продолжение повести Святый Серафим, 2-я часть

(составлено по печатным жизнеописаниям преподобного отца Серафима-
"Житие старца Серафима"- 5-е издание Саровская обитель,Москва 1901 год.
"Жизнь и подвиги преподобного отца Серафима"-Москва 1903 год,"Издание Саровская обитель".Составитель Павлова Галина.
   Отец Серафим вспомнил слова спасителя:"Все приемши нож,ножом и погибнут".
Он опустил топор,сложил на груди крестом руки и сказал:"Делайте,что вам надобно".
Они ударили его обухом топора по голове-изо рта и ушей хлынула кровь,старец упал
замертво.Разбойники,повлекшие его к келлии,продолжая бить и топтаь ногами,связали веревками и ,думая,что он убит,кинули и бросились в келлию для грабежа.Но там они нашли только икону и несколько картофелин.На злодеев напал страх,и они убежали.Старец,придя в чувство,кое-как развязал себя,поблагодарил Господа за безвинное страдание,помолился о прощении грабителей и к утру приплелся в обитель в самом ужасном виде:истерзанный,окровавленный,с запекшейся кровью.Врачи нашли,что голова проломлена,ребра перебиты,грудь оттоптана и по телу смертельные раны,и удивлялись,как он еще жив.Когда врачи совещались по -латыни,что делать?Отец Серафим уснул и имел видение:
"Пресвятая Владычица,во славе,с апостолами Иоаном Богословом и Петром,явилась к его одру и произнесла в ту сторону,где были врачи:"Что вы трудитесь?"- а старцу:"Сей от рода Моего!"-слова уже слышанные старцем.
   Проснувшись,отец Серафим отклонил лечение и в тот же день,почувствовав возвращение сил,встал с постели.Но пять месяцев он провел,оправляясь,в обители,а после снова возвратился в пустыню для продолжения духовных подвигов.
   Когда грабители были уличены,отец Серафим объявил Саровскому настоятелю и помещику,что если крестьян накажут,то он навсегда уйдет из Сарова в дальние места.По мольбе старца,злодеев простились,но в скором времени пожар сжег их дома,они раскаялись и приходили к отцу Серафиму.
               
    Многие,узнав о строгой жизни преподобного отца Серафима,приходили к нему за советом и наставлениями.Но он ,любя уединение,всячески избегал посетителей.Особенно он сторонился некоторых,-видя в них одно любопытство.Действительно же нуждающимся духовно он не отказывал.Иногда соседние пустынники Александр и Марк,находили преподобного до того погружённого в богомыслие,что он не замечал их присутствия.Прождав какое-то время,они уходили.Если  же преподобный Серафим встречал кого-нибудь в лесу,то он смиренно кланялся и отходил,ибо,как он говорил впоследствии:"от молчания никто никогда не раскаивался".Преподобный отец Серафим,достигнув высоты мирного духа,и диким зверям внушал благоговение.
Многие,посещавшие его в дальней пустыне,видели близ него огромного медведя, которого он кормил из рук.По слову преподобного медведь уходил в лес-и потом приходил снова,и старец кормил его,и давал кормить его иногда своим посетителям.Лицо у старца было тогда светлое,как у ангела, и радостное.
Видя такую великую жизнь подвижника,исконный враг нашего спасения яростно вооружился
против старца,посылая ему тяжкие искушения.
Однажды во время молитвы отец Серафим услышал за стенами келлии вой зверя,а потом точно скопище чнарода,стали ломиться в дверь,выбили косяки и к ногам молившегося старца упал громадный кряж дерева,который на другой день смогли вынести восемь человек.
Иногда ему видимо представлялось,что келлия рушится на четыре стороны,и что к нему рвутся страшные звери с диким ревом.Как-то раз преподобный был поднят на воздух и
с такою же силою сброшен несколько раз на пол,что если бы не ангел -хранитель,кости бы его переломились.Можно предположить,что он видел духов злобы.Когда-то его спросил один мирянин:"батюшка,видали-ли Вы злых духов?"Он ответил с улыбкою:"они гнусны- как на свет ангела взглянуть грешному невозможно,так и бесов видеть ужасно,потому что они гнусны".
Все эти внешние видения и искушения подвижника побеждал силою крестного знамения.
Дважды преподобный отец Серафим был избран в иегумены и архимандриды монастырей,но он отказался.Видя такое смирение,враг ополчился на него новою бедою и воздвиг в его душе
со страшною силою соблазна мысленную брань-самую ужасную из бед...
Трудно было о.Серафиму преодолеть недуг,но с помощью Божьеюи Пречистой Его Матери он победил все.Живя во плоти,на земле,преподобный отец Серафим являл такую силу духа,что точно освобождался от земных уз,и духом,и мыслею,как бы, витал уже в обителях небесных.Восходя от силы в силу,победив врага подвигами,он дошел,наконец,степени,какой в продолжение всего стояния христианской Церкви достигали немногие избранники из избранных подвижников.
   Три года преподобный отец Серафим провел в совершенном молчании,ни с кем не говоря ни слова.Желая подражать святому Симеону столпнику,отец Серафим 1000 дней и 1000 ночей простоял на камне.Камней,на которых он стоял было два:один находился в его келлии,а другой лежал на половинчатом расстоянии от келлии до обители,в чаще соснового леса.На камне,бывшем в келлии,подвижник стоял с утра до вечера,сходя с него только для принятия пищи.Во время заката солнца он переходил на камень,находившийся в лесу,и стоял на нем всю ночь до рассвета с воздвигнутыми к небу руками,молясь Богу словами мытаря:"Боже,милостив буди мне грешному!".Подкрепляемый благодатью Божьей, он мужественно терпел зимой-мороз,осенью -дождь,летом-зной,стращая при этом от мух и Комаров и вынося множество нападений духов злобы поднебесных.Подвиг этот совершался преподобным в такой тайне,что никто не знал о нем,пока он сам не поведал об этом некоторым из братий,которые были поражены удивлением и заметили подвижнику,что подвиг его превосходит человеческие силы.
Проходя трудный путь подвигов,преподобный Серафим привел свое тело,особенно ноги,в совершенное изнеможение.Не будучи в силах приходить в монастырь в праздничные дни,для принятия святых Таин.Он навсегда простился с дальней своей пустынькой и после шестнадцатилетнего пребывания в ней,8 мая 1810 года возвратился в монастырь.Там затворился преподобный Серафим на семнадцать лет,никуда не выходя,и понемногу,ослаблял строгость своего затвора.Первые пять лет никто не видел его,и даже
Брат,приносивший ему его скудную еду,не видел,как старец брал ее,и часто случалось,что он уносил ее нетронутой старцем.
В келлии преподобного Серафима не было ничего,кроме иконы,перед которой теплилась лампадка,кучки дров(у никогда не топившейся печки)и обрубка пня,служившего ему стулом.Дубовый,не крашенный гроб стоял в сенях,и старец молился возле него,с зажженными вокруг гроба свечами,готовясь постоянно к переходу от временной жизни к вечной.Редкие его посетители всегда заставали его в занятии умной молитвой,или в немом чтении Евангелия и Псалтири.Но никто из них не получал ответа на свои вопросы.
Однажды посетил Саровскую пустынь епископ Иона,пожелав видеть отца Серафима,но преподобный и для него не нарушил своего затвора и безмолвия.
     Одному лишь Богу известна духовная внутренняя жизнь преподобного Серафима в затворе,потому что он тщательно ее скрывал от людей.Молитва Иисусова была с ним неразлучна,она соединялась с его сердцем.Но истинное наслаждение он находил в чтении Святого Евангелия.В понедельник он прочитывал все Евангелие от Матфея,во вторник-от Марка,в среду -от Луки,в четвертое-от Иоанна,а в прочие дни читал Деяния и послания Апостолов.
     Через десять лет безмолвного затворничества,умудренный опытом пустынножительства,просветленный разумом,осененный дарами благодати,подвижник снова отверз свои уста.
    Преподобный о.Серафим стал служить спасению многих душ,искавших живого благодатного слова.Но не самовольно,не по своему смышлению старец взял на себя этот новый подвиг.
    Царица Небесная в сопровождении преподобных пустынножителей Онуфрия Великого и Петра Афонского,явилась ему и повелела принимать посетителей и давать им назидательные советы.И с тех пор,ежедневно с ранней Литургии и до восьми часов вечера,старец в своем белом балахончике,в эпитрахили,поручах и полумантии принимал к себе посетителей.Скоро их число так умножилось,что он не имел решительного покоя.Особенно по двунадесятым праздникам,когда посетителей набиралось до 5000 человек и более.Но старец их всех благословляла и каждому,по благодати Божьей,давал спасительное назидание и наставление.По чистоте своего духа,стяжав дар прозорливости,преподобный Серафим нередко давал наставления,относившиеся к их внутренним чувствам и мыслям,прежде,чем они раскрывали пред ним те обстоятельства,ради которых они обращались к нему,- и тем неотразимее действовало слово его.
Вот особенный поразительный пример сего:
   Однажды приехал в Саров,из-за любопытства,заслуженный генерал -лейтенант Л.Осмотрев монастырские здания и ничего не получив для души своей,он хотел уже уезжать.Но его остановил один помещику,по фамилии Прокудин,убеждая генерала зайти к затворнику-старцу Серафиму.Надменный собой,генерал сначала отказывался,но потом, уступая усиленным убеждениям Прокудина,согласился видеть старца.Как только вошли они в келлию,преподобный,идя к ним навстречу,поклонился генералу в ноги. Такое смирение поразило гордого генерала.Прокудина же,заметив,что ему не следует оставаться с ними в келлии,вышел в сени.И украшенный орденами, генерал около получаса беседовал со старцем.Через некоторое время послышался из келлии Серафима плач:то плакал,как малое
дитя,генерал.Через полчаса дверь отворилась,и святый Серафим вывел генерала под руки;тот продолжал плакать,закрыв лицо руками.Ордена и фуражка были забыты им в келлии старца.Преподобный вынес их и надел ордена на фуражку.Впоследствии этот генерал говорил,что он прошел всю Европу,знает людей разного рода,но в первый раз в жизни увидел такое смирение,с каким встретил его Саровский затворник,и еще никогда не знал о возможности такой прозорливости,по которой старец раскрыл пред ним всю его жизнь до самых тайных подробностей.(Между прочим,ордена генерала во время беседы его с Серафимом свалились,при чем старец заметил:
     -Это потому,что ты получил их незаслуженно.)
    Любовь благодатного старца была,казалось,всеобъемлюща и безгранична;казалось ,что он любил всех и каждого больше,чем мать любит единственного сына своего возлюбленного.Не было такого страдания,такой скорби у ближнего,которых бы он не разделил,не принял бы в душу свою,и для врачевания которых не нашел бы соответствующих целительных средств.И вот он стал в глазах православного русского народа прибежищем,духовно опорой и утешением всех страждущих и обремененных,скорбящих и озлобленных,милости Божией и благодатной помощи требующих.
Лица всех возрастов,званий и состояний обоих полов,с полной доверчивостью раскрывали ему свой ум и сердце,свои сомнения и недоумения,свои духовные нужды и печали,свои прегрешения и греховные помыслы.Нередко на помощь приходил сам облагодатствованный старец,прозорливо читая  душе посетителя и вслух пред ним раскрывая его грехи и помыслы.И любвеобильный святый старец всех успокаивал,никто не уходил от него без облегчения и душевного умиротворения,без наставления и без благодатного утешения,- ни 
богатые,ни бедные,ни простые,ни ученые,ни униженные,ни знатные.Особенно за последние
десять лет его жизни народа стекалось к нему ежедневно до тысячи человек,а иногда до двух тысяч человек в день.
Беседы святого старца,преисполненные кротости и любви,были в высшей степени усладительны,и в то же время удивительно соответствовали внутреннему расположению каждого, приходившего к нему за помощью.Преподобный Серафим со всеми был очень приветлив,кроме тех лиц,которые прикрываясь маской благочестия,были полны всякого коварства.таких он грозно удалял от себя.
Но если он видел в ком -нибудь из приходящих к нему истинное христианское настроение и горячую веру в Бога,то он принимал его с радостью и совершал над ним таинство покаяния по чину иерейскому.После чего,осенив кающегося крестным знамением,давал антидора или благословенного хлеба с Богоявленскою водой,и начертив на его челе крест маслом из лампады,целовал его и говорил:"Христос воскресе!"- потом указывал ему прикладываться к образу Царицы Небесной или ко кресту,висевшему у него на груди.Затем
давал наставления,которые нужны были для его души.
Особенно он советовал и настаивал на том,чтобы люди имели постоянно в сердце своем молитву Иисусову:"Господи,Иисусе Христе,Сыне Божий,помилуй мя грешного(ную)".В этом дабудет все твое внимание и обучение".Этой молитве он придавал великое значение и считал непременно обязательно для каждого христианина.
Преподобный Серафим часто любил рассказывать из жизни святых.Он так ярко и трогательно живописал события из их жизни,так усладительно и торжественно описывал красоту и блаженство их на небе,что возбуждал трепетный восторг и глубокую радость в сердцах своих слушателей.



Видео проект в стихах "Святый Божий Серафим, Саровский Чудотворец", музыка Ильдара Мансурова

https://youtu.be/Ca4d4H0Rdag


 


Рецензии