Записки на полях

«Если мы хотим, чтобы первобытный человек «заговорил», не нужно заставлять его говорить на искусственном жаргоне, составленном из слов…, произносимых на европейский лад. Если позволить ему выражаться по-своему, он станет гораздо менее болтливым, но зато более понятным и, – не нужно удивляться, – более разумным».                (А. Леруа-Гуран)



При изучении экспонатов Гобустанского музея невольно возникают вопросы, - интересно, почему древний человек вдруг стал рисовать? И какова была природа этого действия? Было ли это - спонтанным энергетическим выбросом из переполненного яркими образами иррационального подсознания? Или творчество древнего человека было мотивированным действием рационально мыслящего существа? И было вызвано потребностью зафиксировать реальные события окружающего его мира?

В силу сложившихся стереотипов принято считать, что  человек первобытной эпохи представлял собой этакое полудикое существо, всем своим перепуганным сознанием погруженное в атмосферу мистицизма, магии, обожествления явлений природы. Вот только при такой данности становится не совсем ясным, - как же такое существо смогло выжить при столь неадекватном восприятии окружающей его действительности? И не только - выжить, но еще и создать цивилизацию…? И даже оставить нам, сегодняшнему человечеству свидетельства своего высокого развития в виде наскального творчества.
Если же попробовать отнестись к искусству древнего человека как к тексту, отражающему реалии тех эпох, то тогда придется принять на веру и все то, что изобразил когда-то рисующий пращур. Все, что сегодняшним человечеством  воспринимается за иррациональные идеи древнего человека.
Понять истинный смысл петроглифических изображений при кажущейся простоте, не всегда просто. Интуитивный подход в таком деле тоже не всегда оправдывает себя. И тогда начинается поиск аналогий.

Известно, что для лучшего понимания истории того или иного народа необходимо познакомиться с его культурой, а чтобы понять его культуру, необходимо проникнуть в его верования, начиная с самых ранних, первых культов. Следы которых остаются в фольклоре народа, в мифах, легендах, поверьях, лексических символах. Прорастают в традиции, обычаи, фиксируются в языке. Становятся составной частью характера народа и причиной его нравов.

Чтобы плотнее приблизиться к пониманию и разгадке каменных текстов, в поисках аналогий можно обратиться и к древним священным писаниям разных эпох и народов. При этом рассматривая их не столько как исторические памятники ритуально-мифологической духовной культуры человечества, но как информацию, идущую из глубокой древности. Как отображение неких исторических событий имевших место быть в реалиях тех далеких эпох.

Сегодня появилась возможность обратиться и к древнейшим документам самой первой человеческой цивилизации - цивилизации шумеров, с которой собственно и начался отсчет времени в истории человечества. И с расшифровкой этих документов многое, устоявшееся в нашем общем сознании, сегодня подвергается сомнениям. И даже «фантазийность» древних наскальных изображений порой перестает казаться таковой, если взглянуть на них через призму шумерских откровений.

О цивилизации шумеров человечеству стало известно не так давно, в середине XIX столетия. Во время исследования библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала были обнаружены таблицы, сообщавшие о неких «тайных шумерских документах». В 1852 году в низовьях Евфрата были проведены археологические изыскания, и… миру предстала цивилизация, существовавшая задолго до Ассиро-Вавилонской, считавшейся на тот период самой древней из всех человеческих цивилизаций. Цивилизация, оставившая свои летописи на 25 тысячах глиняных страниц в клинописи и на - неизвестном миру языке. Ее тогда назвали – шумерской, и только спустя время, по мере расшифровывания глиняных текстов выяснится, что те, кого назвали - шумерами, себя именовали - «sa; gig2-ga» («сач-гиг-га»), что в переводе с древнейшего праязыка человечества означает – «черноголовые».
 
25 тысяч глиняных документов, среди которых - исторические хроники, хозяйственные отчеты, планы строительства городов и оросительных систем. Справочники и учебники, научные трактаты в различных областях науки и инженерные чертежи непонятных аппаратов. Фармакологические прописи и руководства по хирургии с картами анатомического строения человека. Художественные оттиски с древних цилиндрических печатей и множественные литературные произведения. А еще – изображения планет Солнечной системы и созвездий, космические навигационные карты и… тексты магических заклинаний. Вот такие документы, свидетельствующие о беспрецендентно высоком уровне развития этой необычной цивилизации. Документы, повествующие о многих интереснейших, почти фантастических событиях происходивших в ее истории. А точнее, в истории  человечества, с тех самых времен, когда, по утверждениям древних документов, самого человечества еще не  существовало.               
Интересно, что еще в 1853 году отец ассириологии - сэр Генри Раулинсон обозначил язык шумеров как - «скифский или тюркский». Анализ древних шумерских клинописных текстов на глиняных табличках показал, что корни большей части  шумерских слов действительно имеют сходство с корнями слов из тюркских языков. И наибольшее сходство, по мнению автора, они имеют – с азербайджанским языком.


Рецензии