Королева

               
                Лирическая комедия

                Действующие лица:

Александр Разбегаев – молодой помещик, романтический юноша
Амалия Агатова –  актриса провинциальной трупы
Аполлон Бенгальский – актер-трагик
Николай Славский – актер любовник
Евгений Потехин – актер-комик
Дельфина Парфенонская – характерная актриса средних лет
Степан – слуга Разбегаева
Маша – горничная Разбегаева

                Действие происходит в
                провинциальной гостинице
                и в доме помещика Разбегаева.

               
 Действие первое.
Гостиница небольшого провинциального городка, скудная обстановка, общарпанная мебель, грязные полосатые обои. На постели лежит актер Николай Приватский и учит роль.
Николай – О, дивная моя моя! О, глаз моих отрада!
Позволь мне рук твоих коснуться нежно, позволь тебя мне лицезреть всечасно!
Господи, жрать то как хочется…. М-да… Позволь мне лицезреть всечасно и быть с тобой до гроба вместе… Точно тут и в ящик сыграть не долго. Черт знает что такое. Не могу. Не могу не думать о еде. Ничего в голову не лезет. Какую уж тут роль учить… (Бросает листы с ролью под кровать).
Входит актер-комик Евгений Потехин. Вид у него похмельный, костюм помят.
Николай – Ну что, проспался?
Евгений (охрипшим голосом) – У тебя выпить есть?
Николай - Ах, тебе выпить? Скотина ты, право слово. У меня, между прочим, со вчерашнего дня во рту маковой росинки не было, а ты нажрался на последний полтинник.
Евгений – Тяжко мне. Тяжко и совестно. Как я мог так с товарищами… Стыдно… Стыдно… Помру я скоро.
Николай – От водки и помрешь.
Евгений – Точно-точно. Все болит. Ох, матерь божья…
Николай – Да, Евгений, вид у тебя прямо скажем трагический. А ведь ты же комик! Кто тебе вообще сказал, что ты можешь людей смешить? На тебя же смотреть противно. Тьфу ты прости Господи! Ну, сострой рожу, как ты там делаешь…
Евгений корчит рожу.
Николай – Ну, вот, ты же гадок. Нет, ты не комик ты в лучшем случае, падающее бревно за кулисами.
Евгений – Может быть, у тебя хотя бы рассол есть?
Николай – И рассола у меня нету. И вообще ничего нету. Мой тебе совет – ложись да помирай.
Евгений – Экий ты брат бессердечный. Ты же любовников там разных играешь, у тебя же чувственность должна быть ко всякой божеской твари…
Николай – К такой твари как ты у меня чувств не будет… Еще чего захотел, пожалейте его. А меня кто-нибудь жалел? Ты вот мне скажи, отчего это я  сижу в этой дрянной гостинице и давлю клопов вместе с таким как ты? И, между прочим, недоедаю. У меня в животе урчит. Да-да,  и отчасти по твоей милости. Ты же пропил наши последние деньги.
Я талантлив, умен, хорош собой, но мне не везет. А ты говоришь о жалости. Нет, мой друг, нет мой ничтожный друг, меня никто не жалеет и я не пожалею никого. Так что, не зли меня и вообще попрошу выйти вон из моих апартаментов!
Евгений – Ну вот разошелся! Подумаешь, денек поголодал. Экий фонтан красноречия открылся. Жалости в нем нет. Живот у него бурчит. А как же душа? Ты о душе подумал? О моей бессмертной душе, которую я гублю?
Матерьялист вот ты кто!
Николай – Ну ты тоже скажешь! Говори да не заговаривайся. Какой же я тебе матерьялист. Я в Бога верую. Это ты, брат, загнул.
Евгений - Ни чего я не загнул. Полтинником он меня попрекает. А у меня, между прочим, детки в Ростове… Отдам я тебе этот полтинник… или отслужу. Вот возьму и отслужу. Сапоги тебе чистить буду! Вот давай-ка сюда сапоги…
Николай – Ну это, право, лишнее… К чему это…
Евгений – А к тому! Вот возьму и сейчас же отслужу. Тяжко мне… томлюсь я без радости… А еще детки у меня в Ростове… и тоже наверное голодные сидят…
Николай – Ну не трави ты душу. Ну, хочешь… есть тут у меня немного… на растирку оставил.
Евгений – Нет, нехорошо это…
Николай – Что же не хорошо…
Евгений – Не хорошо, не ловко тебя обирать…
Николай – (достает из шкафа бутылку водки, наполненную на треть, и пару рюмок) – Говорю тебе, пей, я с тобой тоже махну!
Евгений – Вообще то я бы тебе не советовал. На голодный то желудок. Очень просто язвенную болезнь заработать можно…
Николай – Да? Ну, тогда я не буду.
Он убирает в шкаф одну рюмку. Пока он это делает, Евгений опорожняет всю бутылку.
Николай – Болеть мне сейчас никак нельзя.
Евгений – Конечно нельзя.
Николай видит пустую бутылку.
Николай – Ты, что же все выпил?
Евгений – Извини, как-то само собой вышло…
Николай – Ну и стервец же ты!
Входят актрисы Амалия и Дельфина.
Амалия – Доброе утро, господа!
Дельфина – У вас есть что ни будь поесть?
Николай – Ага! Рябчики в пикантном соусе…
Дельфина – Я серьезно спрашиваю.
Амалия – Действительно, очень кушать хочется.
Николай – Кушать? Да я второй день как волк жрать хочу!
Амалия – Вот тоска…
Николай – Евгений улыбнись дамам, как ты умеешь.
Евгений блаженно улыбается.
Николай – Вот это оскал человека, который вчера самым бессовестным образом пропил все наши деньги.
Евгений – Какие деньги? Всего то полтинник был.
Амалия – Евгений вы не правы, вы не должны были так поступать!
Дельфина – Вот скотина!
Евгений – Попрошу меня не оскорблять. Я вам не денщик, какой ни будь. У меня тоже чувственность имеется. Я – комик!
Дельфина – Комик! Черт ты сипатый!
Амалия – Д, Евгений, вы же совсем охрипли.
Евгений – Охрип, осип, что с того?
Амалия – Да как же вы теперь представлять будете?
Евгений – Чего представлять? Ангажемента же нет! Нет ангажемента.
Дельфина – Черт бы побрал этого Аполлона. Завез в эту глушь, а ангажемента нет.
Амалия – Дельфина, не ругайтесь это грешно…
Дельфина – Ах, ах, грешно. Конечно, с чего бы мне ругаться. Живем в милейшей гостинице, спим на чистейшем белье, можно сказать, жируем тут!
Амалия – Я думаю, что Аполлон Лисимахович хотел как лучше.
Дельфина – Как лучше? А что тогда хуже? Одно слово – скотина!
Евгений – Вот именно! Денег нет, водки нет, ничего нет!
Николай – Клопы есть.
Евгений – Точно. Я сегодня ночью штук сорок задавил. Жирные такие.
Николай – Как же ты это смог? По-моему ночью ты был не в себе.
Евгений – Не в себе, но задавил. В бреду ворочался и задавил.
Дельфина – В бреду? Лучше бы ты валялся в эпилептическом припадке.
Евгений – Сударыня, за что вы так меня не любите? Что я вам сделал? Я же маленький человек, я комик…
Дельфина – Шут ты гороховый! Полтинник зачем последний пропил?
Евгений – Я же не нарочно, я не хотел, так само вышло.
Дельфина – Ладно живи уж, не особенно то на полтинник и загуляешь…
Евгений – Вот спасибо вам. Утешили. Видит, Бог утешили, а то я уже и руки на себя наложить хотел. (кланяется)
Дельфина – Не юродствуй паяц! Все равно никто не оценит.
Евгений – Золотые ваши слова. Никто не оценит. И никто не узнает где могилка моя…  Эх, выпить бы с горя да и согреться, что то холодно стало…
Амалия – Действительно, что же здесь так холодно?
Николай – Это хозяин нарочно не топит, хочет, чтобы мы ему долг за проживание заплатили.
Дельфина – Вот, мерзавец. Не дождется!
Амалия – Холодом так и тянет. У меня ноги мерзнут.
Николай – Готов согреть своим дыханием!
Дельфина – Тогда и мне тоже!
Николай – Вечно вы Дельфина лезете, куда вас не просят. Я, может быть, в образ вхожу. Репетирую. Я тут уже с утра роль учу, чтоб о еде забыть. Питаюсь духовной пищей. Амалия, может быть вместе прорепетируем. Все равно же заняться нечем?
Амалия – Ну давайте попробуем.
Амалия принимает царственную позу, Николай преклоняет колено.
Николай – Любимая! Глаза твои бирюза, ланиты твои румянцем горят.
Амалия – О, мой принц, о, Маруф!
Николай – Уста твои мед, и грудь твоя, как шербет, руки твои сладкий лукум. Ноги твои масла нежней…. Черт возьми, не могу я употреблять все эти кондитерские подробности.
Амалия – Но отчего же?
Николай – Съем! Я второй день без куска хлеба. А тут лукум, шербет! Какой гад все это написал?
Евгений – Симеон Загвоздкин.
Николай – Мерзавец твой Симеон. У него подлеца еще сцена восточного пиршества есть, а еще сцена любовных утех…
Дельфина – Это где вы должны друг другу в рот персики запихивать?
Николай – Именно!
Евгений – Я, когда есть хочу всегда про мясо думаю. Персики меня ничуть не возбуждают.
Входит Аполлон Бенгальский актер-трагик и по совместительству антрепренер труппы.
Дельфина – Ну что?
Аполлон - Должен вас огорчить. Ангажемента нет!
Николай - Как нет?!
Дельфина – То есть, как это нет!?
Евгений – Почему нет?
Дельфина – Аполлон ты это рассказывай…
Аполлон – Рассказывать тут собственно нечего…
Дельфина – Нет, уж ты расскажи!
Аполлон –  Пока мы ехали тут такие дела. Прошлый сезон совсем провальный. Хозяин театра Сила Силыч, ну тот который сюда зазвал совсем в долги залез, думал на нас сборы сделать, не успел… Театр с молотка продали, теперь в нем склад будет коммерческого общества «Жиронкин и сыновья». Вот.
Николай – На что же мы теперь жить то будем? Денег на жратву совсем нет.
Евгений – На водку тоже.
Амалия – Как же мы теперь выберемся отсюда?
Дельфина – Ты хоть деньги у этого Силы Насилыча на обратную дорогу взял?
Аполлон – С чего же он даст? Он же банкрот!
Дельфина – Ну и что мы теперь будем делать, стесняюсь я спросить?
Аполлон – А что я мог? Я ничего не мог? Я к этим новым хозяевам. Говорю, дайте хоть один спектакль отыграть, чтоб деньги на проезд собрать. А они мне, ступай, мол, себе с Богом, актеришка, не мешай.
Николай – И все.
Аполлон – Ну да, Дали два рубля на бедность и выпроводили…
Дельфина - На эти деньги мы только с печки на лавку доедем.
Евгений – Это точно.
Николай – Давайте хоть еды какой ни будь купим…
Аполлон – Ни в коем случае. Деньги нам нужны чтобы бричку нанять.
Николай – Какую еще бричку, куда ехать?
Аполлон – Да тут недалеко. Верст двадцать будет.
Дельфина – Еще куда ты нас затащить хочешь?
Аполлон – У меня появилась одна интересная идея.
Дельфина – Мы уже по горло сыты твоими идеями. Это ведь была твоя идея ехать в это захолустье. Это ведь ты обещал, что местная публика, которая никогда не видела настоящих актеров, будет носить нас на руках, это ведь ты обещал нам полные сборы? Ну и где эти полные сборы? Где цветы корзинами, где офицеры с шампанским, где толстопузые купцы с водкой и расстегаями? Где это все?!
Аполлон – Но, я ведь тоже жертва. Я тоже надеялся. Мне все это Сила Силыч  так  расписал…
Дельфина – А прошлый раз ты тоже на кого-то надеялся? Кто тебе в прошлый расписал, что нужно ставить именно трагедию?
Аполлон – Это все мещанская публика. Им не понять высокого трагического искусства. Низкий пошлый вкус обывателей. Им не понять игру страстей и душевных потрясений!
Дельфина – Как же им на грязной сцене императорский дворец во всем великолепии понять? Аполлон, ты в роли Антония был не трагичен, ты был смешон!
Аполлон – Смешон?! Ну что ж, пусть они смеются. Я не смирюсь! Театр это условность, и тот, кто не видит вместо занавески тогу, а вместо табурета императорский трон, пусть остается незрячим. Я буду творить для людей с более тонкой душевной организацией. Для натур возвышенных и романтических!
Дельфина – Ах, какой пафос! Да где ты таких идиотов найдешь?!
Аполлон – Вот об этом я как раз и хотел поговорить. Нам представляется великолепная возможность…
Амалия  - Опять возможность. Господи, как я устала от этих возможностей. Мне нужна реальность. Красивые платья, уютный дом, сытая жизнь, наконец!
Николай – Точно. Что может быть лучше хорошего стола.
Евгений – Хороший стул.
Николай – Евгений, ты вульгарен.
Амалия – Я хочу известности, поклонников и… красивой любви!
Николай – А я вам разве не предлагал?
Амалия –  Николай, вы пошляк. Я говорю о настоящей любви, о подлинных чувствах!
Николай – Ну как же! Разве у вас не было такой любви? Помниться поручик Дугаевский-Бугаевский клялся умереть у ваших ног, а когда вы ему туфелькой по морде заехали, то он с расстройства поил свою лошадь шампанским.
Евгений – И почему я не конь, у какого ни будь гусара?
Дельфина – А мне тоже один  князь предложение делал. Горбоносый такой, черненький, с Кавказа видать, обещал любимой женой сделать, а я не пошла. Дура!
Аполлон – Так хватит! Давайте о деле поговорим.
Евгений – Давайте, а что за дело?
Аполлон – А такое дело - как отсюда выбраться, причем с прибылью!
Дельфина – С прибылью? Ой, не смешите меня!
Аполлон- А чему тут смеяться. Я же из вас самый практический человек. Вы же ничего не можете. Ни с людьми договориться ни лошадей достать. Ни денег. Без меня вы пропадете как мокрые курицы.
Дельфина – Гляди какой орел выискался!
Аполлон –  А хотя бы и так. Вот достал же я сейчас два рубля когда у нас давно уже ни копейки. Вы, например, не смогли бы и этого даже если бы пошли на панель.
Дельфина – Это еще почему?
Аполлон – Да потому что в этом городе вам дали бы только рубль.
Дельфина – Нахал!
Аполлон – Ну, хорошо полтора рубля. Теперь о главном – мы едем в деревню.
Николай – Куда?
Аполлон – В деревню, к тетке, в глушь в Саратов.
Николай – К чьей тетке, в какой Саратов?
Аполлон – Эх, невежество. Ну да ладно, после. Значит, так мы едем в деревню, где я вам обещаю ночлег, еду, выпивку и  денежки.
Николай – У тебя в этой деревне знакомые.
Аполлон – Ну можно и так сказать. Дело вот в чем. Есть у меня письмецо от моего давнишнего приятеля, сам он из этих мест и в прошлом году гостил на родине, так вот что он пишет о здешних чудаках. (читает). Представляешь ли себе, живет тут в Разбегаевке помещик, молодой совсем человек, лет двадцати двух не более. Живет анахоретом, в обществе не бывает. При этом чудит, о чем весь уезд осведомлен. Так, например, устроил в поле со своими мужиками лыцарский турнир. Посадил холопов на коней дал им в руки колья и заставил их друг дружку с коней свергать. Двое говорят, кости поломали, остальные испугом отделались. Барышень местных чурается, о неземной любви мечтает, королевну ему подавай… Вот такой недоросль. Родители его померли, он сам себе предоставлен, романов начитался и куролесит.
Николай – Ну и что?
Аполлон – Ну так вот к нему то мы и поедем.
Дельфина – А зачем?
Аполлон – Как это зачем? Вы разве не поняли? Не догадались?
Евгений – О чем же тут можно догадаться? Грабить его, что ли его дурака будем?
Аполлон – Почти угадал. Но не совсем… Мы  предоставим этому романтическому юноше влюбиться в особу высокого положения, а он предоставит нам шикарный прием и так необходимые нам денежные средства.
Николай – А где мы возьмем ему особу высокого положения?
Аполлон – Нет, ей богу дураки. Амалия, выйдете, пожалуйста, в центр, примите царственную позу из спектакля «Проклятый монарх или королева-изменница». Ну, вот как я и предполагал – королева и есть. Будьте любезны влюбляйтесь на здоровье.
Амалия – Ничего не понимаю.
Аполлон – Ну что вы Амалия душечка. Все просто мы едем к этому помешанному помещику и разыгрываем перед ним пьесу, как будто вы Амалия - королева в изгнании, а мы ваша свита. Вы Дельфина станете камеристкой, Николай…
Николай – Телохранителем!
Амалия – Много чести.
Аполлон – Да, это не годиться, слишком просто, вы станете этим, как его черт, гофмейстером. Я буду первый министр двора и хранитель печати. Я уже имя себе придумал – граф Альма Хосе Рауль де Сааведра. Звучит?
Евгений – Звучит. А я кем буду?
Николай – А ты будешь мальчик-паж.
Дельфина – Да уж, хорош мальчик…
Аполлон – Да, в  мальчики он не годиться, а вот в мавры самый раз.
Евгений – То есть? Позвольте…
Аполлон – Не позволю. Смажем личность сажей и гуталином. Замечательный мавр получиться. Толстенький, низкорослый.  Точно такой, какими и должен быть.
Николай – Может быть его еще и евнухом сделать. Помните в спектакле «Принцесса Будур и Маруф Аз Заман» он черного евнуха играл? Ему не привыкать.
Аполлон – Да, это интересное предложение.
Амалия – И все-таки я  ничего не понимаю, вы хотите, чтобы этот романтический помещик во все это поверил и влюбился в меня?
Аполлон – Именно так!
Амалия – Ну это же нечестно и жестоко, в конце концов.
Аполлон – Категорически не согласен! Посмотрите на себя в зеркало, вы молодая красивая женщина, в вас столько осанки, шарма, природного благородства, вы настоящая королева просто родились не в то время и не в том месте. Теперь о жестокости, мальчик влюбиться в недосягаемый для него идеал. Да будет страдать. Да будет мучаться, но это будут сладкие муки, и ваш образ останется для него самым светлым пятном в жизни. Вы же ему подарите, то о чем он так мечтает, возвышенную, несбыточную любовь. Разве это жестоко? Это прекрасно.
Амалия – Ну хорошо. Только во всем этом достоверности маловато. Откуда в этих краях возьмется изгнанная королева, из какой собственно страны?
Аполлон – Из Каледонии.
Евгений – Это где же такая?
Аполлон – Ну, скажем, небольшая горная страна между Мексикой и Аргентиной.
Николай – Приличная география. Как же это нас оттуда в эти конубри занесло?
Аполлон – Да очень просто! В стране государственный переворот, королева лишается трона и отправляется в изгнание. Наемные убийцы идут по ее следу, мы уходим от погони через Анды затем Европа - Гибралтар, Пиринеи, Прованс, через земли северной Вестфалии, потом Краков, Варшава, Барановичи и вот мы здесь.
Евгений – Лихо!
Николай – Авантюра. Не поверит. Ни единому слову не поверит.
Аполлон – А вам и не придется говорить. Вы же испанец, вы русской речи не разумеете. Мычите себе с акцентом и все. Все реплики я беру на себя. Вам же просто останется вести себя светски, уверенно и надменно. Вечер отыграем, попросим денег на реставрацию монархии, на извозчика и поминай, как звали.
Николай – Побьют. Как пить дать побьют. Вот те самые мужики с кольями на конях.
Аполлон – Не каркайте голубь. Конечно, нужно переодеться, принять надлежащий вид, желательно побольше, фальшивых драгоценностей нацепить…
Евгений – Так как же мы объясним этому помещику, зачем к нему то заявились.
Аполлон – А вот скажем, что наша карета опрокинулась в реку и мы просим любезного хозяина об отдыхе и ночлеге.
Николай – И об ужине!
Аполлон – Само собой!
Николай – Эх, и чего только не сделаешь ради бутылочки вина и  запеченного гуся. Я согласен.
Евгений – Это верно. Надо ехать!
Амалия – И все-таки это нехорошо. Вдруг я этому несчастному романтику сердце разобью?
Николай – Амалия, ты думаешь о чужом сердце больше чем о наших желудках! Мы же с голоду помрем из-за твоей принципиальности.
Амалия – Ну, хорошо, только если наш розыгрыш зайдет слишком далеко, я вынуждена буду во всем признаться. Учтите это.
Аполлон – Да полно вам, куда это может зайти. Всего один вечер погости. Я вас уверяю любой русский помещик – хлебосол. А тут такой случай. Расположите его к себе, очаруете, посетуете на изгнавших вас заговорщиков, а я попробую у него пожертвования выцыганить. Вот и все.
Амалия – Ладно, я попробую. Дельфина, вы меня не осуждаете?
Дельфина – С чего бы это? Была бы помоложе сама бы кому ни будь голову вскружила.
Аполлон – Все, дамы ступайте, переодевайтесь, в самые лучшие платья. Ты Николай отправляйся к Евгению в номер и преврати его в мавра, измажь, чем ни будь, но так чтоб натурально. А я пойду искать кучера. Если все получится, это будет самый интересный спектакль в моей жизни. Ну, идите же, идите!               
                Все уходят.

                Действие второе.
Усадьба помещика Александра Разбегаева. Александр сидит в кресле и читает книгу. У стола с закусками стоит его слуга Степан.
Александр – (читает) – Тут выдернули они свои мечи, и одним ударом поверг сер Паламид сера Гонериса на землю. А тогда сорвал он с него шлем и отсек ему голову долой. И после того отправились они ужинать.
Степан – Вот и вам, барин, тоже к столу пора.
Александр – К столу… Вот было же время турниры, поединки… А теперь в лучшем случае охота. Тоска. Застрелиться что ли?
Степан – Жениться вам надо, барин!
Александр – Жениться? Да на ком же? На перезревшей барышне из соседнего уезда? Нет уж, уволь!
Степан – Зачем же на перезревшей? Надоть чтоб оно в соку!
Александр – Какой ты все же грубый, бесчувственный чурбан! Ты не сможешь понять о какой любви я грежу. Если бы я жил? где нибудь в Англии лет пятьсот назад я бы влюбился, скажем, в герцогиню или королеву, в королеву даже лучше. Совершенно безнадежно. Пробирался бы в ее замок, чтобы похитить ее перчатку или хотя бы поцеловать след ее туфельки.
Степан – Ну, это оно конечно, куда же понять, чтоб по грязному полу языком елозить.
Александр – Экий ты, право, свинья, Степан. Ты пойми в конечном обладании женщиной есть, что-то низменное, постыдное…
Степан – А как же тогда детей производить?
Александр – Ну причем тут дети?
Степан – Как же так при чем? Рази эти королевы детей не рожают?  Тоже небось бабы и до ентова дела вполне охочие.
Александр – Степан, ты хам.
Степан – А то не знали? Наше дело, известно, холопское.
Александр – Вот тоска, случилось бы чего…
Степан – Избави бог! Пожалте лучше за стол.
Александр – Вот опять ужинать одному…
Степан – Как же сами же всех соседей пораспугали. Станет к вам кто ездить если вы непременно на шпажках упражняться зовете. Мыслимое ли дело чтоб почтенный человек с этаким вертелом козлом скакал?!
Александр – Мне моих соседей, как ты говоришь, почтенных и даром не надо. Заехал бы кто так случайно, может путешественник, какой… Что там у нас на ужин?
Степан – Гусек с яблочками.
Александр – Видеть я уже этих твоих гуськов не могу!
Степан – Так ведь скусный же, пальчики оближешь.
Александр – Вот разве что вина выпить…
Степан – Оченно можно, виноградное, чистый сок.
Александр – Уже окунался?
Степан – Избави бог, нам лучше водочки.
Александр – То-то же. Смотри у меня! (наливает в бокал вина) Ну, за прекрасных дам! (выпивает).
Степан – А теперь булдыжкой закушайте! Или вот окорок копченый, оченно рекомендую.
 Александр закусывает. Вбегает горничная Маша.
Маша – Барин тут к вам человек заявился. Чудной и все, про какого то лыцаря спрашивает. Кто говорит тут есть лыцарь. Может не в себе? Яшка с Васькой его там внизу держат.
Александр – А каков этот человек с виду?
Маша – А ни каков. С виду вроде барин, а вроде и не барин совсем. Весь черный, сапоги высоченные и шляпа с перьями. Говорит так, что половины не разберешь, немец видать. Может гувернер какой?
Степан – Не иначе какой-то шельмец-проходимец.
Маша – Так в шею гнать прикажите?
Александр – Погоди. Это всегда успеется. Интересно все же кто таков? Какое никакое, а развлечение. Зови!
Маша убегает.
Александр – Вот если это гувернер работу ищет возьму-ка я его к себе. Пусть тебя дурня немецкому языку учит.
Степан – Да избави бог. Что мне за причина на старости лет немчином становиться. Я уж, как ни будь тут по-русски помру.
Входит Маша и с ней Аполлон в черном плаще. В сапогах со шпорами и в надвинутой на глаза шляпе.
Аполлон – Скажите ви есть хозяин этот поместий?
Александр – Ну, допустим, так.
Аполлон – Я есть взивать к вашему благородству. Я хотель просить вас о помошь. Ви не можете нам отказать!
Александр – Да что стряслось?
Аполлон – Да теперь есть пустяки. Пуля просвистель мимо. Они не учель что им предется иметь дело со мной, с графом Хосе Рауль Сааведра!
Александр – С каким, простите, графом?
Аполлон – Граф Альма Хосе Рауль де Сааведра – министр двора ее величества королевы Каледонии. Я вас просиль сохранить мое инкогнито, убивцы идут по следу, ви есть дворянин?
Александр – Столбовой! Александр Разбегаев, честь имею!
Аполлон – Скажите среди ваших предков не было испанцев?
Александр – Только прабабушка родом из Италии.
Аполлон – Италия, тут есть до Испания рукой подать. Ви точно есть наш человек.
Степан – Вы, барин, чего хотели то?
Аполлон – Это есть кто?
Александр – Это мой дворецкий Степан.
Аполлон – При нем можно сказать?
Александр – Вполне.
Аполлон – В нашей бедный страна есть переворот. Власть захватили мерзавцы. Двор в изгнании, наемные убийцы идут по следу, мы уходить от погони, стреляться… как это… отстреливайся и карета в реку, большая государственная печать на дно - бульк! Нас всего пять, три мужчин и две дамы. Мы есть продрогли и устать… вот. Просить ночлег и покушать… платить золото…
Александр – Это ни к чему. Законы гостеприимства.  Всякий русский человек окажет вам прием совершенно бескорыстно. Мой дом к вашим услугам.
Степан – Скажите ваша милость, Кальдедония это где?
Аполлон – В Южной Америке. Мы такая маленькая, но очень гордая страна. А теперь народ изнывать под власть тирана Лосарилье.
Аполлон – Граф, вы говорили, что с вами дамы. Не заставляем ли мы ждать этих особ.
Аполлон – Да, ви правы, но такова есть участь всех изгнанных королев.
Александр – Вы хотите сказать, что одна из ваших спутниц – королева?
Аполлон – К сожалению лишенная трона. Бедная девочка, ей едва исполнилось осмнадцать, тут у вас… она в саду…
Александр – Королеве? Восемнадцать? У меня в саду… не может быть. Граф что же мы стоим, поспешим те же в сад!
Аполлон – Вам как хозяин дом, лучше встретить королеву тут.
Александр – Конечно. Как скажите. Ведите же ее граф!
Аполлон кланяется и уходит.
Александр – Ничего не понимаю. Королева, здесь сейчас. Что-то надо делать. Так, Степан ступай надень ливрею. Машка! Машка иди сюда! Тоже иди оденься будешь за столом прислуживать, и умойся дурища.
Машка убегает, Степан удаляется не спеша, соблюдая собственное достоинство.
Как же принимают королев? Может быть нужна шпага, точно нужно быть при шпаге! Или нет? А как стоять на одном колене или на двух? А руку целовать? Ах, ладно будь что будет. Уже идут…
Входят разодетые актеры.
Аполлон – Куин Каледония Лионелия уан. Королева Каледонии Лионелия первая.
Александр – Ваше величество, к вашим услугам… здешний помешник… помешный здешник… нет здешний дворянин… и помещик Александр Разбегаев-Разбегаевский (преклоняет колено).
Амалия – Ах, нет, прошу вас, встаньте. Вы не мой подданный.
Александр – Позвольте с этой минуты им считаться.
Амалия – Си. Как это мило. Могу я сесть в это кресло?
Александр – Распоряжайтесь здесь всем чем угодно.
Амалия – (отходит от коленопреклоненного Александра и садится в кресло) – Ах, право, вы все еще не встали. Поднимитесь, прошу вас.
Александр – (встает) – А карету мы вашу вытащим. Степан! Эй, Степан!
Чинно входит ливрейный Степан.
Степан, завтра чуть свет снарядишь мужиков вытащить карету ее величества.
Степан – Из какой реки прикажите вытаскивать?
Александр – Ты что Степан, у нас тут одна река. Вертихвостка.
Степан – В нашей реке воробью по колено. Не могла карета в ней утопнуть.
Аполлон – Этот человек, есть нам не верить. Но слово дворянин карета утонуль в река. Там есть глубоко!
Александр – Это у плотины?
Аполлон – Точно так у плотины, я окунулся с голова!
Степан – Так это ж почитай верст десять отсюдова.
Александр - Вот туда с мужиками и пойдешь.
Аполлон – Да, это есть очень важно, утонуль большая государственная печать и письма принца Уэльского.
Степан – Ах, етить ее етить, нелегкая.
Входит Маша с подносом и расставляет приборы.
А так, что на стол собрато. Просю всех отведать.
Александр – Да господа, прошу разделить со мной мой скромный ужин.
Степан – Почему же скоромный, тут вам и гусь запеченный и окорок закопченный и рыбка жаретая и паштет варетый и грыбочки и винцо и во смяточку яйцо.
Все садятся за стол. Евгений берет со стола бутылку. Читает.
Евгений – Одна тысяча семьсот пятьдесят девять. Да ему же сто лет!
Степан – То-то и оно. Еще от прадеда нашего барина осталось. В особенных случаях подаем. Спробуй мавра.
Степан разливает всем вино по бокалам.
Александр – Позвольте мне как хозяину дома предложить тост за самую прекрасную королеву мира Лионелию первую.
Аполлон – Нет, нет это не можно,  у нас есть обычай – когда рыцарь говорить тост за королеву он пить из ее туфелька!
Александр – Тогда  я с удовольствием, то есть позвольте и мне, тем более обычай…королева, граф… позвольте.
Амалия – Ну я не знаю…. граф к чему вы это, зачем…?
Александр – Я почту за честь.
Аполлон – Верно, это есть великая честь. (подходит к Амалии садится на корточки у ее ног стаскивает  туфельку).
Амалия – (шипит) Графффф… к чему вы это, зачем… Я не могу, не стоит…ну граффф, Аполл… ну погодите.
Аполлон – (Амалии) Я знаю что делаю…(берет бокал ставит его в  туфельку и подает Александру). Вот так это у нас делается. Пейте!
Александр – (осторожно, берет в руки туфельку с бокалом ) Вы знаете у нас на свадьбах тоже есть такой обычай. Там свидетель… а, впрочем, не важно. Королеве Лионели виват! (пьет).
Все пьют вино и тут же набрасываются на еду. Амалия, в том числе. Александр все еще держит в руках туфельку не зная, куда ее деть.
Аполлон –  Верните же туфельку на место.
Александр – Да, да конечно.
Александр становится на колени у ног Амалии и одевает туфельку.
Аполлон - Прелестно… А теперь мы должны выпить за хозяина дома.
Амалия – Да-да за гостеприимного хозяина. Ваше здоровье Александер! Да встаньте же вы, наконец!
Александр встает. Все пьют.
Александр – Ваше величество, вы прекрасно говорите по-русски.
Аполлон – Королева в совершенстве знать шесть языков. Кстати. Рюсски знать понемногу все. Это Дельфина камеристка
Дельфина протягивает Александру руку для поцелуя, предварительно облизав пальцы.
Это Николас - гофмейстер, а это мавр Бертран – очень смышленый.
Александр – Скажите, может быть, я тоже смогу быть как-то полезен вашей стране?
Амалия – Чем же?
Александр – Я мог бы отправиться с вами, что бы оберегать вас в пути.
Аполлон – Нет, это совершенно ни к чему.
Александр – Ну почему же, граф?!
Аполлон – Мы не иметь право подвергать риск жизнь иностранного подданного. Участь изгнанников полна опасность. (вытаскивает большой бутафорский пистолет). Из него я уложиль семь мерзавцев. Война продолжается. Мы еще вернемся в Каледония и свергнем тирана!
Наши сторонники делают смелые вылазки и пускают в ход кинжалы. Они разят направо и налево. (режет ножом гуся). Направо и налево. Но если их хватать враги их пытать. Фраецизка Асузосисского скормили крокодилам.
(ест кусок гуся). Они просто разорвали его на части. (рвет зубами мясо). Бедный мальчик (бросает обглоданную кость). Так выпьем же за наших героев. (встает). Виват Каледония!
Все встают, троекратно кричат «Виват» и выпивают.
Александр – Ваше величество, как бы я хотел быть там с вашими героями. А крокодилов я не страшусь. Я готов умереть за восстановление вашей монархии.
Аполлон – Благодарю сударь, вы настоящий рыцарь. Но это невозможно вас брать с собой.
Амалия – Да, это совершенно невозможно… исключено.
Аполлон – Нашим храбрецам сейчас нужен презренный металл. Казна осталась в руках мерзавца Лосарилье. Нам нечем заплатить за меткие ружья, острые сабли и боевых коней… Нам не на что воевать…
Александр – Господа, господа у меня сейчас наличных денег не много. Примите от меня хотя бы тысячу рублей в качестве первого взноса. Я потом достану еще. Урожай продам и деньги будут.
Аполлон – Сколько?
Александр – Я понимаю, что это ничтожно мало, но все же…
Амалия – Тысячу?
Александр – Ваше величество, это все что у меня есть теперь. Не откажите. Потом будет больше…
Аполлон – Тысячу рублей… золотом?
Александр – Нет, ассигнациями…
Аполлон – Тоже годиться. Это же… это же эскадрон вооружить можно.
Амалия – Господа, мы не можем принять такие деньги.
Аполлон – А какие деньги мы сможем принять?
Амалия – Ну сто, двести рублей. Мы не станем разорять нашего хозяина.
Александр – Да что вы, ваше величество. Вы меня ничуть не разорите. Я продам урожай, строевой лес, заливной луг и думаю тысяч сорок соберу. Тогда то вы не откажитесь принять меня в свое войско.
Степан – Барин, вы ума лишились что ли? Какой лес, какой луг? Мне ваш батюшка перед смертию строго настрого наказывал имению блюсти. Угодия продавать мыслимо ли?!
Александр – Степан, это не твоего ума дело. Ну-ка немедленно ступай на кухню.
Степан – Я то пойду, но пускать имение по ветру не позволю. Пошли Машка.
Степан и Маша уходят.
Александр – Видите, что твориться. Совсем народ от рук отбился. От этого  перевороты и случаются.
Аполлон – Это так! Ваше величество, нам тут тысячу предлагают на вооружение, что бы трон ваш вернуть, от чистого сердца предлагают. Верно Александер?
Александр – Совершенно от чистого.
Амалия – Господа давайте оставим этот разговор до утра.
Аполлон – Да почему же до утра?
Амалия – Я устала с дороги и не хотела бы принимать поспешных решений. А вас, мой друг, я искренне благодарю. (вытирает салфеткой руку и подает ее для поцелуя Александру). Вы милый…
Александр –  Ради вас. Ваше величество. Я готов на все. Давайте наймем волонтеров и поплывем выручать вашу страну. Я мог бы командовать отрядом. Мой дедушка был генералом. Ну, возьмите меня с собой…
Аполлон – К сожалению никак нельзя. Вы не подданный королевы…
Александр – Так примите меня в свое подданство.
Амалия – В подданство? Но я не знаю как…
Аполлон – А давайте посвятим его в рыцари? Да, в рыцари нашего Каледонского ордена. Александер, у вас найдется какое ни будь холодное оружие.
Александр – Да полно. У меня весь дом оружием набит. Сабля подойдет?
Аполлон – Годиться! Несите ее сюда.
Александр – Я мигом. (убегает).
Аполлон – Какой славный доверчивый мальчик.
Николай – Какие еще рыцари. Зачем в рыцари? Смотри Аполлон доиграешься. У него слуга подозрительный. Побить могут.
Амалия – Денег столько брать нельзя! Сто, двести это, ладно, но тысячу увольте. За это и в Сибирь загреметь можно.
Дельфина – Да! Пардон надо знать! То из туфельки пить заставил, ногу целовать, теперь  рыцарство затеял, как бы не раскусили нас.
Аполлон – Да что вы понимаете! Мальчик  будет счастлив тем, что прикоснулся губами к вашей туфельке, а теперь еще всю жизнь будет считать себя Каледонским рыцарем. Да за такое дело никаких денег не жалко.
Евгений – Тут есть резон. Аполлон, дело говорит.
Аполлон – Значит так, как только мальчик произнесет клятву, пусть тут же  выпьет вот этот кубок вина. ( выбрасывает из вазы цветы и выливает в нее целую бутыль вина). Скажем что это еще один обычай каледонских рыцарей.
Кубок большого орла. Кто выпьет тот орел!
Входит Александр с оружием. Аполлон забирает у него саблю, церимониальным шагом подходит к «королеве» преклоняет колено и подает саблю. Все встают и выходят из-за стола, «королева» берет саблю и выходит тоже, она проходит на середину комнаты.
Аполлон – (встает с колен и командует) – Александер, подойдите к ее величеству и преклоните колено.
Александр выполняет команды Аполлона.
Аполлон – Повторяйте за мной. Я Александер Разбегаев-Разбегаевский…
Александр - Я Александер Разбегаев-Разбегаевский…
Аполлон - С этого дня, этого часа и этой минуты клянусь быть верным рыцарем своей королевы…
Александр - С этого дня, этого часа и этой минуты клянусь быть верным рыцарем своей королевы…
Аполлон - Выполнять все ее приказы и повеления, не щадить для ее защиты крови и самого живота своего…
Александр - Выполнять все ее приказы и повеления, не щадить для ее защиты крови и самого живота своего…
Аполлон - Ныне и присно и во веки веков.
Александр - Ныне и присно и во веки веков.
Дельфина – Аминь.
Александр – Аминь.
Аполлон – Ваше величество клятва произнесена. Возложите же на плечо этого юноши  саблю и посвятите его в рыцари, как это и водится у нас  в Каледонии.
Амалия – (опускает саблю на плечо Александру). Посвящаю вас сударь в рыцари, несите это звание с честью и верно служите королеве своей. Встаньте рыцарь!
Александр встает. Аполлон подносит ему «Кубок большого орла».
Аполлон – Теперь по нашему рыцарскому обычаю вы должны выпить. Это «Кубок большого орла». Пить до дна.
Александр – Однако, не мало у вас рыцари пьют.
Аполлон – Это только на посвящении, а так наши славные рыцари весьма умерены в еде и питье. Святым духом питаются. Пейте, сударь.
Александр пьет из вазы. Все скандируют «Пей до дна!».
Аполлон – Да здравствует Новый рыцарь Каледонии. Ура!
Александр – Уррра! (с размаху грохает пустую вазу об пол).
Аполлон – Браво! Теперь ты наш каледонский.
Александр – Господа. Я счастлив, я совершенно счастлив. Ваше величество, мы поймаем всех ваших мятежников и … и… посадим их на кол. Да! Жестоко. А как они посмели посягнуть? Граф, давайте их повесим на фонарных столбах. У вас есть фонарные столбы?
Аполлон – Ну, разумеется, есть.
Александр – Всех мятежников на фонарные столбы! Вниз головой. Граф, вы герой. Я вас уважаю. Хотите я подарю вам ятаган. В моих жилах течет турецкая кровь. Да, мой дедушка генерал взял в жены турчанку. Привез из похода и взял. Это моя бабушка. Но ее крестили. Но кровь во мне янычарская. Хотите ятаган. Острый… вжик и все. Всех мятежников под корень. Хотите, принесу ятаган?
Евгений – Лучше б вина еще принесли.
Александр – Бертран, так, кажется, вас зовут? Какой милый мавр! Господа вы все такие милые, а вы ваше величество, вы прекрасны, нет, вы божественны. Да вы божественны. Я сейчас я велю самого лучшего вина и побольше, господа, я совершенно счастлив.
Александр убегает пьяно спотыкаясь.
Аполлон – О, а мальчик то нарезался.
Николай – Еще бы такая доза лошадиная. Я бы уже под столом был.
Аполлон –  Он на хороших харчах вскормлен. Не то, что мы с вами.
Евгений – Точно. Все так вкусно… А вино какое? Какое вино! Если бы у меня был погреб с таким вином я б там жил!
Евгений падает лицом на стол и засыпает.
Николай – А Евгений то наш готов.
Аполлон – Надо его спать направить, как бы он спьяну не наговорил тут чего лишнего.
Дельфина – А он мил этот Александр. Амалия, жени его на себе.
Амалия – К сожалению это невозможно, он влюблен в королеву, а не в провинциальную актриску.
Дельфина – Ну и черт с ним. Деньгами возьмем. Не вздумай дура, от тысячи отказываться. Вот был у меня десять лет назад барон один, тихий такой, романтический как Вертер. Аполлон даже ревновал. Помнишь Аполлон? Так я и с него пятьсот рублей вытянула и бросила.
Вбегает Александр с новыми бутылками вина.
Александр – Господа! Там такая ночь. (ставит бутылки на стол) Там такие звезды. Вот такие звезды. (разводит руками) Вот такое небо. Пойдемте, я покажу вам Большую медведицу. Я знаю, что там у вас в Южной Америке совсем другие звезды. Пойдемте пить вино в сад. Под нашими северными  звездами. Я велел накрыть стол в беседке! Степан готовит фейерверк. Граф, господин гофмейстер. Возьмите бутылки идемте в сад.  Ваше величество прошу вас...
Аполлон – Видите ли, сударь, у нас тут эфиоп того… не приучен к русскому гостеприимству. Сморило беднягу.
Александр – Степан! Степан!
Входит Степан.
Александр – Степан, отведи эфиопа в покои, пусть отдохнет с дороги. А мы в сад. В сад господа, там такая ночь. Непременно в сад!
Аполлон – Ну, в сад так в сад… Идемте уж...
Все выходят, Степан уводит Евгения под руки, через несколько мгновений раздаются залпы фейерверка.

                Действие третье.
Входит Маша. Она, напевая песенку, убирает со стола посуду. Входит Николай.
Николай – Какой, право, барин у тебя неугомонный. То звезды, то фейерверк, то гуляние при луне. Он у вас всегда такой? Ну что молчишь?
Ах, прелестная пастушка, как, однако, ты мила!
Маша – Я не пастушка, я горничная.
Николай – А имечко твое сладкозвучное Маша, что ли, да?
Маша – Мария я…
Николай – Маша, Машенька, Маруся. Чудесно. Позволь ручку твою облобызать.
Маша – Зачем это.
Николай – Просто так. Для приятности. (целует ей руку). От страсти сгорая, в огне я пылаю, алкаю и жажду я влаги любви… (целует Машу в губы).
Маша вначале отбивается а потом стихает.
Николай – Ну вот, другое дело.
Маша – Барин, там вон вино в бутылке осталось.
Николай –  Хотя, зачем вино, когда я пьян тобой давно. Впрочем, налей. Выпьем Маша за твое близкое счастье.
Маша разливает вино по бокалам. Пьют вино.
Маша – Сладкое какое.
Николай – Вся сладость еще впереди.
Маша – Ой, у меня голова закружилась.
Николай – А у меня то голова давно кругом идет. С того момента как тебя увидел. Где мы нынче спим?
Маша – Я как всегда в чулане под лестницей, а вы наверху в комнатах.
Николай – Нет Машенька, ты все перепутала. Ты спишь наверху в комнатах.
Маша – А вы в чулане под лестницей?
Николай – Нет. Я тоже сплю наверху.
Маша – А я где?
Николай – А ты рядом. Безмятежно вдыхая ароматы летнего сада. А я целую тебя везде, везде.
Николай пытается залезть Маше под юбку и получает пощечину.
Николай – Маша, ты что?
Маша – Так вышло, барин. Как-то само собой получилось. Барин научил… ты говорит Маша если к тебе кто полезет дай пощечину ему. Так благородные дамы поступают.
Николай – Ну твой барин он совсем того, свою де горничную таким штукам учит…
Маша – А ще он меня по хранцузки учил и политес делать…
Николай – Чего-чего?
Маша – Ну, танцы там, реверанцы.
Николай – Да ну? А зачем?
Маша – Так я в артиски хочу поступить.
Николай – Не может быть?
Маша – Точно. Вот отпустит барин на оброк и поступлю. Он хороший, добрый обещал отпустить. А скажите, барин, как там у вас Кальдедонии. Мне жуть до всего узнать интересно. Как там за морями-окиянами люди живут.
Николай – Великолепно. Там у нас солнце, море, пальмы обезьяны. Много красивых женщин, много богатых мужчин, им всегда есть чем заняться…
Николай снова лезет к Маше.
Маша – Да погодите вы барин. Успеется. Скажите, а театеры у вас в Кальдедонии есть.
Николай – А как же в каждом городе театр. Все ходят смотреть спектакли поэтому актеры всегда сытые им не приходится пускаться в разные авантюры…
Маша – Ой как бы я хотела стать актриской. У них говорят такая жисть, такая жисть…
Николай – А ты почем знаешь, какая у нас… у них жизнь?
Маша – А то не известно. Про то все говорят и в книжках пишут. Жизнь в театре веселая. Пой себе да представляй разное. Уж я бы так напредставляла, так бы напелась. Эх, взяли бы меня в театер уж я бы отработала…
Николай – (оглядывает Машу) - У меня на примете есть одна труппа там тебя, пожалуй, что и  возьмут…
Маша – А вы, Барин, не обманываете?
Николай – Да чтоб мне на месте провалиться! У тебя данные имеются фигурка, того в соку, мордашка милая. Быть тебе актрисой!
Маша – Правда?
Николай – Вот те Крест Святой. Имя, конечно же, поменять придется. Станешь Марианной. Представляешь афиша и вот такими буквами – МАРИАННА. Как твоя фамилия.
Маша – Федькины мы…
Николай – Ну, ничего, фамилию тоже сменим. Будешь Яхонтова. Да. МАРИАННА ЯХОНТОВА! Звучит? Еще как звучит. А тут тебе поклонники букетики, записочки, колечки, сережечки, колье и прочее разное бижутерии… Так и вьются, так и вьются а ты им пардесю парлефрансе вы не мой идеал, пардонте! И он тут же стреляться бежит! Хлоп в лоб и погиб от любви к известной актрисе. Каково? То-то же! А на сцене полный успех, в кассах давка. Приглашения туда, сюда, в Александрийский, в Маринку. Меблированные комнаты на Невском, свой выезд, туалеты из Парижа, по пятьсот рублей на одни перчатки, столовое серебро, ананасы в шампанском, лакей в парадном, что еще? Ах, да, высочайшее внимание императорской фамилии, поездки на воды и тысяч тридцать ренты на черный день. Кажется все…
Маша – Ой, спасибочки!!! (кидается на шею Николаю).
Николай – Тише … задушишь!
Маша – Лишь бы барин отпустил.
Николай – Отпустит. Я похлопочу. Через год два вольную выкупишь, а там глядишь, твой барин сам тебе ручки целовать будет.
Маша – Да, да, идемте к вам наверх!
Николай – Это зачем?
Маша – Как зачем? Вы же сами говорили ароматы вдыхать!
Николай – Ах, вот оно что…
Маша – Все актрисы так поступают, надо же с чего-то начинать.
Николай – То есть на мне прорепетировать…
Маша – Ну да!
Николай – Спасибо… Ну, ты знаешь, не все актрисы такие. Есть среди них и чистые честные девушки. И они между прочим дороже ценятся!
Маша – Так что, итить к вам не надо?
Николай – Нет, я не то хотел сказать… Прорепетировать конечно можно…
Маша – Вы сейчас ступайте, там наверху третья комната направо. А мне еще прибрать надо. Я потом приду, только вы про театр не забудьте , обещались…
Николай – Я все помню. Ну, я пошел?
Маша – Идите, барин. Я скоро.
Николай уходит. Маша собирает посуду и тоже уходит. Входит Дельфина. Возвращается Николай.
Николай – тут только что девушка была, куда она делась?
Дельфина – А я чем тебе не девушка?
Николай –  А тем…
Дельфина – Хам! Ишь глазками  забегал? Упорхнула твоя пассия на кухню тарелки мыть.
Николай – Ладно идем спать, я так устал…
Дельфина – А уж я то, как устала. Ноги не идут. Николай отнеси меня в мою комнату.
Николай – Отнести?! Да ты что белены объелась? Комнаты наверху, тебя же по лестнице тащить придется, а я и так еле стою!
Дельфина – Ой, что за мужчины пошли. Ну, давай же отнеси, кому говорю!
Николай – Мне силы поберечь надо!
Дельфина – Вот и все! То же мне, Казанова. Какой же ты герой-любовник? Не герой и уж тем более не любовник. Ладно, сама дойду.
Николай – Дельфина, ну ты же понимаешь в другой раз пожалуйста но только не сегодня, сегодня тут дорога, вино, усталость, боюсь как бы не осрамиться… Давай в следующий раз…
Дельфина – Следующего раза не будет!
Дельфина уходит вслед за ней плетется Николай. Входит Евгений у него растерянный вид.
Евгений – Где это я? Люди вы где? Ау! Господи, неужто так начинается белая горячка? Ничего не помню. Вот кресло, стол. Откуда стол? Не было стола, не было кресла… Аполлон, Аполлон! Ты где? Ау, люди, спасите!
Тихо… Может я в чужой дом спьяну забрался да и заснул… Прибьют, как пить дать прибьют! Умру без покаяния…
Входит Степан.
Евгений – Дядечка не бейте меня я не по своей воле, не по злобе вышло, горькая  подвела, будь она не ладна…
Степан – Степан совсем видать тебя укатало.
Евгений – Дядечка, а ты кто?
Степан – Степан я, неужто не помнишь?
Евгений – Не помню… А я кто?
Степан – Как кто эфиоп!
Евгений – Как эфиоп?
Степан – А так эфиоп и есть. Ты на рожу то свою посмотри, чистая обезьяна.
Евгений подходит к зеркалу.
Евгений – Мать честная! (делает вид, что падает в обморок).
Степан – Вот те раз! Эка человека пробрало. Понял видать, что с таким то обличием среди людей  жисть не в радость. Нутко подымайся болезный. Почивать тебя сведу.
Евгений – Как же так? Как я эфиопом то стал?
Степан - Ну, так кому на роду что написано. Мне вот Степаном, а тебе эфиопом быть. Так уж видать вышло…
Евгений – Сведи меня…
Степан – В спаленку…
Евгений – Нет, по нужде, по малой…
Степан – Ну пойдем. Смотри-ка хоть и мавра, а привычки человечьи имеет…
Степан уводит Евгения на улицу. Входят Амалия и Александр.
Амалия – Александер, у вас все так мило, и этот дом и этот сад. Право все так чудесно. Не хочется уезжать…
Александр – Ваше величество, ваша жизнь полна тревог и опасностей… Возьмите меня с собой!
Амалия – Ах, я не об этом. Мне здесь так отдохновенно, Право так не хочется уезжать…
Александр – Да, ведь могут быть и предатели. Они могут вас предать. Ваше величество разрешите мне вас сопровождать. Я вас спасу… Я умею стрелять, фехтовать, скакать на лошади…
Амалия – Боже мой, вы не понимаете. Мне не хочется уезжать из вашего чудного дома, а вы мне опять про дорогу…
Александр – Вам у меня понравилось?
Амалия – Ну, наконец-то!
Александр – Вы хотите остаться?
Амалия – Ах, если бы это было возможно…
Александр –  Как же я сразу не догадался! Оставайтесь и живите, сколько хотите, я буду вашим верным слугой, а этот дом будет вашей резиденцией. Сюда станут стекаться ваши приверженцы, а когда мы соберем достаточно сил - поплывем выручать вашу страну!
Амалия – Вы такой милый. Как вы все хорошо придумали!
Александр –  Ваше величество, я не смел даже мечтать. Я думал бы такая далекая, а вы такая близкая…
Амалия – Хотите мне служить?
Александр – Мечтаю…
Амалия - А если я… возьму… возьму, и вдруг отрекусь от престола?
Александр – Как? Зачем?
Амалия – А вот так. Престол мне все равно не вернуть. Все тщетно, буду жить тут у вас, вы меня не прогоните?
Александр –  Вы у меня жить? Я потрясен!
Амалия – Тогда я так и поступлю. Подайте мне перо и бумагу, я напишу отречение.
Александр –  Да, я сейчас. Но, может быть…
Амалия – Не забывайте, что вы мой рыцарь, и должны меня слушаться.
Александр – Во всем! (подает перо и бумагу).
Амалия пишет отречение.
Амалия – И подпись… Ну, вот теперь я больше не королева.
Александр – Для меня вы всегда будете королевой!
Амалия – Нет, теперь я не королева. Зовите меня просто Амалия. Это будет мое новое имя.
Александр – Понимаю, это чтобы сохранить инкогнито…
Амалия – Совершенно верно. А теперь проводите меня в мои покои.
Александр – Да, да, конечно, это наверху, идемте…
Амалия и Александр уходят. Входят Аполлон, Евгений, Степан.
Степан – (к Евгению) – Ну, что полегчало тебе?
Евгений – Да… Заметно лучше. Благодарю вас. И как я мог так нарезаться…
Степан – Оно дело нехитрое. Тем более с непривычки. У вас то небось столько не пьють?
Евгений – И то верно… Никогда так больше не буду…
Аполлон – Зарекался козел…
Евгений – Ап… ой, граф честное благородное в последний раз.
Входит Александр.
Александр - Господа я влюблен!
Степан – Ну, наконец-то, в Аннушку Голощапову? Дочь Аполинария Валериановича?
Александр – Какого черт Валериана! В королеву! Впрочем, теперь она не королева, а просто частное лицо. И зовут ее теперь Амалия…
Аполлон – Ах вот как.
Александр – Да, она подписала отречение от престола и будет жить здесь…
Аполлон – Вот это номер! Заигралась…Покажите мне это отречение.
Александр – Да вот же оно лежит на столе.
Аполлон – (рассматривает отречение) – Ну, так оно не действительно. На нем нет большой государственной печати. Пока эта бумажка ничего не стоит. Королева по-прежнему остается царствующей особой. Тем более, я надеюсь ее переубедить.
Александр – То есть, как переубедить?
Аполлон – А вот так. Королева нужна своей стране!
Александр – Но позвольте, вот же отречение, это факт!
Аполлон – Без печати грош цена этой писульке. Тьфу, на нее!
Александр – Да как вы смеете. Там стоит подпись вашей госпожи!
Аполлон – Подумаешь подпись. Тьфу, и на нее!
Александр – Ах, так! Мерзавец! Да я вас на дуэль! Стреляться на десяти шагах. Нет на саблях! Немедленно, теперь же!
Аполлон – Постойте! Вы меня не так поняли!
Александр – Все я понял. Либо вы берете свои слова обратно либо дуэль!
Аполлон – Слова то я взять могу, подумаешь причина! А вот без печати документ все равно не действителен.
Александр – Да вы издеваетесь надо мной! Дуэль! Я вас вызываю!
Евгений – Погодите. Как дуэль? Какая дуэль? Аполлон, то есть граф, то есть он же вас убьет.
Александр – Непременно убью, если он не попросит прощения и не скажет, что он осел.
Евгений – Это точно, что осел… Нашел с кем спорить…
Александр – Дуэль завтра с утра на рассвете.
Аполлон – Ну, хорошо, я осел!
Александр – Теперь это уже не важно. Драться, так драться или вы граф струсили?
Аполлон – Кто я? Да я граф Альма Хосе Рауль… И королеву я вам не отдам!
Александр – Тем более драться. А с печатью мы разберемся. Как она выглядит?
Аполлон – Это такая большая круглая штука с бронзовой ручкой и кольцом к которому привязан бант в цвета государственного флага. Белый, в красную крапинку.
Александр – Отлично. Степан , чуть свет пойдешь с мужиками и перероешь мне эту Вертихвостку вдоль и поперек!
Степан – Коли не глыбоко в ил ушла так сыщем.
Александр – Степан, проводи гостей в их комнаты. А вас граф я жду в саду на рассвете!
Степан выпроваживает Аполлона и Евгения.
Степан – Идите уже господа. Как бы он вас теперь же не зашиб. Даст бог проспится, забудет…
Аполлон, Евгений и Степан уходят. Александр снимает со стены  сабли, со свистом машет одной из них, берет оружие под мышку и тоже уходит.

                Действие четвертое.
Входит Степан с ведром. Опускает в ведро руку и роется в нем. Входит Александр, он снова несет сабли.
Александр – Ну, что ты нашел печать?
Степан – Барин, нешто не знаете, что за Вертихвостка такая. Какая там карета утонет? Я уже и у плотины и у моста искал. Везде коту под хвост. Нету там ничегошеньки.
Александр – Так ты что же не нашел?!
Степан – Где там! Раков вот ведерко словил, а штуковины этой никак нету.
Александр – Все пропало. Пусть меня убьют…
Степан – Да гоните вы этих фендриков в шею. Какие такие королевны? Фигция все это! Жульство и проходимство. Не может  тут у нас никаких королевен ездить. Надоть их всех повязать и становому приставу сдать. Пусть разберется, что это за гуси заморские.
Александр – Да я скорее тебя повяжу да выпорю. Глупый ты дурак!
Степан – Это конечно! Верного человека завсегда легче обидеть. Я то эту Вертихвостку почитай всю на карачках изъелозил, нету там кареты. Раков вот вам словил, а вы туда же выпорю…
Александр – Ну ладно прости, не обижайся. Но мне то, что делать, дуэль назначена а отречение без печати все равно не действительно.
Степан – А может мы эту хреновину из каблука вырежем?
Александр – Брось, не мели чепуху. Ладно, пойдем на улицу место для дуэли выбирать.
Степан – А может, помиритесь…
Александр – Нет уж. Дуэль так дуэль!
Степан и Александр уходят. Входят Аполлон, Николай и Евгений.
Николай – Ну влипли, так влипли!
Аполлон – Да я и сам не знаю как получилось… В роль, что ли вошел…
Николай – Убьет он тебя.
Аполлон – Ничего не убьет, я может тоже фехтовать умею. Помните как я в «Гамлете» сражался.
Николай – Как же помню, это ведь тебе актер Абрикосов нос шпагой расквасил?
Аполлон – Это была чистая случайность.
Николай – Как же чистая когда ты кровищей чуть ли не всю сцену залил.
Евгений – Все, хватит, пора ноги делать. Поиграли и довольно.
Николай – А ведь он прав. Давай Евгений буди наших дам и потихонечку сматываемся.
Евгений уходит.
Аполлон – Так ведь пешком придется идти, и без денег…
Николай – Зато живыми.
Аполлон – Да, не выйдет красивого финала…
Входят Степан и Александр (несет сабли).
Николай – Вот черт не успели…
Александр – О, господа я вижу, что вы уже готовы. Можно к делу я выбрал место в саду.
Николай – К чему это кровопролитие… Может, закончим миром?
Александр – Нет, это не возможно. Граф берите саблю.
Аполлон – (берет оружие) – Так куда идти то?
Александр – В сад!
Николай – Может быть, закусить на дорожку?
Александр –  Нельзя. Если будет ранение в живот, будет очень скверно.
Николай – Ах, да я и забыл…
Александр – Господа, прошу за мной. А ты Степан распорядись насчет завтрака. Для выживших…
Александр, Николай и Аполлон уходят.
Степан – Машка! Машка!
Входит Маша.
Маша – Чего орешь как оглашенный. Люди в дому спят.
Степан – Завтрак готовь, дурища.
Маша – Как смеешь подлец, говорить мне такие слова, подлец!
Степан – Эй, ты, что сбрендила что ли?
Маша – Сам ты сбрендил, а я теперь не Машка, а Марианна.
Степан – Точно. Белены объелась.
Маша – Я в актрисы поступаю. Меня тут один из господ гостей устроить обещал. Представляешь, Степан, выхожу я вот так вот на сцену и говорю…
Степан – Кушать подано. Просю итить к столу.
Маша – Эх, Степан Егорыч, ничего то ты не понимаешь. Нет! Тут у меня платье такое разэтакое, тут зумруды-брильянты, а на ногах туфли с бантами. Выхожу я так и говорю – На колени пади презренный! Ну, каково?!
Степан – Как же, разбежались…
Маша – Или так… «сознайся мне тебя ль я не любила». И будет у меня дом в Петемьбурге, лакей в парадном, ананасы надворные советники е еще чегой-то все сразу не упомнила.
Степан – Скажи на милость…
Маша – Так что не могу я в таком виде завтраки готовить.
Степан – Машка, спустись на землю. Вот ведерко раков видишь иди навари их. И не перечь. (Сует руку в ведерку). Утю-тю-тю усатые. Ай, укусил зараза. Так бери ведро и марш на кухню, а то не ровен час задеру подол да и всыплю по первое число. Актриска!
Маша – Эх, Степан Егорыч, нет в тебе никакой возвышенности.
Маша берет ведро и уходит. Входят Амалия, Дельфина и Евгений.
Степан – Ишь ты, спозоранок встали… Добьрого вам утречка. (кланяется).
Евгений – Ой, это ты дядечка!
Амалия – Скажи любезный, а где ваш хозяин.
Степан – Так они с грахвом кровя  пущають.
Амалия – Как кровь, зачем кровь? Кому-то уже плохо?
Степан – Дуракам плохо. На саблях они в саду режутся.
Амалия – Поединок! Не успели! Но почему?
Степан – Так граф ваш, в какую то бумажку плюнул и пошло поехало. Верно уже бьются.
Амалия – И ты так спокойно об этом говоришь? Там может быть, твоего хозяина убивают!
Степан – Это дело их - барское.
Амалия – Их непременно нужно остановить. Не дай бог кто кого ранит. Мне обоих жалко!
Дельфина – Ну-ка, любезный, отведи нас к месту дуэли!
Степан – Это можно. Может и правда при вас остепеняться.
Все уходят. Через мгновение с другой стороны входят Аполлон. Александр и Николай.
Александр – Господа, так дуэли не делаются, то вам роса, то восход в глаза то кусты, то колючки. Теперь я понимаю, почему мятежники вас одолели.
Аполлон – А что вы хотели. Это же не уличная потасовка. Это дуэль – дело серьезное тут важны все условия.
Александр – Ну, хорошо, что вас еще не устраивает?
Аполлон – Да вот и сабли плохо наточены.
Александр – Ну уж это слишком. Сабли у меня всегда в полном порядке. Так давайте драться прямо здесь. Черт с ней с мебелью. В позицию.
Аполлон – Постойте. Для начала дуэль словесная. Так положено у нас в Каледонии.
Александр – Ну хорошо! Вы негодяй!
Аполлон – А вы мерзавец!
Александр – А вы негодяй! И подлый трус!
Аполлон – А вы опять же мерзавец!
Александр – Дьявольское отродье!
Аполлон – А вы мерзавец!
Александр – А вы преподлый трус!
Аполлон – Это уже было!
Александр – А что не было?
Аполлон – Ну скажите, что я мерзавец!
Александр – Мерзавец!
Аполлон – От мерзавца и слышу!
Вбегают дамы. Амалия кидается к Александру. Дельфина к Аполлону.
Амалия – Прекратите! Прекратите немедленно!
Александр – Простите меня ваше величество, но я убью этого мерзавца.
Аполлон – Нет, это я убью этого мерзавца!
Александр – Ваше величество, позвольте нам продолжить, тут задета честь дамы!
Амалия – Позвольте вам не позволить. Я запрещаю эту дуэль. Граф,  я вам запрещаю!
Аполлон – Слушаю и повинуюсь…
Амалия – Александр, хотя вы и не мой подданный, но вы мой рыцарь и вам я тоже запрещаю!
Александр – Именно потому, что я ваш рыцарь я и собираюсь драться. Пусть сейчас вы остановили нашу схватку, но она не окончена. Я найду время и место.
Аполлон – Всегда к вашим услугам.
Амалия – Неужели я не смогу примирить вас.
Александр – Никогда! Нас примирит только смерть!
Аполлон – Согласен.
Александр – Я вас, граф, где бы вы ни были, найду и прикончу.
Аполлон – Ну это мы еще посмотрим.
Дельфина – Все не могу больше. Все сейчас расскажу.
Амалия – Не надо!
Дельфина – Да ты посмотри с кем ты связалась, это же сумасшедший юнец, он же смертоубивец какой то!
Аполлон – Точно, точно!
Александр – Ах, так! Опять! В позицию граф, или я буду вынужден нанести вам позорный удар плашмя.
Аполлон – Ну что ты будешь с ним делать. Прости Амалия, но я вынужден показать этому мальчишке пару ударов.
Начинается дуэль, Александр, в несколько приемов, выбивает саблю из рук Аполлона и приставляет оружие ему к груди.
Александр – Молись, презренный.
Амалия –  Вы этого не сделаете!
Александр – Сделаю, такие оскорбления, какие этот господин нанес даме, смываются только кровью. Вы готовы, граф?
Амалия – Кто эта дама?
Александр – Эта дама - вы!
Амалия – Ну так я его прощаю!
Александр – А я не могу ему этого простить. К тому же он граф, благородный человек, и ему лучше умереть, чем жить с позором.
Амалия – Ну, все хватит.  Опустите саблю!
Александр – Вы мне приказываете?
Амалия – Да!
Александр – В таком случае, я убью себя! (приставляет саблю к своей груди).
Амалия – Ах, ты, боже мой!
Александр – Ну! Я или он?
Амалия - А… Пропади все пропадом. Вы думаете, что дрались с графом?
Александр – Ну, да!
Амалия – Вы думаете перед вами Альма Хосе Рауль, как там Сааведра? Благородный дон? Нет!!! Это совершенно другой человек.
Александр (опускает оружие) – А кто?
Амалия – Это актер. Актер… Аполлон Бенгальский. Трагик…
Александр – Трагик? Как это случилось?
Амалия – Так уж вышло. Александр, это была шутка, розыгрыш… Обстоятельства нас вынудили…
Александр – Что такое? Какие обстоятельства?
Амалия – Простите нас, господин Разбегаев, все это спектакль. Мы все актеры…
Александр – Спектакль? Шутка? Актеры? Постойте… Не может быть? Ах, я осел…
Амалия – Нет, что вы… Вы как раз наоборот весьма благородный…
Александр – Весьма благородный осел. Я же мог его убить! А он даже не дворянин… Боже мой…
Аполлон – Ну, и что, что не дворянин! Что же вы думаете, во мне благородства нет!
Амалия – Да помолчите вы дуэлянт!
Александр – Ну хорошо, они,  они актеры, но вы, вы тоже актриса и тоже играли…, играли моими чувствами?
Амалия – Простите меня, Александр…
Александр – Но зачем? Зачем вы это сделали? Зачем вам нужно было меня разыгрывать. К чему вся эта бутафория, костюмы жесты… Ах, да деньги, вам были нужны деньги… Так я вам дам! Сколько обещал столько и дам. Тысячу рублей. Оно того стоит!
Аполлон – Вот, что я говорил. Дело верное! Вы благородный человек господин Разбегаев. Я в вас не ошибся. Понимаете, это мой друг о вас написал, что вот вы такой… особенный. Романтичный. Ну, мы и решили вас развлечь. Какая собственно разница дать денег на восстановление Каледонской монархии или нищим, но талантливым актерам. Вы настоящий русский меценат!
Александр – Но вы то, граф. Как вас там, Бенгальский. Вы же рисковали жизнью. Я же мог вас…
Аполлон – А что не сделаешь ради великого драматического искусства. Слава богу, что все обошлось!
Александр – Обошлось…
Аполлон – Вы не расстраивайтесь Александр. Пусть все будет по старому. Вот женились бы вы на Амалии, а она не королева - простая актриска. Вот где трагедия. Так что считайте, повезло...
Александр – Ну, да… повезло.  Куда же вы теперь?
Аполлон – Пожалуй, в Тамбов подадимся.
Александр – Может быть на дорожку? Эй, Машка, Степан. Легкой закуски на стол.
Машка приносит поднос с закуской и выпивкой. Степан помогает ей расставить на столе еду и приборы. Александр достает из шкафчика пачку ассигнаций.
Вот это вам. Славно отыграли. (Отдает деньги Аполлону) Ты представляешь Маша. Это вот все актеры. А ты думала королева, граф, мавр. А это актеры. Забавно.
Маша – Ой. Не может быть? Вы  актриса? А я то думала вылитая королевна. Ой, барин, Александр Алексеевич. Пустите меня в актрисы, я вам отслужу!
Александр – То есть как это? Что это?
Маша – Ну пускаете же вы мужиков в город на оброк и меня пустите, я с ними поеду. Мне вон тот господин говорил, что у меня поклонники будут, карета шампанское и ливрей в парадном. Пустите а?
Александр – Ну дела…
Маша – Пустите, ну я отслужу…
Александр – Я конечно не крепостник какой то но, Маша подумай. Такой жизни, как тебе рассказали, у простых актеров не бывает. Верно господа?
Аполлон – Скудно живем, прости господи.
Маша – А я думала вы блистаете.
Аполлон – Наготой…
Маша – Голыми, что ли? А может быть и у меня получиться. Я читала…
Аполлон – Подумать только грамотная горничная.
Маша – А я еще петь умею и танцы разные…
Степан – Я те попою. Барин не слушай те вы ее. Высечь ее надо, что бы дурь из головы вылетела!
Маша – Сатрап ты дядя Степан!
Степан – Я человек жизнь понимающий. Погибнешь во цвете лет!
Маша – А с вами я не погибну! Еще чего доброго за Ваську меня выдадите.
Степан – За Ваську? А хотя бы и за Ваську. Он  конюх хороший… Объездит…
Машка – Конюх… эх, тоска.
Александр – Ну, скажем за конюха никто тебя выдавать не собирается, мы тебе партию получше сыщем, но вот в актрисы я тебя отпустить не могу. Ты там действительно пропадешь. Видишь, как им изворачиваться приходиться и все ради куска хлеба. Кстати, прошу всех к столу. На дорожку по маленькой. А ты Степан вели, чтобы экипаж заложили. Пусть господ актеров Васька до станции довезет. А уж там сами разберутся.
Степан уходит.
Аполлон – Спасибо вам господин Разбегаев, от всего актерского братства спасибо.
Дельфина – Да. Да очень вам благодарны.
Николай – Будете в Тамбове в тамошний театр заходите. Мы там часто представляем.
Евгений – Спасибо. А вот вина в путь можно прихватить?
Александр. Берите, конечно.
Евгений тянет со стола бутылку.
Ну, что же за великое искусство театра. (Выпивает бокал, Все тоже пьют.)
Аполлон – Ну нам пора. Загостились мы у вас.
Александр – В добрый час. Не смею задерживать. Спасибо за все. Вам Амалия особенно. Как жалко, что вы не настоящая королева. Я, я почти влюбился в Вас….
Входит Степан.
Степан – Экипаж подан!
Амалия – Спасибо за все… Я тоже почти… Мне тоже жаль, что вы оказались не настоящим рыцарем... Будьте счастливы…
Актеры уходят.
Степан – (на Машу) – Ну что встала. Со стола убери, актриска!
Маша – Все равно я  убегу, так и знайте!
Степан – Ишь, ты шельма. На кухню ступай!
Маша и Степан уходят.
Александр. – Да, занятно все получилось. Актеры. А я поверил. Эх, как все стыдно и неловко.  Из туфельки пил. Тьфу, болван. Почти влюбился. Да, нет, почему почти? Влюбился… Влюбился ведь! А она… актриска. Где живет? С кем? Нет, это постыдно. Так думать постыдно. Грязные гостиницы, дешевые трактиры. Это ее жизнь. А она такая… чистая, возвышенная. Или мне это показалось… эх. Ничего не понимаю. Может быть догнать ее вырвать из этого круга? Нет, глупо! Точно болван! Она же играла со мной. Я не могу? Или могу? Действительно могу ли я ? Как она сказала… жалко что я оказался не настоящим рыцарем… Что будет? Или будь что будет? Надо же на что-то решиться? Господи. Дай мне знак! Нет, я положительно не способен на дерзкие поступки. (Наливает себе вина и выпивает залпом).
Входит Степан.
Степан – Ну, все тронулись. И как это нас барин угораздило, что бы нас с вами за нос водили? При батюшке вашем такого не было. Он бы их живо на конюшню и батогами. Теперь не то… А эта ишь, королевна… Вы то барин совсем от нее голову потеряли. Я то сразу неладное заприметил. Так ведь вам не докажешь, так что я сразу печать ихнею спрятал. Чтобы чего не вышло…
Александр – Печать… Какую печать?
Степан – Да ихнею кальдедонскую. Почитай всю Вертихвостку излазил. Вдоль и поперек. За корягу она зацепилась. Вот она (достает печать). Куда ж ее теперь девать?
Александр – Как это? Откуда! Печать? Правда, печать… государственная, каледонская. Ну, Степан! Ну Степан!!!
Степан – Что барин?
Александр – Драл тебя мой батюшка?
Степан – Да уж случалось…
Александр – Мало он тебя драл! Вот он знак! Вот он! Все решено!  Коня мне! Пол царства каледонского за коня!
                Убегает. Слышится стук копыт.               
               
               
                Ливны – Орел 1991- 1992  год.


Рецензии