О. Фрейденберг. Эрос и смерть
до римской поэзии
Эрос
означает не "любовь",
а смерть природы,
то есть муку, зиму и холод,
закат, падение светила,
разлуку и дисгармонию.
Всюду, где Эрос, там страдание.
...В трагедии, как и в философии,
Эрос представляет собой ненависть и распрю,
нечистую страсть,
проклятие, Аид,
всякое распадение и разрушение.
Обычные формы такого "дурного Эроса" -
губительные силы воды (ливни, наводнения),
воздуха (вихри, бури),
земли (землетрясения)
и главным образом огня (пожары):
в философии - "первоэлементы",
в трагедии - метафоры, сюжетные мотивы и персоны.
...Вакхическая форма Эроса - Дионис;
форма огня - Геракл.
...Эрос имеет две природы -
губительную и созидательную.
В мистерии он творец,
в трагедии - разрушитель.
В ряде трагедий его сила управляет
всем действием...
Хор "Семи" называет весь комплекс бед
трагической вражды братьев
"властью дурного Эроса".
И действием эсхиловских "Семи"
движет тоже Эрос.
Софокловская Антигона -
воплощение Эроса, ещё в женской форме.
Такой Эрос представляет собой
до-любовь,
вернее, любовь в мифологическом значении,
то есть СМЕРТЬ.
...В трагедии нет ПОНЯТИЯ смерти,
а есть мифологический ОБРАЗ смерти;
такой образ представляет смерть
в виде живой персоны,
заживо "уходящей" в преисподнюю,
"изгоняемой", "рабствующей" и т.д.
...Среди терминологии образов,
всё время говорящих о водах,
сама СУДЬБА представляется водой
загробной реки
/волна Коцита - судьба рода/.
Здесь явно видно,
что "судьба" равнозначна "преисподней",
смерти.
Над героями трагедии реет смерть.
По-гречески /морос/ значит
"судьба", "доля", "жребий",
но с определенным оттенком
именно смерти.
Как персона Морос считается в мифе
СЫНОМ НОЧИ (Гезиод).
..."Делёж" и "судьба"
по-гречески передаются одним и тем же словом.
Главная идея трагедии
заключается в том, что СМЕРТЬ протагониста,
получаемая в виде "судьбы"
при эсхатологическом дележе мойр,
всегда является смертью
искупительной,
смертью очистительной жертвы.
Эдип погибает,
но Фивы спасены им от чудовища.
Этеокл и Полиник убивают друг друга,
но город спасён.
...Кровавые, варварские темы
греческой трагедии
объясняются именно тем,
что зрительный греческий театр - балаган -
был панорамой, скрытой за пологом
или за дверью СМЕРТИ,
но смерти не людей, а мифологических существ,
в которых воплощались стихии
и силы внешней природы.
Образы
были гуманнее понятий...
..."Призрак" и "мертвец"
мыслились в виде тождества:
призрак и был мертвецом, как
"лишенное души подобие тела".
...Из драмы мертвецов
вырос понятийный сюжет о людях,
которых сделали мертвецами.
...Если в МИФЕ Геракл
бьётся у врат смерти с Кербером,
то в ПОНЯТИЙНОМ сюжете
герой ссорится у дверей дома
с негодяем.
О.Фрейденберг. Миф и литература древности. М., 1978.
(Ольга Михайловна - двоюродная сестра Бориса Пастернака.)
Свидетельство о публикации №210121800115
Писала об этом в стихе "Трагедия русского Эроса"
Здесь еще много новых мыслей появилось.
Первое. Эрос имеет два лица. Сие значит, что?... Диалектика как способ познания и якобы универсальный метод видения мира, именно здесь, в этой всеобщей проблеме, доходит до ТРАГЕДИЙной ноты и своей СМЕРТИ. Значит, нам нужна иная Диалектика через ее отрицание?
Второе. Вглядимся: Эр-ос. Пронзает: это эр ОСЬ!
И отсюда опять-таки вытекает много следствий. Проверка, испытание Эросом - для всех народов, душ, цивилизаций. Баланс необходим именно здесь - между жизнью и смертью.
На эросе держится практически всё в искусстве. Вот и ось - но с маленькой буквы.
Там внутри еще корень "рос" - не маловажно. Но об этом потом....
Спасибо, Борис, как всегда, интересно.
Храни Бог!
Екатерина Щетинина 18.12.2010 15:27 Заявить о нарушении
"...Эрос имеет две природы -
губительную и созидательную.
В мистерии он творец,
в трагедии - разрушитель".
В трагедии герои - гибристы, т.е. нарушители божественных установлений. Поэтому тот огонь, который в мистерии греет,
в трагедии - жжёт и сжигает.
Что-то похожее есть и у апостола Павла...
А Христос заповедал нам АГАПЭ...
Борис Пинаев 19.12.2010 01:01 Заявить о нарушении
Слава Богу за неё. Иначе мир бы рухнул уже давно.
Вчера на соборовании видела живую Богородицу: мать с двумя сынами стояла, худенькая, прозрачная вся, в белом платочке с точеным профилем,но свет в глазах... Непередаваемый! А парни рядом (одному лет восемнадцать, другому - что-то около пятнадцати) - со свечами и такими же строгими и прекрасными ликами. Видно, что живут бедно. Может быть, больна она тяжело - ни кровинки в лице. Но это была и Любовь воплощенная, и Надежда, и Вера неколебимая - во всех троих. Слезы лились у меня сами. И не забыть мне теперь эту троицу никогда...
С поклоном и поздравлением с праздником Святителя Николы Зимнего!
Екатерина Щетинина 19.12.2010 13:25 Заявить о нарушении
А у нас соборуют по четвергам...
Борис Пинаев 19.12.2010 16:41 Заявить о нарушении