотографии. Блин, да это же я! Этот мальчик — я! Представь, а! Достал я альбом, где у меня детские фотографии, сравнил — я, точно я! Стал я вглядываться в этого мальчика. - Дружок, - говорю. - Не сердись, всё пройдёт. - А что пройдёт?
Тут до меня вдруг дошло, что это моя жизнь прошла. Ладно моя — его жизнь, этого человечка с чёлкой!..
Пожил такой-то, ходил в чемпионах, людей, таких же идиотов, как он сам, уродовал,  умел на кнопку фотоаппарата нажимать, помер, похоронен, Звали Колькой, скучать по нему некому...
Что сказать!... Однако любопытство! Любопытство печаль преодолело: кто же эту фотографию повесил и кто эта сердитая заинька рядом со мной? Девочку-то я никак не признал — вылетели лица и имена из памяти, - когда это было всё, давно-то как, и сколько по этому моему ящику с памятью колотили! А хотелось бы вспомнить. Что-то во мне такое защемило. Ну, ты знаешь, как это...

Часть вторая. История счастья Коли Медведева

Стал я на форуме волну гнать: чья фотография, кто повесил, откуда взял?
С неделю никто не отзывался, только фрэнды прикалываются надо мной: «на зайчиков — спрашивают — потянуло?». Обычное дело: народ утверждается,  кто во что горазд. Снимок-то сам по себе не интересный, профессионалу не о чем говорить. Неделя прошла, я рукой уже махнул, вдруг отвечают мне и не на форуме, а в мой почтовый ящик:
-   Не повесил, а повесила. Я та девочка на фотографии. А саму фотографию случайно нашла в интернете.. Пыталась хозяина или автора фотографии отыскать, но никто не сознаётся. Может быть, Вы что-то знаете?
    Вот тебе и на, нашлась одноклассница и живьём, при том. Отвечаю ей:
-   А я тот злой мальчик, что не хочет дать руку такой славной сердитой зайке. А Вы почему сердились, Вы хотели быть принцессой?
    Отвечает:
-   Кем хотела быть, не помню, но помню хорошо, что стояла и сердилась именно на того мальчика.. Я протянула ему руку, а он свою спрятал за спину. Было очень обидно! Я тоже свою руку отняла. Жаль, что не могу вспомнить Вас. Я ведь в этой школе всего пол года проучилась, а потом мы переехали в другой город.
Пишу ей:
-   Я исправился. Я беру Вас за руку. Мне хорошо стоять у ёлки и держать за руку такую красивую девочку.
Она:
-   Что же, я с радостью прощаю и больше не сержусь. Но я была довольно нескладной, так что не льстите.
Я:
-   Это нескладность породистого щенка. Я же вижу, какая Вы красивая женщина!-
Это я написал, потому что, правда, вдруг увидел её такой. Написал и спохватился: вдруг она подумает, что я идиот и  её клею!
Жду. От неё нет ответа. Минут 10  прошло — нет. Пишу ей:
-   Я не идиот! Я вижу Вас такой, поэтому и сказал, что сказал.
Отвечает:
-   Я не думала про Вас так. Я думала, что мы засиделись. Я хотела попрощаться с Вами.
  Это она 10 минут думала, прежде чем тактично намекнуть мне, чтобы я отправлялся в открытый космос. Слишком долго думала. И пишет «хотела попрощаться», а не «хочу». Значит — соображаю — она, может быть, тоже не хочет прекращать разговор. Она умная женщина - всё про себя понимает. Сердится на себя за то, что не делает мне “by!”? Или она ещё умнее, и не сердиться на себя даже за это? Просто сделает над собой лёгкое усилие и всё-таки скажет: «By! Прощайте, как Вас там величают, - было приятно познакомиться!» Но, может, всё не так. Закипел чайник и пошла заваривать чай. Позвонили ей. Мало ли! Может быть, ей просто стало скучно.
Отвечаю ей, чтобы как-то зацепиться:
-   А вы фотографируете?
Отвечает:
-   Мыльницей...
Слишком короткий ответ - сейчас она уйдет! Еще спросить что-нибудь нейтральное вроде погоды. Воспитанная женщина — ответит.
-   Простите, а кто Вы по специальности?
-   Учительница музыки. Виолончель.
-   Хороший инструмент. Звук внутренний, полный!
Я услышал, как она смеётся. Так звонко смеётся, так хорошо! И такой чистый молодой голос!Она задержалась!
- Медведев, - сказал я себе. - Тебя накрывает шиза! Ты уже видишь эту женщину, ты её слышишь, теперь скажи ещё, что ты её обоняешь. - Это я зря сказал. Я услышал запах. Запах, какой бывает поутру на лугу у реки, запах луговой травы, когда её начинает согревать солнце.
   От неё приходит письмо.
-   Теперь я должна спросить о вашей профессии? Да?
Она принимает мою игру и говорит мне: я принимаю твою игру, но помни, - это игра, только игра. Ты знаешь это, но я напоминаю тебе из предусмотрительности, из лукавой женской осторожности и потому, что ты мне нравишься и это тоже игра и у игры есть начало и есть конец и всегда можно вернуться к началу и не обязательно играть до конца.
Надо принять её стиль, но у меня не выходит — я слишком тяжёл. Пытаюсь. Пишу ей:
-   Спортивный фотожурналист, фотограф попросту.  - Ничего не соврал, а как-будто соврал. Я не хочу играть с ней. Бывают же лёгкие люди, почему я такой тяжелый, всегда, везде? Я думаю, что хорошо бы что-нибудь вдогонку сострить, но вместо этого пишу ей про всё. Быстро пишу, отправляю. Спохватываюсь: зачем обрушивать на человека свою судьбу? Дурной тон. Хрен с ним, с тоном, - это нечестно!
   Сейчас замолчит, задумается. Верно - пауза.  Долгая. Потом:
-   Вы так пугающе искренни!.. Вместе с тем, Вы кокетничаете. Вот, говорите, посмотри как незаурядна моя жизнь! Но Вы при этом не обманываете и не обманываетесь, она, Ваша жизнь, и в самом деле необыкновенна. В том, как Вы её понимаете, слышен некоторый надрыв, но и это — Вы. И всё это вместе в Вас — Господи, как всё перепутано! Я, правда, в растерянности. А можно посмотреть Ваши фотографии?
-   Да, -  отвечаю. -  Можно. Вот ссылка.
Они у меня все выложены на этом же сайте, где форум. Я тут держу свой портфолио. Хорошо, что она сама попросила. Мне хотелось, чтобы она посмотрела мои работы. На каждую есть досье: кем куплена, где выставлялась, какими призами отмечена, пресса... На английском, на французском, - всё, как у людей, блин!.. Я хочу произвести на неё впечатление. Конечно. Хочу понравиться — да, хочу. Я ей уже понравился, но из этого ничего не следует ни для неё, ни для меня. Всё безотчётно, неуправляемо,  всё невозможно, как запах луговой травы...
Там есть моё имя. Мне хочется, чтобы она обратилась ко мне по имени.
Она пишет:
-   Николай, спасибо за ссылку! Хочется сказать Вам сразу: я впечатлена, Это искусство! Так много и, оказывается, всё это было так рядом! Я хочу посмотреть всё это неспеша.. Я ухожу, но на днях вернусь. Хорошо?
-   Возвращайтесь!
Уходит. Она рассматривает мои фотографии. Я вижу, как она рассматривает мои фотографии. 
Оставайся со мной! Тонкая ниточка между нами мерцает, пульсирует, пульсирует, гаснет.

Часть третья. Без истории

Надо возвращаться к делам. Что-то беспокоит, что-то не так. Зайчики, зайчики... Фотография, связавшая нас всплывает у меня перед глазами. Я снова слышу её смех, её голос. Вдруг понимаю — этот кадр невозможен. Тени! Не удивительно, что она не увидела. Удивительно, что сразу не заметил я. Фотография комбинированная - составлена из двух разных снимков. На двух её половинах разные источники света. Интенсивность освещения выровнена, согласованы крупные тени, а мелкие — нет, у автора фотографии не хватило терпения. Злой мальчик и обиженная девочка — они с разных снимков. Кто-то увидел «прикол» в совмещении двух характеров и двух похожих ситуаций в одной сцене. Такая игровая картинка получилась. Я знаю, когда был сделан снимок «на моей половине». Когда же на её? Что может подсказать? Ёлка с её стороны, она не наложена — это «родная» ёлка. Ёлочные игрушки! - Я ищу в интернете описания ёлочных игрушек, каталоги стекольных заводов, музеи стекла. Время начала производства игрушек, - вот, что может дать ответ на мой вопрос. Вернее, дать окончательное подтверждение моему предположению. 
Да, её снимок моложе моего лет на 20, по крайней мере. Что это значит? Я пытаюсь справиться с этим вопросом. Дела, я занимаюсь делами. Успеваю подписать контракт, слетать в Канаду, сделать работу, вернуться.
Она никогда не отвечает быстро. Странная женщина: так молода и такая привычка вникать во всё — в детали и в целое. Хотя, девочки взрослеют быстрее мальчиков... Я не чувствую своего превосходства в жизненном опыте. Мне хочется советоваться с ней. Вообще, мне захотелось слишком многого... Меня «повело», - плохой признак...
Я чувствую своё родство с ней. Слитость в одно наших жизней. Это то, что нельзя отменить или забыть. Мне кажется, она ощущает что-то похожее! 
С этого ковра мне не уползти!..
Что со всем этим делать?
Я делаю глупость. Я пишу ей письмо о нашем родстве, - обо всём. Только о том, что наши судьбы склеены фотошопом я не пишу. Потом - сейчас не хочу. Да и смешно, какое это имеет значение, чем склеены!
Она никогда не отвечает сразу. Я жду. На другой день:
-   Николай, я уже написала Вам о ваших работах, хотела отправить своё письмо, как вдруг пришло Ваше. Всё-таки, я отправлю сначала то, что уже написала. На Ваше письмо я отвечу, но позже. Скажу только, что Вы очень точны во всём. Это вызывает смешанные чувства. Удачи Вам!
Ниже её письмо о моих картинках. Она их не хвалит, не ругает, она переживает их, каждую, она видит в них приметы моей жизни и то, как жизнь переплавляется в образ и приём. Образ и приём превращается в человека, моего героя, с которым я не знаком и хочу его узнать.  Что-то в её суждениях кажется мне слишком женским, что ли, - следом её судьбы. Я отмечаю это и движусь дальше вместе с текстом её письма. Куда движусь, куда меня несёт? Если бы она объяснилась мне в любви, меня бы это так не зацепило, как её внимание к моим фотографиям, к моим людям, моим дорогим людям, которых я дал иную жизнь с помощью камеры. Но она точна: то, что есть между нами, это не любовь, это хуже, - это то, из чего любовь возникает и куда возвращается. Не знаю, как это назвать. Она пишет о том, что мы не знаем, как назвать. Я пробовал называть это родством. Это так, но это что-то ещё. Поэтому, она не пишет о родстве, она пишет о жизни, образе и приёме. И о чём-то еще. Она очень точна. Это вызывает смешанные чувства...
На следующий день.
-   Спасибо Вам, - пишет она. - Я не ожидала...Вы так сильно чувствуете, столько силы, столько...нежности — это сокрушает, поражает, захватывает... Зачем же мне делать вид, что я спокойна! Вы же знаете, что это не так. Но мы должны попрощаться. Всё слишком глубоко, слишком сильно, слишком... «не так», чтобы это могло войти в русло человеческих отношений. Я говорю о любви. Я не боюсь новой любви и всех немалых и тяжёлых проблем, которые она непременно повлечёт за собой. Я не боюсь, я женщина, я бы решилась!  Вы понимаете, почему я ухожу? Правда, понимаете? Тогда объясните мне...убедите меня...
В вашем портфолио нет ни одного Вашего автопортрета. Но я вижу Вас, я прижимаю руки к вашим истерзанным ушам, целую Ваш сломанный нос, Ваши губы со швами, наложенными впопыхах, я нюхаю Ваши волосы, начинающие седеть, - я делаю всё то, на что Вы не решились, мой дорогой, мой самый чуткий, самый лучший, мой страшный человек. Правы Вы, а не я. Примите же мою неправоту, как я приняла Вас.
Теперь я произношу формулу, с которой мне легче уйти. Формулу отречения?
Я чувствую, что фотография, которая познакомила нас, она... её не существует. У нас не могло быть такой нормальной причины для знакомства.
Что-то не так оказалось записано всего одном такте - сбой обычной гармонии, незаконное чудо! Какая счастливая небрежность Создателя!
Прощайте, родной мой!

                ****


Этими словами, именно так закончил я попытку реконструкции истории жизни и любви Коли Медведева.
Текст был готов, я дал его почитать прообразу героя моей краткой повести.
Коля читал внимательно, ничто не менялось в его лице, т.е. совершенно ничто, - я стал психовать, - вдруг я написал глупость!
Коля отложил рукопись, и сказал после небольшой паузы, сказал тоже без выражения, как и читал:
-   Возможен и такой ракурс...
Я выдохнул с облегчением. Разгрома не будет. Но мне хотелось знать, я спросил Колю:
-   А какой может быть ещё ракурс?
Коля помолчал, улыбнулся мне, как умеет улыбаться только Коля Медведев:
-   Эти горячие эстонские парни сегодня очень разговорились!
Он встал и я увидел его безразмерную спину. Надоедать ему дальше не имело никакого смысла.


Рецензии
Всегда захожу в рассказы, где живут мои "однофамильцы". Смотрю не обижает ли их автор, добр ли ласков...
этим "зайчатам" с автором очень повезло. За что Вам, Григорий, огромное спасибо.
С уважением, А. З.

Александр Викторович Зайцев   06.09.2015 16:52     Заявить о нарушении
Очень тронут! - Спасибо, Александр Зосимович!

Григорий Домб   06.09.2015 18:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.