Крылья Родины - лётчик В. М. Ткачёв

Г. Екатеринодар (Краснодар) Славянское кладбище,  могила первого русского кавалера ордена Святого Георгия от Авиации, командующего Белой авиацией в Русской Армии Генерала П.Н. Врангеля Вячеслава Матвеевича Ткачёва.

Всем известны слова Государя Александра  III о том что: «У России есть только два союзника, Её – Армия, и Её – Флот». В годы царствования Его сына Государя Николая Александровича, у России появился и третий естественный союзник Её – Авиация. Вихрь революционной смуты пронесшийся над Русью после 1917 г. как то прикрыл завесой тайны подвиги первых русских авиаторов, и как бы там не гордились коммунисты своей красной авиацией, создана она была все же на фундаменте, построенном первыми русскими асами и теми людьми кто в начале XX создавал русскую авиацию. Одним из таких выдающих и, к сожалению забытых людей был первый Георгиевский кавалер Русской Императорской Авиации – Вячеслав Матвеевич Ткачёв. Он родился   24 сентября (6 октября) 1885 года в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области (нынешняя Адыгея) в семье войскового старшины. Вячеславу Матвеевичу выпала честь служить и быть близким другом Героя Первой мировой войны Петра Николаевича Нестерова, который геройски погиб в первые месяцы войны совершая таранный удар австрийского самолёта. 10 августа 1913 г. вместе с Петром Николаевичем Нестеровым и лётчиком Михаилом Передковым Вячеслав Матвеевич совершил первый в мире групповой полёт. Вячеслав Матвеевич знаменит и тем что, в октябре 1913 г. совершил беспримерный перелёт из Киева через Одессу и Тамань к Екатеринодару, где героя земляка чествовал весь город и вся Кубань. С началом Великой войны, 12 августа 1914 г. Вячеслав Матвеевич совершил подвиг, за который и получил своего «Егория». Тогда, во время разведывательного полёта он заметил, что фланг нашей 4 – й армии обходит немецкий корпус, что было чревато возможным окружением, нанеся на карту позиции вражеской артиллерии Вячеслав Матвеевич ужа начал было возвращаться в расположении своих когда в его самолёт ударил град пуль, аэроплан был повреждён, однако, прикрывая раненной ногой, пробитый бак  с вытекающим маслом, лётчик дотянул таки до позиций своих и сообщил в штаб армии важные сведения. 14 декабря 1914 г. награда нашла своего Героя, это был первый Георгиевский кавалер в молодой Русской Авиации.
 В дальнейшем была война, были новые подвиги, радость побед и горечь потерь боевых друзей. В годы Гражданской войны, Вячеслав Матвеевич сражался в рядах Белой Армии, одно время даже воевал в кубанской кавалерии. Во время боёв за Царицын был ранен, затем приказом от 1 – го апреля 1920 г. командующим Русской Армией бароном Петром Николаевичем Врангелем  был назначен командующем Русской Авиацией. Даже красные, отмечали тактический талант В.М. Ткачёва в деле авиационных боёв. Так, например в одном из боёв в Таврии Вячеславом Матвеевичем была применена тактика совместных ударов броневиков, конницы и авиации. Однако в октябре и ноябре 1920 г. русские авиационные части были эвакуированы из Крыма в Константинополь. В эмиграции В.М. Ткачёв жил сначала в Турции, а затем в Югославии.  В Югославии В. М. Ткачёв проявляет большую заботу по устройству русских летчиков, являясь с 1924 по 1934 год председателем общества воздушного флота 4-го отдела Русского обще-воинского союза. Работает в Русской Сокольской организации (ставящей целью физическое и духовное совершенствование русского народа как части единого славянского мира), других эмигрантских организациях, служит в Штабе инспекции югославской авиации. В 1941 году он стал походным атаманом Кубанского казачьего Войска, участвует в формировании казачьих подразделений Русского корпуса. На параде 29 октября 1941 года, посвященном прибытию в Белград Гвардейского дивизиона, он обратился к казакам со следующими словами: «Прибывший Гвардейский Дивизион свершил небывалый в истории народов подвиг, сохранив себя в течение 20 лет эмигрантского безвременья. Обостренное чувство долга, преданность и верность своим штандартам, как символу утерянной Родины, вписали в историю Русской Армии и Казачества бессмертную страницу».
В 1944 г. Вячеслав Матвеевич отказавшись отступать с немцами, был схвачен в плен красной армией и передан СМЕРШУ. Как водится обвинили в «шпионаже» и дали 10 лет лагерей…. Которые так и не сломили русского Сокола, и в их застенках В.М.Ткачёв умудрялся писать труды посвящённые авиации и тактике воздушных боёв. После освобождения он осел в Краснодаре, где получил хоть какую-то помощь от своей племянницы. Работал переплётчиком, но жил в полнейшей нищете,  в полуподвальной комнате. Дом, где он жил, и поныне стоит в Екатеринодаре на улице Рашпилевской 82. Инициативой ВВС РФ, а так же кубанских энтузиастов и краеведов была повешена памятная доска что в этом доме с 1959 по 1965 гг. проживал первый русский Георгиевский кавалер от Авиации. Живя в СССР, Вячеслав Матвеевич, командующий Авиацией у «черного Барона» П.Н. Врангеля, бывший заключённый ГУЛАГА писал Никите Хрущёву с такими словами, по поводу клеветнических нападок на него И.Ф. Шипилова, в книге «Жизнь, отданная будущему» где чернилось его имя: «Я хотел было подать в суд, но меня удержали от этого шага: ведь автор-то книги коммунист, а я – бывший белый генерал». Ответ Хрущёва не известен... Умер В. М. Ткачёв 25 марта 1965 г. в Екатеринодаре, похоронен на Славянском кладбище на 2 участке, нулевой квартал, второй ряд. Силами энтузиастов на его могиле стоит небольшой мемориал, посвящённый памяти В.М. Ткачёва.

 Основные труды В.М. Ткачёва:

•      Ткачёв В. М. (Сост.) Материал по тактике воздушного боя. Фото-лито-типография при Канцелярии Полевого ген.-инспектора Военно-воздушного флота. [1917].
• Ткачёв В. М. Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне // Военный сборник. Кн. 1. Белград, 1921. — С. 121—136.
• Ткачёв В. М. Тактика воздушных сил. Курс, читанный на Высших Военно-Научных Курсах Генерала Н. Н. Головина в Белграде 1939—1943 гг. — Белград, 1943, II с. тит.л.
• Ткачёв В. М. Я пробую крылья. / С предисл. М. Андриасова. — Огонёк, 1964, № 12. — С. 12—14, ил.
• Ткачёв В. М. Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910—1917 гг. — Издательство: Новое культурное пространство Санкт-Петербург, 2007.
• Ткачёв В. М. «Русский сокол» (посвящена жизни и деятельности Петра Нестерова)
   

При написании заметки были использованы материал из электронной энциклопедии Википедия и из книги кубанского историка Виталия Петровича Бардадыма «Ратная доблесть Кубанцев».


Рецензии